Перелетные птицы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Конспект НОД "Перелетные птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Перелетные птицы20 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Перелетные птицы»

Цели:

- сформировать умение детей составлению рассказа по картине.
-
развитие связной  речи детей.
- закрепление  названий весенних месяцев и признаков природы.
-
продолжить формирование у детей представлений о перелётных птицах.

Задачи:

-Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста, обогащение детского словаря – дети должны узнать понятие: перелетные птицы.

- Обобщить представление о поздней весне и изменениях в жизни птиц поздней весной.

- Совершенствовать навык рассматривания картины, формировать целостное представление об изображенном на ней.

- Воспитание доброго отношения ко всему живому в природе.

Оборудование: иллюстрации перелетных птиц, картина «Грачи прилетели» А.К.Саврасов.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия:

1. Воспитатель читает стихотворение  К. Кубилинскаса «Весна».

Весна пришла по снежному,
По влажному ковру,
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку
Из норок подняла,
Березового соку
Ребятам раздала.
В берлогу заглянула:
- А ну, вставай, медведь! –
На веточки дохнула –
Пора зазеленеть!
Теперь весна-красавица
Зовет со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов.

В: Дети, скажите о каком времени года говорится в этом стихотворении? Какие чувства оно вызывает?

В: Как в стихотворении описываются приметы весны? (Рассыпала подснежники, посеяла траву, барсучьи семьи к сроку
из норок подняла).

В: Назовите, пожалуйста, основные признаки весны? (Тает снег, появляются листочки, идут дожди, прилетают птицы, день становится длиннее, ночь короче и т. д.)

В: Как вы можете объяснить слова автора: теперь весна-красавица зовет со всех концов
гусей, стрижей и аистов, кукушек и скворцов? Как одним словом назвать птиц, которые осенью улетают, а весной возвращаются?  (Перелетные).

В: Почему перелетные птицы перелетают с одного места на другое? (Они летят от туда, где наступает зима, чтобы переждать холода в более теплых краях).

В: Назовите перелетных птиц? (Ласточка, грач, скворец, жаворонок, аист, кукушка, журавли, трясогузка, цапля и т. д.) .

2. Отгадывание загадок про перелетных птиц.

        Жаворонок

Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
А весной в полях поет.

Высоко под облаками,
Над полями и лугами,
Словно выпорхнув спросонок,
Песнь заводит.

                 Грач

Ты его узнаешь сразу:
Черноклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.

Черный, проворный,
Кричит "крак" -
Червякам враг.

Летом за пахарем ходит,
А под зиму,
С криком уходит.

Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица …

Солнце греет у порога
И растаяли сугробы,
Потекли рекой ручьи,
Прилетели к нам.

                       Цапля

Так важно она по болоту шагает!
И живность болотная прочь убегает.
Ведь если 
лягушка укрыться не сможет,
То этой 
лягушке никто не поможет.

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.

               Соловей

Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?

Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет.

                   Гусь

Длинная шея, красные лапки,
Щиплет за пятки — беги без оглядки!
Шипит, гогочет,
Ущипнуть меня хочет,
Я иду, боюсь, кто это?

Крылатый, горластый,
Красные ласты.

В воде купался,
Да сух остался!

             Ласточка

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под 
окном
Из травы и глины.

              Кукушка

В лесу на ветке она сидит,
Одно "ку-ку" она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
"Ку-ку" то там то тут,
Как птицу эту зовут?

                Журавль

Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.

3. Дидактическая игра: «Скажи правильно».

Если у птицы красная грудка, она какая?  (Красногрудая)

Если у птицы длинный хвост?  (Длиннохвостая)

Если у птицы черная голова?  (Черноголовая)

Если у птицы «сладкий голос»?  (Сладкоголосая. Соловей)

Если у птицы белый бок?  ( Белобокая. Сорока – белобока)

Физкультминутка.

Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой.
Вот тогда придешь домой.

4. Рассматривание картины «Грачи прилетели» и беседа по ней.

(Воспитатель выставляет на доску картину «Грачи прилетели») .

В: Ребята, посмотрите на картину. Кого изобразил на ней художник? С чем она нас знакомит? (Художник нарисовал на картине перелетных птиц и знакомит нас с жизнью птиц весной) .

В: Каких перелетных птиц вы видите на картине? Что они делают? (краткое описание)

5. Составление плана рассказа по картине.

В: Теперь давайте все вместе составим план рассказа по картине. С чего вы начнете рассказ?

- начнем рассказ с описаний весенней природы

-как вы думаете, в каком месяце весны это происходит? Почему?

- расскажите о птицах, которых  вы видите на картине

В:  А теперь по нашему плану мы составим рассказ по картине.

В:  Старайтесь говорить красиво и правильно, следите за произношением звуков.

Прослушивание рассказов детей.
7. Анализ занятия.
Воспитатель предлагает вспомнить, чем занимались на занятии; высказать детям самим свои впечатления от занятия и охарактеризовать свою работу на занятии.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) Тема "Мой дом, мой город" Лексическая тема "Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.Подготовка к отлету"

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему:  Тема «Мой дом, мой город»  Лексическая тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка...

Перелетные птицы. Рекомендации родителям по расширению и закреплению знаний детей о перелетных птицах.

Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дороге в детский сад, послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже ...

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»...

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы»Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описа...