Индивидуальный план работы по самообразованию.
материал по развитию речи на тему

Бревнова Стелла Сергеевна

Обучение детей выразительности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тембром голоса, но и образность слова.

Ребенок достаточно быстро может научиться использовать такие части речи, как существительное, глагол, наречие, но прилагательные не часто используются детьми. А ведь именно с их помощью значительно глубже воспринимается и отражается окружающий мир.

Для того чтобы ребенка мотивировать на использование образных характеристик в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Такая деятельность будет успешна при условии, если ребенок поймет, как, каким образом он может строить фразы с образными характеристиками. Только тогда он получит удовольствие от этой деятельности.

Разработанные нами алгоритмы по созданию образных характеристик достаточно легко усваиваются дошкольниками и дают возможность значительно повысить уровень выразительности их речи.

Работа по обучению детей образной речи должна начинаться с обучения детей созданию сравнений (первый этап). Затем отрабатывается умение детей составлять разнообразные загадки (второй этап). На заключительном этапе дети 6 - 7 лет вполне справляются с составлением метафор (третий этап). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Индивидуальный план работы по самообразованию.

воспитателя

Бревновой Стеллы Сергеевны.

Тема: «Развитие творческой речевой деятельности дошкольников через составления сравнительных характеристик»

г Югорск 2014-215 г.

  1. Цель: Создание условий для развития творческой речевой деятельности дошкольников через составления сравнительных характеристик.
  2. Задачи: 
  • Формировать и совершенствовать речевые способности и умения детей.
  • Побуждать интерес к активному общению, умению строить диалог, развивать речь детей через составления сравнительных характеристик, создавать условия для его выполнения.
  • Создавать среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу.

1 этап

1. Учить понимать и повторять за педагогом Имена признаков Объекта и их Значения.

2. Учить детей выделять некоторые Имена признаков и их значения у Объекта.

3. Упражнять в сравнении объектов по Именам признаков и их Значениям.

4. Побуждать детей формулировать вопросы с указанием Имени признака и давать ответы описательного характера по определенному Объекту.

5. Создавать условия для использования Имен признаков и их Значений в обсуждениях.

2 этап

  1. Обучение детей составлению сравнений.        

                         

Работа с родителями:

Октябрь

Изготовление дидактических пособий

Ноябрь

Папка-передвижка: «Признаки»

Январь

Консультация: «Обучение сравнению»

Март

Памятка: «Сравниваем вместе»

Период

Тема

Цель

Содержание

Сентябрь

«Знакомство с признаками»

Учить понимать и повторять за педагогом имена признаков объекта и их значения.

Знакомство и работа с пособием «Домик признаков»

Октябрь

 «Какой объект?»; «Угадай по описанию»

Закрепление изученных признаков. Выделение разных признаков в объекте.

Воспитатель называет слово, а дети перечисляют признаки названного предмета.

Ноябрь

«Выбери признак, который есть у других объектов»

Учить детей выделять характерный и специфичный признак объекта.

Воспитатель называет объект. Дети называют признаки этого объекта. Из всех перечисленных признаков выбирают один характерный и один специфичный (очки круглые, солнечные).

Декабрь

«Необычный подарок»

Учить детей переносить признак одного объекта на другой и объяснять практическое использование нового объекта.

Воспитатель спрашивает, какой подарок хотел бы получить ребенок и как он должен выглядеть. Опрашивается 2 – 3 ребенка. Названные признаки «подарков» объектов меняются между собой. Каждый играющий описывает, как будет выглядеть новый «подарок» и как он будет с ним играть, для чего подарку нужен новый признак.

Январь

«Невпопад»

Учить детей объяснять несвойственные объекту действия.

Воспитатель  называет предмет и бросает мяч ребенку. Он называет любое действие невпопад – не свойственное этому предмету. Интересные словосочетания объясняются детьми: как выглядит, в каких ситуациях нужна эта вещь (расческа пищит) в реальной жизни.

Февраль

«Ожившие предметы»

Учить наделять живые предметы человеческими чувствами, мыслями, поступками.

Воспитатель предлагает ситуацию. Дети выбирают в ней объект для обсуждения. Воспитатель предлагает определить его характер, рассказать о его возможных поступках и мыслях. Например: солнечный летний день на море. Дети выбирают и характеризуют море: море спокойное, спящее, тихо дышит.

Март

«Я назову признак, а вы перечислите его значение»

Учить детей подбирать разные значения одному признаку.

Воспитатель предлагает поиграть и называет признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.).

Апрель

«Противоположные свойства»

Учить детей называть антонимическую пару свойств объекта.

Воспитатель просит назвать противоположность по цвету (бесцветный – цветной, черный – белый). Затем по форме (бесформенный – с формой, круглый – угловатый), по температуре (холодный – горячий) и т.д.

Май

«Что делает так же?»

Учить составлять загадки по моделям «Как…», «Но не…»

Воспитатель называет объект. У объекта выделяется действие и перечисляются другие объекты, у которых названное действие ярко выражено («Воробей что делает? Прыгает, как кузнечик, суетится, как мышь). Из предложенных вариантов составляется текст загадки с  использованием модели: «Как…», «Но не…»: «Прыгает, но не кузнечик, суетится, но не мышка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по составлению индивидуального плана работы по самообразованию педагогических работников.

Оформление плана по самообразованию педагога.Система работы педагогов по самообразованию:В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с ...

индивидуальный план работы по самообразованию "Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр....

Индивидуальный план работы по самообразованию

Индивидуальный план работы по самообразованию по теме "Умственное воспитание детей дошкольного возраста в период предшкольной подготовки"...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: « Повышение ИКТ компетентности через работу с интерактивной доской» 2016 г.

Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема:« Повышение ИКТ компетентности через работу с интерактивной доской»...

Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 5-6 лет».

Дата начала работы над темой: с 1.09.2020г Предполагаемая дата окончания работы 31.05.2021г ТЕМА: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 5-6 лет». ЦЕЛ...