конспект занятия по развитию связной речи на тему цветы
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Лёвкина (Дзевгуть) Наталья Владимировна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Цветы» Цель: развитие общих речевых навыков. Задачи: Воспитывающие: Воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, природе. Развивающие: Развивать зрительное восприятие, логическое мышление. Развивать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос. Обучающие: Расширить представления детей о цветах (об их внешнем виде, где произрастают). Обогащать лексический запас за счет новых существительных и прилагательных. Совершенствовать навык звукослогового анализа слов. Упражнять детей в образовании множественного числа слов. Ход занятия 1. Оргмомент. Эмоциональный настрой на занятие. - Ребята, посмотрите на меня. Я постараюсь по вашим лицам определить, какое у вас сегодня настроение. Вижу, что у большинства оно хорошее, веселое. У меня сегодня тоже веселое настроение. Давайте же передадим наше веселое настроение друг другу. Посмотрите на того, кто стоит рядом с вами, улыбнитесь ему и мысленно пожелайте что-нибудь хорошее. 2. Развитие слухового внимания. - Я хочу вам сегодня рассказать одну очень интересную историю, которую я случайно подслушала. Но сначала скажите мне, какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень.) (Рассказ о споре времен года «Чьи цветы лучше» Б. Вовк с использование слайд-шоу) Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами… - Мои цветы самые красивые, — говорит Весна. - Нет, — возражает ей Лето. – Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше! Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки… Холодом повеяла от зависти Осень. И краски лета поблёкли. - Мои цветы не хуже, — так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы… А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поля, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи… - Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, — хвалится Зима. Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие. - А вы, ребята, как думаете, какие цветы самые красивые? (Все цветы самые красивые) ВЫВОД: Ребята, во все времена года каждый цветок красив по-своему: летом – летние цветы, весной – весенние, осенью – осенние, зимой – комнатные на подоконнике. 3. Сообщение темы занятия. Актуализация знаний по теме. - Так кто же догадался, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? (О цветах) - Правильно, сегодня мы будем говорить о цветах. - Для чего нужны цветы? (Для красоты, любоваться, чтобы сделать подарок) - А какой праздник мы отмечали в начале месяца? (Международный женский день 8 марта.) - И что же было главным из подарков для наших мам, бабушек? (Цветы) - А какие цветы вы дарили своим мамам, бабушкам? - А как мы назовем эти цветы одним словом? (Садовые) - Где растут садовые цветы? (В саду, на клумбах, в теплицах, оранжереях.) - Назовите, какие еще садовые цветы вы знаете. (Роза, тюльпан, мак, гвоздика и т.д.) - Кто ухаживает за цветами в саду? (Садовник) - А есть еще полевые, луговые цветы. Как вы думаете где они растут полевые, лесные цветы? (В поле, в лесу.) - Назовите полевые, лесные цветы. (Колокольчик, ромашка, василёк и т.д.) - Какую пользу приносят цветы? (Цветы могут быть кормом для животных, их можно поставить в вазу, из цветов получают лекарства.) - Ребята, вы знаете, что некоторые цветы занесены в Красную книгу. Как вы думаете, что это за книга? (Книга, в которую занесены редкие растения, которых очень мало на земле.) - Правильно. А у нас в группе растут садовые или полевые цветы? (В группе растут комнатные цветы.) - Почему они так называются? (Эти цветы растут в помещении.) - Как мы ухаживаем за цветами? (Поливаем, рыхлим землю, стираем пыль с листочков, обрываем засохшие листья.) 4. Развитие зрительного восприятия. - Каждый цветок, как и все предметы, состоит из частей. Игра «Назови части цветка» - Мне сейчас нужен будет помощник. И это будет… (Ребенок выходит к доске и собирает цветок по частям) - Назовите самую главную часть цветка? (Корень). - Что идет после корня? (Стебель) - У цветка есть?… (Листья.) - Далее после листьев? (Бутон) - А что такое бутон? (Нераскрывшийся цветок) - И остались?