Обобщенный педагогический опыт работы по развитию речи старших дошкольников.
опыты и эксперименты по развитию речи (старшая группа) на тему

Сурина Любовь Викторовна

Формирование речи-одна из серьезных задач воспитания, так речь является основной формой развития мышления, познания ,психических свойств личности, всестороннего развития ребенка. Морфологическая сторона речи-одна из основных форм развития речи ребенка, так как отношения и связь окружающей действительности выражаются в грамматических категориях.                                                          Речь-это канал развития интеллекта,чем раньше будет усвоен язык ,тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_pedagogich_opyta.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

На протяжении ряда лет большое внимание я уделяю развитию речи детей, не забывая конечно и о других   образовательных областях.  В моей педагогической копилке уже имеется некоторый опыт работы в этом направлении.

Представляю вашему вниманию свой педагогический опыт работы на тему «Формирование морфологической стороны речи у старших дошкольников в процессе социально-коммуникативного развития».                                                                                   Актуальность темы. Проблема развития речи детей дошкольного возраста актуальна в психо-педагогической науке, практике дошкольных образовательных учреждений. Формирование речи-одна из серьезных задач воспитания, т.к. речь является основной формой развития мышления, познания, всестороннего развития ребенка. Морфологическая сторона речи –одна из основных форм развития речи ребенка. Овладение правильной речью оказывает на дошкольника огромное влияние, он начинает мыслить более логично, последовательно обобщать, правильно излагать свои мысли. Осваивая правильную речь, дети познают категории и законы морфологии в практике живой речи и в играх. Развитие речи имеет большое значение именно в дошкольный период детства, когда ребенок осваивает социальные нормы. Оно играет важную роль в развитии и социализации личности. Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Поэтому в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения пристальное внимание уделяется достижению целей и задач социально-коммуникативного развития детей, которое направлено на освоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Именно в социально-коммуникативной сфере ребенок осуществляет свою деятельность. Об этом говорили многие педагоги и психологи (Татьяна Николаевна Ушакова, Артур Владимирович Петровский, Александр Владимирович Запорожец и др.). В современных условиях его актуальность возрастает в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Анализ литературных источников позволяет  сделать вывод, что несмотря на ряд исследований и значительную степень изученности, проблема формирования морфологической стороны речи дошкольников в процессе социально-коммуникативного развития остается актуальной и недостаточно исследованной и недостаточна представлена в практике воспитания дошкольников.

Условия формирования ведущей идеи опыта. Для успешной работы по формированию морфологической стороны речи у старших дошкольников большую роль играет правильно организованный педагогический процесс.

Цель моей опытной работы-  изучить процесс формирования морфологической стороны речи у детей 5-6 лет в процессе социально-коммуникативного развития.

Идея исследования заключается в том, что процесс формирования морфологической стороны речи у детей 5-6 лет будет проходить более успешно при соблюдении следующих условий: учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня сформированности морфологической стороны речи детей; расширение сферы общения детей, активизация их социального развития; внесение в педагогический процесс образования дошкольников занятий, игр, упражнений, обеспечивающих развитие их речи.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие  Задачи :

– изучить проблему формирования морфологической стороны речи дошкольников в процессе социально-коммуникативного развития в теории и практике дошкольного образования.

− выявить уровни сформированности морфологической стороны речи у детей 5-6 лет;

– разработать и эмпирически опробовать методику формирования морфологической стороны речи у детей 5-6 лет в процессе социально-коммуникативного развития;

− Проверить эффективность данной работы.

Теоретическая база опыта. Теоретическая база очень важна, так как работа воспитателя по формированию морфологической стороны речи у дошкольников в большой мере зависит от знаний самого педагога.  Прежде всего я изучила работы таких педагогов, как М.М.Алексеева, Р. С. Немова, А.Г.Арушанова.              По мнению Р. С. Немова, речь является основным средством человеческого общения: «без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации». Формирование грамматического понятия части речи является одним из важнейших направлений при изучении морфологии, обеспечивая усвоение детьми грамматической системы, а также восприятия собственной речи, что является основой для непрерывного речевого совершенствования детей.         В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с ее категориями и терминологией.                    Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи.                            Таким образом, можно сделать вывод:                                                                                                                            1. Процесс развития речи детей представляет собой актуальную психолого-педагогическую проблему.                                                                                          2. Дошкольный возраст – период активизации развития личности, усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Полноценное усвоение речи в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.                                Чем раньше будет начато обучение по развитию речи, тем свободнее ребенок будет пользоваться речью, тем ярче будет происходить развитие его творческих способностей, личности.

Технология опыта. В своей практике я неоднократно сталкивалась с проблемой речи у детей, не у всех детей уровень речевого развития удовлетворительный. Ответы стереотипны, отмечается обилие речевых ошибок, неумение их исправлять. Отклонения в развитии речи-одна из причин недостаточной познавательной деятельности детей, умственной активности, что влечет за собой появление интеллектуально пассивных,» молчаливых детей «.  Моя работа в данном направлении строится на основе примерной образовательной программы «Детство», также я использую методическое пособие О.С.Ушаковой «Развитие речи детей 5-6 лет» на основе которого разработала свою рабочую программу по развитию речи в старшей группе.  Опытная работа проходила в III этапа. Я начала с выявления уровня сформированности морфологической стороны речи у детей 5-6 лет.                  Для этого была использована диагностика по программе Алексеевой М.М. и Яшиной В.А.» Речевое развитие дошкольников» (Приложение)                                                Мной были использованы методики «Расставим посуду на место», угадай чего не стало» и др. Затем я выявила критерии сформированности морфологической стороны речи детей. Результаты показали, что дети затруднялись в согласовании слов в падеже, употреблении слов с предлогами. Некоторые дети не владели умениями в согласовании существительных с прилагательными в числе и падеже и т.д. Был сделан вывод о необходимости углубленной работы по формированию морфологической стороне речи старшего возраста в процессе социально-коммуникативного развития детей. На втором этапе цель моей работы -развивать морфологическую сторону речи детей 5-6 лет.  Определила и задачи:

-развитие детской речевой деятельности;

-воспитание коммуникативных способностей в процессе общения  дошкольников с взрослыми и сверстниками;

-исправлять пробелы в усвоении детьми некоторых конструкций в речи,

-учить согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе;

-понимать и употреблять существительные с предлогом;

-учить выстраивать речевые высказывания в рассказах, общении, передаче художественных образов литературных произведений, различной деятельности.

