Комплексное занятие "Семья"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Коломийченко Татьяна Васильевна

КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ речи

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО» ФГОС.

                                                                                                Коломийченко Т.В.  Воспитатель

                                                                                МДОУ "Детский сад №3"

                                                                               п. Ракитное                         

 

Тема: «Моя семья»

 

Цель:

    Конкретизировать представления детей о семье, семейных и родственных отношениях:   члены семьи ближайшие родственники по линии матери и отца. Учить детей понимать, как поддерживаются родственные отношения в семье (переписка, разговор по телефону, посещения), как проявляются в семье забота, любовь уважение друг к другу. Уточнить представления  о культурных традициях семьи (кулинария, путешествия, фотография, коллекционирование). Проявлять интерес к эмоциям и чувствам людей. Учить разгадывать кроссворды.

    Активизировать в словаре детей употребление стихов, пословиц, поговорок в которых отражена забота и любовь детей к близким, семье. Развивать у детей умение передавать различные эмоциональные или физические состояния (позу, жест, мимику).

     Воспитывать желание заботиться о близких, проявлять уважение по отношению к людям разного возраста, воспитывать чуткость к близким людям, развивать чувство гордости за свою семью.

 

Оборудование: демонстрационный материал: стенд - фотовыставка «Моя семья, презентация, мяч, конструктор для изображения семейного древа «Цветок».

 

Раздаточный материал: карандаши, альбомный лист, цветы ромашки.

 

Предварительная работа: семейные рисунки «Мой малыш», изготовление семейных «островков» (фотографии, их композиции). Оформление семейных альбомов: «Веселые истории моей семьи», «раскроем тайну пословиц», «Семейные хлопоты».

Чтение художественной литературы: Л. Квитко «Бабушкины руки»,

А. Яковлева «Мама», Л Воронкова «Что сказала бы мама». 

 

Ход занятия:

 

Воспитатель собирает детей вокруг себя в хоровод.

                       Собрались все дети в круг.

                       Я твой друг и ты – мой друг

                       Крепко за руки возьмемся

                       И друг другу улыбнемся

 

        -Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Татьяна Васильевна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут. (Дашенька, Юлечка…)

        -Милые мои дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших и пригожих я приглашаю поиграть.

Психогимнастика:

         -Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, когда они радуются, когда у них хорошее настроение.

         -А если они сердятся, вас ругают, хмурятся? Молодцы вы замечательно справились с заданием. Но постарайтесь сделать так, чтобы лица ваших родителей всегда светились от счастья.

Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно послушайте:

                  Семья – это громкое слово,

                  Семья – это звонкое слово,

                  Семья – это слово важное,

                  Об этом знает каждый.

                  

        -Ребята, сегодня у нас в группе презентация фотовыставки «Моя семья».

         -Кто мне скажет, что такое семья?

Ответы детей.

Воспитатель: Семья – это люди, которые любят друг друга, помогают, жалеют, сочувствуют. Относятся друг к другу уважительно. Говорят друг с другом ласково.

         -Кто хочет рассказать о своей семье? (дети по желанию подходят к фотографии своей семьи, рассказывают, кто изображен.)

По ходу  воспитатель спрашиваю о членах семьи, как кого зовут, где сфотографировалась семья.

         -С кем ты живешь?

         -Кто самый старший в вашей семье?

         -Кто самый младший?

         -Кто кому мама?

         -Кто кому сын (дочка)?

         -А для бабушки ты кто?

         -Для брата, сестры?

         -Ты любишь своих близких?

         -Почему? (потому что они ласковые, добрые, заботливые).

         -Кто чем занимается в семье?

         -Кто о тебе заботится?

         -А ты заботишься о других?

Этюд: «Изобрази походку младенца, взрослого и пожилого человека».

Стихотворение: (читает ребенок)

Мама с папой – моя родня

Нет роднее родни у меня

И сестренка родня, и братишка

И щенок лапаухий Тишка

Я родных своих очень люблю

Скоро всем подарки куплю

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню волшебная щетка,

Молоток настоящий – братишке,

Мяч – сестренке, конфета – Тишке,

А еще есть друг у меня,

Друг сережка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра,

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

                                                                 

        Воспитатель:  -Как вы считаете все ли герои стихотворения являются членами одной семьи? Все ли они родные, родня?

