"Расширение семантического пространства языка дошкольников"
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Консультация для воспитателей логопедических групп о расширении семантического пространства языка дошкольников, позволяющее объемно и качественно расширять словарь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

        детский сад № 17 «Искорка»        

Южноуральского городского округа

457040, Челябинская область, г. Южноуральск, ул. Советской Армии, 10 А.

тел./ факс 8 (35134) 4-34-04, e-mail: iskorka1969@mail.ru

Консультация для воспитателей

«Расширение семантического пространства

языка дошкольников»

                                                        Подготовила:

                                                                                Учитель - логопед МДОУ

                                                                                детский сад №17«Искорка»

                                                                                 Бентюкова Е.В.

                                                                               

Слово- это единица языка, выражающая понятие. Оно несет смысловую нагрузку. Существует лишь в определенном звуковом оформлении и грамматической форме. Поэтому усвоение ребенком нового слова идет через закрепление за звуковой оболочкой слова его значения, а также вариантов грамматических изменений этого слова.

      Работа над содержательной стороной слова является важной задачей речевого развития дошкольников. В теории дошкольной педагогики вопросы методики словарной работы представлены достаточно полно, однако, как показывают исследования, многие дошкольники испытывают затруднения в подборе адекватных лексических средств при построении связного высказывания, так как в процессе речевого воспитания не всегда учитываются особенности семантического развития каждого ребенка.

     Ведь последовательность появления словообразовательных форм в детской речи, определяется их семантикой, функцией в структуре языка.

     Поэтому вначале появляются семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые словообразовательные формы. Так, например, прежде всего ребенок овладевает уменьшительно-ласкательными формами существительных. Значительно позже в речи появляются названия профессий людей, дифференциация глаголов с приставками и другие, более сложные по семантике формы.  

     Таким образом, овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития.

     На моих занятиях дети учатся рассказывать последовательно о воспроизводимых действиях, составлять простые рассказы по следам выполненной серии упражнений. В процессе обучения различным видам рассказов, описаний, я провожу упражнения в сравнении предметов.

     Практическое усвоение грамматических категорий сочетается с умением составлять распространенные предложения, сравнивать, составлять слова по их смысловому значению и грамматическим признакам (род, число, падеж).

     Считаю, что необходимо приучать детей повседневно использовать приобретенные речевые умения и навыки в самостоятельных связных высказываниях. Включаю специальные упражнения, направленные на развитие выразительности речи. Эти задачи решаются в условиях систематической работы с детьми.

    По мере развития речи и мышления постепенно пополняющийся словарь детей систематизируется, упорядочивается, складываясь в семантические поля. Семантические поля – это образования слов, связанных по смыслу, к примеру, поле наименований предметов одежды, поле названий ягод, поле глаголов движения и др.

    Поэтому в своей работе использую игры и упражнения со словами, которые позволяют расширить словарный запас детей, познакомить их с новыми словами, закрепить их в речи, помогают приобрести устойчивые навыки грамматически правильного использования в речи существительных, прилагательных, глаголов, наречий и достичь хорошего результата по развитию у детей навыков владения словом.

   Вот некоторые примеры:

          Игровое упражнение «Назови другим словом». Цель. Формирование семантических полей (групп слов, связанных по смыслу), расширение словаря синонимов. Например: «Бросить мяч - кинуть мяч. Глядеть в окно – смотреть в окно».

        Игровое упражнение с мячом.  «Скажи наоборот». Цель. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов. Например: «День – ночь», говорить – молчать, добрый - злой, громко- тихо и т.п.

      Игры:

  • «Один – много». «Пол - полы, машина – машины, заяц – зайцы».

 

  • «Скажи кого не стало?» «Лисенок – (не стало кого?) лисенка.

  • «Скажи ласково», «Машина – машинка, дом – домик».

  • «Сосчитай до пяти слова». «Одна лопата – две  лопаты…пять лопат».

  • «Скажи какая? (какой?). «Бабочка (какая?) – красивая, легкая, разноцветная.

  • «Большой – маленький». «Картошка маленькая, а тыква большая, капуста большая, а лук маленький».

  • «Кто что делает?» «Пчела летает, жужжит, собирает нектар. Волк бегает, воет, рыщет»,

Все эти игры направлены на словоизменение, образование новых слов (синонимов, антонимов), изменение падежных окончаний, суффиксов, и как следствие связи слов в предложениях.

Таким образом, объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому взрослым необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком. Активный образ жизни в семье и в ДОУ предоставляет благодатный материал для расширения словаря, а также формирования в языковом сознании дошкольника системы семантических единиц и отношений.

             

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. М.: Просвещения,1987.

2.Гербова, В.В.Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации.

3.Кольцова, М.М.Ребенок учится говорить. М.: Сов. Россия,1979

4.Кубрякова, Е.С. Типы языковых значений. Семантика производного слова. М.: Наука 1981.

5.Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Максаков А.И. М.:Совершенство,19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Расширение семантического пространства языка дошкольников»

Слово- это единица языка, выражающая понятие. Оно несет смысловую нагрузку. Существует лишь в определенном звуковом оформлении и грамматической форме. Поэтому усвоение ребенком нового слова идет через...

Мастер-класс для родителей "Автоматизация звуков через расширение семантических полей слов".

Система работы по автоматизации звукопроизношения через расширение семантических полей слов, развития валентностей и функции словоизменения является апробированной и эффективной формой речевой работы ...

Буклет для родителей по автоматизации звуков через расширение семантического поля.

Слово усваивается ребёнком быстрее и прочнее, если обучение его употреблению связано с его смыслом, а в процессе работы над словом устанавливаются ассоциативные связи....

Виртуальная экскурсия как ресурс расширения образовательного пространства развития ребенка дошкольника

Виртуальная экскурсия как ресурс расширения образовательного пространства развития ребенка дошкольника...

ФОРМИРОВАНИЕ ГЛАГОЛЬНОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ РЕЧЕВОГО ПРОСТРАНСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В период с трех до шести лет наиболее интенсивное речевое развитие детей. Ребенок активно пользуется всеми частями речи, но преобладают существительные и глаголы. Образовывать глаголы от других частей...

Мастер – класс Тема: «Теоретические основы развития лексики у детей дошкольного возраста. Расширение семантических полей в процессе словарной работы»

-        повышение уровня компетентности педагогов в области теоретических основ развития лексики у детей дошкольного возраста;-...