Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи Решение творческой задачи "Поможем Элли"(Технология ТРИЗ)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Исламова Елена Алексеевна

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по  

развитию речи с элементами экспериментирования

 в подготовительной к школе группе

Тема: «Решение творческой задачи «Поможем Элли»http://s02.radikal.ru/i175/1009/0b/0b945fa4f489.jpg

         

Выполнила Зубарева

                                                               Елена

                                                                 Алексеевна

                                                                      воспитатель

г. Югорск

2015- 2016

учебный год

Тема «Решение творческой задачи «Поможем Элли»

Программное содержание: 

Цель: создать условия для развития творческого мышления детей

Задачи: 

Образовательные закрепить навыки работы с алгоритмом,

развивать умения детей находить ресурсы, объяснять словами способы решения творческой задачи, учить оценивать полученные решения и выбирать лучшее (ИКР), развивать умения выявлять противоречия;

Развивающие

Применять навыки исследовательской деятельности; развивать умение самостоятельно формулировать выводы, поощрять умение выдвигать гипотезы;

Воспитательные

Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Предварительная работа:

Материалы к занятию:

Для опытов:

 (на каждого ребенка): воздушные шары, пустые пластиковые бутылочки(0,5 л). Тазик с горячей водой (не более 60* С). Тазик с холодной водой.

Для дидактической игры: карточки с изображением кита, огня, птицы, человека, шишки с семенами.

Демонстрационный: Презентация к занятию, схема алгоритма,

Методы и приемы:

  1. Игра «Где прячутся противоположности »
  2. Игра «Да-нетка», презентация, слайды 1-10
  3. Шаги алгоритма1-6, схематизация к каждому шагу
  4. Опыт «Надувание воздушного шарика»
  5.  Итог занятия

Организация

Содержание

Дети входят в группу

Игра «Пароль»

Слайд 1:

Интерактивная доска,

игра «Да нет-ка» (плоскостная)

середина – Крокодил Гена

верхний левый угол –Золушка

нижний левый угол – Незнайка

верхний правый угол – Элли

нижний правый - Дюймовочка

В: Дорогие ребята, назовите положительных и отрицательных героев любой сказки.

 В: Скажите, какое по настроению сегодня утро? (веселое, радостное, доброе)  

В: Пожелайте «Доброго утра» друг другу и  гостям.  

Ребята, вы назвали много разных сказок, а по какой именно мы сегодня будем работать вы должны угадать с помощью игры «Да нетка». Я вас приглашаю к экрану сыграть в игру. Вспомним правила игры: Находим серединку – отсекаем половинку

Задавайте мне вопросы

Дети: Это Крокодил Гена?

В: Нет (убрать картинку)

Дети: Это нижняя часть доски?

В: Нет (убрать картинки Незнайки и Дюймовочки)

Дети: Это левая часть доски?

В: Нет (убрать картинку Золушка)

В: Кто на картинке?

Дети: Элли.

В: Да, я загадала Эту картинку и именно по этой сказке мы будем работать.

Алгоритм решения творческой задачи

В: Решать мы сегодня будем задачу по этой сказке.

Какое природное явление разлучило Элли с родителями? Что произошло?

Шаг 1 проблема

http://s3-ak.star.me/i/dev/1XJwxu/7Y-2/480x.png

Шаг 2 задача

http://cs629410.vk.me/v629410838/25ae7/8xaN2xeV1JM.jpg

В: Элли кто? Ребенок.

В: Какие проблемы могут возникнуть у детей? Дети, что с вами может случиться? (Дети могут потеряться, заблудиться, их могут обмануть, украсть и т. д.)

Так какая проблема была у Элли? (Итог: она разлучена с родителями)

Что имеем?

Что хотим?

Что мешает?

(Итог: Задача: Как Элли вернутся домой)

Шаг 3 противоречие

C:\Users\группа10\Desktop\для ФЕСТИВАЛЯ\image038[1].png

Шаг 4 ИКР

Построение абстрактной модели решения задачи ИКР

Размер-время – стоимость, как ориентиры эффективности решения

    http://kavun.biz/_ph/55/913508929.jpg 

Шаг 5 Ресурсы

C:\Users\группа10\Desktop\для ФЕСТИВАЛЯ\equality[1].gif

На экране схема строения воздушного шара.

Картотека техники безопасности (правила рассказывают дети)

Не толкай соседа!

Внимательно слушай инструкцию воспитателя.