 Дети:  Не все его персонажи являются членами одной семьи. Папа, мама, сестренка, братишка – это родня. Друг Сережка не член семьи и не родственник. Он друг, а для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей. Домашних животных мы все очень любим, заботимся о них, иногда считаем их членами своей семьи. Но Тишка не человек, поэтому не является родней герою стихотворения.

Воспитатель: А как вы думаете все семьи одинаковые? Или они разные.

   Дети: Разные. Семьи бывают большие и маленькие.

Воспитатель: Все семьи разные, правильно.

Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью. Они живут в разных домах и квартирах.

   Дети: Семьи бывают дружные и не очень.

   Восптатель: Семья – это самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье. Давайте вспомним их. (дети читают пословицы)

                     «Вся семья вместе и душа на месте».

                     «Золото, серебро не стареет, отец и мать цены не имеют».

                     «Русский человек цены не имеет».

                     «Нет дороже дружка, чем родная матушка».

                     «Дети – цветы жизни».

                     «Семья ладом полна».

 

Физминутка (с элементами массажа пальцев рук).

                      Этот пальчик – дедушка,

                      Этот пальчик – бабушка,

                      Этот пальчик – папенька,

                      Этот пальчик – маменька.

                      Этот пальчик – наш малыш,

                      Зовут его Ванечка!

    Воспитатель: У Ванюши дружная сплоченная семья, потому что все пальчики собрались вместе в кулачек. Какой должна быть семья?

   Игра «Подбери слово».

Подобрать слова признаки к слову «семья» (дружная, крепкая, трудолюбивая, заботливая, ласковая).

А сейчас, дети, мы соберем цветок, который зовется «Родная семья».

                        Папа и мама

                        У нас стебельки,

                        Дедуля с бабулей

                        В семье корешки

                        Цветок наш красуется

                        В зелени луга

                        Все мы в семье своей

                        Любим друг друга.

    Воспитатель: Посмотрите на цветок «Родная семья».

Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга. Как хорошо, что у вас есть семья! Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

Дети: А еще в семье надо помогать друг другу.   

Стихотворение          «Уборка». (читают дети)

                          На столе – посуда горкой,

                          Под столом – с водою таз,

                          Генеральная уборка начинается у нас.

                          Генеральная! Аврал! Наша мама  - генерал!

 

                         Я ужасно, храбрый,

                         Я хожу со шваброй

                         Папа с мусорным ведром

                         В пятый раз обходит дом

 

                         И от дяди много толку,

                         Он помыл на кухне полку.

                         Дедушка с бабушкой

                         Вышли во двор-

 

                         Палкой они выбивают ковер.

                         Все мы грязи не выносим,

                         Из квартиры сор выносим,

                         Полотенцем, пылесосом

                         Под сервантом и столом –

                         Так, что пыль стоит столбом.

    Этюд «Ласковый ребенок» - дети дарят свою любовь маме.

           -Как ты ласково называешь свою маму (мамочка, мамуля)

           -Как ты называешь своего папу? (папочка, папуля).

           -Как ты жалеешь свою маму?

           -Какие ласковые слова ты говоришь своим родителям?

           -Молодцы, вы очень ласковые дети

    Воспитатель: А сейчас, посмотрите внимательно. Перед вами кроссворд. Давайте постараемся его разгадать.

 

1.Мне она тетя, а моей маме…

                                                   (сестра)

2.Моему папе он папа, а мне…

                                                   (дед)

3.Моему папе она жена, а мне…

                                                   (мама)

4.Вставь мягкий знак.

5.Папе он родной брат, а мне…

                                                    (дядя)

Какое ключевое слово получилось? (СЕМЬЯ)

    Воспитатель:  Милые мои дети  8 июля в нашей стране отмечают день Семьи, любви и верности. А давайте каждый из вас нарисует свою семью. И мы сделаем выставку рисунков.                      

 

 

     Игра: «Что бы вы хотели пожелать своей семье?» (пожелания детей своей семье. Дети стоят в кругу и ловят мяч, и говорят пожелания).

    Воспитатель:  Я хочу вам подарить ромашки - символ семьи, любви и верности. Любите и уважайте свою семью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_kompleksnogo_semya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Коломийченко Татьяна Васильевна воспитатель МДОУ «Детский сад №3» Ракитянского района Белгородской области

 

КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ речи

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО» ФГОС.

