Взаимосвязь в работе логопеда и хореографа по развитию звуко-слоговой структуры слова.
консультация по развитию речи на тему

Татьяна Николаевна Тимофеева

 Речевое развитие детей будет соответствовать норме, если коррекционно- педагогический процесс организовать своевременно и желательно комплексно, то есть будет организованна чёткая взаимосвязь всех участников педагогического процесса (воспитателя, психолога, логопеда, музыкального работника, хореографа, физкультурного работника, педагога дополнительного образования и медика). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимосвязь в работе логопеда и хореографа по развитию             звуко-слоговой структуры слова.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.  Не секрет, что многие родители не осознают серьёзность проблемы. Они склонны считать, что нарушение речи связанно с психофизиологическим возрастом детей, и к школе речевое развитие их крох непременно будет соответствовать норме.

В реальности, речевое развитие будет соответствовать норме, если коррекционно- педагогический процесс будет организован своевременно и желательно комплексно, то есть будет организованна чёткая взаимосвязь всех участников педагогического процесса, а именно воспитателя, психолога, логопеда, музыкального работника, хореографа, физкультурного работника, педагога дополнительного образования и медика.

Мы остановимся на взаимосвязи в работе логопеда и хореографа, а именно на взаимосвязи по развитию звуко - слоговой структуры слова.

Логопед – это педагог, занимающийся устранением речевых нарушений.  Цель его работы: оказать помощь ребёнку в преодолении речевого недоразвития,  тем самым обеспечить полноценное и всестороннее развитие дошкольника.

Цель работы хореографа - это развитие ребёнка, формирование средствами музыки и ритмических  движений,  разнообразных умений, способностей, качеств личности. Приобщение к прекрасному виду искусства и спорта одновременно, научить элементарным основам танца.

Хореограф – это специалист, занимающийся постановкой танцев.  Танец – это движение, а нам известно, что Движение используется, в том числе и на логопедических занятиях, как мощный фактор профилактики, лечения и реабилитации.

В последнее время на занятиях специалистов хореографов, отмечается тенденция к использованию разнообразных средств физической культуры с лечебной направленностью. В большинстве случаев это различные направления оздоровительных видов гимнастики – ритмическая гимнастика, аэробика, шейпинг, суставная и дыхательная гимнастика. Существуют целые комплексы упражнений, которые используют и логопеды, и хореографы на своих занятиях. А именно: самомассаж, упражнения на формирование и укрепление осанки, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика. Хотелось бы остановиться на упражнениях которые способствуют развитию звуко-слоговой структуры слова (дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики).

- Дыхательная гимнастика.

Цель хореографа: развитие и укрепление мышц, участвующих в акте дыхания (мышцы, двигающие диафрагму, межрёберные мышцы и мышцы брюшного пресса); обучение дышать правильно, экономично, целесообразно;

Цель логопеда: освобождение речевого аппарата от зажимов (развитие мышц губ, языка, челюсти); коррекция и профилактика речевых нарушений.

Виды дыхательной гимнастики: Дыхательная гимнастика О.Г.Лобановой, Е.А.Поповой (тренировка речевого аппарата; тренировка равномерного выдоха и грудного резонирования на соггласных звуках); Методика волевой ликвидации глубокого дыхания К. П. Бутейко (Упражнения дыхательной гимнастики для детей); Методика М. Лазарева (Исцеляющие звуки.  Дыхательные упражнения со стихами и речитативами).

- Гимнастика для глаз.

Цель хореографа: развитие глазных мышц (умение напрягать и расслаблять). Коррекция и профилактика нарушения зрения.

Цель логопеда:  профилактика и коррекция нарушения зрения, предупреждение зрительного утомления вовремя занятий.

Виды зрительной гимнастики:  «Школа мяча» П. Ф. Лесгафта; Упражнения  

В. Аветисовым, Ю. Манделем (Комплексы упражнений лечебно-профилактического танца для глаз).

- Пальчиковая гимнастика.

Цель хореографа: развитие мышц пальцев рук, ловкости рук.

Цель логопеда: развитие мелкой моторики, ловкости рук, что в дальнейшем будет способствовать развитию и закреплению графо-моторных навыков. Развитие мышления, памяти, коррекция и профилактика речевых нарушений.

Виды пальчиковой гимнастики:  упражнения на работу мышц пальцев   рук; упражнения на подвижность суставов, вращательные движения кистью и каждым пальцем; упражнения на координацию движений пальцев рук; упражнения с работой пальцев по различным поверхностям; упражнения пальчиками с предметами; гимнастические упражнения пальчиками с речитативами, стихами, рассказами и сказками; комплексы упражнений лечебно-профилактического танца для развития мелкой моторики.

Анализ научно-методической литературы в области  физиологии и психологии доказывает тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Эту взаимосвязь мы можем проследить на занятиях по фонетической ритмики.

- Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз)

Цель фонетической ритмики: развитие естественных движений (обучения напрягать и расслаблять мышцы); развитие дыхания; умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Нормализация речевого дыхания; формирование умений изменять силу и высоту голоса; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах, фразах.

На занятиях по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей, особое значение отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.