… (Лепестки) - Какой цветок у нас получился? (Мак) 5. Развитие звуко-слогового анализа (индивидуальная работа). - Сколько звуков в слове «мак»? (3) - Назови первый звук в слове «мак». (Звук [М]) - Какой второй звук в слове «мак»? (Звук [А]) - Какой звук мы слышим в конце слова «мак»? (Звук [К]) - А сколько слогов в слове «мак»? - А как мы изменим слово «мак», чтобы у нас получилось два слога? (Маки) 6. Развитие логического мышления. Игра «Сложи цветок». - Для того, чтобы продолжить знакомство с цветами, мы должны разбиться на группы. У каждой группы будет свой конверт. - Достаньте содержимое конверта и постарайтесь сложить части так, чтобы получилась картинка. - Как называются цветы, которые у вас получились? (Роза, астра, колокольчик, тюльпан) - Какой цветок лишний? (Колокольчик) Почему? (Все цветы садовые, а колокольчик — луговой) 7. Развитие атрибутивного словаря, пальчиковой моторики. - Цветы, как и люди, очень любят, когда им говорят комплименты. Игра «Какие цветы? (игра с прищепками) - Давайте скажем, какие цветы у нас? На каждый комплимент прицепляем прищепку. Красивые, нежные, трепетные, свежие, яркие, пестрые, ароматные, молодые, весенние, садовые, полевые, крупные, маленькие. - На какой цветок похоже? (На ромашку) 8. Развитие слухового внимания. Игра «Доскажи словечко». - Много цветов мы сегодня уже назвали. Но есть и такие, которые мы знаем, но еще сегодня не вспоминали. Я предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко». Готовы? Логопед читает загадки, дети хором добавляют последнее слово. На доске вывешиваются картинки-отгадки. Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок, Синеглазый … (василек) Золотой и молодой, За неделю стал седой. А денёчка через два Облысела голова. Спрячу-ка в карманчик Бывший … (одуванчик) Цветики — корзинкой С желтой серединкой, Белая рубашка. Хороша… (ромашка) Желтые, пушистые Шарики душистые. Их укроет от мороза В тонких веточках… (мимоза) В лепестки, как в плащ атласный, Спрятался цветок прекрасный. Не раскроется никак В огороде красный… (мак) Весной от снега очищаются И хвоя, и валежник. И первым появляется В проталине …(подснежник) 9. Развитие общей моторики. - А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Повторяйте за мной. Раз –два-три выросли цветыК солнцу потянулись высоко: Стало им приятно и тепло! Ветерок пролетал, стебелечки качал Влево качнулись- низко прогнулись. Вправо качнулись – низко пригнулись. Ветерок убегай! Ты цветочки не сломай! Пусть они растут, растут, Детям радость принесут! сидели на корточках, встаем тянутся на носочках смотрят вверхраскачивают руками влево — вправо над головойнаклоняются влево наклоняются вправо грозят пальчиком приседают медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики 10. Развитие зрительного внимания. Игра «Что изменилось?» - Посмотрите на картинки и запомните их. Закрываем глазки, считаем хором до пяти и открываем. Что изменилось? 11. Развитие словарного запаса. - Ребята, посмотрите еще раз на наши цветы. И скажите, какие из них мы можем уже скоро увидеть. (Одуванчик, мимозу, подснежник) - Правильно. Это первые весенние цветы. А еще их называют первоцветами. 12. Развитие математических способностей, слухового внимания. - Про цветы написано много песен, рассказов, стихов. А я хочу с вами порешать задачки о цветах. 1. Три ромашки – желтоглазки Два веселых василька Подарили маме дети Сколько же цветов в букете? (пять) 2. У этого цветка Четыре лепестка А сколько лепестков У двух таких цветков? (восемь) 3. Пять цветочков у Наташи И еще два дал ей Саша, Кто тут может сосчитать Сколько будет два и пять? (семь) 13. Развитие грамматического строя речи. Игра «Один — много» - Вы же знаете, что цветы не растут по одному. Предлагаю вам поиграть в игру «Один — много». Я называю цветок, а вы должны сказать, как мы скажем, когда их много. Ромашка – ромашки Василек – васильки Мак – маки Лилия – лилии Одуванчик – одуванчики Роза – розы Подснежник – подснежники Ландыш – ландыши Нарцисс — нарциссы 14. Итог занятия. - Ребята, как вы думаете, сорванный цветок — это хорошо или плохо? (И хорошо, и плохо) - В чем вы видите хорошее? (Украшает дом. Наполняет его приятным ароматом. Дарит радость) - В чем — плохое? (Сорванные цветы, особенно полевые, быстро гибнут. Если все станут рвать цветы, не будет красоты вокруг. Не будет цветов — пчелам неоткуда будет собирать нектар, а бабочкам – пыльцу. Семена цветов не попадут в землю и из них не вырастут новые цветы) - Чего же больше в том, что мы срываем цветы: хорошего или плохого? (Плохого) - Какими цветами лучше любоваться? (Теми, что растут в живой природе: на лугу, в поле, в лесу, на городской клумбе) Дополнительный материал 1. Развитие общих речевых навыков. Вырастут у Розы, в огороде розы. Розовые, красные, все цветочки разные! 2. Развитие графомоторных навыков. Игра «Соедини по точкам»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Цветы»

