Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему «Москва золотоглавая»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Занятие ставит собой цель содействовать формированию умений составлять описательный рассказ по картине, описывать свои впечатления. Учить подбирать однокоренные слова. Упражнять в подборе синонимов и антонимов. Закрепить понимание термина «слово», развивать внимание, речь, умение анализировать. Расширять кругозор детей сведениями о столице РФ – Москве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moskva.docx31.44 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД №15 г. МАРКСА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему «Москва золотоглавая»

  Воспитатель: Ахлубкина Галина Павловна

Задачи:

Образовательные:Содействовать формированию умений составлять описательный рассказ по картине, описывать свои впечатления. Учить подбирать однокоренные слова. Упражнять в подборе синонимов и антонимов. Закрепить понимание термина «слово»

Развивающие: развивать внимание, речь, умение анализировать. Расширять кругозор детей сведениями о столице РФ – Москве.

Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.

Материал: репродукции герба, флага; фото президента России; аудиозапись звона колоколов; презентация

Активизация и обогащение словаря: прекрасная, златоглавая, хлебосольная, царь-колокол, куранты, купола.

Ход занятия1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, я вам хочу предложить путешествие в главный город России, в столицу нашей Родины – город Москву. Хотите узнать, как выглядела Москва много-много лет назад? Тогда занимайте места в машине времени (дети садятся в «машину времени»). Все приготовились? ПУСК! (звучит музыка). Мы мчимся с вами через дни и недели, месяцы и годы, столетия и века, назад в прошлое! Машина остановилась!

Посмотрите, как здесь все необычно! Давайте с вами посидим на этой чудесной полянке и поговорим о старой Москве (дети садятся в круг).

Давным-давно Москвы не было, а были… Как вы думаете что? (леса).

Леса какие? (густые, бескрайние, высокие, непроходимые)

Через леса протекали реки большие и (маленькие), узкие и (широкие), мелкие и (глубокие). А как вы думаете, что было дальше?

Дети: На берегу самой большой реки поселились люди. Реку, у которой они стали жить, назвали Москвой.  И начали люди строить маленькие деревянные домишки..(слайд.1)

.ВоспитательРебята,посмотрите на картину из чего был построен первый Кремль?

Дети: Из дерева

Восп-ль: Какой он был?

Дети: деревянный

Воспитатель: Город было необходимо защищать. От кого? (диких зверей, врагов).

А как вы думаете, как можно было защитить город?

Дети: Огородить стенами и крепкими воротами, а вдоль стен вырыть глубокий ров.

Воспитатель: Взялись москвичи за дело, потрудились на славу и построили деревянную крепость из сосны. Эта крепость и стала называться первым московским Кремлем.

Дети рассматривают картины А.М. Васнецова «Основание Москвы», «Московский Кремль при Иване Калите»(слайд2)

.Восп-ль:Из чего возведен современный  Кремль ?      Дети: Из красного кирпича (слайд3)

Стены Кремля сложены из красного кирпича, верх стен украшен зубцами в форме ласточкиного хвоста

(Слайд4)Красная площадь – главная площадь нашей столицы. Её называют сердцем Москвы. На площади, в здании Кремля, работают президент, правительство. Над Кремлём реет Российский флаг.

Это самая главная башня на Красной площади -Спасская.(Слайд5)

Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, что установлено на этой башне.

Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас.

Дети: Часы.

Восп-ль: Молодцы. На этой башне установлены главные часы страны-куранты. Они показывают самое точное «московское» время. Часы на башне с колоколами. Колокольным перезвоном они отмечают каждую четверть часа, а в полдень и в полночь вызванивают гимн России.( бой курантов)

Физминутка«Едем, едем на машине».

        Едем, едем на машине,      

        Нажимаем на педаль.    

        Газ включаем, выключаем,  

        Смотрим пристально мы вдаль.

        Дворники считают капли:    

        Вправо, влево – чистота!

        Волосы ерошит ветер!    

        Мы шофёры – хоть куда!

( слайд6). На территории Кремля очень много церквей, соборов. У них обязательно есть главы, или купола, большие и маленькие, золоченые. Вот почему Москву называют «златоглавая». Москва - белокаменная, златоглавая, хлебосольная

В народе говорят: «Москва – всему голова! Москва – всем городам мать!» Москва очень большой красивый город. В неё приезжают люди со всех концов света, чтобы полюбоваться её красотами. «Кто в Москве не бывал – красоты не видал» - говорится в русской поговорке.

Восп-ль: А теперь давайте поиграем в игру «Доскажи слово!»

Цель игры: упражнять в употреблении имен существительных и изменение их по падежам. (   со словом «Москва»)

Приехать, прибыть (куда?) в Москву.