     Для детей были подобраны дид. игры, дид. упражнения, учебные занятия, направленные на решение этих задач. Чтобы возникла активная мыслительная деятельность детей  в процессе формирования морфологической стороны речи, на занятиях следует выделить следующие условия:

                – проблемная постановка речевой задачи, которая ставит ребенка                  в условия решения этой задачи, ответа на предложенный вопрос, поиска ошибки (Почему?);

                – вопросы причинного характера, формирующие умение обосновывать свои мысли, рассуждать, устанавливать различные взаимосвязи (Зачем?);

                – сравнение, в процессе которого ребенок овладевает процессами анализа и синтеза, группировки, обобщения, систематизации, классификации, учится самостоятельно делать выводы (Сравни! Какой вывод?);

                – ситуация «сомнения», которая учит детей самостоятельно мыслить (Почему так?);

                 – планирование речевых действий, проявляющееся в самостоятельном составлении планов пересказа художественных произведений, творческих рассказов, деление на логически законченные части рассказа или картины;

                – оценка речевых действий детей, приучающая их быть внимательными к словесной инструкции воспитателя, запоминать задания, тексты, осознавать их содержание.

                Важно учить детей грамматически правильной речи. Здесь важно обратить внимание на запоминание правильных речевых конструкций и на словообразование. Педагогу следует постоянно корректировать речь дошкольников. Стремясь сделать речь дошкольников грамматически правильной, педагог может предложить им различные игровые упражнения на верное употребление слов. С помощью таких упражнений дети быстрее усвоят, как именно нужно произносить слова в единственном   и множественном числе. Такие упражнения можно проводить в форме коллективной игры, когда воспитатель называет слово в единственном числе, а дети хором отвечают слово во множественном числе.

                Для расширения активного словарного запаса дошкольникам лучше всего осознанно запоминать доступные их пониманию слова, усваивать устойчивые словообразования и речевые конструкции, что дает возможность понимать различные оттенки слов, их многозначность. Процесс постижения смысла слов у детей идет параллельно с познанием окружающего мира, к тому же им проще усвоить отвлеченные понятия, которые нельзя представить в виде наглядных форм.

                Педагог может предложить детям игру в слова, в которой называет новое слово, а дети объясняют его смысл с помощью привычных понятий. Затем игру усложняют, попросив детей подобрать к названному слову сравнения, эпитеты или синонимы. Развитию речи способствует также игра «Назови противоположное слово». Например, «сладкий» – «горький», «маленький» – «большой», «грустный» – «веселый». В ходе этой игры ребенку надо назвать синоним к предложенному слову и оценить его новый смысловой оттенок.

                Педагогам необходимо прививать детям способность к связной речи. Важнейшим ее показателем служит умение ребенка самостоятельно строить высказывания, повествования, не опираясь при этом на реплики взрослого собеседника. Дошкольник сам выбирает форму для выражения содержательной части своего рассказа. При этом должна прослеживаться логическая и эмоциональная последовательность повествования, связность его отдельных частей. В ходе повествования ребенку желательно избегать таких речевых ошибок и неточностей, как ненужные вставки, «слова- «паразиты», нелогичный переход от одной части повествования к другой. Важно также уметь правильно закончить рассказ.  

                Следует обращать внимание ребенка на то, чтобы он не повторял                           на протяжении своего высказывания одни и те же словосочетания или речевые обороты. Обучить всему этому немыслимо без постоянного чтения детям произведений художественной литературы. При ее выборе следует опираться на возрастные, психологические, интеллектуальные, эмоциональные особенности и возможности данной группы детей.   Не следует перегружать восприятие детей слишком сложными повествованиями. В этом случае внимание дошкольников будет рассеянным, они просто будут скучать и не смогут пересказать содержание прослушанного отрывка.

В процессе работы мной был собран большой методический и наглядный материал, который я применяю в свободной деятельности и в ходе проведения НОД.(Приложение)

В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий: беседы, путешествия по сказкам, развлечения. При этом использую наглядный, словесный, практический методы. Обучение строю в соответствии с принципом систематичности проведения игр и упражнений. Не следует ждать немедленных результатов. Принципом последовательности. (от простого к сложному). Индивидуальный и дифференцированный подход (подборка игр и упражнений, их интенсивность зависит от индивидуальных и возрастных особенностей детей). Постоянно использую игровые моменты. Ведь игра-это не только удовольствие и радость для ребенка, с ее помощью развивается внимание, мышление, память, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшего развития детей. В нашем детском саду проводится работа с родителями с целью повышения компетентности  в вопросах речевого развития детей:                                                                                                                                            -анкетирование;

-родительские собрания;

-индивидуальные беседы;

-консультации;

-папки-передвижки и т.д.

 В ходе работы по формированию морфологической стороны речи детей 5-6 лет в процессе социально-коммуникативного развития нам важно было соблюдать индивидуальный подход к каждой личности ребенка, учет его возрастных особенностей, также учитывался тот факт, что в старшем дошкольном возрасте важным становится общение детей со сверстниками; У детей возможность широкого общения со сверстниками определяет привлекательность занятий и интересов. Отметили, что дети находили удовлетворяющее их место в системе общения в группе, и уходили из детского сада психологически удовлетворенными, радостными.