Посмотри, потом повтори!

Убери и на место положи!

Внимание! С горячей водой будь осторожен!

Видео летящий шар

Шаг 6

Формулировка подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения

http://s16.postimg.org/czdg65sol/oie_transparent_1.png

Шаг 7 Рефлексия

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=dc03b95de360f669a8dcc8893e263840&n=33&h=215&w=215

В: Какая проблема возникла у девочки Элли ?

Ей нужно вернуться домой, но она не может. Почему? (Она улетела далеко от дома, не знает, как вернуться)

Итог: Да, ей надо вернуться, но она не может.

Какой будет идеальный конечный результат? ИКР Элли сама доберётся до дома. Но может ли она?

В: Найдем ресурсы самой Элли (что может сама Элли сделать для решения своей проблемы?)

Как вы предлагаете ей вернуться домой?

Мозговой штурм (с оценкой педагога по эффективности решения)

В: Каким образом она сюда попала? (Ураган принес) Варианты

  1. Зайти обратно в домик и ждать пока вновь ураган отнесёт её домой. (Оценка по РВС: по времени -  долго, по месту – не в ту сторону ветер), если безветренная погода будет по времени – долго)
  2. Идти и самой найти дорогу (Оценка по РВС: по времени долго – пока идет проголодается, долго будет идти - постареет, по размеру – она маленькая, беззащитная)

  1. Изобрести летательный аппарат (Оценка по РВС: по времени – долго, по стоимости – нет денег на материалы, по размеру – Элли ребенок и навряд ли сможет сконструировать самолет)

В: Сегодня помощниками Элли будем мы.  Какой самый быстрый транспорт? Самолет, но самолета нет. Какие раньше были летательные аппараты? Дирижабль. А мы сейчас прямо можем помочь Элли? Подвести детей к мысли о воздушных аппаратах

На чем быстрее всего можно добраться (на самолете, вертолете)

Итог: быстрее всего можно добраться по воздуху В решении этой задачи мы поможем Элли и изобретем для неё воздушный транспорт.

Сделаем модель воздушного шара.

Из каких частей состоит воздушный шар?

 Как получить теплый воздух, которым наполняется воздушный шар?  

В: Выберите себе пару с кем хотите работать дальше и подойдите к экспериментальному столу. Вспомним правила безопасности при проведении экспериментов. Внимательно слушайте инструкцию:

В:  Возьмите бутылочку и любой шарик. Пустой воздушный шарик наденьте на горлышко бутылки. Подержите эту бутылку в течении  минуты в тазике с горячей водой. Что происходит? Ответы детей - Шарик надувается.

В: Почему шарик надувается? (Воздух начинает нагреваться, он поднимается вверх, тем самым расширяется и шарик надувается)

В:  Это происходит потому, что воздух в бутылке нагреваясь, расширяется и шарик надувается. Посмотрите небольшой видеосюжет.

Молодцы, мы создали модель шара. А как создать воздушный шар, это уже совсем другая задача. Какая здесь подзадача?

-Где взять сам воздушный шар?

-Как узнать направление полета?

 

В: Какую задачу мы решали? (Как Элли вернуться домой)

Как мы её решили?

Какие проблемы были после её решения?

Зачем нужно учится решать задачи?

Тебе было трудно?

На каком этапе?

В чем?

Трудно, но интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием социо-игровой технологии в подготовительной группе.

Здесь вы найдёте конспект занятия по развитию речи с использованием социо-игровой технологии в подготовительной группе...

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности во второй младшей группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Зимушка зима»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности во второй младшей группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Зимушка зима» Программные задачи:1.  Развив...

Опыт работы непосредственно-образовательной интегрированной деятельности по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Данное занятие разработано с целью развития у детей через сказку творческое воображение, нестандартность мышления, словесное творчество....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с применением личностно-ориентированной технологии на тему: «Путешествие в мир сказок». во второй младшей группе

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с применением личностно-ориентированной технологии на тему: «Путешествие в мир сказок». во второй младшей группе...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с применением личностно-ориентированной технологии на тему: «Путешествие в мир сказок». во второй младшей группе

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с применением личностно-ориентированной технологии на тему: «Путешествие в мир сказок»....

Конспект непосредственно - образовательной совместной деятельности по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Устное народное творчество»

Конспект по развитию речи позволит Вам как организатору  и куратору образовательного процесса "построить " НОД  вместе с детьми и закрепить пройденный материал по ус...