фрагмент программы по развитию речи "Игралочка - звучалочка"
рабочая программа по развитию речи (младшая группа) по теме

Бельская Светлана Ивановна

Цель программы: развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешного усвоения звукопроизношения у  младших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma.docx37.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Петрозаводского городского округа

«Детский сад № 57»

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми

«Игралочка – звучалочка»

Составлена на основе программы «От рождения до школы»

 под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.

Срок реализации: 1 год

Авторы:

Бельская Светлана Ивановна

Воспитатель высшей квалификационной категории

Никонова Ирина Викторовна

Воспитатель высшей квалификационной категории

Содержание:

  1. Информационная карта…………………………………………………...3
  2. Пояснительная записка……………………………………………………3
  3. Цели и задачи………………………………………………………………5
  4. Методологические принципы……………………………………………6
  5. Возрастные особенности детей 3-4лет…………………………………...6
  6. Перспективно – тематическое планирование……………………………8
  7. Ожидаемые результаты…………………………………………………..12
  8. Работа с родителями……………………………………………………...12
  9. Список использованной литературы…………………………………....13

Информационная карта:

Программа включает разделы:

информационная карта, пояснительная записка, цели и задачи, методологические принципы, возрастные особенности детей 3-4 лет,  перспективно - тематическое планирование,  предполагаемые результаты,  работа с родителями, список использованной литературы.

Тип программы: развивающая.

Вид: авторская.

Форма проведения совместной деятельности: подгрупповая.

 Интеграция образовательных областей: «Развитие речи», «Познание», «Физическое развитие» «Художественно-эстетическое развитие», «Музыка».

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

-  Закон РФ «Об образовании»

-  Устав дошкольного учреждения.

-  Концепция  дошкольного образования.

-  Конвенция  о правах ребенка.

-  «Новые санитарно – эпидемиологические правила и нормативы для ДОУ»

-  Проект ФГОС для ДОУ

- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования в группах обще развивающей  направленности «От рождения до школы»  под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Пояснительная записка:

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребѐнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром.

Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.). Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:

1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.

Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

2. Формирование правильного речевого дыхания.

Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание - это управляемый процесс. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

3. Развитие фонематического слуха.

Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.

Программа совместной деятельности педагога с детьми «Игралочка-Звучалочка » содержит:

- различные упражнения по развитию артикуляторной, пальцевой моторики, упражнения на развитие речевого дыхания, силы, высоты голоса;

 - комплекс разнообразных стихотворных упражнений с элементами нейропсихологического воздействия («речь с движением»), в том числе с музыкальным сопровождением, направленных на развитие всей связной речи, обобщающих понятий, формирование представления о свойствах окружающих предметов и природных явлений;

- комплекс музыкально-двигательных и коммуникативных игр, способствующих развитию чувства ритма.

Каждый комплекс по артикуляционной гимнастике готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука, а работа по развитию пальчиковой моторики рук, оказывает благотворное влияние на развитие речи в целом, а также готовит руку ребёнка к рисованию и письму. Развитие силы и высоты голоса, речевого дыхания вырабатывает чувство ритма, дикцию, интонационную выразительность речи.

Стихотворный текст является ритмической основой для выполнения движений. Вместе с развитием двигательной активности у детей будет развиваться речь, внимание, память и мышление.

Занятия с элементами логопедической ритмики  направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной.

Занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме. Все темы перекликаются с требованиями программы детского сада, что создает преемственность в работе воспитателя и руководителя кружка, а это в свою очередь повышает результативность занятий.

Занятия проводятся из расчета:

• 1 занятие в неделю

• 4 занятия в месяц

• 32 занятия в год

Количество детей в подгруппе – 10 - 12 человек.

Длительность одного занятия – 15 минут.

Критерий эффективности – реализация поставленных задач.

Цели и задачи программы:

Цель: развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешного усвоения звукопроизношения у  младших дошкольников.

