Путешествие по сказкам.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСЬ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_po_razitiyu_rechi_v_sredney_gruppe.docx33.01 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Данная методическая разработка посвящена проблеме развития коммуникативных, творческих, познавательных, умственных способностей дошкольников путём внедрения в образовательный процесс сказочных персонажей. Данная разработка является продолжением долгосрочного проекта «В гостях у сказки», разработанного и внедрённого на территории детского сада в 2012-2013 учебном году на уровне ландшафтного дизайна. Составители предлагают теоретический и практический материал, который будет полезен педагогам дошкольных учреждений в работе с детьми по этому направлению в качестве пособия.

Теоретический материал содержит в себе основные направления работы со сказкой, методы и приёмы, задачи, решаемые с помощью героев сказок и сказочных сюжетов.

Практический материал включает подборку игр, упражнений, конспектов интегрированных видов образовательной детской деятельности, а также конспектов логопедических занятий с детьми, в которых используются объекты проекта «В гостях у сказки».

Оглавление:

Актуальность.

Содержание и задачи работы со сказкой.

Методика работы со сказкой

Заключение

Практический материал.

Список использованных источников.

1.

«Людям, никогда не читавшим сказок, говорил профессор, труднее справляться с жизнью, чем тем, кто читал. У них нет того опыта странствий по дремучим лесам, встреч с незнакомцами, которые отвечают на доброту добротой, нет знаний, которые приобретаются в обществе Ослиной Шкуры, Кота в сапогах и Стойкого оловянного солдатика. Я говорю не о прямом нравоучении, а о более тонких уроках. О тех, что просачиваются в подсознание и создают нравственный облик и человеческую структуру. О тех, что учат побеждать и доверять. А может быть, даже любить. »

Чарльз де Линт. Волчья Тень

Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей. Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в русских народных сказках. А так же высший психический процесс — воображение.

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.

К сожалению, сегодня дети воспитываются не столько на русских народных сказках, сколько на диснеевских мультфильмах. Детские психологи считает это большим упущением родителей в деле воспитания детей. Многие малыши не слышали ни о Колобке, ни о Красной Шапочке, ни о Репке, и очень жаль. Потому что дети, которым читают сказки, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке. Очень многим детям родители не читают сказки, он не знакомы с персонажами и героями русских или классических авторских сказок.

Актуальность разработки определяется уникальными возможностями дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако, для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка дошкольника.

В нашей работе мы хотим показать, как через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через сказку, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка – это педагогический опыт и творческий гений народа. Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения. Во время слушания сказки воспитатель постепенно формирует начальные литературоведческие представления детей: о жанровых особенностях сказки (невероятные волшебные события, животный и растительный мир, специфические сказочные высказывания). Сказка так захватывает детей, что будит их творческую активность, желание додумать, что-то прибавить или вычеркнуть из нее. Этим она помогает речевому и умственному развитию детей, развитию внимания, памяти. Сказка учит ребёнка не бояться трудностей, тем самым воспитывая чувство собственного достоинства, уверенности в собственных силах.

2.

В нашем детском саду был задуман проект ландшафтного дизайна под названием «В гостях у сказки», который был реализован педагогами в 2012-2013 учебном году. На участке были разбиты клумбы, проложены дорожки, оформлены сказочные композиции: «Колобок», «Три медведя», «Лягушка-царевна», «Гуси-лебеди». Предусмотрена также зона отдыха, в которой педагог с детьми может подвести итог сказочной экскурсии, прочитать или вспомнить сказку, побеседовать, пообщаться с детьми. Процесс введения сказочных персонажей, знакомым дошкольникам, можно сказать, вблизи, в натуральную величину, помогает воспринимать героев сказок на личностном уровне, сопереживать им, находить выход из трудных ситуаций. Мобильность сказочных героев проекта позволяет перемещать их, изменять и дополнять сказочный сюжет по замыслу детей и педагога (со старшими дошкольниками) и вносить героев сказок в занятия по любой образовательной области (с младшим и средним возрастом).

В данной разработке предлагаются конспекты занятий, которые могут использовать педагоги в своей работе с детьми. (см. Практический материал)

Влияние сказок на умственное развитие дошкольника.

