Обобщение опыта
учебно-методический материал по развитию речи на тему

Русских Вера Ивановна

Тема: "Формирование коммуникативно-речевых навыков у дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта педагога-психолога В.И.Русских по теме:

« Формирование коммуникативно-речевых навыков у дошкольников»

1.Актуальность темы

В существующей долгое время учебной модели организации образовательного процесса основной формой работы с детьми выступало учебное занятие. При такой модели организации общение воспитателя с детьми носит односторонний характер. Педагог воздействовал на воспитанника без учета его интересов. В данном случае педагогическое воздействие приводит к субъект - объектным отношениям.

 Педагогическое взаимодействие определяется как взаимосвязанный процесс обмена воздействиями между его участниками, ведущий к формированию личности, в том числе и коммуникативной компетенции. Рассматривая сущность педагогического взаимодействия, Б.А.Белухин выделяет в нем  следующие составляющие:

1)общение как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, в которую входят обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека, познание самого себя;

2)совместную деятельность как организованную систему активности взаимодействующих индивидов, направленную на целесообразное производство объектов материальной и духовной культуры.

Согласно современным требованиям Социально-коммуникативное развитие ребенка должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, М.И .Лисина, С.Л Рубинштейн и др.) именно речевое развитие –одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через общение с другими людьми.

Многие педагоги отмечают недостаточный уровень речевого развития детей. За низким уровнем связной, монологической речи у дошкольников, отстающих в развитии от своих сверстников, очень часто скрывается более серьезная проблема, а именно – недостаточность коммуникативной деятельности, коммуникативного поведения в целом, где речь является лишь одним из средств, хотя и очень важным. Следовательно необходимо знать причины поражающие трудности коммуникативно-речевого развития ребенка и условия формирования потребности в общении с другими людьми.

2. Характеристика опыта

Изучая опыт других педагогов я взяла в свою методическую копилку некоторые эффективные методы и технологии для работы с детьми.

Педагог-психолог  Детского сада №208 г.Нижнеудинска Иркутской области Р.А.Киселева предлагает использовать  эффективный метод повышения самооценки детей с коммуникативно-речевыми нарушениями «Зарядка позитивного внушения» В моей практике этот метод  подтвердил свою эффективность.

Кандидат психологических наук Н.А Короткова на страницах журнала «Ребенок в детском саду» дает методические рекомендации по развитию сюжетной игры», а также ею рекомендована карта наблюдения за развитием игры детей. Данные рекомендации помогают правильно, с пользой для развития ребенка, организовать детскую игровую деятельность в группе. Ее метод  для развития игры я применяю в своей работе. Это- театрализованная игра по мотивам сказок.

Педагог-психолог А.Б. Павлова из г.Новый Уренгой на страницах журнала «Справочник педагога-психолога» №11, 2014 год дает рекомендации педагогам по формированию навыков общения и желания общаться. Автор обращает внимание читателей на одну из причин трудностей в общении - застенчивость. Очень часто застенчивые дети остаются без внимания у воспитателей, потому что они не создают проблем. Но оставлять без внимания данную категорию воспитанников нельзя. Застенчивость формируется взрослыми, в первую очередь родителями. Важно информировать родителей о последствиях детской застенчивости, так как она может перейти в тревожность, как черту личности.  Это порождает большое количество проблем, которые переходят и во взрослую жизнь.

Ежегодно проводя диагностику уровня развития психических процессов у дошкольников подготовительной группы мною выявлено, что 20%   детей при выходе из детского сада -  с заниженной самооценкой.

Решающее значение коммуникативной деятельности или общения для психического развития человека признается всеми. Тем не менее, представления о причинах трудностей в овладении ею, а тем более о практических методах и приемах работы по преодолению недостатков коммуникативного развития детей, а также недостаток диагностического материала нацеливает на более глубокое изучение данной темы.