Цель: развитие общих речевых навыков. Задачи: Воспитывающие: Воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, природе. Развивающие: Развивать зрительное восприятие, логическое мышление. Развивать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.

Обучающие: Расширить представления детей о цветах (об их внешнем виде, где произрастают).

Обогащать лексический запас за счет новых существительных и прилагательных. Совершенствовать навык звукослогового анализа слов. Упражнять детей в образовании множественного числа слов.

 Ход занятия

1. Оргмомент. Эмоциональный настрой на занятие. - Ребята, посмотрите на меня. Я постараюсь по вашим лицам определить, какое у вас сегодня настроение. Вижу, что у большинства оно хорошее, веселое. У меня сегодня тоже веселое настроение. Давайте же передадим наше веселое настроение друг другу. Посмотрите на того, кто стоит рядом с вами, улыбнитесь ему и мысленно пожелайте что-нибудь хорошее. 2. Развитие слухового внимания. - Я хочу вам сегодня рассказать одну очень интересную историю, которую я случайно подслушала. Но сначала скажите мне, какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень.) (Рассказ о споре времен года «Чьи цветы лучше» Б. Вовк с использование слайд-шоу) Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами… - Мои цветы самые красивые, — говорит Весна. - Нет, — возражает ей Лето. – Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше! Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки… Холодом повеяла от зависти Осень. И краски лета поблёкли. - Мои цветы не хуже, — так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы… А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поля, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи… - Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, — хвалится Зима. Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие. - А вы, ребята, как думаете, какие цветы самые красивые? (Все цветы самые красивые) ВЫВОД: Ребята, во все времена года каждый цветок красив по-своему: летом – летние цветы, весной – весенние, осенью – осенние, зимой – комнатные на подоконнике.

3. Сообщение темы занятия. Актуализация знаний по теме. - Так кто же догадался, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? (О цветах) - Правильно, сегодня мы будем говорить о цветах. - Для чего нужны цветы? (Для красоты, любоваться, чтобы сделать подарок) - А какой праздник мы отмечали в начале месяца? (Международный женский день 8 марта.) - И что же было главным из подарков для наших мам, бабушек? (Цветы) - А какие цветы вы дарили своим мамам, бабушкам? - А как мы назовем эти цветы одним словом? (Садовые) - Где растут садовые цветы? (В саду, на клумбах, в теплицах, оранжереях.) - Назовите, какие еще садовые цветы вы знаете. (Роза, тюльпан, мак, гвоздика и т.д.) - Кто ухаживает за цветами в саду? (Садовник) - А есть еще полевые, луговые цветы. Как вы думаете где они растут полевые, лесные цветы? (В поле, в лесу.) - Назовите полевые, лесные цветы. (Колокольчик, ромашка, василёк и т.д.) - Какую пользу приносят цветы? (Цветы могут быть кормом для животных, их можно поставить в вазу, из цветов получают лекарства.) - Ребята, вы знаете, что некоторые цветы занесены в Красную книгу. Как вы думаете, что это за книга? (Книга, в которую занесены редкие растения, которых очень мало на земле.) - Правильно. А у нас в группе растут садовые или полевые цветы? (В группе растут комнатные цветы.) - Почему они так называются? (Эти цветы растут в помещении.) - Как мы ухаживаем за цветами? (Поливаем, рыхлим землю, стираем пыль с листочков, обрываем засохшие листья.)

