Конспект НОД для детей старшей группы "Зимушка - зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Овчинникова Светлана Владимировна

Занятие направлено на развитие связной речи, развитие психических процессов: внимания. памяти, мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_dlya_detey_starshey_gruppy_zimushka-zima.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа №1357» Многопрофильный комплекс Братиславский»

Дошкольное подразделение №13 (ул. Перерва, 61)

План-конспект НОД

для детей старшей группы

    по теме: «Сундучок Зимушки - зимы»

Подготовлен: воспитателем

Овчинниковой

Светланой Владимировной

Москва

2016

Тема: «Сундучок Зимушки - зимы»

Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа)

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, коммуникативно- личностное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Цель:

Развитие связной речи. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. Вызывать положительные эмоции.

Задачи:

Образовательная:

- обогащение активизация словаря по теме «Зима»;

- закрепление изученного ранее материала по теме «Зима»;

- развитие ассоциативного мышления, подбор признаков к предмету;

- развитие графомоторных навыков;

- закреплять практическое усвоение однокоренных слов и употребление их в речи.

Развивающие:

- развивать связную речь;

- совершенствовать умение определять количество слогов в слове;

- закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением;

- развивать фонематический слух, восприятие, внимание, память, словесно- логическое мышление.

Нравственные воспитательные задачи:

- формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;

- развивать умение слушать сверстников;

- воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование и материалы:

магнитная доска, магниты; сундучок; снежинки с текстами загадок; аудиозапись произведения П.И. Чайковского «Времена года. Январь»; картинки: сугроб, лед, снежный ком, снежинка, снеговик, снег, снегирь, подснежник, Снегурочка, сосулька; «льдинки» из голубого картона; картинка «Зима»; снежинку, вырезанную из голубого картона с недостающими лучиками; листочки с изображением снежинок к упражнению «Дорисуй лучики», карандаши голубого цвета (по количеству детей); «снежный ком» из ваты.

Ход НОД:

1.Введение в тему.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Январь». Дети входят в игровую зону. На ковре стоит сундучок.

Воспитатель: - Ребята пока вас не было, кто- то у нас был и  оставил нам сундучок. А что находится  в сундучке, мы сейчас узнаем.

(Заглядывают в сундучок.) Там снежинки! У нас тепло, а снежинки не растаяли. Как вы думаете, почему? (они волшебные) Посмотрите на них. Это снежинки-загадки. Дети берут по одной снежинке.

Воспитатель выключает музыкальное сопровождение, подходит к каждому ребенку со снежинкой, берет ее и читает загадку. Ребенку предлагается отгадать загадку и запомнить отгадку.

Загадки:

  1. Вился, вился белый рой,

Сел на землю – стал горой. (сугроб)

  1.  Мост, как синее стекло.

Скользко, весело, светло. (лед)

  1. По снегу покатите – я подрасту,

На костре согреете – я пропаду. (снежный ком)

  1. С неба падает зимою

И кружится над землею

Легкая пушинка, белая… (снежинка)

  1. Меня не растили, из снега лепили.

Вместо носа ловко вставили морковку. (снеговик)

  1. Бел, да не сахар,

Ног нет, а идет. (снег)

  1. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (снегирь)

  1. Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится, хоть и маленький. (подснежник)

  1. С дедушкой  Морозом рядом,

Блещет праздничным нарядом.

Нам загадки задает,

Водит хоровод, поет.

Из снежинок курточка

Это кто?... (Снегурочка)

  1.  Морковка белая  из воды сделана.

Растет зимой вниз головой. (сосулька)

Воспитатель предлагает детям со снежинками  подойти к столу, выбрать картинку-отгадку к своей загадке и прикрепить ее к магнитной доске.

Дети выполняют задание и садятся за столы.

  1. Основная часть. Подбор признаков.

Воспитатель: - Вы догадались, кто оставил нам сундучок? (зима) Да, это Зимушка-зима оставила у нас свой сундучок, и хочет узнать, что вы знаете о ней.

- Какая зимой погода? (холодная)

- Что выпадает зимой? (снег)

- Если зимой много снега, то зима какая? (снежная)

- Если сильный мороз, то зима какая? (морозная)

- Ребята, если в самом начале зимы выпал снег, рано наступили холода, то зима какая? (ранняя)

- А если на календаре уже декабрь, а снега нет, холода не наступили, то говорят, что зима …(поздняя)

- Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то зима какая? (студеная)

- Вот как много слов–признаков мы назвали о зиме.

Воспитатель прикрепляет к магнитной доске картинку «Зима».

- Как вы думаете, зачем нужен снег зимой? (он согревает землю)

 - Конечно, он согревает землю и растения. Снег какой? (белый, холодный, рыхлый, пушистый,  искристый…)

- Из какого снега можно лепить снеговика? (из липкого снега)

        

3. Деление слов на слоги.

Воспитатель заглядывает в сундучок:

- Посмотрите, в сундучке лежат льдинки. Я думаю, они не простые и помогут вам поделить слова на слоги.

