Конспект занятия: "Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Вергилес Инга Викторовна

НОД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе

на тему:  «ОСЕНЬ»

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие»,

«Познавательное развитие»,

«Речевое развитие»

 

Составили:

Вергилес Инга Викторовна,

воспитатель подготовительной

к школе группы № 5,

Гордиенко Лариса Николаевна,

  музыкальный руководитель

Цель: обобщать знания об осени.

Задачи:

  1. Совершенствовать умение выразительно передавать смысл песен в певческой интонации.

  1. Побуждать детей к высказываниям об эмоционально-образном содержании пьес.

  1. Упражнять детей в умении называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.

  1. Упражнять в умении подбирать цвета согласно характеру музыки.

  1. Закреплять навык образования имен прилагательных от имен существительных.

  1. Развивать умение создавать музыкально-двигательный образ на музыку разного характера.

  1. Воспитывать чувство прекрасного.

Материал: 4 картинки с осенними признаками выполненные в одном стиле (листопад, дождливая погода, урожай, птицы улетают и животные готовятся к зиме); шкатулка; шапочки мышки, свеклы, капусты, помидора, лука; платочки; письмо; картины ранней (золотой) и поздней осени; палитра цветов;


Ход:

Дети входят в музыкальный зал на носочках под «Осенний вальс» Ф.Шопена.

Приветствие

Воспитатель:  Дети к нам вчера вечером в детский сад пришло письмо. Подписано оно было не на русском языке. Дома на компьютере с помощью программы «Переводчик» я перевела написанное на русский язык и узнала от кого это письмо и что в нем написано. А вы хотите узнать?

Дети: Да

Воспитатель: Слушайте

Россия, г. Архангельск, Московский проспект

Детский сад «Ягодка» детям группы «Морошка».

Обратный адрес: Африка.

Здравствуйте! Дорогие ребята! Мы узнали, что у вас в России осень какая-то особенная, не такая как у нас в Африке. Расскажите нам о ней, и напишите нам ответ.

                                                                                  Африканские дети.

Муз. рук.: Поможем нашим Африканским друзьям? А вдруг они не знают русского языка? Вдруг у них нет возможности перевести наше письмо на русский язык. Давайте соберем для них осеннюю картину из осенних признаков и пошлем в Африку.

Воспитатель:   Для того, чтобы вспомнить признаки осени, отправимся прогуляться по осенним дорожкам.

                          Дети идут под музыку врассыпную

Воспитатель:  По каким признакам можно узнать осень?

Дети:      перечисляют признаки осени

Воспитатель: По российским лесам в сентябре

                          Прокатилась волна листопада.

                          Сколько грусти в осенней поре

                          И какая для взора отрада.

                                                        В. Моспан

Муз.рук.: Дети исполним песню  «Здравствуй, Осень» выразительно. Старайтесь протягивать мелодию плавно и легко, так как кружится осенний листок.

                                         

   Песня «Здравствуй, Осень».

 Муз.рук.: Вы постарались, молодцы.

Воспитатель: Осень. Осыпается весь наш бедный сад.

                          Листья пожелтелые по ветру летят.

Дети возьмите платочки и представьте, что это осенние листочки. Давайте потанцуем с ними.

Танец-импровизация «падают листья»

                                                      Муз. Шопена

Муз.рук.: Какой замечательный танец осенних листиков у нас получился. Можно поставить первый фрагмент нашей картины с первым признаком – листопад (ставим первую часть).

Воспитатель: Дети, какая  погода осенью?            

                          Ответ попробуй не сказать, а песней пропевать.

                                        Игра "Погода осенью"

Когда на небе солнце – солнечная (пропевают). 1-3-5 маж.

Когда ясно – ясная (пропевают) минор пост.

Когда идет дождь – дождливая (пропевают) 1-3-5 мин.

Когда дует ветер – ветреная (пропевают) пост.мин. вверх

Холодно – холодная (пропевают) 5-3-1 маж

Пасмурно – пасмурная (пропевают) 5-3-1 мин.

Хмуро – хмурая (пропевают) пост.вниз мин.

Муз.рук.: Ребята, исполним песню про пасмурную, дождливую осень. А споем мы ее выразительно, весело и задорно!

                               Песня «Тетушка Непогодушка»

Воспитатель:    Всегда ли осень одинаковая?

                             Какие периоды осени вы знаете?

Дети:      ранняя – золотая, поздняя

                   ( Выставить картины с изображением ранней и поздней осени)

Воспитатель:  Чем отличаются периоды осени?

Дети:   у ранней осени много желтого, красного, оранжевого цветов, а у поздней – белого и серебристого. Ранней осенью чаще светит солнце, а поздней чаще идет дождь, дует холодный ветер, выпадает первый снег. Деревья ранней осенью с разноцветными листьями, а поздней осенью стоят голые……

Воспитатель:      Сейчас мы с вами послушаем два музыкальных фрагмента.

Послушайте и попробуйте узнать композитора  и скажите, какое настроение этого музыкального фрагмента.

Дети слушают муз. отрывок из концерта №3 А.Вивальди "L'autunno" (Осень) I часть – Allegro («Времена года»).

Муз. рук.:   Назовите композитора.

Дети: Антонио Вивальди

Муз. рук.: Как называется произведение?

Дети: Осень

Муз.рук.:  Какое настроение у этого музыкального произведения?

