Пересказ рассказа «Ранняя весна».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Лобарева Надежда Ивановна

Модель образовательной деятельности рекомендована воспитателям коррекционных групп по лексическим темам: «Ранняя весна», «Перелетные птицы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_sostavlenie_rasskaza_.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Пересказ рассказа «Ранняя весна».

Программное содержание.

- Закрепить знания о характерных признаках ранней весны; закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; существительные множественного числа;

-  Учить детей пересказывать рассказ близко к тексту;

-  Продолжать учить детей согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже;

- Воспитывать любовь к природе.

Методы и приемы. Сюрпризный момент, отгадывание загадки, игровая мотивация, вопросы к детям, дидактические игра и упражнения, пальчиковая гимнастика, чтение рассказа, пересказ рассказа детьми. стимулирование детей.

Материалы и оборудование. Репродукции картин: И Левитан «Март», К. Саврасов «Грачи прилетели», картинка «Весна», конверт с письмом, предметно-схематические модели к рассказу «Ранняя весна».

Словарная работа. Обогащение словаря детей словами-предметами, признаками, действиями по темам: «Ранняя весна», «Перелетные птицы».

Предварительная работа. Наблюдения на прогулке, беседа о ранней весне, рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами, дидактические игры по темам, отгадывание загадок и заучивание стихотворений о весне.

Модель образовательной деятельности.

I. Организационный момент.

Воспитатель находит письмо:

Кто-то бросил мне в оконце

Посмотрите, письмецо.

Может это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

- Отгадаете загадку — узнаете от кого пришло письмо:

Пришли теплые деньки,

Зазвенели ручейки,

Подснежник расцветает.

Когда это бывает? (Весной.)

- Почему вы решили, что это письмо написала весна?

I. Сообщение темы и целей.

-Как вы думаете о каком времени года мы будем говорить?

-Правильно, мы будем говорить о ранней весне, вспомним признаки ранней весны.

III. Беседа по теме. Рассматривание картин «Март», «Грачи прилетели».

- Перед нами картина известнейшего русского пейзажиста И. Левитана – «Март» и

картина К. Саврасова «Грачи прилетели», рассмотрите их.

- Как вы думаете, какое время года изображено на картинах?

- После какого времени года наступает весна?

- Назовите весенние месяцы.

- Что происходит с солнцем?

- Почему снег лежит не на всей земле?

- Почему начинает таять снег?

- Что появляется на крышах?

- Что днем капает с крыш?

- Что происходит с дорогами?

- Какие птицы прилетают раньше всех?

IV. Дидактическая игра «Назови ласково» (Теплый день-…, ласковое солнце-…,солнечный луч-…, белое облако-…,теплый ветер-…, прозрачная сосулька-…, талая вода-…, рыхлый снег-…, черная проталина-…, подтаявшая дорога-…, огромная лужа-…, быстрый ручей-…, тонкий лед-…, высокое дерево-…, сломанная ветка-…, перелетная птица-…, уютное гнездо-…)

V. Дидактическая игра «Один - много» (Облако-…, луч-…, ветер-…, день-…, сосулька-…, капель-…, сугроб-…, проталина-…, дорога-…, лужа-…, ручей-…, дерево-…, куст-…, ветка-…, птица-…, гнездо-…)

VI. Дидактическая игра «Повтори не ошибись» (три весенних слова)

  1. Капель, проталина, грач;
  2. Лужа, подснежник, ледоход;
  3. Половодье, слякоть, первоцвет;
  4. Ручей, гнездо, луч;
  5. Тепло, ясно, сыро;
  6. Хлопочут, поправляют, вьют;
  7. Оживает, капает, цветет;
  8. Тает, журчит, согревает;
  9. Набухают, пробивается, появляется;
  10. Поет, заливается, радуется;
  11. Капает, звенит, просыпается;
  12. Приходит, освещает, распускаются,
  13. Тяжелый, рыхлый, грязный.
  14. Сосулька — вода - лужа;
  15. Ручей - дождь - капель;
  16. Деревья — почки - листочки;
  17. Теплый - яркий - солнечный;
  18. Капает - журчит - набухает;
  19. Греет - светит - тает

VII. Речь с движением «Весеннее солнце»

VIII. Дидактическое упражнение «Скажи со словом весенний».

Весенний – день, ветер, ручей, лес, цветок

Весенняя – погода, капель, ветка, трава

Весеннее - утро, настроение, дерево, небо, солнце, ненастье

IX. Чтение рассказа «Ранняя весна».

РАННЯЯ ВЕСНА

Наступила ранняя весна. Жарче греет солнце. Везде начал таять снег. Появились лужи и проталинки. Побежали ручейки. На деревьях и кустах набухают почки. В лесу расцвели подснежники.

Беседа по содержанию рассказа.

- Какое время года наступило?

- Как стало греть солнце?

- Что начал делать снег?

- Что появилось?

- Что набухает на деревьях и кустах?

- Что расцвело в лесу?

X. Повторное чтение рассказа.

XI. Пересказ рассказа детьми (предметно-схематические модели).

XII. Подведение итога.

- О каком времени года говорили?  В какие игры играли? Какой рассказ пересказывали?

Литература.

1. Л.Е. Кыласова Развитие речи: конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста

Волгоград: Учитель, 2007. – 235 с.

Занятие 66 (123), с. 107

Занятие 67 (124), с. 108

Занятие 68 (126), с. 109

2. Е.А. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам» ч.1, М.: ТЦ Сфера, 2006. — 224 с., стр. 48


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию связной речи. Пересказ рассказа "Три весны" по Л.Н.Смирновой

Конспект фронтальной деятельности. Перессказ рассказа "Три весны" По Л.Н. Смирновой....

Организованная образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА «РАННЯЯ ВЕСНА» ПО ОПОРНЫМ КАРТИНКАМ»

Организованная образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной группе "Пересказ рассказа по опорным картинкам"...

Авторский рассказ "Ранняя весна"

В своём рассказе я напоминаю детям своей группы об изменениях в природе в начале весны....

Конспект по речевому развитию в старшей группе "Составление рассказа "Ранняя весна"

Задачи: Образовательные • Учить детей составлять рассказ по картинке • Закреплять с детьми характерные признаки весны, упражнять в умении устанавливать простейшие причинно- следств...

Конспект НОД Тема: Составление рассказа "Ранняя весна"

Использование картинок и опорных схем для развития связной речи дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи....

Конспект ОД по пересказу. «Пересказ рассказа «Звери весной». По М. Богданову»

laquo;Пересказ рассказа «Звери весной». По М. Богданову»...