НОД "Путешествие по сказкам В. Г. Сутеева"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Способствовать формированию интереса к творчеству писателя В. Г. Сутеева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utrenniy_sbor_suteev.docx108.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Буратино»

Непосредственно образовательная деятельность по теме:

«Путешествие по сказкам В. Г. Сутеева»

в рамках реализации детско – родительского проекта

(старший дошкольный возраст)

Воспитатель  

МАДОУ «Буратино»

Петровская Варвара Васильевна

г. Когалым, 2016г

Возрастная группа: старший дошкольный возраст

Форма организации: групповая, подгрупповая.

Цель: способствовать формированию интереса к творчеству писателя

 В. Г. Сутеева.

Задачи:

Образовательные

Обобщить знания детей о творчестве В.Г.Сутеева. Упражнять в умении определять и называть его произведения. Закреплять умение детей рассказывать содержание сказок с использованием мнемотаблиц.

Развивающие

Развивать познавательную активность, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление, внимание, связную речь, мелкую и моторику, развивать познавательный интерес.

Воспитательные

Способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми, чуткости, отзывчивости. Воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия, активность и самостоятельность. Воспитывать любовь к художественной литературе.

Активизация словаря:

ползает, летает, бегает, прыгает, оранжевая, черная, коричневая

предлоги- под, за, над, на, около, к.

Обогащение словаря:

кристалл, иллюстрация, персонаж, мультипликатор

Предварительная работа:

восприятие художественной литературы (чтение, пересказ произведений В. Г. Сутеева);

изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация);

совместная деятельность взрослых и детей (изготовление поделок, настольных игр, книжек, лэпбука, просмотр мультфильмов и обсуждение сказок;  игра-викторина «В мире сказок»).

Методы и приемы:

словесные: беседа, обсуждение, пересказ сказки, разгадывание загадок;

наглядные: рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций героев сказок;

практические: конструирование  из  природного  материала, пластилинография, исследование объекта окружающего мира и экспериментирование с ним, физминутка, пальчиковая гимнастика;

игровые: игры с использованием пиктограмм слов – предметов по сказке «Под грибом»

Материал и оборудование к утреннему сбору: картинки из сказок, портрет писателя - мультипликатора, мультимедийная презентация с загадками и запись голоса ежика, телевизор, магнитофон.

Материал  в центрах активности:

Центр искусств «Веселый карандаш» - ватман с изображением гриба, вырезанные из картона силуэты героев сказки «Под грибом», пластилин, карандаши, природный материал, салфетки, алгоритм деятельности.

Центр литературы и грамотности «Веселые книжки» - игры с использованием пиктограмм, геометрические фигуры изображенные на листе бумаги , мягкая книжка по сказке «Под грибом».

Центр кулинарии «Мы поворята» - крупная и мелкая соль, тарелочка и ложечка, увеличительное стекло, иллюстрированные картинки поделок из соли, разноцветная соль, цветные картинки героев сказки,  картонные силуэты героев из сказки, кисточки, клей ПВА, алгоритм деятельности детей.

Утренний сбор

Звучит знакомая мелодия, дети убирают игрушки в центрах активности, берут подушки и садятся в круг на ковер.

Мотивация детей на предстоящую деятельность

Воспитатель проходит мимо и случайно роняет картинки с изображением героев из сказок В. Г. Сутеева.

-Ой, ребята, помогите мне пожалуйста.

-Интересно, что это за картинки, и как они попали ко мне? (ответы детей)

-Какие молодцы ребята, конечно это герои из сказок.

-А из каких сказок эти герои? (ответы детей)

-Кто написал все эти замечательные сказки? (ответы детей)

Конечно, это герои из сказок В. Г. Сутеева (обращает внимание детей на портрет который весит на мольберте), детского писателя и мультипликатора.

-Ребята, а хотите мы с вами разберем по одной картинке и поздороваемся друг с другом названием того героя, который вам попал? (ответы детей)

Приветствие  

«Здравствуй заяц, здравствуй гриб, привет муравей и т.д»

Сюрпризный момент

Включается мультимедийная презентация с загадками и записью голоса ежика (ежик зовет детей). После просмотра и разгадывания загадок вбегает тучка, и зовет ребят к себе.

Тучка

- Ребята я тучка,  приглашаю со мной поиграть!

Физминутка «Тучка»

Календарь

-Ребята, скажите пожалуйста, в какое время года  описаны события сказок В. Г. Сутеева? (ответы детей)

-Да, верно, многие события сказок описаны в теплое время года.

-Ребята, какое время года сейчас на улице? Какой месяц? Какое сегодня число и  день недели? (ответы детей)

-Правильно ребята, на дворе зима, сегодня 25 февраля, четверг.