Дети: Веселое, радостное, светлое, игривое.

Муз. рук.:    Да, ребята, этот музыкальный фрагмент полон света, жизнелюбия. Музыка звучит легко, радостно. Какому периоду осени соответствует характер этого произведения.

Дети:  ранней – золотой осени

Муз.рук.: А сейчас я попрошу вас выбрать цвет, который отражает настроение этого музыкального фрагмента.

Дети: выполняют задание.

Муз. рук.:    Молодцы, а теперь слушайте другой отрывок произведения Антонио Вивальди и определите его настроение.

Дети слушают муз. отрывок из концерта №3 А.Вивальди "L'autunno" (Осень) II – Adagio molto («Времена года»).

Муз. рук:   Какое настроение у этого музыкального произведения?

Дети: Грустное, печальное, жалобное, серое, плачущее.

Муз.рук.:  Да, в этой пьесе выражено тоскливое, подавленное, печальное настроение, созвучное неуютной, безрадостной картине увядающей природы.  Какому периоду осени соответствует характер этого произведения.

Дети: Поздней осени.

Муз.рук.: А сейчас я попрошу вас выбрать цвет, который отражает настроение этого музыкального фрагмента.

Дети: выполняют задание.

Муз. рук.: Вы справились с этим заданием. Молодцы.

Воспитатель: Я думаю можно поставить вторую часть нашей осенней картины, которая отражает следующий признак осени – дождливая, пасмурная погода (ставим вторую часть).

Воспитатель:   Ребята, а чем богата осень?

Дети: овощами, фруктами, ягодами, грибами….

                                Игра «Мышка в огороде»

Муз.рук.: Пришла пора поставить третий признак – осень щедрая пора урожая грибов, ягод, фруктов, овощей.

Посмотрите, скоро у нас будет красивая картина осени (ставим третью часть).

Воспитатель:  С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы.

Я шкатулочку возьму,

Пословицы и приметы про осень сейчас соберу.

(Воспитатель вносит шкатулку, открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы).

Воспитатель:  Когда гусь улетает, снег выпадет.

 Какие птицы еще улетают на юг?

Дети перечисляют.

Муз.рук.: А давайте поиграем и посмотрим как селезень утку догонял.

                                                 Игра «Селезень и утка»

Воспитатель:  Перелетные птицы улетают осенью на юг, а что делают животные осенью?

Дети:  Медведи нагуливают жир. Белки делают запасы. Все звери линяют.

                             

                            Хоровод-инсценировка: «Осень в лесу» Оншин

Муз.рук.: Можно поставить последний фрагмент нашей осенней картины. Последний осенний признак – птицы улетают на юг, животные готовятся к зиме (ставим четвертую часть).

Воспитатель:   Осень чудесная пора. И в осеннем лесу можно услышать эхо.

Воспитатель:    Давайте поиграем с лесным эхом.

                                          Игра «Лесное эхо»

Эхо лесное, спросить могу?

Ау-ау-ау!

Куда это листья лесные пропали?

Опали-опали-опали:

Дождик осенний капает в такт

Кап-кап-кап

Птички певички, давно ли галдели?

Летели, летели, на юг улетели:

Белки и зайцы, про вас не знаем?

Линяем, линяем, линяем:

Так что же творится в лесу? - спросим.

Осень, осень, осень.

Муз.рук.: Дети, посмотрите сколько осенних признаков появилось на нашей картине.

Воспитатель: Как вы думаете,  африканским детям понравится наша российская осень?

Дети: Отвечают.

Воспитатель: Что именно расскажет наша картина о российской осени?

Дети: отвечают.

Воспитатель: Давайте попросим Ларису Николаевну отправить эту картину в Африку.

А нам пора в группу. Давайте, попрощаемся.

Дети: поют: «До свидания».

Воспитатель: По осенним тропинкам пойдемте в группу.

                              Дети под музыку выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Осенние заботы Подрастая" (подготовительная группа)

На занятии дети знакомятся со способами заготовки овощей на зиму. А также, путём  использования графических моделей, закрепляют процесс трудовых действий....

Конспект занятия "Осень, осень..." во 2 младшей группе

Игровое занятие с детьми 3-4 лет, в процессе этого занятия дети закрепят признаки осени, продолжают работать с сюжетными картинами и описывают, что изображено. Закрепляют как надо одеваться и помогают...

Конспект занятия "Осень, Осень в гости просим"

Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (короткие дни  и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воздуха).Конкретизир...

Конспект занятия «Осень, осень, в гости просим» в первой младшей группе по ознакомлению с окружающим миром

Конспект занятия «Осень, осень, в гости просим» в первой младшей группе по ознакомлению с окружающим миром«Осень, осень в гости просим». Конспект к занятию по ознаком...

Конспект занятия "Осенние кораблики" по теме "Осень"

Материал представляет конспект занятия по теме недали "Осень" в старшей группе детского сада....

Конспект занятия "Осень, осень, в гости просим"

Конспект занятия "Осень, осень, в гости просим"...

Конспект занятие «Осеннее дерево»,«Конспект занятия «Волшебные цветы»

Создавать условия для художественного экспериментирования: показать возможность получения оранжевого цвета путем смешивания желтого с краснымРазвивать цветовосприятие, чувство композиции, эстетическог...