Анализ результативности. Следующим этапом было проверить эффективность моей работы. Работая систематически над формированием морфологической стороны речи у старших дошкольников в процессе социально-коммуникативного развития, я добилась определенных результатов. Повторная диагностика показала, что к низкому уровню сформированности морфологической стороны речи отнесены 10 % детей. К среднему -70 %. 20 %-к высокому. По моим наблюдениям успешнее начала развиваться речь детей, они овладели умением сочетать слова и предложения по законам грамматики. Также я отметила, что дети обнаружили большой интерес к звуковой форме слова. Усвоение происходило в игровой и коммуникативных сферах. Таким образом, выдвинутая идея подтвердилась, задачи в основном выполнены. В связи с этим были разработаны методические рекомендации, которые должны повысить эффективность формирования морфологической стороны речи старших дошкольников в процессе социально-коммуникативного развития детей. Результатом своей работы считаю повышение результативности образовательного процесса, создание методической базы. 95 % выпускников последних лет успешно прошли адаптацию к новым социальным условиям, к школе. Учителя отмечают у детей навыки свободного общения, умения высказывать свою точку зрения.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта. Проблема развития речи детей приобретает особую значимость в процессе социально-коммуникативного развития. И формирование морфологической стороны речи длительный и сложный процесс. Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель ДОУ, многие рекомендации могут использовать родители. Трудности при применении данного опыта могут заключаться в:         -    планировании и построении системы НОД с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;                                

-подборке материалов и оборудования;

-разработке критериев уровня форсированности морфологической стороны речи.

Адресные рекомендации. Опыт работы по формированию морфологической стороны речи у старших дошкольников в процессе социально-коммуникативного развития может быть использован в практике воспитателей дошкольных образовательных учреждений района, в работе с родителями. Свой обобщенный педагогический опыт я разместила на сайте nsportal.ru. Также мной опубликована статья по этой же теме в сборнике материалов III Международной научно-практической конференции «Актуальные направления научных исследований: от теории к практике «. Мой педагогический опыт позволил объединить в систему развитие речи детей, подготовку детей к обучению в школе, развитие социально-коммуникативных навыков старших дошкольников.  Я считаю, что опыт моей работы является актуальным и значимым, так как на современном этапе российского образования, речевое развитие в процессе социально-коммуникативного развития занимает важное место.

                                                                                             Приложения

        Диагностика уровня сформированности развития морфологической стороны речи старших дошкольников

                Серия I

                Методика 1: Игровое задание «Морфологические навыки»

                Цель – изучение уровня развития морфологических навыков.

                Были предложены игровые задания и упражнения на выявление морфологических навыков: детям давалось игровое задание на умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

                Ход диагностического обследования:

                Перед детьми ставили две куклы и с помощью вопросов рассматривали их вид (внешний вид, цвет волос, цвет глаз, одежда, обувь):

                 – Во что одета кукла Маша? Какое у нее платье, какого цвета?                         (В бальное платье, синего цвета). Какие у нее волосы? (Волосы светлые, белые). Какого цвета на голове бант? Какие глаза? (Глаза голубые, синие, большие). Что у Маши на ногах? (Носки, туфли). Какого они цвета? Во что одета кукла Даша? Что это? (Брюки, свитер). Какого они цвета? Что у нее              на ногах? (туфли, носочки). Какого цвета?

                – У Маши… (платье синее), а у Даши… (брюки, свитер). У Маши… волосы… (светлые, с бантом), а у Даши… (светлые, но без банта).

                Методика 2: Тест «Расставим посуду на место»

                Цель – исследование навыков согласования слов в падеже, понимание                  и употребление существительных с предлогами (в, на, около, под).

                Ход диагностического исследования:

                Перед ребенком появляется кукла Лена, ее «голосом» говорит взрослый:

                – Кукла Лена сильно удивлялась тому, что: кастрюля под столом; чашки с блюдцами на окне; чайник под стулом; ложки и вилки в сковороде; сковорода около шкафа.

                Перед детьми ставилась задача на исправления беспорядка на кухне:

                – Где стоит кастрюля? (под столом).

                – Куда мы ее поставим? (На плиту).

                – Где стоят чашки с блюдцами? (На окне).

                – Куда мы их поставим? (В буфет).

                – Ложки и вилки где лежат? (В сковороде).

                – Куда мы положим ложки и вилки? (В стол или ящик стола).

                – Где стоит сковорода? (Около шкафа).

                – Куда мы ее поставим? (На плиту около кастрюли).

                Методика 3: Игра «Угадай, чего не стало»

                Цель – изучения уровня сформированности морфологической стороны речи.

                Задачи: исследовать усвоение детьми формы родительного падежа единственного и множественного числа; понимание предлогов; согласование слов в роде, существительных с прилагательными в числе, роде, падеже; использование в речи повелительного наклонения и неопределенной формы глаголов.

                Ход диагностического обследования:

                1) На столе лежат ножницы, ручки, книги, тетради. Затем убирается группа предметов и детям задается вопрос: «Чего не стало?» (тетрадей, ручек, книг и т. д.) или убирается один предмет (ручка, книга, тетрадь и т. д.).

                2) Ребенку предлагалось выполнить ряд действий, а предлог выделить голосом:

                – Достань коробку с игрушками из-под стола; поставь ее на стол;

                – Достань из коробки куклу и посади ее на окно;

                – Убери коробку со стола и поставь ее опять под стол;

                – Возьми куклу и зайку с окна и погуляй с ними…

                3) Ребенку задавались вопросы по мере того, как меняется местонахождение коробки с игрушками:

                – Где стоит коробка с игрушками? (На столе).