Умственное развитие – это степень развития у ребенка познавательных процессов (мышления и речи, памяти, внимания и воображения), сформированность умения раздумывать, обосновывать свои мнения, строить собственные суждения, пользоваться понятиями, обобщениями и т.п.

Методы и приёмы работы по развитию воображения, расширению кругозора, креативности:

творческие задания,

лексические упражнения, литературные игры,

сказочные задачи,

использование пословиц и поговорок

театрализация

инсценирование

Методы и приёмы по развитию мыслительных процессов:

рассматривание,

обсуждение сюжета сказок, её героев на занятиях в детском саду,

вопросы педагога,

работа с персонажами,

работа с детьми непосредственно на территории проекта,

логические рассуждения по серии сюжетов.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Задачи, решаемые с помощью сказок:

Формирование ценностного отношения к жизни,

Гармоническое развитие человека

Воспитание чувства долга, справедливости, ответственности

Воспитание моральных качеств личности дошкольников

Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать

Заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества.

Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра:

Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством.

Сложность событий, внешних столкновений и борьбы, что делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей.

Образность — важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению.

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок.

Поучительный опыт

Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Влияние сказок на развитие речи

С помощью сказок логопед обогащает художественно – речевой опыт детей, решает ряд важных задач по развитию у дошкольников умения описывать, пересказывать, рассуждать, объяснять, так как в восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение.

Сказка дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладеть родным языком. Поэтому она незаменима в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, в частности, с речевыми нарушениями. Мы можем взять сказку в помощники для овладения детьми лексики и грамматики, так как она образна и поэтична, в ней много олицетворений, метких определений, сравнений.

Сказку можно подобрать к любой жизненной проблемной ситуации, что помогает научиться ребенку соблюдать нормы поведения, правила игры, нравственные заповеди. Поведение ребенка формируется не через прямые наставления, а через сказки, пословицы, поговорки.

Для логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи, включение сказок в занятия позволяет решать разнообразные задачи:

Коррекционно-образовательные задачи: развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам).

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.

Коррекционно — развивающие задачи: развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией); развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.

3.

Методика работы со сказкой:

1) Чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все, что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

2) Рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3) Драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя «исцеляющую» роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Каждый этап обсуждается, так как важны чувства и мнение ребёнка.

4. Заключение

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.

Для решения данной проблемы необходимо осуществлять работу по ознакомлению с русскими народными сказками, так как считаем, что сказки прочно вошли в детский быт и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка — близка его мышлению, представлению. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы поведения и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т.В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».

Если рассмотреть классические сказки с точки зрения их терапевтического воздействия, то заметим в них ряд общих черт:

Они воплощают в метафорической форме конфликт главного героя.

Воплощают подсознательные процессы в образах друзей и помощников (представляющих возможности и способности главного героя), а также в образах разбойников и разного рода препятствий (представляющих страхи и неверие героя).

Создают в образной форме аналогичные обучающие ситуации, где герой побеждает.

Представляют метафорический кризис в контексте его обязательного разрешения, когда герой преодолевает все препятствия и побеждает.

Дают герою осознать себя в новом качестве в результате одержанных побед.

Завершаются торжеством, на котором все отдают должное особым заслугам героя.

Сказка находит верный путь к сердцу ребёнка, влияет на развитие мировоззрения, отношения ребенка к учебе, товарищей, родных, учит быть правдивым, честным, откровенным, презирать неправду, бороться с грубостью, ленью, безразличием, одним словом – раскрывает лучшие душевные качества. Таким образом, сказка для ребенка, как сновидения для взрослого,- мост между сознанием и бессознательным и помогает ему строить свое «Я», свою сознательную часть в гармонии с бессознательным.

Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. В данном приложении авторы предлагают конспекты различных видов детской деятельности, которые помогут педагогам ввести героев сказок в повседневную жизнь дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство», Т.И. Бабаева.

2. «Комплексные занятия в II младшей группе детского сада» Т.И. Бондаренко.

3. «Развиваем восприятие (3-4 года)» А. Левина. Издательство ОЛМА- ПРЕСС Экслибрис 2004 год.

5Лексические упражнения по сказкам

1) Лексическое упражнение «Какой? Какая?» (по сказке «Три медведя»)

Цель: учить детей подбирать прилагательные к предложенным словам, учитывая их характерные особенности.

