Конспект фронтального занятия по развитию связной речи на тему: "Цветы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Зырянова Мария Алексеевна

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsvety.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи на тему:

«Цветы»

(подготовительная группа)

Время занятия   30 мин.

Цель: Развитие связной речи в процессе обучения составления натюрморта в пространстве и угадывание загадок-описаний.

Коррекционно-обучающие задачи:

Учить детей выражать адекватные эмоции при восприятии картины, воспринимать картину как модель окружающей действительности;

Обучать детей коммуникативным действиям в процессе рассматривания картины (отвечать на вопрос, задавать вопрос взрослому и сверстнику);

Учить детей создавать художественный образ в окружающем пространстве на основе восприятия картины;

формировать связь «предмет — образ — слово»;

Обогащать представления детей о предметном мире;

 Обогащать и уточнять словарь детей (натюрморт, васильки, шкатулка, передний план картины, задний план картины);

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие мотивационно-потребностной сферы речевой деятельности детей.

Развитие лексических и грамматических средств языка, образности речи.

Развитие фонетико-фонематической стороны речи.

Развитие эстетических предпочтений дошкольников (способность к эмоциональной оценке, к естественной радости
от общения с людьми и средой, стимулирование эмоциональной окраски детского восприятия);

Моторное развитие (овладение выразительными движениями, формирование произвольных основных и мимических движений,).

Коррекционно-воспитывающие задачи:

Способствовать саморегуляции эмоционального состояния .

Способствовать развитию у детей интереса к совместным со сверстниками играми и занятиям, развитию у них социальных навыков.

Оборудование и материалы: видеопроектор, экран; картина В. Волосова «Деревенский натюрморт»;репродукции натюрмортов с цветами: «Ромашки»; «Подсолнухи»; «Пионы»; «Натюрморт с персиками»; натуральные предметы для составления натюрморта (ваза, разноцветные платки,  натуральные или искусственные цветы (2 лилия; 1 ромашка; 2 розы);  яблоки; мандарины; фруктовая ваза); музыкальные аудиозаписи; большой круг из зеленой бумаги; разноцветные  конверты с заданиями; лист ватмана; разноцветные маркеры; мольберт; столик для составления натюрморта; цветы из разноцветного картона и разноцветные шнурки.

Ход занятия:

Этап занятия, время отведенное на каждый этап занятия

Содержание работы.

Методы, формы, приемы работы.

Предполагаемые действия (ответы) воспитанников.

Примечание.

1

2

3

4

Вводная часть

5 – 7 мин.

Логопед: Здравствуйте  ребята. Сегодня на занятии мы с вами отправимся в волшебную страну, где растёт много красивых цветов. Там мы узнаем много нового, будем играть, танцевать и общаться.

А для того чтобы там очутиться, давайте вместе закроем глаза и покружимся вокруг себя три раза.

Л.(игровой метод): Дети, смотрите, на экране появились цветы. Кто знает, как называются эти цветы. Желты розы просят вас выполнить задание из желтого конверта. Найти среди перепутанных звуков только те звуки, которые есть в слове РОЗА.

Л.: Если вы услышите звуки Р,О,З,А то хлопните в ладоши, а если  другие звуки то топайте ногами. Логопед произносит различные звуки (о, и, к, р, т, ч, ш, а, л, р, з )

Л.: Молодцы. Дольше нас встречает  розовые розы.

Они  хотят прочитать нам стихотворение про розы.  А мы на каждое слова будет делать шаг в правую сторону по кругу.

        Роза.

Зовут меня розой, примите меня.

Я очень душиста и цветом нежна.

По цвету и имя такое мне дали.

И даже царицей за пышность прозвали.

Логопед:  Мы выполнили задания цветов. А розы еще не прощаются в сами.

Л.: Ребята, а вы знаете, многие художники изображают цветы на своих картинах. Давайте посмотрим несколько картин художников, где главными героями являются цветы.

Дети друг за другом входя в зал. И встают вокруг овала.

Дети  кружатся вокруг себя.

1 реб.: Это желтые розы.

Дети выполняют задание.  

Дети кружатся по кругу и делают приставной шаг.

Звучит приятная музыка. На полу по середине пола лежит  большой овал зеленого цвета из бумаги.

Основная часть

20 мин.

Л.(наглядный метод):

Показ слайдов натюрмортов с цветами.

Логопед: Ребята мы с вами посмотрели различные слайды с изображением картин . И везде мы видели красивые цветы с различнми предметы. А кто мне может напомнить, что такое натюрморт.

Правильно. Давайте с вами  сейчас встанем и поиграем.

Дети  рассматривают картины.

1реб.: Натюрморт – это изображение неживых предметов .

2реб.: На натюрмортах изображают цветы, фрукты, посуду, предметы интерьера.

3 реб: Натюрморты рисуют художники.

Динамическая пауза «Речь с движениями».

Логопед предлагает детям слушать шуточное стихотворение и одновременно выполнять движения, которые он будет им показывать.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу

Знай, что это натюрморт.