Новости

-Кто хочет рассказать нам свои интересные новости? (рассказы 2-3 детей)

-Ребята, мне бы хотелось тоже вам рассказать свою новость?

Сегодня, когда я шла на работу, я обратила внимание на наш зимний участок, кто мне поможет вспомнить, что у нас есть на участке? (ответы детей)

Ну конечно, снежная горка и фигуры.

-Какие снежные фигуры на нашем участке? (ответы детей)

-А кто изображен на нашей горке? (ответы детей)

Ну так вот, были изображены герои из сказки «Под грибом», а теперь они куда-то пропали! Что же делать? (ответы детей) Мы можем с вами нарисовать героев сказки, слепить из пластилина, сделать аппликацию этих героев и много другое.

-Но как мы это сделаем и кто нам в этом поможет? (ответы детей)

Презентация центров активности

Сегодня открыты три центра активности.

Центр литературы «Веселые книжки»

- Там вас ждет Ольга Вениаминовна.  Вас ждут занимательные игры, персонажи из сказок В. Г. Сутеева. Забавные картинки помогут вам вспомнить и пересказать знакомые сказки.

Центр искусств «Веселый карандаш»

– В этом центре вас ждет Татьяна Егоровна, мама Ульяны. Для вас приготовили пластилин, карандаши, природный материал и трафареты героев сказки. С помощью этого материала вы сможете оживить героев сказки.  

Центр кулинарии «Мы поворята»

– В этом центре вас ждут настоящие чудеса.  С помощью кристаллов соли вы  сможете оживить волшебные картинки.

Так же вы  вспомните, какая бывает соль и где она используется человеком.

Выбор центров  активности

 

Работа в центрах активности

Центр литературы и грамотности «Веселые книжки»

-Ребята, посмотрите, на столе лежат картинки и  мне одной с этим заданием не справиться. Поможете мне?

Игра с использованием пиктограмм по сказке “Под грибом” В. Сутеева

В игру входят пиктограмма с изображением:

слов-предметов: гриб, дождь, солнце, муравей, бабочка, мышь, воробей, заяц, лиса, лягушка;

http://festival.1september.ru/articles/584551/img1.gif

слов-действий: ползает, прыгает, летает, ходит, бегает, растет, светит, покажи;

http://festival.1september.ru/articles/584551/img2.gif

слов-признаков: большой, маленький, грустный, веселый;

http://festival.1september.ru/articles/584551/img3.gif

символов-предлогов:,: под, за, над, на, около, к;

http://festival.1september.ru/articles/584551/img4.gif

Картинки с реалистичными изображениями героев

1. Пиктограммы слов-предметов расположены по кругу.

  • В центре картинка с изображением героя сказки.
    Задание: соотнести пиктограмму и картинку.
  • В центре пиктограмма “Покажи”.
    Задание: выбрать и показать
  • В центре одна из пиктограмм – действий (дождь, лиса);
    кто прыгает, и т.д.;

Задание: назвать и показать кто (что) идет только ту пиктограмму, которую назвал взрослый.

  • Аналогичные задания со словами – признаками.

http://festival.1september.ru/articles/584551/img5.gif

2. Составить из пиктограмм пару.

  • Взрослый предлагает найти две пиктограммы по предложению:
    “Солнце светит” или “Бабочка летает” или “Веселая лягушка”…
  • Взрослый предлагает две пиктограммы, а ребенок составляет предложение.

3. Исправить ошибку.

  • Взрослый предлагает две пиктограммы “воробей” и “ползает”.
    Ребенку предлагается исправить ошибку и произнести правильное предложение.

4. Составить из пиктограмм произнесенную фразу.

  • “На грибе лягушка”, “К грибу ползет муравей”, “Над грибом летает бабочка” и т.д.

Игра моделирование «Замещение»

 В качестве заместителей используется бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т.к. замещение основывается на каком – либо различии между персонажами. Число заместителей должно совпадать с числом персонажей, ребенок выбирает нужные.

http://festival.1september.ru/articles/584551/img6.gif

Ребенок поднимает соответствующий символ по ходу рассказывания сказки взрослым.

1. Пересказать сказку.

2.Какие из символов подходят воробью, а какие зайцу?

http://festival.1september.ru/articles/584551/img8.gif

3. Рассказать, чем похожи лиса и заяц?

http://festival.1september.ru/articles/584551/img9.gif

Центр искусств «Веселый карандаш»

-Ребята, посмотрите, что это? (обращает внимание детей на нарисованный гриб)

-Как вы думаете, из какой сказки гриб? Обращает внимание на отсутствие героев сказки «Под грибом». Дети предлагают решение проблемы.