Тема: «Моя семья»

Цель: 

    Конкретизировать представления детей о семье, семейных и родственных отношениях:   члены семьи ближайшие родственники по линии матери и отца. Учить детей понимать, как поддерживаются родственные отношения в семье (переписка, разговор по телефону, посещения), как проявляются в семье забота, любовь уважение друг к другу. Уточнить представления  о культурных традициях семьи (кулинария, путешествия, фотография, коллекционирование). Проявлять интерес к эмоциям и чувствам людей. Учить разгадывать кроссворды.

    Активизировать в словаре детей употребление стихов, пословиц, поговорок в которых отражена забота и любовь детей к близким, семье. Развивать у детей умение передавать различные эмоциональные или физические состояния (позу, жест, мимику).

     Воспитывать желание заботиться о близких, проявлять уважение по отношению к людям разного возраста, воспитывать чуткость к близким людям, развивать чувство гордости за свою семью.

Оборудование: демонстрационный материал: стенд - фотовыставка «Моя семья, презентация, мяч, конструктор для изображения семейного древа «Цветок».

Раздаточный материал: карандаши, альбомный лист, цветы ромашки.

Предварительная работа: семейные рисунки «Мой малыш», изготовление семейных «островков» (фотографии, их композиции). Оформление семейных альбомов: «Веселые истории моей семьи», «раскроем тайну пословиц», «Семейные хлопоты».

Чтение художественной литературы: Л. Квитко «Бабушкины руки»,

А. Яковлева «Мама», Л Воронкова «Что сказала бы мама».  

Ход занятия:

Воспитатель собирает детей вокруг себя в хоровод.

                       Собрались все дети в круг.

                       Я твой друг и ты – мой друг

                       Крепко за руки возьмемся

                       И друг другу улыбнемся

        -Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Татьяна Васильевна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут. (Дашенька, Юлечка…)

        -Милые мои дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших и пригожих я приглашаю поиграть.

Психогимнастика:

         -Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, когда они радуются, когда у них хорошее настроение.

         -А если они сердятся, вас ругают, хмурятся? Молодцы вы замечательно справились с заданием. Но постарайтесь сделать так, чтобы лица ваших родителей всегда светились от счастья.

Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно послушайте:

                  Семья – это громкое слово,

                  Семья – это звонкое слово,

                  Семья – это слово важное,

                  Об этом знает каждый.

                   

        -Ребята, сегодня у нас в группе презентация фотовыставки «Моя семья».

         -Кто мне скажет, что такое семья?

Ответы детей.

Воспитатель: Семья – это люди, которые любят друг друга, помогают, жалеют, сочувствуют. Относятся друг к другу уважительно. Говорят друг с другом ласково.

         -Кто хочет рассказать о своей семье? (дети по желанию подходят к фотографии своей семьи, рассказывают, кто изображен.)

По ходу  воспитатель спрашиваю о членах семьи, как кого зовут, где сфотографировалась семья.

         -С кем ты живешь?

         -Кто самый старший в вашей семье?

         -Кто самый младший?

         -Кто кому мама?

         -Кто кому сын (дочка)?

         -А для бабушки ты кто?

         -Для брата, сестры?

         -Ты любишь своих близких?

         -Почему? (потому что они ласковые, добрые, заботливые).

         -Кто чем занимается в семье?

         -Кто о тебе заботится?

         -А ты заботишься о других?

Этюд: «Изобрази походку младенца, взрослого и пожилого человека».

Стихотворение: (читает ребенок)

Мама с папой – моя родня

Нет роднее родни у меня

И сестренка родня, и братишка

И щенок лапаухий Тишка

Я родных своих очень люблю

Скоро всем подарки куплю

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню волшебная щетка,

Молоток настоящий – братишке,

Мяч – сестренке, конфета – Тишке,

А еще есть друг у меня,

Друг сережка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра,

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

                                                                 

        Воспитатель:  -Как вы считаете все ли герои стихотворения являются членами одной семьи? Все ли они родные, родня?

 Дети:  Не все его персонажи являются членами одной семьи. Папа, мама, сестренка, братишка – это родня. Друг Сережка не член семьи и не родственник. Он друг, а для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей. Домашних животных мы все очень любим, заботимся о них, иногда считаем их членами своей семьи. Но Тишка не человек, поэтому не является родней герою стихотворения.

Воспитатель: А как вы думаете все семьи одинаковые? Или они разные.

   Дети: Разные. Семьи бывают большие и маленькие.

Воспитатель: Все семьи разные, правильно.

Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью. Они живут в разных домах и квартирах.