3.Цель обобщения опыта: осмысление условий для формирования коммуникативно-речевых навыков у детей с ОНР

Задачи:

1.Раскрыть алгоритм коррекционной работы по формированию коммуникативно-речевых навыков у детей с ОНР;

2.Показать результаты работы;

3.Описать эффективные методики и приемы используемые в работе;

4.Сделать выводы по результатам работы.

Работу по формированию коммуникативно-речевых навыков у дошкольников с трудностями в общении я веду в нескольких направлениях:

1)формирование позитивной Я-концепции: формирование положительного самовосприятия, повышение уверенности в собственных силах;

2)формирование восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе, развитие делового сотрудничества с ним и общих игровых интересов;

3) развитие навыков общения через создание ситуаций общения с разными людьми (героями);

4)развитие диалогической речи (в процессе специальных приемов «комментированного рисования», драматизации содержания готовых изображений (картинок, картин), имитационных движений и действий с воображаемыми объектами);

5)развитие речевого творчества дошкольников;

6) сотрудничество с родителями через индивидуальные беседы, в клубах общения, на родительских собраниях;

7)взаимодействие с воспитателями с целью закрепления коммуникативно-речевых навыков у детей.

4.  Содержание образовательного процесса

С целью коррекции самооценки в этом учебном году мною составлена и реализуется программа «Школа волшебников», по которой занимаются 9 детей  подготовительной группы с заниженной самооценкой и коммуникативно-речевыми трудностями. На данный момент : у 6-ти детей нормализовалась самооценка. Проведенная диагностика уровня сформированности коммуникативно-речевых навыков (на сегодняшний день) показала следующие результаты:

В начале учебного года:  10% детей  имеют низкий уровень, 60%-средний, 20%-высокий.

В конце учебного года (февраль 2016): 0%-низкий уровень, 20%-средний, 80%-высокий уровень.

Диагностическая карта

определения уровня сформированности коммуникативно –речевых навыков

 детьми подготовительной группы

(2015-2016 уч.год)

Параметры оценивания

Мария К.

Андрей К.

Лиза Г.

Леонид Н.

Алексей Г.

Софья И.

Анна К.

Алена Г.

Роман  М.

Наталья К.

самооценка

н

N

н

с

н

N

н

N

н

N

N

N

N

N

N

N

н

N

-

-

Высказывает свое мнение в ситуации общения

-

-

+

+

-

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

-

Выражает свои мысли и желания

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

Здоровается при встрече

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

Проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении

+

+

-

-

-

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

Положительно относится к другим

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Активно взаимодействует со взрослыми

+

+

-

+

-

+

+

+

+

+

-

+

-

+

+

+

+

+

-

+

Активно взаимодействует с детьми

+

+

-

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

Умеет договариваться

+

+

-

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

-

-

Учитывает интересы других

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

Проявляет речевое творчество

-

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

-

-

Качественный анализ

8

9

3

9

4

8

8

10

10

10

6

9

9

10

6

9

7

9

2

7

Маркеры: +(да), - (нет) Оценка: высокий уровень-10 -9 баллов, средний- 8-4, 3-0-низкий уровень

Дошкольник с трудностями в общении попадает в систему специфических межличностных отношений, что порождает у него чувство неуверенности, вызывает «ожидание неуспеха». Это может вызвать  искажение процесса формирования «образа Я», то есть уже в этом возрасте привести к отклонениям в развитии личности (в ряде случаев скрытый стресс может выливаться в агрессивные вспышки и немотивированное поведение). Но именно в дошкольном возрасте происходит, по словам А.Н.Леонтьева, фактическое складывание личности человека.

Результатом взаимодействия со сверстниками является возникновение особых межличностных отношений, от качества которых зависит и социальный статус ребенка в детском сообществе, и уровень его эмоционального комфорта.

