Консультация для воспитателей «Расширение семантического пространства языка дошкольников»
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Исаева Оксана Анатольевна

Слово- это единица языка, выражающая понятие. Оно несет смысловую нагрузку. Существует лишь в определенном звуковом оформлении и грамматической форме. Поэтому усвоение ребенком нового слова идет через закрепление за звуковой оболочкой слова его значения, а также вариантов грамматических изменений этого слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКУ «ЦИМОМОУ» Лямбирского

муниципального района РМ

Консультация для воспитателей

«Расширение семантического пространства

языка дошкольников»

                                                          Подготовила:

                                                                                 воспитатель МБДОУ

                                                                                «Лямбирский детский сад №3

                                                                                 комбинированного вида»

                                                                                 Исаева О.А.

                                                   С. Лямбирь

Слово- это единица языка, выражающая понятие. Оно несет смысловую нагрузку. Существует лишь в определенном звуковом оформлении и грамматической форме. Поэтому усвоение ребенком нового слова идет через закрепление за звуковой оболочкой слова его значения, а также вариантов грамматических изменений этого слова.

      Работа над содержательной стороной слова является важной задачей речевого развития дошкольников. В теории дошкольной педагогики вопросы методики словарной работы представлены достаточно полно, однако, как показывают исследования, многие дошкольники испытывают затруднения в подборе адекватных лексических средств при построении связного высказывания, так как в процессе речевого воспитания не всегда учитываются особенности семантического развития каждого ребенка.

     Ведь последовательность появления словообразовательных форм в детской речи, определяется их семантикой, функцией в структуре языка.

     Поэтому вначале появляются семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые словообразовательные формы. Так, например, прежде всего ребенок овладевает уменьшительно-ласкательными формами существительных. Значительно позже в речи появляются названия профессий людей, дифференциация глаголов с приставками и другие, более сложные по семантике формы.  

     Таким образом, овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития.

     На моих занятиях дети учатся рассказывать последовательно о воспроизводимых действиях, составлять простые рассказы по следам выполненной серии упражнений. В процессе обучения различным видам рассказов, описаний, я провожу упражнения в сравнении предметов.

     Практическое усвоение грамматических категорий сочетается с умением составлять распространенные предложения, сравнивать, составлять слова по их смысловому значению и грамматическим признакам (род, число, падеж).

     Я считаю, что необходимо приучать детей повседневно использовать приобретенные речевые умения и навыки в самостоятельных связных высказываниях. Включаю специальные упражнения, направленные на развитие выразительности речи. Эти задачи решаются в условиях систематической работы с детьми.

    По мере развития речи и мышления постепенно пополняющийся словарь детей систематизируется, упорядочивается, складываясь в семантические поля. Семантические поля – это образования слов, связанных по смыслу, к примеру, поле наименований предметов одежды, поле названий ягод, поле глаголов движения и др.

    Поэтому в своей работе я использую игры и упражнения со словами, которые  позволяют расширить словарный запас детей, познакомить их с новыми словами, закрепить их в речи, помогают приобрести устойчивые навыки грамматически правильного использования в речи существительных, прилагательных, глаголов, наречий и достичь хорошего результата по развитию у детей навыков владения словом.

   Вот некоторые примеры:

          Игровое упражнение «Назови другим словом». Цель. Формирование семантических полей (групп слов, связанных по смыслу), расширение словаря синонимов. Например: «Бросить мяч - кинуть мяч. Глядеть в окно – смотреть в окно».

        Игровое упражнение с мячом.  «Скажи наоборот». Цель. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов. Например: «День – ночь», говорить – молчать, добрый - злой, громко- тихо и т.п.

      Игры:

  • «Один – много». «Пол - полы, машина – машины, заяц – зайцы».

 

  • «Скажи кого не стало?» «Лисенок – (не стало кого?) лисенка.

  • «Скажи ласково», «Машина – машинка, дом – домик».

  • «Сосчитай до пяти слова». «Одна лопата – две  лопаты…пять лопат».

  • «Скажи какая? (какой?). «Бабочка (какая?) – красивая, легкая, разноцветная.

  • «Большой – маленький». «Картошка маленькая, а тыква большая, капуста большая, а лук маленький».

  • «Кто что делает?» «Пчела летает, жужжит, собирает нектар. Волк бегает, воет, рыщет»,

Все эти игры направлены на словоизменение, образование новых слов (синонимов, антонимов), изменение падежных окончаний, суффиксов, и как следствие связи слов в предложениях.

Таким образом, объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому взрослым необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком. Активный образ жизни в семье и в ДОУ предоставляет благодатный материал для расширения словаря, а также формирования в языковом сознании дошкольника системы семантических единиц и отношений.

             

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. М.: Просвещения,1987.

2.Гербова, В.В.Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации.

3.Кольцова, М.М.Ребенок учится говорить. М.: Сов. Россия,1979

4.Кубрякова, Е.С. Типы языковых значений. Семантика производного слова. М.: Наука 1981.

5.Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Максаков А.И. М.:Совершенство,19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Расширение семантического пространства языка дошкольников"

Консультация для воспитателей логопедических групп о расширении семантического пространства языка дошкольников, позволяющее объемно и качественно расширять словарь детей....

Формирование устной речи через развитие семантического поля у дошкольников

Актуальным является проблема, касающаяся формирования устной речи дошкольников.Как отмечает А. М. Богуш, исследования последних десятилетий в области детской речи ориентируются на общие языковые катег...

Консультация для воспитателей: «Детские маркеры пространства как средства самовыражения дошкольника»

Организация предметно-игрового пространства и предметно-развивающей среды является необходимым условием для формирования игровой и познавательной деятельности ребенка. Задача дошкольного учреждения со...

Статья "Формирование семантических полей у дошкольников старшего возраста с ментальными нарушениями"

В данной статье рассматривается проблема формирования семантических полей у дошкольников старшего возраста с ментальными нарушениями....

«Особенности усвоения лексико- семантических закономерностей языка детьми с ТНР»

консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тнр...