   Дети: Семьи бывают дружные и не очень.

   Восптатель: Семья – это самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье. Давайте вспомним их. (дети читают пословицы)

                     «Вся семья вместе и душа на месте».

                     «Золото, серебро не стареет, отец и мать цены не имеют».

                     «Русский человек цены не имеет».

                     «Нет дороже дружка, чем родная матушка».

                     «Дети – цветы жизни».

                     «Семья ладом полна».

Физминутка (с элементами массажа пальцев рук).

                      Этот пальчик – дедушка,

                      Этот пальчик – бабушка,

                      Этот пальчик – папенька,

                      Этот пальчик – маменька.

                      Этот пальчик – наш малыш,

                      Зовут его Ванечка!

    Воспитатель: У Ванюши дружная сплоченная семья, потому что все пальчики собрались вместе в кулачек. Какой должна быть семья?

   Игра «Подбери слово».

Подобрать слова признаки к слову «семья» (дружная, крепкая, трудолюбивая, заботливая, ласковая).

А сейчас, дети, мы соберем цветок, который зовется «Родная семья».

                        Папа и мама

                        У нас стебельки,

                        Дедуля с бабулей

                        В семье корешки

                        Цветок наш красуется

                        В зелени луга

                        Все мы в семье своей

                        Любим друг друга.

    Воспитатель: Посмотрите на цветок «Родная семья».

Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга. Как хорошо, что у вас есть семья! Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

Дети: А еще в семье надо помогать друг другу.    

Стихотворение          «Уборка». (читают дети)

                          На столе – посуда горкой,

                          Под столом – с водою таз,

                          Генеральная уборка начинается у нас.

                          Генеральная! Аврал! Наша мама  - генерал!

 

                         Я ужасно, храбрый,

                         Я хожу со шваброй

                         Папа с мусорным ведром

                         В пятый раз обходит дом

                         И от дяди много толку,

                         Он помыл на кухне полку.

                         Дедушка с бабушкой

                         Вышли во двор-

                         Палкой они выбивают ковер.

                         Все мы грязи не выносим,

                         Из квартиры сор выносим,

                         Полотенцем, пылесосом

                         Под сервантом и столом –

                         Так, что пыль стоит столбом.

    Этюд «Ласковый ребенок» - дети дарят свою любовь маме.

           -Как ты ласково называешь свою маму (мамочка, мамуля)

           -Как ты называешь своего папу? (папочка, папуля).

           -Как ты жалеешь свою маму?

           -Какие ласковые слова ты говоришь своим родителям?

           -Молодцы, вы очень ласковые дети

    Воспитатель: А сейчас, посмотрите внимательно. Перед вами кроссворд. Давайте постараемся его разгадать.

С

е

с

т

р

а

д

е

д

м

а

м

а

ь

д

я

д

я

1.Мне она тетя, а моей маме…

                                                   (сестра)

2.Моему папе он папа, а мне…

                                                   (дед)

3.Моему папе она жена, а мне…

                                                   (мама)

4.Вставь мягкий знак.

5.Папе он родной брат, а мне…

                                                    (дядя)

Какое ключевое слово получилось? (СЕМЬЯ)

    Воспитатель:  Милые мои дети  8 июля в нашей стране отмечают день Семьи, любви и верности. А давайте каждый из вас нарисует свою семью. И мы сделаем выставку рисунков.                      

     Игра: «Что бы вы хотели пожелать своей семье?» (пожелания детей своей семье. Дети стоят в кругу и ловят мяч, и говорят пожелания).

    Воспитатель:  Я хочу вам подарить ромашки - символ семьи, любви и верности. Любите и уважайте свою семью.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При ра

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с до...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Проект. Организация комплексного непрерывного межведомственного сопровождения детей с особыми потребностями посредством внедрения индивидуальной карты непрерывного комплексного сопровождения ребёнка

проект направлен на создание и внедрение индивидуальной карты сопровождения ребёнка-инвалида (и/или  с ОВЗ) для ведения специалистами дошкольного образовательного учреждения и реабилитационного ц...

Комплексно - тематическое планирование. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Комплексно- тематическое планирование работы с детьми 2- 7 лет на 2020-2025 учебный год.

Особенности традиционных событий. Комплексно - тематическое планирование.Часть, формируемая участниками образовательных отношений Комплексно- тематическое планирование работы с детьми 2- 7 лет на...


 

Комментарии

Зеликова Алла Ивановна

Очень поучительно!