Конспект НОД по развитию речи "Как дельфину вовремя заметить опасность?"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Ромахина Евгения Николаевна

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Конспект занятия по решению творческой задачи в старшей группе на тему:

«Как Дельфину вовремя заметить опасность».

Составитель:

Ромахина Евгения Николаевна

 воспитатель 1 квалификационной категории

город Югорск ХМАО-ЮГРА 2015 г.

  Цель: создание условий для развития у детей основных мыслительных операций творческого характера и интеграция информационных технологий в процессы воспитания и обучения.

Задачи:

Образовательная:

- формировать умение объяснять наличие противоположных значений одного признака с точки зрения двух разных требований;

- продолжать закреплять умение детей классифицировать объекты; 

 -продолжать закреплять умение детей решать творческую задачу по алгоритму;

- формировать чувствительность к проблемной ситуации;

- развивать умение формулировать противоречие и разрешать его.

Развивающая: развивать

- умение сужать поле поиска объекта;

- чувствительность к противоречиям;

- умение рефлексировать;

- воображение.

Воспитательная: воспитывать

- желание работать с творческими задачами;

- умение совместно добиваться поставленной цели.

Оборудование: предметные картинки, мультимудийное оборудование, карандаши, бумага.

Организация

Содержание

Игра «Где прячутся противоположности».

Игра «Классификационная Да-нетка».

Рефлексия.

Решение творческой задачи.

В: На столе лежат картинки с объектами. Я предлагаю поиграть в игру «Где прячутся противоположности».

В: дерево

Д: ветки толстые, а листики тонкие

В: кошка

Д: шерсть мягкая, а когти твердые

В: шарф

Д: сам шарф длинный, а кисточки короткие и т . д.

В: Я загадала объект, а вы с помощью игры «Да – нет» попробуйте его отгадать.

Д: Этот объект относится к природному миру?

В: Да

Д: Это живая природа?

В: Да

Д: Это класс …. млекопитающих?

В: Да

Д: Он находится в …воде?

В: Да

Д: Он большой по размеру?

В: Да

Д: Он по характеру дружелюбный?

В: Да

Д: Это Дельфин?

В: Да.

Что мы делали сейчас?

Как играли?

См. протокол занятия.

Протокол проведения занятия по решению творческой задачи

«Как Дельфину вовремя заметить опасность».

Воспитатель

Дети

Включить видео сюжет о дельфинах.

Дельфины – это морские млекопитающие. Видят дельфины очень плохо. Ориентируются в пространстве, испуская ультразвуки. Как вы думаете, проблемы могут возникнуть у дельфинов, если у них плохое зрение?

Они могут акулу не увидеть, не увидят, куда они плывут, дельфин может пораниться, может попасть в ловушку – сети рыбаков. Его могут поймать рыбаки, в дельфинарий забрать.

Да, дельфина могут подстерегать опасности, а особенно много хищников.

Главным врагом дельфинов являются акулы.

Как вы думаете, как можно вовремя заменить опасность дельфину?

По звуку, он может, как-то почувствовать.

Дельфин то ведь должен вовремя заметить опасность, почему?

А в то же время дельфин не может вовремя заметить опасность, почему?

Да, он плохо видит, пока ультразвук дойдет до акулы и обратно…, а глазами то он не видит.

Чтоб его не съели, он хочет жить.

Дельфин должен заметить опасность, и не может, т.к. он плохо видит.

А хорошо было бы, если дельфин сам замечал вовремя опасность.

Физкультминутка «Дельфин и акула».

Включение аудиозаписи «Шум моря».

Да, хорошо было бы, чтобы ему кто-то подсказал бы.

Проигрывание ситуации.

Ребята, давайте представим подводный мир. Кто кроме дельфинов и акул обитает в море?(Крабы, киты, рыбы и т.д.)

Действительно, может быть что-то может помочь дельфину?

А если акула одна и у нее нет детеныша?

Может быть, у акулы есть детеныш, а он на стороне дельфина. И он подскажет, что его подстерегает опасность.

А ему краб может подсказать. Он подплывет к нему и скажет.

Ребята, а дельфин плавает на поверхности, а краб ползает где?

Ну-ка на минуточку закройте все глазки. Вы ничего не видите. Что вам может помочь почувствовать что-то? А еще как? А может это плывет рядом не акула, а большая рыба?

А кто в море еще может подать сигнал об опасности дельфину?

Ребята, открою вам секрет: рядом с дельфином плавают маленькие рыбки, которые ему помогают, подают сигнал. Как вы думаете как?

Они хорошо видят, рыбки увидят акулу и быстро уплывают…

Дельфин почувствует, что рыбки ушли…

Внизу, на дне.

Можно почувствовать по запаху.

Можно по звуку услышать. Вода будет шуметь или акула зубами стучит.

Не надо от дома далеко уплывать, тогда тебя акула не съест или вообще дома сидеть.

Может морская черепаха или нет.

Они быстро плавают.

Дельфин почувствует опасность.

И дельфин тоже уплывет вместе с рыбками.

Скажите пожалуйста, чем мы занимались на занятии?

Напомните мне какое противоречие у нас получилось?

Как дельфин вовремя замечает опасность?

Да, ребята, дельфин почувствует, что рядом рыбок нет, и уплывает.

Включить видео сюжет о дельфинах.

А сейчас я предлагаю вам пройти за столы и нарисовать, как дельфину вовремя заметить опасность.

Мы решали проблему дельфина – как вовремя почувствовать опасность.

Дельфин должен заметить опасность, и не может, т.к. он плохо видит.

С ним рыбки маленькие плавают. Они увидят опасность и уплывают.

А дельфин вместе сними уплывает.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Вовремя заметить речевую проблему".

Консультация посвящена широкому кругу родителей, дети которых не посещают дошкольное учреждение. Цель данной статьи привлечь внимание родителей к правильному звукопроизношению детей в возрасте от 3-х...

Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ОНР по художественно-эстетическому развитию: рисование "Дельфин" (графика)

Расширять и углублять представления о графике, как жанре изобразительного искусства, показать  цвета графитного карандаша в  зависимости от нажима....

План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема занятия: «Коли хорош, не хвастай: тебя и так заметят»

Цель: ознакомление детей с русской народной сказкой «Заяц-хваста» в обработке А. Н. Толстого....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по обучению пересказу с помощью схем - подсказок "Маленький дельфин"

Занятие по развитию речи при обучению пересказыванию формирует у детей старшего дошкольного возраста умение пересказывать небольшие тексты, способствует развитию связной речи, памяти, вниманию. В помо...

Статья Коротаевой Д.А. "Вовремя заметить и предотвратить"

Предлагаю к ознакомлению авторскую статью в газете "Рязанские ведомости", выпуск №75.Здесь Вы сможете познакомиться с советами и мифами от учителя-логопеда на тему ранней помощи детям с нарш...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе по обучению пересказу с помощью схем подсказок «Маленький дельфин»

Учить детей связно пересказывать рассказ по схемам, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию рассказа....