Жить, работать (где?)  (ответы детей)

Добраться (куда?) ответы детей

Вернуться из (ответы детей)

Пролетать над (ответы детей)

Гулять по  (ответы детей)

Знакомиться с (ответы детей)

. Восп-ль: Ребята, Москва славилась красивым колокольным звоном. На Соборной площади стоит высокая колокольня. Она стала главной в МосквеСамый большой в мире колокол находится в Кремле. Его называют Царь-колокол.(звучит запись колоколов)( слайд7).

Восп-ль: Ребята, Кремль славится еще одним чудом.  Кто нибудь из вас знает каким? Я вам подскажу - царь-пушкой. А кто-нибудь ее видел? (ответы детей)

Ее называют так потому, что она большая и очень красивая

Итог:  А теперь расскажите, что вы узнали о  Москве  на других  занятиях ?

( задаю детям вопросы)

Ответы детей

Игровое задание: «Составь флаг России по памяти».

(Дети работают за столами)

. Воспитатель: Мы сегодня много добрых слов сказали о нашей столице России, и мы гордимся, что мы - россияне, живём в красивой, сильной и могучей стране!

 

Ход  занятия 

 

Восп-ль: Сегодня мы совершим  прогулку   по   Кремлю . Ребята, из чего был построен первый Кремль?

Дети: Из дерева

Восп-ль: Какой он был?

Дети: деревянный

Восп-ль: какое дерево использовали для постройки крепостной стены?

Дети: Сосну, дуб

Восп-ль: Каким  Кремль  стал потом?

Дети: Белокаменным

Восп-ль:Из чего возведен современный  Кремль ?

Дети: Из красного кирпича

Восп-ль: Я хочу с вами поиграть в игру «Кто больше» Вам нужно придумать слова, близкие по значению слову «красивая». Мы на прошлом  занятии  уже играли в эту игру. Давайте вспомним, какие новые слова вы узнали.

Дети: Прекрасная, великолепная, роскошная, восхитительная, пленительная.

Восп-ль: Молодцы, ребята. А какие пословицы о Москве вы запомнили?

(Ответы детей)

Восп-ль: А как вы понимаете смысл пословицы «Москва не сразу строилась»?

(Ответы детей)

Восп-ль: Когда-то  Кремль  был живой крепостью. За его стенами стояли хоромы (дома) московских князей. Потом этих князей стали называть царями. Сегодня Кремль- памятник искусства и история нашей страны. В Кремле сохранилось много очень старых и красивых зданий. Это царский дворец и церкви.  ВХVIвеке был возведен Кремль, который мы знаем и любим. Самой главной башней Московского Кремля считается Спасская.

Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, что установлено на этой башне.

 

Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас.

Дети: Часы.

Восп-ль: Молодцы. На этой башне установлены главные часы страны-куранты. Они показывают самое точное «московское» время. Часы на башне с колоколами. Колокольным перезвоном они отмечают каждую четверть часа, а в полдень и в полночь вызванивают гимн России. Дети, всего у Московского Кремля 20 башен, и все они называются по-разному. Каждое название имеет свое значение. На территории Кремля очень много церквей, соборов. У них обязательно есть главы, или купола, большие и маленькие, золоченые. Вот почему Москву называют «златоглавая». Москва - белокаменная, златоглавая, хлебосольная.

 

Физкультминутка (имитация движений)

 

Как на Марьи именины

Испекли мы каравай

Вот такой ширины,

Вот такой ужины,

Вот такой вышины,

Вот такой нижины.

Каравай, каравай кого хочешь выбирай!

Восп-ль: А теперь давайте поиграем в игру «Доскажи слово!»

Цель игры: упражнять в употреблении имен существительных и изменение их по падежам. (   со словом «Москва»)

Приехать, прибыть (куда?) в Москву.

Жить, работать (где?)  (ответы детей)

Добраться (куда?) ответы детей

Вернуться из (ответы детей)

 

Пролетать над (ответы детей)

Гулять по  (ответы детей)

Знакомиться с (ответы детей)

Восп-ль: Ребята, Москва славилась красивым колокольным звоном. На Соборной площади стоит высокая колокольня. Она стала главной в Москве. Москвичи прозвали колокольню «Иван Великий»- это сигнальная башня. Ею любовалась вся Москва. Звон «Ивана Великого» созывал народ на богослужение в кремлевские храмы. С высоты колокольни были видны окрестности Москвы на много километров вокруг. При тревоге били во все колокола. Рядом с колокольней толпился московский люд. Здесь выкрикивали царские указы, и на площади всегда стоял шум. Отсюда и поговорка: «Кричать на всю ивановскую». Самый большой в мире колокол находится в Кремле. Его называют Царь-колокол.

(звучит запись колоколов)

Восп-ль: Ребята, Кремль славится еще одним чудом.  Кто – нибудь из вас знает каким? Я вам подскажу - царь-пушкой. А кто-нибудь ее видел? (ответы детей)

Ее называют так потому, что она большая и очень красивая. Мастера, которые ее отлили, богато украсили ее, изобразили на ней даже царя на коне. Пушка эта не сразу попала в  Кремль , а стояла сначала на Красной площади для устрашения врагов.