Задачи:

-  развивать артикуляционную моторику;

-  развивать общую и мелкую моторику;

- развивать силу и высоту голоса, речевое дыхание;

- формировать речевой слух;

- формировать правильное речевое развитие путём чтения стихов, потешек, рифмовок, загадок с одновременным выполнением действий, через музыку и движение, развивать музыкально-речевые способности детей;

- формировать познавательную активность детей;

- совершенствовать психические процессы: внимание, память, мышление.

Методологические принципы.

 Принцип системности предполагает воздействие на все стороны речевой системы, позволяет своевременно выявлять и предупреждать нарушения речи

Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики) .

 Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму») .

Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.

 Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Общедидактические принципы предполагают использование научности, сознательности и активности, наглядности, занимательности, индивидуального подхода, связи теории с практикой

Возрастные особенности детей 3-4 лет

         На четвертом году жизни игра становится ведущим видом деятельности дошкольников. Основным содержанием игры являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Сюжеты игр просты и не развернуты. Младшие дошкольники скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Эти представления только начинают формироваться, графические образы бедны. Большое значение для развития мелкой моторики младших дошкольников имеет лепка. В этом возрасте дети способны овладеть простейшими видами аппликации. Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

Младшие дошкольники активно осваивают сенсорные эталоны формы, цвета, величины. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, ориентироваться в пространстве группы детского сада. Развиваются память и внимание. К концу младшего дошкольного возраста дети могут запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дошкольники способны устанавливать некоторые простые связи между событиями, предметами или явлениями.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре. Поведение ребенка во многом еще ситуативно. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

  • Происходят большие изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные высказывания об окружающем.
  • Начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чём свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.
  • Возрастает целенаправленность действий.
  • Развивается интерес к общению со сверстниками.
  • Дети активно овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения.
  • Особое внимание уделяется ознакомлению с разнообразными способами обследования формы, цвета, величины и других признаков предмета, формированию  сенсорных эталонов.
  • Самостоятельность формируется в совместной деятельности со взрослыми и непосредственно в личном опыте.

Перспективно - тематическое планирование (фрагмент)

№ занятия

Тема

Содержание

Задачи

Количество

занятий

Октябрь

1

«Знакомство с персонажами – Игралочкой и Звучалочкой».

1. Вводная беседа

2. Знакомство с Игралочкой (тряпичная кукла) – любит играть с детьми (самомассаж, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика).

3. Знакомство со Звучалочкой (тряпичная кукла) – любит петь, играть на музыкальных инструментах.

4. Рефлексия под спокойную музыку.

Создать положительную мотивацию к занятиям.

1

2

«Наш любимый детский сад»

Игралочка приходит с массажными мячиками:

1.Самомассаж ладоней мячиком с шипами.

2.  Пальчиковая игра «Дружба».

3. Артикуляционная гимнастика «Окошко», звук «а».

Звучалочка сообщает, что потерялась кукла Аня

4. Д/и «Кукла Аня потерялась»  (дети пропевают:  Ау –ау).

5. Рефлексия под музыку.

Развитие артикуляционного аппарата.

Развитие дыхания и голоса. 

Развитие темпа и координации речи и движений.                            Развитие мелкой моторики рук.     Закрепление произношения звука «а».

1

3

«Осень»

Игралочка принесла шишки:

1.Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

2 Пальчиковая игра «Осенние листья».

3.Артикуляционная гимнастика, звук «у».

4.Дыхательная гимнастика «Ветер».

Звучалочка приходит с дудочкой:

5.Песенка дудочки (Ду-ду).

6.Рефлексия под музыку.

Развитие артикуляционного аппарата.

Развитие дыхания и голоса. 

Развитие темпа и координации речи и движений.                            Развитие мелкой моторики рук. Закрепление произношения звука «у».

1

4

«Овощи»

Игралочка принесла фасоль и горох:

1.Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли и гороха.

2. Игра «Золушка» (отделить семена фасоли и гороха).

3. Пальчиковая игра «У Лариски две редиски».

4. Дыхательная гимнастика «Носом – вдох».

5. Артикуляционная гимнастика, звук «о».