                – Где лежат игрушки? (В коробке).

                – Куда я поставила куклу? (На окно).

                – А коробку? (Под стол).

                – Откуда Дима достает игрушки? (Из коробки).

                – Около кого поставили зайку (Около куклы).

                – Откуда я взяла зайку? (С окна).

                4) Для проверки согласования слов в роде, детям предлагали рассмотреть предметные картинки (мяч, ведро, шапка, яйцо, яблоко, кастрюля, карандаш) и описать предмет, изображенный на картинке:

                – Мяч синий, маленький, резиновый, круглый;

                – Яблоко большое, красное, круглое, сладкое.

                5) На проверку согласования существительных с прилагательными                   в числе, роде и падеже дети выполняли упражнение, где они рассматривали картинку «Кошка с котятами» и отвечали на вопросы: «Что делает кошка? Какая она?» (Кошка большая; шерсть у нее пушистая, мягкая, гладкая, теплая). Что делает этот котенок? (Лежит возле мамы-кошки). Что делает другой котенок? (Играет с клубком). Какие котята? (Маленькие, шаловливые, пушистые, игривые. Один – рыжий, другой – черный, третий – пестрый).

                6) Для проверки использования в речи повелительного наклонения              и неопределенной формы глаголов детям давалась проблемная ситуация,              где мальчик играет с собакой и хочет, чтобы она выполняла его команды.               Но он не знает, как правильно дать команду:

                – Стой! Или: стоять!

                – Беги! Или: бежать!

                – Ляг! Или: лежать!

                – Сядь! Или: сидеть!

                В ходе констатирующего обследования выявлялось, сформированы ли               у детей 5-6 лет умения строить монологи повествовательного типа, устанавливают ли старшие дошкольники логические и формальные связи между отдельными частями высказывания, какими языковыми средствами при этом пользуются.

                Высказывания дошкольников были оценены по критериям                          О. С. Ушаковой:

                – содержательность (насколько полно и интересно ребенок передает содержание  собственного рассказа);

                – логическая последовательность (логичный переход от одной части рассказа к другой, умение начать и правильно закончить рассказ,                              не допуская  повторений);

                – грамматическая правильность речи (правильное построение предложений, связь предложений, т. е. грамотное оформление высказывания);

                – точность речи (умение передать смысл в соответствии                               с излагаемым текстом);

                – богатство языковых средств (использование в речи разнообразных лексических средств).

                Серия II

                Методика 4: «Связный рассказ»

                Цель – выявление уровня сформированности морфологической стороны речи детей 5-6 лет посредством построения монологов повествовательного типа.

                Задачи:

  1. Подобрать серию картин.

                2. Предъявить каждому ребенка картины

                3. Выявить особенности понимания логики изображенного на картинах и построения связного рассказа при произвольном предъявлении картин.

                4. Выявить умение предвосхищать изображенное на картинах, составлять рассказ по всем картинам.

                5. Выявить умения связного построения рассказа при заданном начале (1-я  картина) и конце (4-я картина).

                6. Определить умение детей завершать рассказ по серии сюжетных картин.

                Ход диагностического обследования:

                Была подобрана серия из 3-х картин (Серия «Помогаю бабушке»),                   где четко выражено начало действия, его развертывание, и концовка; из 4-х картин, где 1-я картина – начало, 2-3-я – середина, 4-я – конец                           (Серия «Девочка и еж»); из 5 картин (1-3-1) (Серия «День рождения»). Порядок предъявления картин различный, в зависимости от цели. Перед рассказыванием давалось время для рассматривания всей серии.

                Задание 1

                Цель: выявить особенности понимания логики изображенного                       на картинах и построения связного рассказа при произвольном предъявлении картин.

                Детям предлагается серия из 3-х сюжетных картин, разложенных произвольно, не в заданном порядке и инструкции: «Внимательно посмотри             на эти картины и разложи их в нужном порядке»; «Расскажи, что изображено на каждой картине»; «Составь рассказ по этим картинам»; «Как бы ты назвал этот рассказ?».

                Задание 2

                Цель: выявить умение предвосхищать изображенное на картинах, составлять рассказ по всем картинам.

                Детям предъявляются 3 картины, первая из которых закрыта, 2-я и 3-я – открыты. Предлагается рассмотреть 2-ю, придумать начало, затем целиком весь рассказ, дать ему название.

                После предъявления картин ставятся вопросы: «Что изображено                       на 2-ой и 3-ей картине?», «Какие рассказы можно составлять по 2-ой, 3-ей картинам?», «Какой части не хватает в рассказе?», «О чем можно рассказать в начале?», «Составь рассказ по всем картинам», «Как бы ты назвал этот рассказ?».

                Задание 3

                Цель: выявить умения связного построения рассказа при заданном начале (1-я  картина) и конце (4-я картина).

                Детям предлагается 4 картины: 1-я и 4-я картины открыты, 2-я и 3-я – закрыты, ребенок должен представить, что могло быть изображено                            на закрытых картинах. Затем открываются все картины, снова составляется рассказ и дается ему название.

                После предъявления картин ставятся вопросы: «Что изображено                       на 1-ой и 4-ой картинах?»; «Какие рассказы можно составить по 1-ой, 4-ой картинам? Какая часть пропущена?»; «О чем можно рассказать в середине?»; «Составь рассказ по всем картинам», «Как бы ты назвал этот рассказ?».

                Задание 4

                Цель: определить умение детей завершать рассказ по серии сюжетных картин. Детям предлагается серия из 5-ти картин, четыре картины открыты,            5-ая – закрытая. Ребенку предлагается рассмотреть картины, «нарисовать» недостающую часть, затем все картины открываются, составляется полностью весь рассказ, дается название.