5.Методики и приемы посредством которых достигнуты положительные результаты

А)Для изучения трудностей эмоционального характера использую методики:

1)«Два дома» (автор-Венгер А.Л.),которая помогает определить круг значимого общения ребенка (дома и в детском саду)

2)«Интервью с ребенком» (автор А.И.Захаров), в процессе которого выясняются внутрисемейные отношения и роль ребенка в семье.

3) «Рисунок семьи»- проективная методика наглядно показывает семейные проблемы, детские переживания и потребности. Рисунок семьи использую на индивидуальных беседах с родителями, как наглядный материал. Родителям объясняю причины изменений в поведении ребенка. Вместе мы ищем варианты помощи малышу и если мама готова к изменениям, то, как правило,  меняется и поведение  ребенка.

4) «Несуществующее животное» -рисуночная проективная методика, с помощью которой определяю настроение ребенка в данный отрезок времени, проблемы эмоционального характера, уровень самооценки, наличие агрессии и ее направленность.

5) «Нарисуй свой страх»-выяснение и отработка детских страхов

6) Проигрывание проблемных ситуаций – выявление конфликтных ситуаций в семье или в детском саду в игровой форме.

7)Тест на тревожность Тэммпл-Амен-Дорки –позволяет определить уровень тревожности ребенка. Этот тест еще не применяла в работе, но в его эффективности не сомневаюсь.

Б)Для выяснения детских трудностей использую индивидуальные беседы, анкетирование родителей и педагогов:

-анкета для родителей «Мой ребенок» (автор –Т.А.Данилина)

- анкета для родителей и воспитателей «Признаки напряжения и невротических тенденций у ребенка»,

-«Продолжи предложение»,

-«Карта наблюдения за ребенком»

-«Портрет моего ребенка».

         В)В коррекционной работе применяю следующие методики:

     

 *  Методику «АВА-терапия» применяю в работе с детьми, у которых задержка речевого развития, с аутистами,  с СДВГ. Эта методика основана на положительном подкреплении тех действий, навыков, которые формируются у ребенка. Основные трудности данной категории детей-это восприятие речи. Восприятие речи закрепляется фишками. Этот прием помогает ребенку не только усвоить услышанную фразу, но и закрепить ее в действии. Детям с СДВГ прием с фишками помогает концентрировать внимание и регулировать свое поведение.

 *Метод речевого развития детей «Живое чтение» подходит для детей средней и старшей групп. При помощи набора героев определенной сказки, дети придумывают сюжеты новой сказки. Героев дети лепят из пластилина или соленого теста, используют готовые мелкие фигурки.

*Для коррекции поведения у детей и гармонизации психоэмоционального состояния детей использую такие методики как, изотерапия, библиотерапия, элементы музыкотерапии, сказкотерапии, игротерапия, песочная терапия, камнетерапия.

*Игры с камнями рекомендуются детям с трудностями в эмоционально- коммуникативной сфере: конфликтность, замкнутость, тревожность; различные невротические и эмоциональные расстройства; испытывающим кризисные состояния. Это простой и доступный метод, посредством которого замкнутые, тревожные дети начинают говорить. Камень снижает их эмоциональное напряжение, возникающее в ситуации общения.

*Тревожным детям читаю медитативные сказки и рекомендую их читать родителям, провожу мастер-классы по чтению медитативных сказок. Для коррекции нежелательного поведения использую различные коррекционные сказки, а также художественную литературу. Анализируя произведение, дети высказывают свое мнение, слушают мнение товарищей, проигрывают сюжеты. Так формируется правильная линия поведения, развиваются коммуникативно-речевые навыки.

*Психогимнастику  по методике М.И.Чистяковой применяю для детей с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью. Для здоровых детей – это способ психофизической  разрядки. Данный метод способствует формированию навыков невербального общения.