Руки на уровне груди, кулачок левой руки располагается на внешней стороне ладони правой руки. Указательные и большие пальцы обеих рук соединяются в кольцо. Кисти рук изображают бутон цветка. Предплечья   располагаются   на уровне и перпендикулярно груди параллельно друг другу. Имитация откусывания (два раза). Круговое движение руками перед собой. Указательный жест на картину.

Л.: Ребята. Вспомнили из стихотворения, что героями натюрмортов являются различные неживые предметы. И сегодня мы с вами будем составлять свой собственный натюрморт. Я раздам вам предметы и вы будете ставить их на стол сопровождая свои действия высказываниями.

Логопед: Ребята, а как вы думаете если я поставлю вазу прямо на стол, у нас получится красивый натюрморт. Правильно. А цветы куда мы положим или поставим.

Дети ведут обсуждение с какого предмета надо начать составлять натюрморт.

1 реб: Нет. На стол надо положить красивые платки.

2 реб.: Цветы надо поставить в вазу. Я ставлю вазу в центр стола.

3 реб.: Я беру две розы розового цвета и ставлю их в вазу.

4 реб.: Рядом с вазой, с право,  я ставлю фруктовую вазу.

5 реб: Я кладу в вазу два красных яблока.

6 реб: На передний план картины я кладу мандарин.

7 реб: Я ставлю в вазу белую ромашку.

8. реб: Я ставлю в вазу две белых лилии.

Логопед раздает цветы, вазу, яблоки, фруктоую вазу, мандарины.

Динамическая пауза

Л.: ребята, розы из волшебной страны просят нас по- танцывать вместе с ними «Танец  роз». Встаньте в круг. Милана ты встанешь в круг. Один мальчик и одна девочка возьмитесь за руки и поднимите их над головой. А все остальные ребята, тоже возьмитесь за руки, поднимите их над головой. Милана ,будет кружится вокруг своей оси, очень медленно. Девочка и мальчик начнут кружится в правую сторону. А мы начнем движение по кругу в левую сторону. Внимательно слушайте музыку и старайтесь двигаться в такт.

Дети встают в круг и кружатся по кругу

Л.: Игра «Узнай и опиши» (с элементами комментированного рисования). Логопед приглашает детей к экрану монитора (мольберту) и просит их расположиться так, чтобы каждому был виден натюрморт и лист ватмана, на котором будет рисовать педагог.

—        Ребята, в натюрморте каждый предмет сообщает о себе, рассказывает о себе, но не словами, а изображением, — говорит логопед. — Послушайте и назовите того, кто рассказывает о себе. Я буду рассказывать «от лица» предмета, а вы слушайте мой рассказ до конца.

Логопед рассказывает и схематично зарисовывает (выделяет) его основные свойства:

—        Я считаю, что мы самые красивые на этой картине. У нас есть стебель (педагог отдельно рисует стебель), листочки (педагог рисует отдельно листок), бутон среднего размера розового цвета (педагог рисует бутон цветка отдельно). Мы очень вкусно пахнем . У нас  есть шипы .

Дети угадывают, от чьего имени рассказывал педагог.

Кто-либо из детей повторяет описание розы с опорой на созданную на глазах детей схему.

Развитие мелкой моторики

Л.: Мы сейчас перейдем за столы и будем создавать красивые цветы из бумаги и разноцветных веревок.

Дети под руководством логопеда делают цветы (одуванчики).

Заключительная часть.

2 мин.

Л.: Подводит итог занятия. Вместе с детьми проговаривают все этапы занятия.  Напоминает определение натюрморта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи детей с ТНР "Подарок для мамочки"

Занятие посвящено составлению рассказа по серии сюжетных картин с пропуском звена. Расчитано на детей подготовительной группы с ТНР...

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи

Расширение представлений  детей о героическом прошлом нашего народа....

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи по теме "Пересказ рассказа "Кот в сапогах" по Е. Пермяку".

Тема: Пересказ рассказа «Кот в сапогах» по Е. Пермяку.Цель: Учить пересказывать рассказ с опорой на предметно – графический план.Задачи:Коррекционно – образовательные:  - расширять и уточнять сло...

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи у детей с ОНР по теме "Составление описательного рассказа по картине М. Пившанова "В зимнем парке"

Тема: Составление описательного рассказа по картине М. Пишванова «В зимнем парке».Цель: Учить составлять описательный рассказ с опорой на картину и подсказки - схемы.Задачи:Коррекционно – образователь...

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи. "Наша Армия".

Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по развитию связной речи....

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи в подготовительной группе детей с ОНР

Здесь представлен конспект фронтального занятия поразвитию связной речи в подготовительной группе детей с ОНР на тему "В зимнем парке"...

конспект занятия по развитию связной речи на тему цветы

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Цветы» Цель: развитие общих речевых навыков. Задачи: Воспитывающие: Воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, природе. Р...