"звук и буква Т Такса ехала в такси"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

ЗЮБАНОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА

конспект фронтального коррекционного занятия по обучению грамоте "Такса ехала в такси"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_podgruppovogo_zanyatiya_v_starshey_gruppe.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия в старшей  группе

для детей с ТНР

по  обучению грамоте.

« «Такса ехала в такси»;Знакомство со звуком и буквой  Т, Ть.»

Подготовила:

учитель-логопед

 Зюбанова И.Н.

                                        Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с ТНР по  обучению грамоте.

« «Такса ехала в такси»;Знакомство со звуками [Т] [Т`]и буквой  Т»

Автор: Зюбанова И.Н., учитель-логопед

Тема: «Такса ехала в такси»  Форма: Игра – путешествие.

Цель: Создать условия для развития речи детей с ТНР через использование игровых и информационных технологий.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять умение выделять заданный звук в слове и  давать его характеристику;
  • упражнять в делении слов на слоги;
  • упражнять детей в различении заданного звука в словах;
  • совершенствовать навыки, определение места звука в слове;
  • расширять и уточнять словарный запас;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать артикуляционную моторику;
  • развивать  правильное речевое дыхание;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие фонематического восприятия и фонематических представлений на его основе;
  • развитие мышления

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать у детей исследовате;
  • воспитывать сотрудничество и сотворчество;
  • воспитывать уважение друг к другу.

Оборудование: 

Ход занятия:

Содержание

Речевой материал

Оборудование

1. Организационный момент

Л: Здравствуйте ребята. Утром я добиралась  на работу и со мной рядом  ехал необычный пассажир.(демонстрирую таксу)

чтение стихотворения: такса ехала в такси:

-Так, водитель, не тряси,

 Ей, таксист ответил с тактом,

Здесь у нас ухабы, так-то!

Л: О ком говорится в этом стихотворении?

Д: О таксе, о собаке……

Л: На чем, на машине……

Л: повторно зачитывает первую сточку.

-Какой звук мы чаще всего встречаем в этом стихотворении?

Д: Звук Т.

Л: Дети, как оказалось такса очень дружелюбная и зовёт нас в увлекательное путешествие. А на чём  сегодня будем  передвигаться, вы сейчас угадаете сами.

-Слушайте внимательно.

(звучат звуки транспорта; самолет, вертолет, поезд, пароход,

мотоцикл, трактор) По мере отгадывания логопед демонстрирует картинки с правильными ответами.

- Как мы можем назвать всё это одним словом?

Д :транспорт

Л: Я предлагаю каждому из вас выбрать себе по картинке и разделить это слово на слоги.

Дети отхлопывают слова.

Л: Кто знает, как гудит паровоз?

Д: ТУ-ту-уууу!!!!!!

Л: А колёса  стучат по разному.

Логопед вместе с детьми изображает движущийся поезд совместно с чтением чистоговорок:

-Вот колёса застучали:-Т-Т-Т!

-В путь – дорогу нас позвали:- Ть-Ть-Ть! (2 раза)

  демонстрационный материал:

 такса, чемодан, картинки с изображением  разного транспорта.

2. Дыхательная гимнастика

(Логопед подводит детей  к столам)

- Дети мы прибыли на станцию «Ветреная». Какие интересные предметы. Это загадка нашей таксы.
Хотите отгадать?

Д: Да.

Л: Нужно сцепить руки в замок за спиной, наклониться чуть вперед и плавно и равномерно подуть. Посмотрите, как я это сделаю. (демонстрирует правильность выполнения)

Дети выполняют дыхательные упражнения, в результате чего открываются картинки с изображением воздушного транспорта.

Л: Ребята, а давайте назовем одним словом то, что изображено у вас на картинках

Д: Это транспорт.

Л:- Правильно, но какой?

Д: Это воздушный транспорт.

Л: Что-то мне подсказывает, что дальше наше путешествие продолжится уже на самолёте. Вы готовы? Такса, а ты готова?

Д: Готовы!!!!