*Изо-терапия (рисование, живопись, лепка, пластика)- универсальный метод, позволяющий  наладить контакт с ребенком, снимает эмоциональное напряжение, помогает ребенку выразить свои чувства, гармонизировать психоэмоциональное состояние, педагогу-психологу этот метод помогает провести психологическую диагностику, выявить трудности и потребности ребенка и на основе этого выстроить диалог с родителями.

*Дети старшей  группы рисуют и сочиняют  сказки. В наличии имеются мелкие игрушки, кубики, книжки, с героями из сказок, которыми можно играть и моделировать сказки.

*Игры с песком развивают восприятие, мышление, память, внимание, речь, навыки самоконтроля и саморегуляции; мелкую моторику, снимают стресс и поддерживают позитивное настроение. Для этого в кабинете есть песочница с подсветкой. Дети очень любят играть с песком, поэтому использую песочницу и как метод развития коммуникативно-речевых навыков.

*Для проигрывания различных жизненных ситуаций  использую кукольный театр. Он помогает развивать речь ребенка, корректировать  поведение; полезен  для застенчивых детей.

Использую различные формы организации деятельности детей: групповые, индивидуальные занятия, занятия в малых группах.

Положительному результату способствуют использование следующих педагогических технологий:

1)технология проектирования позволяет решать детские проблемы комплексно, развивать такие важные качества, как инициативность, творчество, повышение самооценки и уверенности в себе, коммуникативные навыки.

За три года работы в детском саду разработала и реализовала несколько проектов:

*творческий проект «Космическое путешествие» - для детей средней группы;

*долгосрочный социальный  проект «Содружество»-для детей, родителей и педагогов;

*исследовательски-творческий проект «Сказка в гости к нам пришла»-для детей средней группы;

*творческий проект «Делаем театр сами»- для детей старшей группы;

* творческо-игровой проект «Космическое путешествие»- для детей 2-й младшей группы;

* творческий проект «Зимняя сказка»- для детей старшей группы;

*проект «Добрые волшебники» - для детей 1-й и 2-й младших групп в адаптационный период;

* исследовательско-творческий проект «Летняя лаборатория – краски лета»- для детей средней группы в летний период;

* поисково-исследовательский проект «Знаем, помним, гордимся»- для детей старшей группы;

* творческо-игровой проект «Здоровье без лекарств»- для детей младшей группы.

2) здоровьесберегающие технологии:

*пальчиковая гимнастика

*артикуляционная гимнастика

* релаксация

*элементы музыкотерапии, песочной терапии, сказкотерапии.

3)технология исследовательской деятельности:

*моделирование

*наблюдения

*опыты

*использование художественного слова

*решение проблемных ситуаций.

4)личностно-ориентированные технологии:

*игры (театрализованные, подвижные, сюжетно-ролевые, групповые, парные)

*этюды

*упражнения

*позитивное внушение

5)социо-игровые технологии:

*игры с правилами

*создание проблемных ситуаций

*тренинги, самопрезентации

*клуб общения

*кружок «Юные сказочники»

В этом году для одаренных и способных детей разработала авторскую программу кружка «Юные сказочники».  Есть первые положительные результаты. Дети с удовольствием по собственной инициативе придумывают сказки, рисуют иллюстрации, играют в театр, принимают участие в районных конкурсах (есть победители).

В своей деятельности использую личностно-ориентированное взаимодействие и партнёрское общение в условиях сотрудничества всех участников образовательного процесса; обеспечиваю гармоничное развитие личности ребёнка с опорой на зону ближайшего развития.

На занятиях с детьми использую также электронные образовательные ресурсы: различные презентации, в том числе и авторские:

*презентация «Цветотерапия» - для снятия психоэмоционального напряжения,

*фотосказка- «Кто деревья зимой наряжает» -для развития речи и познавательного интереса,

* презентация «С высоты птичьего полета» -для релаксации и развития познавательного интереса,

* фотосказки- «Федорино горе», «Королева огорода» -для иллюстрации к сказке и развития познавательного интереса ,

*слайдовая презентация «Всем плохо» - для профилактики нарушений в поведении детей,

 *видео: «физминутки»- для разминки и смены вида деятельности, «огонь в камине» - для наблюдения, релаксации.