Звучалочка зовет всех в огород:

6. Д/и «Соберём овощи».

7. Рефлексия под музыку.

Развитие артикуляционного аппарата.

Развитие дыхания и голоса. 

Развитие темпа и координации речи и движений.                            Развитие мелкой моторики рук.         Закрепление произношения звука «о».

1

5

«Фрукты»

Игралочка приносит фрукты:

1.Пальчиковая игра «Фруктовая ладошка».

2. Дыхательная гимнастика «Любопытная Варвара» (нюхают фрукты).

3. Артикуляционная гимнастика, звук «и».

Звучалочка:

4.Разучивание стихотворения:

Сливы синие висели,
Приглашали, чтоб их ели.
Сливы в миску собираю,
Иру, Вику угощаю.

5.Рефлексия под музыку.

Развитие артикуляционного аппарата.

Развитие дыхания и голоса. 

Развитие темпа и координации речи и движений.                            Развитие мелкой моторики рук.              Закрепление произношения звука «и».

1

Ноябрь

1

«Учимся играть»

Игралочка приносит массажные мячики:

1.Самомссаж ладоней и пальцев рук мячиками.

2 Пальчиковая игра «Мячик».

3 Дыхательная гимнастика «Шарик красный».

4. Артикуляционная гимнастика, звук «м».

Звучалочка:

5. Игра  «Гремелочка» ( с погремушкой).

6. Рефлексия под музыку.

Развитие артикуляционного аппарата.

Развитие дыхания и голоса. 

Развитие темпа и координации речи и движений.                            Развитие мелкой моторики рук.            Закрепление произношения звука «м».

1

2

«Мы такие дружные»

Игралочка приносит шарики «Су Джок»:

1.Самомассаж шариками ладоней и пальцев рук.

2. Пальчиковая гимнастика «Дружба».

3.Дыхательная гимнастика «Приходи ко мне дружок».

4.Артикуляционная гимнастика, звук «м».

Звучалочка

принесла бубен:

5. Дружно сделаем зарядку (развитие слухового внимания).

6. Рефлексия под музыку.

Развитие артикуляционного аппарата.

Развитие дыхания и голоса. 

Развитие темпа и координации речи и движений.                            Развитие мелкой моторики рук.              Закрепление произношения звука «м».

1

3

«Мой дом»

Игралочка:

1.Рисование на манке «Домик для Мишутки».

2.Пальчиковая гимнастика «В нашей избушке».

3.Дыхательная гимнастика «Дрова».

4.Артикуляционная гимнастика,

звук «д».

Звучалочка:

5. Песенка «Строим дом».

6. Рефлексия под музыку.

Развитие артикуляционного аппарата.

Развитие дыхания и голоса. 

Развитие темпа и координации речи и движений.                            Развитие мелкой моторики рук.                   Закрепление произношения звука «д».

1

4

«Я и моя семья»

Игралочка:

  1. Самомассаж камушками.
  2. Пальчиковая гимнастика «Семья».
  3. Дыхательная гимнастика «Вырастем большими».
  4. Артикуляционная гимнастика, звук «с».

Звучалочка  приносит свистульку:

  1. Игра «Свистелочка».
  2. Рефлексия под спокойную музыку.

Развитие артикуляционного аппарата.

Развитие дыхания и голоса. 

Развитие темпа и координации речи и движений.                            Развитие мелкой моторики рук.

Закрепление произношения звука «с».

1

Декабрь

1

«Зимушка - зима»

Игралочка:

1.Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

2.Пальчиковая гимнастика «Снежок».                                                              3. Дыхательное упражнение «Снежки».

4. Артикуляционная гимнастика, звук «с».

Звучалочка:

5. Логопедическая распевка «Су-са-си».

6. Рефлексия под музыку.

Развитие артикуляционного аппарата.

Развитие дыхания и голоса. 

Выработка направленной воздушной струи.

Развитие темпа и координации речи и движений.                               Развитие мелкой моторики рук.