                После предъявления картин ставятся вопросы: «Что изображено                          на этих картинах?»; «Какие рассказы можно составлять по 1-ой, 2-ой, 3-ей,             4-ой картинам?»; «Какой части не хватает?»; «О чем можно рассказать                     в конце?»; «Составь рассказ по всем картинам»; «Как бы ты назвал этот рассказ?»; «Попробуй придумать и рассказать, что было до и после изображенных на картинах событий».

Конспекты НОД, направленных на формирование морфологической стороны речи у детей 5-6 лет

Конспект НОД № 1

                Тема: «Игра с куклой Катей»

                Цель: формировать морфологическую сторону речи детей 5-6 лет.

                Оборудование: стол, чашки, блюдца, ложки, чайник, сахарница, сахарница, конфетница, стульчики.

                Ход НОД:

  1. Организационный момент

                Вносится кукла.

                – Здравствуйте, дети. Я рада вас видеть!

                – Здравствуй, кукла Лена (дети отвечают и дарят ей конфеты).

                – Спасибо вам! Прошу к столу (дети садятся за стол).

  1. Основная часть

                – Что вы будете: чай или компот? (спрашивает кукла Лена).

                – Чай (отвечают дети).

                – Приятного чаепития! (желает детям кукла Лена).

                Беседа после чаепития

                Кукла Лена:

                – А теперь ответьте на мои вопросы:

                – Где стоит чашка? (На блюдца).

                – Где стоит блюдце? (На столе).

                – Где лежит ложка? (На блюдце).

                – А теперь где? (В чашке).

                – Где лежат конфеты? (В конфетнице).

                – На чем я держу чайник? (Над чашкой).

                – Около чего стоит стульчик? (Около стола).

                – Возле чего стоит сахарница? (Возле конфетницы).

                Воспитатель:

                – Молодцы, дети! А теперь посмотрите на Дашу и ответьте, что она делает? (Пьет чай; берет ложку, конфету; размешивает сахар в чае;                      ест конфету). Здесь воспроизводится игровое действие.

                Воспитатель:

                – А что делает Андрей? (Берет ложкой сахар; держит в руке чашку).

                – А что буду делать я? (Кукла берет конфету; ест конфету).

                – А давайте попросим Сережу, чтобы он скушал конфету! (Сережа, съешь конфету).

                – Я не могут размешать сахар в чае. Давайте попросим Павлика мне помочь (Павлик, размешай сахар, пожалуйста).

                – Видите, кукла Катя тоже хочет попить чай. Что мы ей скажем? (Присядь с нами, попей чаю).

                – А теперь расскажите мне о чашке. Какая она? (Большая, круглая).

                – А какого она цвета? (Голубого).

                – Аня, какая конфета? (Круглая, сладкая, вкусная, коричневая).

                – Оля, какой сахар? (Белый, сладкий, вкусный, рассыпчатый).

                – А теперь смотрите: я убираю ложку с блюдца Сергея. Чего не стало? (Ложечки). А сейчас? (Конфет, сахара, чашки, блюдца, ложек, блюдец).

                – В чем лежат конфеты? (В конфетнице).  А сахар? (В сахарнице).

                – Что у меня в руках? (Ложка). А у вас у всех много чего? (Ложек).

                – У меня в руках чашка. А у вас? (Чашки, блюдца, конфеты).

                3. Заключительная часть: рефлексия, подведение итогов занятия.

Конспект НОД № 2

                Тема: «Веселая грамматика».

                Цель: формирование морфологической стороны речи.

                Задачи: упражнять в придумывании конца рассказа, формировать понятие о структурных элементах повествования; закреплять знания                      о выразительных средствах раскрытия образа; формировать грамматически правильную речь детей, чувство языка, умение решать речевые творческие задачи; учить согласовывать существительные в роде, падеже, числе.

                Материал: мячик, фишки, картинки, картинки-подсказки, звуковая линейка, магнитофон, игрушка-медвежонок.

                        Ход НОД:

                Вводная часть:

                Звучит волшебная музыка.

                 Воспитатель:

                – Посмотрите, ребята, к нам в гости пришел медвежонок. Проходи, Миша. Он хочет посмотреть, что мы умеем делать. Садись, Миша, а мы                      с вами покажем, что же мы умеем! (дети стоят в кругу).

                Воспитатель:

                – Закройте на минуточку глазки, послушайте себя и скажите, какого цвета ваше настроение? (Ответы детей).

                Основная часть:

                Воспитатель:

                – Ребята, где сидит Миша? (На столе). А кто сидит с ним рядом?                 (С ним рядом сидит зайчик). Что находится за Мишей? (Цветок).

                Игра в кругу «Передай мяч»

                Воспитатель:

                – Саша, передай мяч девочке, которая стоит около тебя!

                – Оля, дай мяч девочке, которая стоит рядом с Павликом! (и т. д.)

                Работа с карточками (Детям раздаются карточки; предлагается составить схему слов, нарисованных на картинках (индивидуальная работа                     с детьми).

                Звуковой анализ: выделение последовательности звуков в слове «марка». Работа с использованием звуковой линейки Г. А. Тумаковой.                           На последнем этапе работы – повторное чтение слова «марка» с синхронным ведением указкой над схемой.

                Игра «Назови слова».

                Задание: назвать слова, в которых звук [р] был бы в начале, середине, конце слова. За каждый правильный ответ дети получают фишки. В конце игры определяется победитель – ребенок, назвавший больше всех слов.

                Физкультпауза:

                Повстречались две ладошки,

                Разогрелися немножко,

                Быстро в стороны ушли,

                Щечки круглые нашли

                И по ним плясать пошли.

                Взялись дружненько за ушки,

                От макуши до макушки…

                Помогли себе размяться,

                Можно дальше заниматься.