* Слайдовая презентация «На что похож огонь»

.        

6.Результаты, выводы

Положительными результатами можно считать участие моих воспитанников в районных конкурсах .6 детей принимали участие в районных творческих конкурсах «Рождественская сказка», «Мир глазами детей», «Новогодняя сказка».

Из них 2 ребенка отмечены дипломами 2-й степени.

Результаты участия обучающихся (воспитанников) в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях

Форма мероприятия

(с указанием названия мероприятия, организатора)

Учебный год

Уровень мероприятия

Кол-во участников, возраст

Результат (участие, наличие победителей, призеров, лауреатов с указанием Ф.И. обучающего (воспитанника))

Конкурс плакатов, посвященный Дню Земли

2013-2014 уч.год

внутрисадовский

8

3 место

Конкурс «Поклонись и поклянись»

2014-2015 уч.год

региональный

1

Диплом 3 степени –Каучакова Анна

Конкурс флористических работ «Мир глазами детей»

2015-2016 уч.год

районный

4

2 место: Горчаков Алексей, Никитина Алина, Каучакова Анна, Фатеева Валерия

Конкурс «Новогодняя сказка»

2015-2016 уч.год

районный

4

2 место:

Герасимова Алена,

Григорьева Елизавета,

Бугрова Екатерина,

Каучакова Анна

Немаловажное значение успешной  работы  по развитию коммуникативно-речевых навыков у дошкольников имеют организационно-педагогические условия, которые отражает мой опыт работы по данной теме. Основное условие- это взаимодействие и сотрудничество с педагогами и родителями.

Подводя итоги обобщения опыта по формированию коммуникативно-речевых навыков у дошкольников хочется сказать, что мною осуществляется системно-деятельностный, личностно-ориентированный, гуманистический подходы, которые отражены во ФГОС. В рамках деятельностного подхода я создаю условия для мотивированного общения ребенка, повышения его самооценки. А это необходимые условия для формирования коммуникативно-речевых навыков.  

Интересное содержание занятий, взаимодействие с родителями и воспитателями способствует развитию не только коммуникативных навыков, но и личности ребенка в целом.

Диагностика формирования коммуникативно-речевых навыков позволяет наглядно увидеть результаты коррекционной работы и наметить дальнейшие действия.

Результаты профилактики и реабилитации поведения воспитанников

в 2014-2015 уч.году

Параметры трудностей у детей

Месяц-количество детей

9

10

12

2

5

Низкая самооценка

12

10

7

5

5

Агрессивность

3

3

2

1

0

Тревожность, застенчивость

10

9

6

6

4

Отказ от речи

3

3

3

3

2

Низкий уровень познавательных интересов

13

12

10

8

7

Эмоциональная неуравновешанность

6

6

5

5

3

Результаты профилактики и реабилитации поведения воспитанников

в 2015-2016 уч.году

Параметры трудностей у детей

Месяц-количество детей

9

10

12

2

5

Низкая самооценка

10

6

4

2

Агрессивность

1

1

0

0

Тревожность, застенчивость

10

8

5

2

Отказ от речи

2

1

1

1

Низкий уровень познавательных интересов

15

13

10

Эмоциональная неуравновешанность

9

7

5

В 2014-2015 учебном году в коррекционной работе с детьми использовала различные методы и приемы из различных источников, использовала программы разных авторов. Заметила, что всех детей, независимо от характера трудностей объединяет один параметр - заниженная самооценка.

В 2015-2016 году разработала свою коррекционно-развивающую программу, которая, по моему мнению, подходит для всех детей с заниженной самооценкой, но имеющие различные трудности.