-А это кто (обращает внимание на вырезанные из картона силуэты героев из сказки)?

-Молодцы, нам предстоит немного потрудиться.  Выберите себе героя сказки.

Воспитатель вместе с детьми вспоминает способы пластилиннографии. Рассматривает образцы работ.

Пальчиковая гимнастика

«Детки»

Раз – два – три – четыре - пять!

Будем пальчики считать-

Крепкие, дружные,

Все такие нужные…

Тише, тише, не шумите,

Наших деток не будите!

Птички станут щебетать,

Будут пальчики вставать.

-Ну а теперь приступайте к делу, смотрите на картинку и выполняйте задание.

После, как дети выполнили задание, им предлагается наклеить всех героев под грибом. Затем по желанию дети могут рассказать сказку.

Центр кулинарии «Мы поворята»

Воспитатель загадывает загадку:

Этот камень можно есть,

Он в слезах и поте есть.

Не вкусна в борще фасоль

Если пожалели ...

Ответ: Соль

-Где применяет человек соль?

Конечно, в основном соль применяют в  приготовлении блюд. Эта соль называется пищевая.  Когда ваши мамы и повара  нашего детского сада готовят различные блюда, они  добавляют соль, и она становится вкуснее.

Проведение опыта.

Воспитатель напоминает, что при работе с солью надо соблюдать правила безопасности: не трогать руками глаза; если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.

Соль бывает крупная и мелкая. Рассматривание образцов через увеличительное стекло.

Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Когда мы идём по снегу, то он скрипит под ногами. Если в тарелочку насыпать соль и нажимать на нее сухой ложечкой, то слышен хруст. Воспитатель проводит эксперимент.

Обращает внимание на цветную соль на столе. Что это? А как это можно получить? Соль можно покрасить обычной гуашью, которой вы рисуете.

Ребята, из цветных кристаллов соли можно делать очень красивые картины и поделки (показ иллюстрированных картинок).

Сегодня цветная соль поможет украсить героев сказки «Под грибом».

Дети выбирают трафареты героев сказки. С помощью алгоритма выполняют работу.

Итоговый сбор. Подведение итогов дня. Анализ детских работ проводится в игровой форме.

Литература и интернет источники

  1. Давид Тухманов.; Текст песни «Виноватая тучка» http://www.minusy.ru/base
  2. Емельянова Н. И.; Иванова О. В.; Лакомых С. М.; Наглядное моделирование в развитии речемыслительной деятельности у детей с общим недоразвитием речи (из опыта работы) http://1сентября.рф/
  3. Картинки: https://www.google.ru/webhp?hl=ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игры-драматизации по сказке В. Г. Сутеева "Капризная кошка"

Развитие связной речи осуществляется не только в повседневной жизни и на занятиях, но и в игре. А именно в игре - драматизации. Умение рассказывать помогаает ребёнку быть общительным, преодолевать мол...

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда. Проект «Коррекция речи в сказках». Зимняя сказка по мотивам сказки «Ёлка» В. Сутеева.

Логопедическая работа в сочетании с театрализованной деятельностью развивает активную, правильную, эмоционально насыщенную речь, она способствует развитию и коррекции у них всех познавательных процесс...

Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «В гостях у сказки «Петух и Краски» (по мотивам сказки В. Г. Сутеева «Петух и Краски»)

Цель: способствовать развитию художественных способностей дошкольников через интеграцию изобразительной и театральной деятельности. Задачи:·        развив...

Сценарий постановки сказки с детьми подготовительной группы «Грибок - теремок», по мотивам сказки В.Н. Сутеева «Под грибом».

Сказка подготовлена на городской конкурс, между ДОУ города "Лучшая театрализованная постановка"...

Драматизация сказки «Под грибом» (в стихах по сказке В. Г. Сутеева)

Цель: Способствовать формированию навыков социального взаимодействия детей средствами игровой деятельности.Задачи:- Обогащать духовный мир ребенка, приобщая его к творчеству, к театральной культу...

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «В гости к сказке» (по сказке В.Г.Сутеева «Мышонок и карандаш»)

Задачи:Формировать и совершенствовать связную диалогическую речь, интонационную выразительность.Воспитывать в детях интерес к сказкам, желание читать и узнавать новое....

Открытое занятие Волшебный сундучок по сказке В.Г. Сутеева "Яблоко" по технологии Сторисек. Загадочный сундучок по сказке "Яблоко" (по технологии Сторисек).

Загадочный сундучок по сказке "Яблоко" (по технологии Сторисек). Цель: Создавать условия для познавательного интереса к сказке через технологию "Сторисек". Образовательные задачи: -Уточнить и о...