Логопед вместе с детьми изображает полет самолёта с проговариванием чистоговорок.

Л: Я начну, а вы закончите:

от-от-от-мы готовим самолёт

     ти-ти-ти-мы уже в пути  (произносят 2 раза с изменением интонации)

Л: Мы приземляемся за столы.  

Столы,

Тарелки с крупой

картинки

Модель самолёта

3. Артикуляционная гимнастика

Такса привезла в своём чемодане говорящие картинки. Логопед демонстрирует картинки с артикуляционной гимнастикой и читает стихи.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику.

Зеркала картинки с гимнастикой

4. Характеристика Звука

Л:Таксе очень нравится звук Т, но она про него ничего не знает. Расскажем ей?

Попробуй те потянуть звук Т, он тянется?

-Нет, ниточка рвётся.

А если он не тянется значит звук т какой ?

Д:согласный .

Л: Положите руку на горло и произнесите Т,Ть  (горло не дрожит),

 значит голосок спит.

Д: Звуки Т, Ть –глухие.

5. Фонематическое упражнение «Фонарики »

Л: (звонит телефон) Ребята, можно я отвечу.

-Да, все здесь.

- это звонят друзья таксы и они приглашают вас поиграть в игру.

Игра  фонарики начинается. Будут звучать слова, если вы услышите слова со звуком, зажигайте свои фонарики. Если звука Т нет, они не горят. (Танк, машина, вертолёт, метро, автобус, самолёт)

А вы знаете что звук Т очень любит играть в прятки, в одних словах он прячется в начале, в других в середине, а иногда скрывается в конце слова.

У нас на столах специальные таблицы, которые помогут нам отыскать звук Т в словах. (ТАНК, АВТОБУС, ВЕРТОЛЁТ)

Л: наша такса засиделась и хочет размяться. Составим её компанию?

Телефон,

Индивидуальные таблицы

5. Физминутка

 Игра  «Морская прогулка»

Наш знакомый капитан,

Нас на яхте покатал,

Показал корму и мачту,

Днище яхты, нос штурвал,

У штурвала мы стояли

Ветры парус надували.

 

 

6. Работа со схемами

 Логопед из чемодана таксы достаёт схемы Кораблей.

Л: что это за схемы? А к ним ещё и записка?

Это что за чудеса

Дует ветер в паруса?

Ни паром, ни дирижабль –

По волнам плывёт …..(корабль).

 Д: Корабль.

Л: Правильно и на схемах у нас тоже корабли. Хотите построить?

Д: Хотим!!!!!

Делятся на 2 команды, получают схемы и из мягких модулей собирают корабли. В конце прикрепляют флаг и якорь.

Л: А вы знаете, что корабли бывают пассажирские, которые перевозят людей и грузовые, которые доставляют различные грузы и даже технику.

Модуль  «Мозаика» для построения парусника, схема парусника, флаги и якоря

7.

Дидактическая игра

«Грузчики»

 -В путешествии могут понабиться различные вещи . Вот их сколько в чемодане у таксы. Давайте наши корабли загрузим вещами для путешествия, но в зелёный корабль погрузим вещи со звуком Ть, а в синий со звуком Т. (Синий : пальто, перчатки, куртка;

Зелёный: костюм, ботинки, платье.)

 

Картинки с одеждой

8.   Знакомство с образом буквы

Л: Кто мне скажет? Чем на письме мы обозначаем звуки?

Д: Буквами

Л: Такса, а ты знаешь какие-нибудь буквы?(такса отрицательно машет головой) Мы с детьми сейчас тебе расскажем и покажем.

Презентация

Такса исчезает.

презентация

телевизор

9. Рефлексия

Наше путешествие с таксой закончилось.  Что нового мы сегодня узнали???

Д:……

Л: С каким звуком и буквой мы познакомились? С какими видами транспорта? Что вам больше всего запомнилось и понравилось?

Л: Пока мы разговаривали, наша гостья поспешила узнавать новые страны и маршруты. А на память оставила вам  о путешествии вот такие замечательные открытки.

открытки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...