Воспитатель раздает каждому ребенку по пять «льдинок» и картинки - отгадки.

- Положите перед собой столько «льдинок», сколько слогов в вашем слове.

Дети произносят слова по слогам и выкладывают нужное количество «льдинок», после выполнения обмениваются картинками и выполняют новый вариант задания.

4.Упражнение  «Дорисуй снежинки»

Воспитатель опять заглядывает в сундучок:

- Посмотрите, в сундучке лежит еще одна снежинка (достает снежинку, вырезанную из голубого картона с недостающими лучиками). Но что-то с этой снежинкой случилось? (ответы детей) Да, дети у снежинки сломались лучики. Сколько лучиков должно быть у снежинки? Зимушка-зима просит вас о помощи, дорисуйте лучики, что бы все снежинки были красивыми.

Воспитатель раздает листочки с изображением снежинок и карандаши. Детям предлагается дорисовать недостающие лучики у снежинок голубым карандашом. Во время выполнения упражнения звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Январь».

5.Динамическая пауза.

Дети проходят в игровую зону и образуют полукруг.

Воспитатель: - Поставьте ноги чуть шире плеч, повторяйте за мной слова и движения.

         Пришла Зимушка-зима.        Поднимают руки вверх.

        Много снега намела.             Покачивают руками влево и вправо.

        Все кругом белым-бело.       Приседают.

        Будет травушке тепло.          Выполняют ладонями движения, как бы

                                                          поглаживая траву.

        Падают снежинки -               Встают, поднимают руки вверх.

        Белые пушинки.                    Опускают руки.

6. Игра  «Назови слова»

Дети, после динамической паузы, остаются  в игровой зоне. Воспитатель еще раз заглядывает в сундучок:

- Посмотрите, ребята в сундучке еще что-то лежит  (достает «снежный ком» из ваты) что это? (ответы детей: снежный ком, снежок) Я думаю его Зимушка - зима положила в сундучок, что бы мы с ним поиграли. Как вы играете снежками? (ответы детей)

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Назови слово». Я буду поочередно бросать вам снежок, а вы его ловить и называть слово, в котором есть частичка снеж, снег (однокоренное к слову снег).

        7. Зрительная гимнастика «Снежок»

После того, как все дети назовут однокоренные слова, воспитатель дает всем детям по снежку и предлагает сними поиграть. Дети образуют полукруг и повторяют за воспитателем.

        В руки вы снежки возьмите,

        И на них вы посмотрите,

        А теперь их поднимите

        Вверх, на них вы посмотрите,

        И опять на них взгляните.

        Снежок вправо, снежок влево.

        «Нарисуйте» круг умело.

        Снежок близко, вот вдали,

        Ты внимательно смотри.

        Вот такой у нас снежок,

Улыбнись ему, дружок.

Быстро, быстро вы моргайте,

А теперь снежок бросайте. (Воспитатель ставит корзину посередине и дети бросают в нее снежки)

8. Итог занятия.

Воспитатель: - Сундучок  Зимушки-зимы пуст, давайте вспомним, что в нем находилось? Какие задания вы выполняли? Что вам больше всего понравилось? (ответы детей) Вы молодцы, вот какое интересное занятие получилось с сундучком Зимушки - зимы. Предлагаю вам в свободное время нарисовать рисунки на тему «Зима»  и мы их положим в сундучок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшей группы «Как много интересного бывает зимой»

Цель: формирование обобщенного представления детей о зиме, о состоянии живой и не живой природы.Задачи: учить умению использовать модели в познавательной деятельности при установлении прич...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по окружающему миру "Как звери к зиме готовятся"

Занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Цель занятия: закрепление знаний детей о жизни лесных животных в осенний период. По ходу занятия дети отгадывают загадки, ...

Конспект совместной деятельности детей старшей группы «Зимующие птицы».

Конспект совместной деятельности детей старшей группы«Зимующие птицы» c использованием исследовательских методов...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на лексическую тему: «Зима. Зимние забавы»

1. Организационный момент.Логопед. Сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.Радость детям подарила и на санках прокатила»О каком времен года эта загадка? ...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Зимующие птицы"

Конспект НОд образовательная область Познание тема Зимующие птицы. Занятие дает возможность закрепить знания детей о жизни зимующих птиц, знакомит их с новой птицей -клестом....

Конспект по развитию лексико- грамматических категорий речи детей старшей группы «Зимующие птицы».

Конспект по развитию лексико- грамматических категорий речи детей сиаршей группы «Зимующие птицы».ЦЕЛЬ: развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.ЗАДАЧИ:Расширение словаря существительн...

Конспект занятия для детей старшей группы по аппликации на тему «Зима пришла, снежинки закружились».

Развивать умение внимательно слушать воспитателя, рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы.• Развивать умение использовать в беседе накопленные знания.• Устанавливать причинно-следственные связи...