Конспект НОД "Тает месяц молодой"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Скареднова Ирина Самсоновна

Данный вид непосредствеено-образовательной деятельности предназначен для детей подготовительной группы детского сада

Цель: познакомить детей с произведением С.Я.Маршака "Тает месяц молодой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_taet_mesyats_molodoy.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Алтай

Филиал №1 «Чебурашка» МДОУ д/с «Родничок» с.Турочак

Турочакского района

План-конспект НОД для детей подготовительной группы

Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»

 

Автор:

Скареднова

Ирина Самсоновна, старший воспитатель

Турочак– 2015

Цель: познакомить детей с произведением С. Я. Маршака «Тает месяц молодой»

Задачи:

Образовательные

Связная речь:

Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Помочь детям, используя разные приемы, понять идею художественного   произведения.

Грамматический строй речи: 

Учить составлять  простые, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с использованием языковых средств (и, а, потому что и т.д.)

Звуковая культура речи:

Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний, звуков – «у», «х».

Формирование словаря:

Обогащать словарный запас новыми словами: месяц, ворота, молодой, распахнутые, гаснут, чередой.

Развивающие

Совершенствовать умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность.

Развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти.

Развивать эмоциональное  восприятие  художественного произведения.

Воспитывающие  

Продолжать приучать детей слушать художественное произведение, воспитывать сдержанность, вежливость, культуру речевого общения.

Предварительная работа:

Познавательное развитие: организация выставки «Книги и произведения С. Я. Маршака», рассматривание иллюстраций к произведениям  С. Я. Маршака. Беседа о Новогоднем празднике. Дидактическая игра «Назови части суток»

Речевое развитие: чтение произведений С. Я. Маршака, разучивание текстов песен и стихотворений о зиме, новогоднем празднике.

Физическое развитие:  разучивание физминутки «Мы немножко отдохнем…»,  разучивание артикуляционной гимнастики «Погреемся».

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое развитие.

Материал и оборудование: «Волшебная коробочка», колокольчик, книги

С. Я. Маршака, портрет поэта.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Структура занятия. Методы и приемы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

Загадывание загадки

Артикуляционная гимнастика

Вопрос

Основная часть

Вопрос

Опора на опыт детей

Вопрос

Рассказ  

Напоминание

Использование иллюстраций, книг

Выразительное чтение стихотворения

Анализ стихотворения

Беседа по содержанию с опорой на текст

Напоминание

Беседа по содержанию с опорой на текст

Указание

Пояснение  

Пояснение

 

Указание

Хоровое и индивидуальное проговаривание

Вопрос

Пояснение

Проговаривание строк

Указание

Пояснение

Вопрос

Пояснение

Рассказ

Проговаривание строк

Физминутка

Повторное чтение стихотворения

Образец выразительного чтения  

Мотивация к прочтению стихотворения

Пример выразительного чтения ребенка

Подсказ нужной интонации

Рефлексия  

Оценка

Мотивация на дальнейшую деятельность

- Ребята, послушайте загадку:

«Снег на полях, лед на реках,

ветер гуляет, когда это бывает?»

- Брр, как холодно. Ветер гуляет. Чтобы не замерзнуть я предлагаю погреться.

Воспитатель проводит артикуляционную гимнастику

«Погреемся». 

И.п. - стоя, ноги вместе,  руки в стороны. Быстро скрестить руки перед грудью, произнося: «У-х-х! У-х-х!»; вернуться в и.п.

(8-10 раз).

- Согрелись?

- Скажите, какой зимний праздник  любят и дети и взрослые?

- Праздник Новый год любят все – и дети и взрослые.

- Как вы думаете, почему?

- Этому чудесному празднику посвящено достаточно много стихотворений.

Сейчас послушайте очень красивое стихотворение, которое называется «Тает месяц молодой…», а написал его Самуил Яковлевич Маршак.

Воспитатель показывает портрет С.Я.Маршака

-Вы, ребята, знакомы со многими произведениями этого замечательного детского поэта.

Если дети забыли книги С.Маршака, воспитатель приглашает детей взглянуть на заранее приготовленные книжки поэта в книжном уголке.

Воспитатель выразительно читает стихотворение С.Маршака:

«Тает месяц молодой.
Гаснут звезды чередой.

Из распахнутых ворот
Солнце красное идёт.

Солнце за руку ведёт
Новый день и Новый год!»

Воспитатель выдерживает паузу с целью эмоционального восприятия детьми стихотворения.

- Ребята, скажите, о чем это произведение?

- Какими словами говорится о том, что наступило утро?

-Как С.Я.Маршак описывает появление солнца в стихотворении?

- Какими словами заканчивается стихотворение?

- А какие строки вам особенно понравились или запомнились?

«Тает месяц молодой.
Гаснут звезды чередой…»

- Скажите, месяц, какой в стихотворении?

- Что значит «молодой месяц»?

- Ребята, обратите внимание на слово «тает…»

- Наблюдая за исчезающим месяцем, мы бы, наверное, сказали другие слова. Какие?

- Когда же это случается: «Тает месяц молодой, гаснут звезды чередой…»

- Как вы понимаете слова «гаснут звезды чередой…» ?

- Гаснут звезды… Как гаснут? Что вообще может гаснуть?

-Замечательными словами начинается стихотворение, не правда  ли?

Послушайте:

«Тает месяц молодой.
Гаснут звезды чередой…»

-Проговорите их очень спокойно, без спешки, так, чтобы каждое слово зазвучало, было услышано.