                 Воспитатель:

                – Молодцы, и Миша с нами поиграл. А теперь послушайте задание:                О чем можно так сказать? Горячий, холодный… (утюг); теплый, мягкий… (свитер); добрый, строгий…(папа); круглый, прыгающий, резиновый… (мяч); любят играть, умеют дружить, любят конфеты… (дети); синее, бездонное, высокое, иногда с облаками… (небо); хитрая, рыжая… (лиса).

         Воспитатель:

– Правильно, ребята, молодцы. А сейчас я предлагаю вам превратиться              в сказочников и придумать для нашего гостя свой конец сказки «Как Мишка потерял сапожки». Подсказку найдите в картинках, которые я вам показу                 (на фланелеграфе картинки-подсказки: лиса, вертолет, сороки,                            ковер-самолет). Послушайте начало сказки: «Жили-были медведица и ее сын медвежонок. Маленький, неуклюжий, с красивой коричневой шерстью, веселыми озорными маленькими глазками. На день рождения медведица подарила ему красивые, с расписными узорами сапожки. Они так понравились Мишутке, что он никогда с ними не расставался. Однажды ему захотелось полакомиться шишками. Мишутка снял сапожки, оставил их под деревом, а сам поднялся наверх. Когда он спустился, сапожек не было». Куда они исчезли? Кто унес их? Кто помог Мишке найти их? Придумайте сами (работа детей).

        В процессе сочинений подчеркивается самостоятельность, творческая активность, инициатива детей; регулируется речь детей, формируется морфологическая сторона речи.

        Заключительная часть

        Подведение итогов занятия (дети стоят в кругу):

         – Закройте глазки, подумайте, изменился ли цвет вашего настроения. Если изменился, то почему (ответы детей). Молодцы! Занятие окончено.

Конспект НОД № 3

                Тема: «Герои народных сказок» (Н. М. Латышева, Е. Н. Рожкова).

                Цель: формирование морфологической стороны речи.

                Задачи: учить детей узнавать персонажей из русских народных сказок; воспитывать навыки драматизации; развивать эмоциональное отношение                    к художественной литературе; закреплять и расширять знания о сказке; активизировать интерес к собственной речи; воспитывать навыки сотрудничества.

                Оборудование: ширма, кукольный театр БИ-БА-БО, шапочки животных на всех детей, аудиозапись, выставка книг.

                Ход НОД:

                Дети входят в зал. Звучит музыка.

                Вводная часть

                Воспитатель:

                – Здравствуйте, ребята, посмотрите, сколько интересного мы видим здесь. Мы, наверное, попали в волшебную страну (из-за ширмы выходит Сказочница). Здравствуйте, я Сказочника, знаю много сказок, а вы попали  в чудесную страну народных сказок. И я приглашаю вас в большое путешествие по сказочной стране. В руках у меня корзина, она волшебная. Какого цвета корзина? (Желтая). А из какого она материала? (Из соломы). Посмотрим, что в ней? (открывает корзину). Тут у нас волшебные шапочки. Какие они? (Мягкие, шерстяные, красная, синяя, желтая). С помощью этих шапочек я каждого превращу в сказочного героя. Я буду надевать на каждого из детей шапочку и произносить волшебные слова: «В сказку можно     не поверить, сказку можно  и проверить, сказка может правдой быть, сказку важно не забыть».

                Входит кукла Катя: Здравствуйте, я кукла Катя. Ребята, возьмите меня тоже в сказки!

                Воспитатель: Возьмем, ребята? (да). Тогда наше путешествие начинается (Сказочница уходит за ширму, звучит музыка: шум леса, птицы), дети проходят на стульчики). Где мы с вами, вы узнали? В сказку с вами мы попали (звучит песенка Колобка; дети узнают сказку). Ребята, какой Колобок? (Круглый, желтый). Давайте с вами вспомним, от кого ушел Колобок? Кого встретил на своем пути? Как нужно относиться к другим? (ответы детей; за ширмой появляются персонажи сказки).

                Воспитатель: А кто перехитрил Колобка, мы сейчас увидим (ребенок               в шапочке лисы произносит слова, разыгрывается сценка). Вот так лиса!                 А какая она? (ответы детей). Продолжаем путешествовать! (звучит музыка, дети с воспитателем идут вокруг стульчиков, она произносит:                               «По ровненькой дорожке шагают наши ножки. Шли мы, шли, в сказку новую пришли. Вы садитесь все рядком, поиграем ладком. Приготовьте ушки, глазки – видим мы другую сказку (за ширмой показ сказки «Заюшкина избушка»).

                Воспитатель: В какую сказку мы попали? (ответы детей). Что случилось с Зайчиком (ответы детей). Какие герои хотели помочь зайчику? (ответы детей). Ребята, а мы тоже превратились в сказочных героев. У нас есть и медведь, и волк, и петушок. А кто же все-таки помог зайчику? (обыгрывание фрагмента сказки).

                Физкультминутка: игра «Петушок».

                Воспитатель: Какой петушок? (Веселый, смелый, разноцветный). Вот какой петушок наш. А какой он? (храбрый). Молодцы, вот сколько вы знаете сказок (звучит музыка). Но у нас другая сказка. Вспомним мы для интереса обитателей из леса (голоса из-за ширмы: «Мерзни, мерзни волчий хвост». «Что, кума, ты говоришь?». «А я помогаю, рыбку на хвост нагоняю!»).

                Воспитатель: Что это за сказка? (ответы детей). Посмотрите, кто находится рядом с лисой (Волк). Какого цвета? (Серый). Что лиса пела волку, когда он нес ее? (ответы детей) (за ширмой обыгрывается сценка «битый небитого несет»).

                Игра: «Кто рядом?».