4. Развитие зрительного восприятия. - Каждый цветок, как и все предметы, состоит из частей. Игра «Назови части цветка» - Мне сейчас нужен будет помощник. И это будет… (Ребенок выходит к доске и собирает цветок по частям) - Назовите самую главную часть цветка? (Корень). - Что идет после корня? (Стебель) - У цветка есть?… (Листья.) - Далее после листьев? (Бутон) - А что такое бутон? (Нераскрывшийся цветок) - И остались?… (Лепестки) - Какой цветок у нас получился? (Мак)

5. Развитие звуко-слогового анализа (индивидуальная работа). - Сколько звуков в слове «мак»? (3) - Назови первый звук в слове «мак». (Звук [М]) - Какой второй звук в слове «мак»? (Звук [А]) - Какой звук мы слышим в конце слова «мак»? (Звук [К]) - А сколько слогов в слове «мак»? - А как мы изменим слово «мак», чтобы у нас получилось два слога? (Маки)

 6. Развитие логического мышления. Игра «Сложи цветок». - Для того, чтобы продолжить знакомство с цветами, мы должны разбиться на группы. У каждой группы будет свой конверт. - Достаньте содержимое конверта и постарайтесь сложить части так, чтобы получилась картинка. - Как называются цветы, которые у вас получились? (Роза, астра, колокольчик, тюльпан) - Какой цветок лишний? (Колокольчик) Почему? (Все цветы садовые, а колокольчик — луговой)

7. Развитие атрибутивного словаря, пальчиковой моторики. - Цветы, как и люди, очень любят, когда им говорят комплименты. Игра «Какие цветы? (игра с прищепками) - Давайте скажем, какие цветы у нас? На каждый комплимент прицепляем прищепку. Красивые, нежные, трепетные, свежие, яркие, пестрые, ароматные, молодые, весенние, садовые, полевые, крупные, маленькие. - На какой цветок похоже? (На ромашку)

8. Развитие слухового внимания. Игра «Доскажи словечко». - Много цветов мы сегодня уже назвали. Но есть и такие, которые мы знаем, но еще сегодня не вспоминали. Я предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко». Готовы? Логопед читает загадки, дети хором добавляют последнее слово. На доске вывешиваются картинки-отгадки. Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок, Синеглазый … (василек) Золотой и молодой, За неделю стал седой. А денёчка через два Облысела голова. Спрячу-ка в карманчик Бывший … (одуванчик) Цветики — корзинкой С желтой серединкой, Белая рубашка. Хороша… (ромашка) Желтые, пушистые Шарики душистые. Их укроет от мороза В тонких веточках… (мимоза) В лепестки, как в плащ атласный, Спрятался цветок прекрасный. Не раскроется никак В огороде красный… (мак) Весной от снега очищаются И хвоя, и валежник. И первым появляется В проталине …(подснежник)

9. Развитие общей моторики. - А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Повторяйте за мной. Раз –два-три выросли цветы К солнцу потянулись высоко: Стало им приятно и тепло! Ветерок пролетал, стебелечки качал Влево качнулись- низко прогнулись. Вправо качнулись – низко пригнулись. Ветерок убегай! Ты цветочки не сломай! Пусть они растут, растут, Детям радость принесут! сидели на корточках, встаем тянутся на носочках смотрят вверхраскачивают руками влево — вправо над головойнаклоняются влево наклоняются вправо грозят пальчиком приседают медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики

10. Развитие зрительного внимания. Игра «Что изменилось?» - Посмотрите на картинки и запомните их. Закрываем глазки, считаем хором до пяти и открываем. Что изменилось?

