Конспект занятия по развитию связной речи на тему «Рассматривание и сравнение двух пейзажных картин «Лес в снегу» Л.И. Бродской и «Зимний пейзаж» И.Э. Грабарь
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Конспект поможет в проведении занятия по развитию связной речи при рассматривании и сроавнении пейзажных картин по теме "Зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi_na_temu.docx262.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию связной речи на тему «Рассматривание и сравнение двух пейзажных картин «Лес в снегу» Л.И. Бродской и «Зимний пейзаж» И.Э. Грабарь

Программное содержание:

Учить внимательно и последовательно рассматривать картины, видеть и понимать красоту природы и пейзажных картин. Уточнить знания детей о характерных особенностях  леса (хвойный, темный, дремучий, смешанный, светлый, радостный). Учить выражать в речи средства выразительности, которые использовал художник для написания картин (светлый, радостный, темный). Закрепить знания детей о том, какие звери живут в темном, хвойном, смешанном лесах.

Формировать умение отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме в зависимости от характера вопроса.

Воспитывать у детей способность воспринимать красивое в пейзажных картинах, интерес к творчеству художника.

Ход и руководство

Дети, сядьте удобно. Послушайте внимательно стихотворение, а потом скажите, о каком времени года говорится в нем?

Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

О каком времени года говорится в стихотворении? Выслушиваю ответы детей.

А как вы узнали, что говорится о зиме?

А как говорится о лесе?

Какой он зимой?

Сегодня мы с вами поиграем в путешественников и отправимся в путешествие по лесу. Представьте, что мы вошли в лес.  Посмотрите на картину. Что вы видите? Какие деревья вас окружают. А какие ветки у деревьев? Сосны высокие с широкими раскидистыми ветвями. А я остановилась у этого дерева, как оно называется? Верно, это молодая ёлочка. Чем она покрыта? А на что похоже?

Темный лес, что шапкою

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Ребята, а видно ли небо в этом лесу? А почему? Дa, темный лес, ветви деревьев раскидистые, сплетаются и закрывают небо, его не видно. Все ветви покрыты пушистым снегом. А давайте прислушаемся, может мы услышим какие-то звуки. Слышите ли вы пение птиц? Нет, в лесу тишина. Не слышно голосов птиц? Почему?

Лес темный, дремучий, а какие звери живут в этом лесу?

Спит заснеженный лес, кажется все живое замерло в этой стуже ни звука, только изредка потрескивают от мороза деревья. В лесу неприятно, темно.

Как можно назвать этот лес?

Хвойный, дремучий, темный. (хоровое и индивидуальное повторение слов)

А какая это картина? Грустная или веселая? А почему? Какие краски использовал художник, чтобы нарисовать эту картину? А как бы назвали эту картину? А художник Бродская назвала «Лес  в снегу».

Давайте продолжим путешествие. Психологический этюд «Путешествие по глубокому снегу пешком, на лыжах».

А какой лес хотел показать этот художник? Какое у него настроение? Как вы догадались? Какие краски он использовал, чтобы нарисовать лес. Вглядитесь, посмотрите и назовите, какие деревья нас окружают?

А как вы узнали, что это березки и осинки? У них тонкие, стройные  стволы. Ветки тянутся вверх к солнцу, каждая веточка видна, хотя и покрыта снегом. А какая у них кора?

На пушистых ветках

Снежною каймою

Распустились ветки

Белой бахромою.

А какие елочки изображены на картине?  Это молодые елочки. А какая хвоя у елочки?" Хвоя  изумрудно-бархатная, красивая. Ребята, мы находимся в светлом или темном лесу?

Почему вы думаете, что этот светлый лес?

Действительно, видно голубое небо сквозь ветки деревьев.

А какой день?(ясный, светлый, безветренный). А как можно догадаться?

Тот был темный, а этот?

Остановимся в смешанном лесу, скажем все вместе: смешанный, светлый, радостный. А какой снег в этом лесу ?

Снег искрится, скрипит под ногами. Прислушаемся, может быть кто-то из вас что-нибудь услышит в лесу?

В этом лесу можно услышать шорохи зверей, перелет птиц с деревьев, скрип снега.

А какие звери могут встречаться в этом лесу? А как можно назвать эту картину? Художник Грабарь назвал эту картину «Зимний пейзаж».

Вот мы и попутешествовали в двух лесах. А в каких двух лесах мы побывали?

Чем похожи эти картины? (обе они о лесе, есть деревья)

В чем отличие изображений на этих картинах? (один лес темный, а другой светлый, разные художники по-разному нарисовали)

Какое интересное путешествие мы совершили по зимнему лесу.

http://3.bp.blogspot.com/_vYPIDwOMhm4/SXgscdzrxXI/AAAAAAAAXpU/Ip_uIoradS8/s1600/09-01-026.jpg

http://lit-yaz.ru/pars_docs/refs/71/70098/70098_html_7ae1e8ed.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи на тему «Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» (для детей 5-6 лет)

Конспект занятия по развитию связной речи на тему  «Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» (для детей 5-6 лет)...

конспект занятия по развитию связной речи на тему цветы

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Цветы» Цель: развитие общих речевых навыков. Задачи: Воспитывающие: Воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, природе. Р...

Конспект занятия по развитию связной речи по теме: Составление рассказа по картине «В зимнем парке» ».

Конспект занятия по развитию связной  речи по  теме: Составление рассказа по картине «В зимнем парке» »....

Конспект занятия по развитию связной речи на тему: "Зима. Зимние явления в природе"

Конспект занятия по развитию связной речи на тему: "Зима. Зимние явления в природе" подготовительная группа...

Конспект занятия по развитию связной речи Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин (подготовительная к школе группа)

Конспект занятия по развитию связной речиСоставление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин(подготовительная к школе группа)...

Конспект занятия по развитию связной речи в средней группе "Составление сказки по серии картин с использованием ТРИЗ-технологии"

Конспект занятия по по развитию связной речи в средней группе «Составление сказки по серии картин  с использованием ТРИЗ-технологии»...