                – Кто с тобой рядом? (Саша). А кто около Саши? Кто спрятался                     за Сашу? А кто стоит перед Сашей? (ответы детей).

                Заключительная часть

                Рефлексия:

                Воспитатель: вот и заканчивается наше путешествие. Мы побывали            в разных сказках. Вспомним названия этих сказок (ответы детей). Посмотрите, ребята, кукла Катя улыбается, ей понравилось путешествовать по сказкам, а вам? (ответы детей; под музыку дети возвращаются в группу).

Конспект НОД № 4

                Тема: «Доставим радость близким!».

                Цель: формирование морфологической стороны речи.

                Задачи: обучать речевым высказываниям, обращая внимания                            на морфологическую сторону речи; развивать речь, обогащать словарь.

                Оборудование: семейные фотографии детей; наборы для рисования (карандаши, листы бумаги).

                Ход НОД:

                Вводная часть

                – Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам сыграть в игру.                                          А для этого мы должны с вами встать в круг. Сейчас в центр круга выйдут все, у кого в одежде присутствует красный цвет, и сделают внутри круга свой маленький кружочек. Молодцы! А теперь в центр круга встанут те, у кого есть пуговицы. Хорошо. А у кого на голове есть бант? Вот сколько у нас красивых бантиков. Кто из вас любит играть в футбол? Кто из нас самый высокий? Кто самый маленький? Вот видите, ребята, все мы чем-то с вами похожи. Но в то же время мы очень разные. У всех разная внешность (глаза, нос, уши); у всех разный характер, разные поступки. То есть у каждого есть что-то такое, чего нет у других.

                Основная часть

                – Ребята, а помните, я просила вас принести ваши семейные фотографии? Сейчас вы по очереди опишете близких вам людей (маму, папу, бабушку, дедушку, брата или сестру). Давайте расскажем об их внешности, одежде, характере, интересах; что они любят, а что нет; чем можно их порадовать. Кто хочет? Ну, начинай,… ! (называет имя ребенка).

                Дети по очереди рассказывают о своих близких. В случае затруднения педагог задает наводящие вопросы типа:

                – Что мама любит надевать? (Бусы).

                – У кого есть очки? (У бабушки).

                – Кто находится рядом с бабушкой? (Рядом с бабушкой находится дедушка).

                – Какого цвета волосы у мамы? (черные).

                – Кто находится за мамой? (Брат) (И т. д.).

                – А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Карлики и великаны». Когда я говорю «карлики», вы приседаете и ходите по группе на корточках,                       а когда я говорю «великаны», вы встаете на цыпочки и идете на носочках. Попробуем? В начале игры команды подаются медленно, затем постепенно темп нарастает.

                Заключительная часть

                – А теперь вы можете нарисовать свою семью (дети рисуют).

                Воспитатель:

                – Расскажите, кого вы нарисовали? (дети рассказывают, воспитатель корректирует речь детей, обращая особое внимание на морфологическую сторону речи).

                Рефлексия. Подведение итогов.

Конспект НОД № 5

                Тема:  «Осенние краски».

                Цель: формирование морфологической стороны речи.

                Задачи: развивать активный и пассивный словарь; обучать речевым высказываниям; улучшать грамматический строй речи; учить правильно согласовывать слова в роде, падеже, числе; воспитывать эстетические чувства.

                Оборудование: атрибуты к персонажу Осень; корзинка с «дарами природы»; сундучок

                Ход НОД:

                Вводная часть

                В группу входит взрослый, одетый в костюм Осени. Здоровается:               «Я очень золотая, в гости к вам пришла и подарков много вам я принесла. Приглашаю вас в парк, полюбоваться на яркий, разноцветный наряд природы. Я принесла волшебный сундучок, в который вы будете складывать дары осени, которые найдете на прогулке».

                Воспитатель:

                – Спасибо тебе, Осень, за твой сундучок и приглашение. Мы сейчас же с ребятами отправимся в парк. А тебя, Осень, мы приглашаем подольше погостить у нас.

                Дети все вместе говорят:

                Осень, осень, гости недель восемь.

                С громами сильными,

                С дождями с ливнями.

                Льется дождик с неба –

                Больше будет хлеба.

                Осень:

                – Спасибо, дети, а сейчас я отправлюсь в другой детский сад, чтобы всех ребят пригласить в осенний парк.

                Основная часть

                Дети идут по дорожкам детского сада. Останавливаются там, где лучше просматриваются все деревья.

                Воспитатель:

                – Ребята, посмотрите, как красиво вокруг, все деревья словно нарядились к празднику. Почему? (дети отвечают: «Наступила золотая осень», «Пришла осенняя пора» и т. п.).

                Воспитатель читает стихотворение Э. Шима «Кто как одет». Побуждает детей к речевым высказываниям.

                Ребенок читает стихотворение М. Пришвина «Полянка в лесу».

                Воспитатель:

                – Расскажите, что вы видите вокруг?

                Ребенок:

                – Я вижу деревья.

                Воспитатель:

                – А какие они? Красивые? Как они называются? (ответы детей; воспитатель помогает детям запоминать новые слова – названия деревьев).

                Воспитатель:

                – Как мы можем назвать осень? Какая она? (помогает детям находить определения: «золотая», «волшебная», «желтая», «разноцветная», «прекрасная», «ранняя» и т. п.).

                Воспитатель:

                – Где находятся листья? (На деревьях). Обратите внимание на падающие осенние листья. Откуда они падают? (С деревьев). Как называется это явление природы? (формирует представления детей, направляя их речевое высказывание: «листопад»). Читает стихотворение А. Снежина «Листопад»:

                Листопад, листопад, листья разные летят:

                Желтый, красный и зеленый,

                Лист с березы и кленовый,

                Листья разные летят…

                Очарован я и рад!