Ребята, а как называют главную площадь в Москве? (ответы детей)

Расскажите, что обозначает слово «красная» (ответы детей)

 Красная площадь стала называться красной после того, как на ней появился храм Василия Блаженного. Он – украшение площади и всей Москвы. Есть легенда, что строители храма были ослеплены, чтобы больше не смогли построить ничего подобного в других местах. На Красной площади мы видим памятник Минину и Пожарскому.

 

А теперь расскажите, что вы узнали о  Кремле  на других  занятиях ?

( задаю детям вопросы)

Ответы детей

 

Вот и подошла к концу наша  прогулка   по   Кремлю .

(Звучит песня в исполнении О.Газманова «Москва!Звонят колокола…»)

Воспитатель: Старичок-Лесовичок шепнул мне на ушко, что его любимая книжка про Буратино. Мы с вами тоже читали эту книжку. Давайте вспомним, из чего сделан Буратино?

(Из полена, дерева)

Воспитатель: Почему дерево и бумагу называют родственниками?

Воспитатель: Потому, что бумагу делают из дерева. Как её делают, я расскажу позже, а сейчас мы с вами поговорим о бумаге и её свойствах. У вас на столах лежат образцы разной бумаги. Посмотрите на неё и скажите, какая бывает бумага?

(Тонкая, плотная, картон, гладкая, белая, цветная,)

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь мы с вами с помощью опытов узнаем свойства бумаги.

ОПЫТ № 1

Воспитатель берёт яркую игрушку, сажает её на стол. Сначала воспитатель берёт стекло и через него дети рассматривают игрушку. Почему мы видим игрушку? Потому, что стекло прозрачное.

А теперь вместо стекла мы берём лист бумаги. Видно через бумагу игрушку? Нет. А почему? Потому, что бумага не прозрачная.

Это первое свойство бумаги, которое мы узнали. Ребята, какая бумага?

Вывод: Бумага не прозрачная.

ОПЫТ № 2.

Сейчас мы проведём второй опыт. На столе стоят два стакана с водой. В один стакан я опущу металлический предмет (ложку, а в другой – бумажный (салфетку). Что произошло с ложкой? Ничего. А что случилось с бумажной салфеткой? Она промокла насквозь.

Как вы думаете, ребята, если на улице пойдёт дождь, мы будем прятаться под бумажным зонтиком? Нет. А почему? Потому, что бумага промокает и пропускает воду.

Это второе свойство бумаги. Ребята, какая бумага?

Вывод: Бумага промокает.

"Москва, Москва!.. люблю тебя как сын"

Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,
Как русский,- сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин*
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою и обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришлец: ты вздрогнул - он упал!
Вселенная замолкла... Величавый,
Один ты жив, наследник нашей славы.

Дорогие мамы, папы,

бабушки и дедушки!

С 30.11 по 04.12 в нашем детском саду                 проводится тематическая неделя

«Москва-столица нашей страны.»

Цель нашей тематической недели:      

Сформировать у детей представление о Москве – столице нашей Родины, об истории её возникновения, достопримечательностях.Уточнить знания детей о Москве; дать знания о том , что такое столица, герб,; объяснить символику московского герба; воспитывать чувство привязанности и любви к столице нашей Родины

На этой неделе:

-проведем беседы на темы:« Москва столица нашей России»,« Красная площадь»,«Большой театр»

 «История Москвы в пословицах и поговорках»;.

 -поиграем с детками в игры« Семья на реке Москва»,« Путешествие по Москве»,« Зоопарк»

-прочитаем М. Пришвина «Весна света»,

И. Пивоварова «Мы пошли в театр»,

Ф. Глинка "Москва"

-рассматрим набор сюжетных картин:Коротаев Г.П. «Красная площадь»,Леонов О.А. «Храм Василия блаженного»,Васнецов А.М. «Старая Москва. У стен древнего города»,Поленов В. «Московский дворик»

Ваши любимые детки

                                                                                 и воспитатели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме:“Беседа о семье”

Формирование у детей старшего возраста понятие « семья»....

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме: «Творческое рассказывание. Как мы на бал собирались"

Задачи. Связная речь: обучить навыкам составления рассказа, используя языковые средства выразительности;Словарь: обогащать словарный запас, употребляя в речи существительные, определения;Звукова...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме: «Пересказ рассказа Л. Толстого «Лев и собачка»

Задачи. Связная речь: учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать без помощи вопросов воспитателя.              Сл...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему "Весна"

Упражнять в умении подбирать прилагательные к существительным; предметы к относительным прилагательным; закреплять умение различать и называть зимующих и перелетных птиц; развивать память, внимание, л...