- Таня, повтори эти строки…

2-3 индивидуальных проговаривания стихотворения детьми

Далее воспитатель повторяет строки, присоединяя к ним еще две  следующие:

«Из распахнутых ворот

Солнце красное идет…»

- Скажите, что это за ворота такие?

Их даже не открыли, а распахнули. И как торжественно звучат строчки – выход красного солнца!

Воспитатель проговаривает строки:

«… Из  распахнутых ворот

Солнце красное идет…

Затем присоединяет последнее двустишье:

«…Солнце за руку ведет

Новый день и Новый год!»

-Ребята, повторите эти строки

Воспитатель объясняет, почему у солнца такой торжественный выход. И ворота не само солнце открыло, а их распахнули перед ним.

-Этот новый день – начало Нового года.

- А чего это солнце новый день и Новый год за руку ведет, как малышей?

- Правильно. Они и есть малыши. Правда, новый день солнце каждое утро выводит, а вот Новый год – один раз в 365 дней.

Далее воспитатель читает еще раз строки:

«…Солнце за руку ведет

Новый день и Новый год!»

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вдохнем,

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их все лучи сгорели,

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали-

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем, ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И нисколько не устали.

- Ребята, послушайте еще раз это стихотворение.

Воспитатель читает стихотворение целиком, затем повторяет его.

«Тает месяц молодой.
Гаснут звезды чередой.

Из распахнутых ворот
Солнце красное идёт.

Солнце за руку ведёт
Новый день и Новый год!»

После повторного прочтения стихотворения  воспитатель достает из «Волшебной коробочки» колокольчик  и сообщает: «Тот, кто хочет позвенеть колокольчиком может рассказать это стихотворение»

- Кто желает позвенеть колокольчиком?

Воспитатель сначала вызывает 1-2 детей, кто быстро запомнил стихотворение.

Затем вызывает остальных детей.

-Ребята, как называется стихотворение, с которым мы познакомились?

- Назовите автора этого стихотворения.

- Молодцы, ребята. Вы очень быстро запомнили стихотворение,  выразительно его читали.

Если хотите – нарисуйте картинку из этого стихотворения.

Это бывает зимой

Да.

Дети садятся на стульчики

Это праздник Новый год

Этот праздник любят все, потому что на этом празднике весело, приходит Дед Мороз, Снегурочка и другие сказочные персонажи.

Дети подходят к уголку книги, рассматривают иллюстрации к произведениям С.Маршака

Это произведение о том, что наступило утро и показалось солнце. Начался новый день нового года.

«Тает месяц молодой.
Гаснут звезды чередой…»

«Из распахнутых ворот
Солнце красное идёт…»

«Солнце за руку ведёт
Новый день и Новый год!»

Дети повторяют понравившиеся  строки из стихотворения

Месяц молодой…

Этот месяц только появился – народился

Еле виден. Его почти не видно. Бледный месяц. Исчезает. Тускнеет.

Утром, на рассвете

Гаснут друг за другом

Гаснуть может костер, фонарь, свеча, спичка.

Да, правда

Дети проговаривают спокойно, выразительно:

«Тает месяц молодой.
Гаснут звезды чередой…»

Таня проговаривает строки из стихотворения

«Тает месяц молодой.
Гаснут звезды чередой..»

Это утренний рассвет, то есть солнце поднимается  из-за горизонта или горы.

Дети интонационно 3-4 раза повторяют строчки из стихотворения.

Дети повторяют слова

«…Солнце за руку ведет

Новый день и Новый год!»

Новый день и Новый год только начались, они и есть малыши.

Дети повторяют конец стихотворения:

«…Солнце за руку ведет

Новый день и Новый год!»

Дети выполняют движения за воспитателем, проговаривая слова

Дети садятся на стульчики

-Я желаю позвенеть колокольчиком

Дети, используя средства выразительного чтения декламируют стихотворение.

Дети поочередно рассказывают стихотворение

Стихотворение называется «Тает месяц молодой»

С. Маршак


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»” .

Программные образовательные задачи1. Формировать умение внимательно слушать и запоминать стихотворение; выразительно читать его с естественными интонациями;2. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэт...

Презентация к занятию по развитию речи "Заучивание стихотворения С. Маршака "Тает месяц молодой""

Презентация к занятию по развитию речи "Заучивание стихотворения С. Маршака "Тает месяц молодой" в старшей группе....

Методическая разработка конспекта НОД по развитию речи "Тает месяц молодой"

Тема: Заучивание стихотворения "Тает месяц молодой" Цель: Создание условий для запоминания и выразительного чтения стихотворения....

Конспект НОД по речевому развитию на тему: «Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой» для детей 5-6 лет.»

Познакомить детей с произведением С. Маршака «Тает месяц молодой», учить детей давать развернутые ответы на поставленные вопросы, продолжать работу над дикцией.Обогащать словарь детей: мес...

Конспект занятия « Повторение стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»

Конспект занятия « Повторение стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»   Цель: Повторить с детьми любимые стихотворения.   Образовательные:1. Формировать уме...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Заучивание стихотворения С.Я.Маршака «Тает месяц молодой» для детей 5-6 лет

Цель:  Вспомнить с детьми произведения С.Я. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой».Задачи:Познакомить детей с произведением С.Я. Маршака &l...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе "Заучивание стихотворения С. Я. Маршака "Тает месяц молодой""

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе " Заучивание стихотворения С. Я. Маршака " Тает месяц молодой"" с использованием мнемотаблицы....