                Воспитатель знакомит детей с новыми словами, отмечает их лексическое значение («листопад», «очарован»).

                Воспитатель:

                – Рассмотрим этот листок. Какой он? (Желтый, маленький). А этот? (Желтее, больше, ярче). А этот? (Меньше, чем второй листок). Правильно,                   а упал листок около… (Дерева).

                Воспитатель:

                – Что происходит с листьями? (Они падают с дерева).

                Воспитатель:

                – Куда падают листья? (На землю).

                – Какие листья? (Желтые, красные, коричневые, разноцветные).

                – С какого дерева эти листочки? (С березы).

                – Какая береза? (Красивая, желтая и т. д.).

                Воспитатель:

                – Обратите внимание на небо. Какое оно? (глубокое, серое, высокое). Какого цвета оно сегодня? (воспитатель обогащает словарь детей: небо          «серо-голубое», «красивое», «бескрайнее», «бесконечное», «глубокое»). Где мы находимся? (На прогулке, на территории детского сада). Куда мы теперь пойдем? (В детский сад, в группу).

                Воспитатель:

                – А теперь, ребята, мы поговорим об осени, используя ласковые названия. Я говорю слово, а вы называете его ласково:

                – Лист (Листочек, листик).

                – Береза (Березка, березонька).

                – Земля (Земелюшка).

                – Небо (Небушко).

                – Ветер (Ветерок).

                – Колос (Колосок).

                – Хлеб (Хлебушек).

                Воспитатель:

                – А сейчас я говорю слово, а вы называете его «много»:

                – Лист (Листья).

                – Береза (Березы).

                – Дерево (Деревья).

                Воспитатель:

                – А теперь я называют слова, а вы называете его так, как будто его «нет»:

                – Небо. Нет… (Неба).

                – Листья. Нет… (Листьев).

                – Земля. Нет… (Земли).

                – Деревья. Нет… (Деревьев).

                – Дождь. Нет… (Дождя).

                – Ветер. Нет… (Ветра).

                Заключительная часть

                Воспитатель:

                – Понравилась вам прогулка? Почему? (ответы детей). Что вы запомнили, о чем мы сегодня говорили? (ответы детей).

                При возвращении с прогулки дети вспоминают новые слова, которые               им запомнились; составляют рассказ об осени; рисуют картины осени.

        1. Игра «Чего нет у Тани?»

                Цель: формирование морфологической стороны речи.

                Оборудование: картинки.

                Ход игры:

                Воспитатель говорит детям: «Вот это Таня. Стала она на прогулку собираться. Какие вещи надевают, когда идут на прогулку? (Пальто, туфли, ботинки, колготки, гольфы, носки). А Таня приготовила только шарф.                    Чего ей не хватает? (Носков, гольфов, туфель, пальто).

2. Игра «Один и много»

                Цель: формирование морфологической стороны речи.

                Оборудование: не требуется.

                Ход игры:

                Воспитатель – ведущий. Он задает вопросы.

                – У меня один чулок. А у тебя? – У меня много чулок.

                – У меня один носок. А у тебя? – У меня много носков.

                – У меня один гольф. А у тебя? – У меня много гольфов.

3. Игра «Кто что умеет делать?»

                Цель: учить подбирать глаголы.

                Оборудование: не требуется.

                Ход игры:

                Воспитатель задает  вопросы:

                Собака что делает? (лает, сторожит, рычит, виляет (хвостом), бегает, грызет (кости).

                Кошка что делает? (мяукает, мурлыкает, царапается, лакает, ловит мышей, играет.

4. Игра «Кто больше назовет действий?»

                Цель: формирование морфологической стороны речи.

                Оборудование: не требуется.

                Ход игры:

                Воспитатель задает вопросы:

                 – Что можно делать с водой (Пить, наливать, плавать, играть, переливать, кипятить).

                 – Что можно делать с мячом? (Играть, бросать, ловить, пинать.

                – Что можно делать с цветами? (Рвать, нюхать, смотреть, любоваться, поливать, дарить, сажать.

5. Игра «Где что можно делать?»

                Цель: формирование морфологической стороны речи.

                Оборудование: не требуется.

                Ход игры:

                Воспитатель задает вопросы:

                – Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы и ягоды, охотиться, слушать птиц, отдыхать).

                – Что можно делать на реке? (Купаться, плавать, нырять, загорать, кататься (на лодке), ловить рыбу.

                На этапе формирующего этапа экспериментального исследования были реализованы следующие психолого-педагогические условия:

        – учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

                – учет уровня сформированности морфологической стороны речи детей;

                – расширение сферы общения детей, активизация их социального развития;

                – внесение в целостный педагогический процесс образования дошкольников занятий, игр, упражнений, обеспечивающих развитие их речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный педагогический опыт работы воспитателя Матвеевой Светланы Анатольевны "Формирование творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР в дидактических играх"

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходи-мость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать  новые жизненные...

Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством флористики»

Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством флористики»...

Обобщенный педагогический опыт работы по теме "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Обобщенный педагогический опыт работы по теме "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"...

Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»

Исследование, посвящено проблеме использования нетрадиционных техник рисования влияющих на развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности. Рисование является одним из важне...

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: «Особенности психофизического развития двигательных способностей у старших дошкольников с нарушением слуха».

Недостаточная теоретическая и практическая разработанность литературы  по развитию двигательных способностей  на занятиях физкультуры для детей с нарушенным слухом,  отсутствие инструме...

Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Нетрадиционная техника рисования у дошкольников»

Сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования....

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ

Данный материал содержит основную тему опыта "Физкультурно-оздоровительная работа в ДОО как средство укрепления здоровья дошкольников" и приложение к опыту (конспекты физкультурных занятий, ...