Если сравнивать результаты, то можно увидеть положительную динамику в развитии детей значительно раньше, чем в прошлом году. Считаю, что это результат целенаправленного взаимодействия с воспитателями и родителями, более тесного сотрудничества по реализации авторской  программы «Школа волшебников».

Анализ развития ребенка с ОВЗ позволяет увидеть динамику в развитии На данном этапе у ребенка появилась речь, мотивация к общению, положительные эмоции в ситуации обшения с другими людьми, подражательные действия и проявление инициативы в общении. Эти результаты не могут не радовать. Это результат кропотливой работы с каждым отдельным ребенком.

                                 Анализ  особенностей развития ребенка с ОВЗ

(аутизм)

Учебный год

Выявленные трудности

Результаты коррекционной работы (+положительная динамика,+- незначительная динамика, - отрицательная динамика)

начало года  

конец года

2013-2014

Отсутствие речи

-

-

Однообразная предметная деятельность

-

+-

Нарушение координации движений

-

-

Эмоционально-волевая сфера нарушена

-

-

Нет потребности в контакте с другими

-

+-

Низкий уровень зрительного восприятия

-

+-

Низкий уровень развития мелкой моторики

-

+-

2014-2015

Отсутствие речи

-

+-

Однообразная предметная деятельность

+-

+

Нарушение координации движений

-

+-

Эмоционально-волевая сфера нарушена

-

+-

Нет потребности в контакте с другими

+-

+

Низкий уровень зрительного восприятия

+-

+-

Низкий уровень развития мелкой моторики

+-

+

2015-2016

Отсутствие речи

+-

Однообразная предметная деятельность

+

Нарушение координации движений

+-

Эмоционально-волевая сфера нарушена

+-

Нет потребности в контакте с другими

+

Средний  уровень зрительного восприятия

+-

Низкий уровень  развития мелкой моторики

+-

ЛИТЕРАТУРА

1.Асмолов А.Г.«Федеральный государственный  образовательный стандарт –стандарт развития»

2.Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : развитие диалогического общения [Текст] / А. Г. Арушанова. – М. : Мозаика, 2004. – 128 с.

3.Волков, Б. С. Практические вопросы детской психологии [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – СПб. : Питер, 2009. – 208 с.

4.Коноваленко, С. В. Коммуникативные способности и социализация детей [Текст] / С. В. Коноваленко // Комплекс коррекционно-развивающих занятий. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001. – 48 с.

5.Кравцова, Е. Н. Ребенок внутри общения [Текст] / Е. Н. Кравцова // Дошкольное образование. – 2005. – № 3. – С. 2-6.

6.Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 410 с.

7.Дубинина Л.А. «Коммуникативная компетентность дошкольников»: сборник игр и игровых упражнений-М:Книголюб,2006

8. Журнал «Педагог-психолог в детском саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы по теме: «Пути повышения двигательной активности в младшем дошкольном возрасте» Воспитателя МДОУ детский сад № 10 г. Кропоткин  Савчук Ната...

Обобщение опыта работы по теме"Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах"

Представлен опыт работы по обучению дошкольников игре на музыкальных инструментах....

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Обобщение опыта работы)

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и  ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА   (Обобщение опыта работы)...

Творческий отчет из обобщения опыта по теме: «Народное творчество как одно из средств воспитания гармонически развитой личности».

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольн...

Обобщение опыта. Тема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности.

Обобщение опытаМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 комбинированного вида города Саранск, республики МордовияТема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средст...

Взаимодействия взрослого и ребенка в художественных опытах. Обобщение опыта работы в группах кратковременного пребывания детей со сложной структурой дефекта.

Работа с детьми со сложными сочетанными диагнозами направлена на эмоциональное взаимосотрудничество   мам с детьми и с командой педагогов....

Обобщение опытом. "Обогащение социального опыта ребёнка посредством театрализации"

Данный материал рассказывает о том,как театрализация формирует у детей опыт социальных навыков....