2

«Зимние забавы»

Игралочка:

  1. Самомассаж  ладоней и пальцев рук шариком «Су Джок».
  2. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».
  3. Дыхательная гимнастика «Снежки».
  4. Артикуляционная гимнастика, звук «з».

Звучалочка:

  1. Музыкальная распевка «За».
  2. Рефлексия под музыку.

Развитие артикуляционного аппарата.

Развитие дыхания и голоса. 

Развитие темпа и координации речи и движений.                            Развитие мелкой моторики рук.

Закрепление произношения звука «з».

1

3

«Новый год»

Игралочка:

1 Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

2. Пальчиковая гимнастика «Новый год».

3.Фонетическая и дыхательная гимнастика «Дед Мороз».

4 Артикуляционная гимнастика «Сосулька».

Звучалочка:

5. Логопедическая распевка «Зайчик», закрепление звуков «з»,  «а»,  «о».

6. Рефлексия под музыку.

Развитие артикуляционного аппарата.

Развитие дыхания и голоса. 

Развитие темпа и координации речи и движений.

Развитие мелкой моторики рук.

Закрепление произношения звуков «з», «а»,  «о».

1

Ожидаемые результаты

- Дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;

- увеличивается словарный запас детей, речь  становится  более эмоциональной и выразительной;

- возростает речевая активность детей в различных видах деятельности;

- дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;

- у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение;

- проявляют интерес у участию в играх и упражнениях.

Работа с родителями

-  Папки- раскладушки: «Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости», «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода», «Как развить мелкую мускулатуру рук»,  «Игровой самомассаж для кистей и пальцев рук».

​-  Информационные стенды: «Значение мелкой моторики для развития речи», «Речь на кончиках пальцев» , «Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук».

​-  Индивидуальное и подгрупповое консультирование: «Пальчиковые игры в развитии речи детей», «Пальцы помогают говорить», «Развиваем мелкую моторику», «Играя, учимся говорить», «Мелкая моторика – развивает малыша».

Список использованной литературы:

1. Баскакина И. В. Лынская М. И. Логопедические игры. М. : АЙРИС ПРЕСС,

2008.

2. Гавришева Л. Б., Нищева Н. В. Логопедические распевки. Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2010.

3. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера», 2004 – 126 с.

4. Кныш В. А.., Комар И. И. и др. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников – Минск: Аверсэв, 2009. – 188 с.: ил. – (В помощь логопеду).

5. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А.  Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).

6. Новиковская О. А. Стихи для развития речи. М., «Астрель», 2008.

7. ПоповаГ. П., Усачёва В. И. Занимательное азбуковедение. Волгоград. 2007.

8. Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. М., «Владос», 1994.

9. Полозова Н. В. Основные требования к охране труда и санитарному

обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и

рекомендаций. – М. : АРКТИ, 2005.

10. Ткаченко Т. А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. – 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа по программам (разделам): «Развитие зрительного восприятия» «Развитие социально-бытовой ориентировки» «Развитие пространственной ориентировки».

Рабочая программа по программам (разделам):«Развитие зрительного восприятия»«Развитие социально-бытовой ориентировки»«Развитие пространственной ориентировки»...

Фрагмент программы кружка по легоконструированию для детей старшего дошкольного возраста.

Данная публикация может быть полезной для воспитателей дошкольных учреждений и педагогов дополнительного образования.Материал Лего является универсальным и многофункциональным, поэтому он может исполь...

Фрагмент программы дополнительного образования "Игры с кинетическим песком"

В материалах представлен фрагмент программы дополнительного образования, включающий цель и задачи программы, учебный план, календарный учебный график....

Фрагмент программы "Неделя детской книги"

Цель: показать формы работы с детьми младшего возраста.Задачи:формировать интерес и любовь к книгам, учить бережно относиться к ним;дать представление о разнообразии книг;чтение художественных произве...

Планирование образовательной деятельности через систему Событийности (фрагмент Программы)

В современной дошкольной педагогике воспитатели все чаще уходят от традиционной системы работы, походжей на классно-урочную. Мы работаем от События, что-то происходит и от этого можно развернуть деяте...