ознакомление с окружающим "Знакомство с берёзой"
материал по развитию речи (старшая группа) на тему

развитие у детей познавательного интереса, желание получать новые знания, воспитывать уважение и любовь к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_znakomstvo_s_beryozoy.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Знакомство с берёзой»

Воспитатель: Шлык Н.Н..

Образовательная область: познавательное развитие

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа: старшая

Тема: Знакомство с березой

Цель: сформировать у детей устойчивое положительное отношение к березе, как живому существу.

Программное содержание

Образовательные задачи: формировать представления об особенностях природы родного края

Развивающие: развивать у детей познавательный интерес, желание получать новые знания; познакомить с лечебными свойствами дерева.

Воспитательные: формировать культуру общения с природой, эстетическое отношение к природе, любовь к Родине, ст. Фастовецкой.

Предварительная работа: чтение стихов, загадывание загадок, рассматривание картин и иллюстраций.

Словарная работа: береста, белоствольная, туесок.

Материалы и оборудование: аудиозапись песни «С чего начинается Родина», дегтярное мыло, березовый веник, березовые почки, кора, веточки и листья.

Ход деятельности:

Звучит песня «С чего начинается Родина».

Воспитатель: О чем поется в этой песне?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, что такое Родина?

Ответы детей.

Воспитатель: У каждого жителя земли есть своя Родина – место, где он родился и живет. Как называется наша Родина?

Ответы детей.

Воспитатель: слово Родина, жители Африки представляют пальмы и пустыни, жители Египта – пирамиды и реку Нил. А что представляете вы, когда говорят о России?

Ответы детей.

Воспитатель: Многие наши соотечественники, думая о Родине, вспоминают ее неповторимую природу, в особенности – русскую березку. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Воспитатель читает стихотворение о березе:

Словно девица русская, приумолкнув, стоит,

Над речушкой березка листвой шелестит.

Только ветер играет в косах длинных листвы,

Только звезды мигают ей с высоты.

Рано утром встает она солнце встречать,

Улыбнувшись посмотрит в зеркальную гладь.

И, наверно, на свете нет березы родней,

Ведь березка – частица России моей.

Береза – очень красивое дерево, растущее во всех уголках нашей необъятной Родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений; она неприхотлива к почве и вырастает порой даже на карнизах старых каменных домов. Березы бывают разные по размеру и форме. На юге встречаются огромные, стройные, как мачты березы; их темная листва прижимается к стволам. На севере растут карликовые березы; им никак не удается разогнуть стан и подняться от земли. Но у всех берез очень необычная кора. Чем необычна кора березы?

Ответы детей.

Воспитатель обобщает: Березу за ее кору называют белоствольной. Белую кору березы называют берестой. Береста – это защитный покров дерева, она непроницаемая для воды и газа. Но в белой бересте есть своеобразные отдушины – довольно крупные черные черточки, идущие по стволу. Они называются «чечевички», через них береза дышит.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть лежащие перед ними на столах кусочки березовой коры и продолжает свой рассказ: 

Воспитатель: Береста состоит из тонких слоев. Давным-давно, когда люди еще не научились делать бумагу, на бересте писали. Берестяные грамоты, пролежав в земле много лет, дошли до нас целыми и невредимыми. Из них мы смогли много узнать о жизни нашего народа в далекие времена. Из бересты делают много красивых вещей. Кто может сказать, что делают из бересты?

Ответы детей.

Воспитатель обобщает: Туески, украшения, шкатулки, разную посуду.

Воспитатель продолжает свой рассказ: Многие поэты, писатели, музыканты и художники передавали в своем творчестве красоту этого дерева. Назовите их. Вспомните стихи, потешки, загадки о березе и расскажите их. Какими ласковыми словами можно назвать это дерево?

Ответы детей.

Воспитатель продолжает: Не только своей красотой покорила береза народ нашей страны. Издавна люди знали о ее полезных свойствах.

Перед детьми на подносах лежит дегтярное мыло, березовый веник, березовые почки, веточки и листья. Воспитатель предлагает рассмотреть их.

Затем воспитатель спрашивает: Для чего все это нужно человеку?

Ответы детей.

Воспитатель продолжает: Березовый веник изгоняет болезни и дает бодрость и силу. Заваренными березовыми почками лечат многие болезни. Березовыми листьями красят на Пасху яйца. Дегтярное мыло помогает при кожных заболеваниях. Весной деревья просыпаются, и у них начинается сокодвижение. Сок березы особенно вкусный и полезный. Люди употребляют этот сок для укрепления здоровья. Кто пробовал березовый сок?

Ответы детей.

Воспитатель продолжает: А знаете ли вы, как правильно нужно брать у березки сок?

Ответы детей.

Воспитатель продолжает: После того, как в дереве сделали надрез и набрали сок, нужно замазать ранку глиной.

В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому Новый год встречали не с елью, а с березой. В это время крестьяне приступали к сельскохозяйственным работам. Весна на юге и севере приходилась на разные сроки, поэтому березозолом на юге называли март, а на севере – апрель. Березозол – март – был первым месяцем года до пятнадцатого века. И сегодня, как в древности, люди ходят в березовый лес отдохнуть душой и телом, набраться сил, попросить у березки помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД -КОНСПЕКТ по познавательно – речевому развитию ( образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средней группе. Тема: « Берёза – белая подруга"

Тема: "БЕРЁЗА - БЕЛАЯ ПОДРУГА."Цель: 1.  Приобщать  детей к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического  вкуса .2.  Обогащать музыкал...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по речевому развитию и ручному труду «Русская берёза – белая берёза»

На занятии у детей формируется представление о большой и малой Родине, дети знакомятся с символом нашей Родины – русской берёзе....

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по познавательно–речевому развитию (образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средней группе детского сада, тема: «Берёза – белая подружка»

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по познавательно–речевому развитию (образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средне...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Русская берёза» и презентация "Русская берёза".

Конспект образовательной деятельности  "Русская берёза" знакомит детей с символом нашей Родины - деревом берёзой....

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Белокурая берёза – символ Родины моей»

Конспект  образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Белокурая берёза – символ Родины моей»Цель: Воспитание любви к родной п...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Белая берёза, милая сестра"

В материале представлено занятие по ознакомлению с окружающим на тему: "Белая береза, милая сестра"...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берёза — символ русской природы и символ России»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берёза — символ русской природы и символ России»...