Материал: картинки по содержанию сказки.

Инструкция к использованию: воспитатель называет героя сказки, а дети подбирают к нему как можно больше прилагательных, которые передают его характерные особенности.

2) Лексическое упражнение «Скажи ласково» (по сказке «Колобок»)

Цель: развивать активный словарь детей.

Материал: сказка «Колобок»

Инструкция к использованию: упражнение проводится преимущественно после чтения сказки, после чего воспитатель предлагает детям назвать ласково животных сказки.

3) Лексическое упражнение «Кто встретился Колобку на дорожке?» (по сказке «Колобок»)

Цель: развивать умение детей внимательно слушать сказку и добирать слова в соответствии с ситуацией и уместным их употреблением.

Материал: сказка «Колобок», картинки с животными

Инструкция к использованию: воспитатель читает детям сказку, а затем спрашивает: «Кто встретился Колобку на дорожке?», а дети подбирают подходящую картинку.

Пересказ содержания прослушанной сказки

1) Сказка «Гуси-лебеди»

Воспитатель задаёт вопросы после прослушанной детьми сказки:

— Как называется сказка?

— О ком в ней рассказывается?

— Почему гуси-лебеди унесли Иванушку?

— Как девочка ответила на просьбы яблони, печки и речки?

— Что сказали ейв ответ печка, яблоня, речка?

— Кто помог сестричке выручить брата?

__ Почему на обратном пути печка, яблоня и речка помогали детям?

__ Правильно ли девочка вела себя на обратном пути к дому?

__ Чем заканчивается сказка?

Взрослый предлагает желающим детям пересказать содержание сказки. Пересказ может быть цельным, по частям (командами), коллективный, творческий, выборочный или же инсценировка за ролями.

Игры

Игра «Узнай сказку»

Воспитатель читает детям отрывки из сказок и предлагает вспомнить их названия.

1) «…Подошла Машенька к избушке, в дверь постучала, а только никто ей не открыл, медведи ведь в лес ушли, и дома никого не было. Вошла тогда Машенька в дом и осмотрелась. И увидела Машенька две комнаты.» (сказка «Три медведя»)

2) «…Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего — надо идти домой. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается.

В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.

Девочка вошла в избушку:

— Здравствуй, бабушка!

— Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

— Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.…» (сказка «Гуси-лебеди»)

3) «…Жили-были старик со старухой. Надумали они как-то испечь колобок. Старик старухе и говорит:

— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.

Старуха так и сделала: по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила тесто, скатала колобок, испекла и положило на окошко стынуть. Скучно стало колобку на окне лежать, он взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку — и дальше по дорожке…» (сказка «Колобок»)

4) «…Поклонились сыновья отцу. Взял каждый из них по стреле и вышли они в чисто поле. Натянули они свои луки и пустили стрелы. Упала стрела старшего сына во дворе одного землевладельца. Подобрала стрелу его дочь. Упала стрела среднего сына во широком дворе одного из купцов. И подняла стрелу купеческая дочь. А стрела младшего сына, Ивана царевича, взвилась высоко, и упала неведомо куда. Шел он, шел, и пришел к болоту. Видит – сидит лягушка и держит стрелу. Говорит ей Иван царевич: «Лягушка, лягушка, отдай мне стрелу». А лягушка ему отвечает: «Возьми меня замуж!». «Да что ты! Как же я женюсь на лягушке?» «Возьми меня. Ведь это судьба твоя». Опечалился Иван царевич. Делать нечего, взял он лягушку и понес ее..». (Сказка «Царевна-лягушка)

Языковые тренировки

1) Языковая тренировка к сказке «Колобок»

Воспитатель предлагает детям:

— Придумать шутливые вопросы: бабе, деду, колобку.

— Решить проблемный вопрос: «Почему лиса съела колобка?»

— Отправить срочную телеграмму деду и бабе. (Обсуждение телеграммы)

— Подходит ли поговорка к сказке: «Кто хвалится, тот с горы свалится»?

2) Языковая тренировка к сказке «Репка»

Воспитатель предлагает детям:

— Повторить фразы из сказки: «Дед за репку» тихо – громко – тихо; быстро – медленно – быстро.