11. Развитие словарного запаса. - Ребята, посмотрите еще раз на наши цветы. И скажите, какие из них мы можем уже скоро увидеть. (Одуванчик, мимозу, подснежник) - Правильно. Это первые весенние цветы. А еще их называют первоцветами.

12. Развитие математических способностей, слухового внимания. - Про цветы написано много песен, рассказов, стихов. А я хочу с вами порешать задачки о цветах. 1. Три ромашки – желтоглазки Два веселых василька Подарили маме дети Сколько же цветов в букете? (пять) 2. У этого цветка Четыре лепестка А сколько лепестков У двух таких цветков? (восемь) 3. Пять цветочков у Наташи И еще два дал ей Саша, Кто тут может сосчитать Сколько будет два и пять? (семь)

13. Развитие грамматического строя речи. Игра «Один — много» - Вы же знаете, что цветы не растут по одному. Предлагаю вам поиграть в игру «Один — много». Я называю цветок, а вы должны сказать, как мы скажем, когда их много. Ромашка – ромашки Василек – васильки Мак – маки Лилия – лилии Одуванчик – одуванчики Роза – розы Подснежник – подснежники Ландыш – ландыши Нарцисс — нарциссы

14. Итог занятия. - Ребята, как вы думаете, сорванный цветок — это хорошо или плохо? (И хорошо, и плохо) - В чем вы видите хорошее? (Украшает дом. Наполняет его приятным ароматом. Дарит радость) - В чем — плохое? (Сорванные цветы, особенно полевые, быстро гибнут. Если все станут рвать цветы, не будет красоты вокруг. Не будет цветов — пчелам неоткуда будет собирать нектар, а бабочкам – пыльцу. Семена цветов не попадут в землю и из них не вырастут новые цветы) - Чего же больше в том, что мы срываем цветы: хорошего или плохого? (Плохого) - Какими цветами лучше любоваться? (Теми, что растут в живой природе: на лугу, в поле, в лесу, на городской клумбе)

Дополнительный материал 1. Развитие общих речевых навыков. Вырастут у Розы, в огороде розы. Розовые, красные, все цветочки разные! 2. Развитие графомоторных навыков. Игра «Соедини по точкам»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи на тему «Рассматривание и сравнение двух пейзажных картин «Лес в снегу» Л.И. Бродской и «Зимний пейзаж» И.Э. Грабарь

Конспект поможет в проведении занятия по развитию связной речи при рассматривании и сроавнении пейзажных картин по теме "Зима"...

Конспект занятия по развитию связной речи на тему «Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» (для детей 5-6 лет)

Конспект занятия по развитию связной речи на тему  «Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» (для детей 5-6 лет)...

Конспект занятия по развитию связной речи по теме: Составление рассказа по картине «В зимнем парке» ».

Конспект занятия по развитию связной  речи по  теме: Составление рассказа по картине «В зимнем парке» »....

Конспект занятия по развитию связной речи на тему: "Здоровейка"

Цели: коррекционно-образовательная: — обучать детей составлению пересказа текста с помощью сюжетных картинок; коррекционно-развивающие: —закреплять правильное употребление в речи имен существи...

Конспект занятия по развитию связной речи на тему: "Кто как готовится к зиме"

Цели: коррекционно-образовательная: — обучать детей выразительно пересказывать текст с помощью опорных сигналов; коррекционно-развивающие: —закреплять у детей умение правильно употреблять ...

Конспект занятия по развитию связной речи на тему: "Здравствуй, зимушка-зима!"

Цели: коррекционно-образовательная: — обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»; коррекционно-развивающие: — развивать умение составлять распространенные предложен...