Педагог – хореограф – не только обучает определённым приёмам, связкам движений в различных танцах, он формирует способность у ребёнка  видоизменять, группировать фигуры и составлять свой танец, выражая свои чувства, эмоции и понимание музыки. А для того чтобы красиво двигаться, выражать свои чувства, эмоции и  понимать музыку, необходимо развитие слухового, зрительного и тактильного анализаторов, чем в свою очередь занимается и логопед проводя коррекционную работу по преодолению нарушений слоговой структуры слова.  

  Таким образом, можно сделать вывод, что совместная работа  логопеда и хореографа даст значимый результат и, позволит в менее короткие сроки оказать  помощь,  в условиях обычного детского сада детям, имеющим нарушение звуко-слоговой структуры слова.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взаимосвязь в работе логопеда и хореографа Г. Сургут 2015 г. Учитель-логопед: Тимофеева Т.Н.

Слайд 2

Логопед – это педагог, занимающийся устранением речевых нарушений. Цель работы: оказать помощь ребёнку в преодолении речевого недоразвития, тем самым обеспечить полноценное и всестороннее развитие дошкольника. Хореограф – это специалист, занимающийся постановкой танцев. Цель работы: развитие ребёнка, формирование средствами музыки и ритмических движений, разнообразных умений, способностей, качеств личности. Приобщение к прекрасному виду искусства и спорта одновременно, научить элементарным основам танца.

Слайд 3

Логопед Хореограф Самомассаж -Упражнения на формирование и укрепление осанки Упражнения для профилактики плоскостопия Дыхательная гимнастика Гимнастика для глаз Пальчиковая гимнастика

Слайд 4

Дыхательная гимнастика. Цель хореографа: развитие и укрепление мышц, участвующих в акте дыхания (мышцы, двигающие диафрагму, межрёберные мышцы и мышцы брюшного пресса); обучение дышать правильно, экономично, целесообразно; Цель логопеда: освобождение речевого аппарата от зажимов (развитие мышц губ, языка, челюсти); коррекция и профилактика речевых нарушений. Работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. Виды дыхательной гимнастики: Дыхательная гимнастика О.Г.Лобановой, Е.А.Поповой с использованием звуков, слогов (тренировка речевого аппарата; тренировка равномерного выдоха и грудного резонирования на согласных звуках); Методика волевой ликвидации глубокого дыхания К. П. Бутейко (Упражнения дыхательной гимнастики для детей); Методика М. Лазарева (Исцеляющие звуки. Дыхательные упражнения со стихами и речитативами).

Слайд 5

Гимнастика для глаз Цель хореографа: развитие глазных мышц (умение напрягать и расслаблять). Коррекция и профилактика нарушения зрения. Цель логопеда: профилактика и коррекция нарушения зрения, предупреждение зрительного утомления вовремя занятий. Виды зрительной гимнастики : «Школа мяча» П. Ф. Лесгафта; Упражнения В. Аветисовым, Ю. Манделем (Комплексы упражнений лечебно-профилактического танца для глаз).

Слайд 6

Пальчиковая гимнастика. Цель хореографа: развитие мышц пальцев рук, ловкости рук. Цель логопеда: развитие мелкой моторики, ловкости рук, что в дальнейшем будет способствовать развитию и закреплению графо-моторных навыков. Развитие мышления, памяти, коррекция и профилактика речевых нарушений. Виды пальчиковой гимнастики: упражнения на работу мышц пальцев рук; упражнения на подвижность суставов, вращательные движения кистью и каждым пальцем; упражнения на координацию движений пальцев рук; упражнения с работой пальцев по различным поверхностям; упражнения пальчиками с предметами; гимнастические упражнения пальчиками с речитативами, стихами, рассказами и сказками; комплексы упражнений лечебно-профилактического танца для развития мелкой моторики.

Слайд 7

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз) Цель: развитие естественных движений (обучения напрягать и расслаблять мышцы); развитие дыхания; умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами. Нормализация речевого дыхания; формирование умений изменять силу и высоту голоса; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах, фразах.

Слайд 8

развитие: - речевого анализатора - слухового анализатора - зрительного анализатора -тактильных ощущений Логопед Хореограф

Слайд 9

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия и навыков звуко – слогового анализа двухсложных слов (подготовительная группа).

Дифференциация звуков С, С, З, З в произношении, в слогах, в словах, в предложениях. Буквы С с; З з,...

Развитие звуко-слоговой структуры слова у онр.

Развитие звукослоговой структурыслова у детей с онр - является важнейшей проблемой дошкольного возраста. О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет...

Консультация для педагогов на тему: «Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя над развитием речи и воспитанием патриотических чувств»

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущен...

Мастер-класс на тему: "Игры и упражнения на развитие звуко-слоговой структуры слова у детей с диагнозом ОНР с применением современных технологий".

Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста содержит эффективные приёмы для преодоления нарушения звуко-слоговой структуры слова....

Консультация для педагогов на тему: «Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя над развитием речи и воспитанием патриотических чувств»

Воспитание гражданственности и патриотизма…..Как актуальна эта тема сегодня. Чрезвычайно важным в связи с этим является мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном воз...