— Поставить частицу «не» перед словом «репка». Что будет? Что вырастил дед?

— Подходят ли поговорки к сказке: «Одна ласточка весны не делает», «Дружба дружбой, а служба службой».

Конспекты проведения НОД

Интегрированное занятие по развитию речи и конструированию

 «Три медведя» в средней группе.

Задачи:  Развивать речь и  коммуникативные навыки у детей. Формировать у детей обобщённые представления о мебели, учить делать постройки, соразмерные игрушкам, по образцам, обыгрывать постройку.

Материал:  Деревянные конструкторы трёх размеров, игрушки для обыгрывания: три медведя(большой, средний и маленький), куколка-девочка маленькая, тарелки и кружки трёх размеров.

Предварительная работа: чтение РНС «Три медведя», рассматривание иллюстраций к сказке, конструирование мебели: стол, стул, кровать; прогулка по ландшафтному проекту к сюжетной композиции «Три медведя».

Ход занятия:

— Ребята, а вы хотите поиграть в сказку?

— А чтобы узнать, в какую сказку мы будем играть, нужно отгадать загадку:

                Девочка в лес пошла и заблудилась,

                В доме медведей она очутилась.

— Что это за сказка? Кто знает? (ответы детей)

— А кто в этой сказке живёт? (дети отвечают и воспитатель достаёт соответствующие игрушки ).

— А как зовут медведей? (ответы детей).

— Ребята, давайте вспомним, какие комнаты были в доме у трёх медведей? (ответы детей – столовая, спальная).

— Какая мебель стояла в столовой? (ответы детей).

— А какая в спальной комнате? (ответы детей).

— Молодцы. Теперь давайте встанем и на минутку зажмурим глаза и представим себе, что мы – медведи.

Физкультминутка «Три медведя»:

Три медведя шли домой        .                /ходьба на месте

Папа был большой –большой,                /поднять руки вверх, встать на носочки

Мама с ним, поменьше ростом,         /руки, согнутые в локтя,. перед грудью 

А сынок – малютка просто.                /присесть

Очень маленький он был,                /покачивания из стороны в сторону

С погремушками ходил.                        /как бы погреметь погремушками

— Теперь давайте подойдём к столам. Это будет дом медведей. Этот стол – столовая комната, а этот стол – спальная. Девочки будут строить мебель в столовой, а мальчики – в спальной комнате.

— Выбирайте  себе образец : кто будет строить для папы  — Михайло Ивановича – из  крупного конструктора, кто для мамы — Настасьи Петровны – из среднего, а для Мишутки – из мелкого конструктора. (Воспитатель уточняет у каждого ребёнка, для, кого он будет строить мебель).  Дети  строят.

Закончив работу, дети садятся на стульчики. Воспитатель хвалит детей и предлагает поиграть в сказку. По считалке выбираются герои:

1,2, 3, 4, 5 – будешь _______ ты играть.

Детям раздаются маски (костюмы) и инсценируется сказка.

Конспект занятия по сказке «Три медведя» (на основе театра-панорамы)

НОД по творчеству с элементами театрализованной деятельности для детей средней группы Тема: «Три медведя»

Программное содержание:

1. Осваивать действие замещения персонажей знакомой сказки («Три медведя»). Рассказывать сказку, используя театр-панораму

2. Закреплять действие идентификации с эталоном цвета.

3. Формировать умение детей распознавать эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Путешествие по сказкам. Методическая разработка «Сказки это интересно! »

Путешествие по сказкам. Методическая разработка «Сказки это интересно! »...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».

Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок». 1.Сказочный кроссворд 2. Игра «Узнай нас». 3. Игра «Волшебная корзинка» 4.Сказочные задачки. 5. Игра «Из какой сказки»? Найди...

КВН для всей семьи «Путешествие по сказкам» «Сказка – лож, да в ней намек….»

Способствовать формированию традиций семейного чтения, расширить и закрепить знания детей о сказках и сказочных героях; развитие интереса и уважения к народной культуре; создание мотивации к чте...

Путешествие - викторина по сказкам \'\'Путешествие в сказку" Средняя группа

Решаемые задачи: Закреплять знания детей о знакомых сказках (названия сказок, их героев), способствовать пониманию детьми произведений народного фольклора.Формировать православное мировоззрение, ...