Использование визуально-ритмических «Парковок» в работе по формированию слого-ритмической и звуко-слоговой структуры слова у детей с ОНР
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Касьянова Галина Николаевна

Описание дидактических пособий по формированию ритмико-слоговой структуры слова посредством развития темпово-ритмических и пространственно-временных сторон речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parkovka.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование визуально-ритмических «Парковок» в работе по формированию слого-ритмической и звуко-слоговой структуры слова у детей с ОНР»

       

         Одно из условий четкой, красивой речи – правильная ритмико-слоговая структура слова. А у детей с ОНР в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова.  

         Одной из основ формирования слоговой структуры слова является двигательный ритм. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, является основой для овладения звуко-слоговым составом слов родного языка, интонацией, ударением, ускоряет развитие других лингвистических способностей.

         Недостаточное или несвоевременное оказание коррекционной помощи дошкольникам в этом вопросе приводит к возникновению в школьном возрасте к дисграфии и дислексии, проблемам в обучении.                                                       Поэтому для детей необходима система коррекционно-развивающей работы, направленной на последовательное формирование ритмических способностей детей. Мы решили уделить этому вопросу особое внимание.

        Изучив методическую литературу, ознакомившись с различными пособиями по данной теме и с материалами интернетресурсов, мы сделали вывод, что одним из важных компонентов по формированию слоговой структуры слова является развитие ритмических способностей ребенка, которые обеспечиваются совокупной деятельностью зрительного, двигательного и кожно-кинестетического анализаторов.  Совершенствование межанализаторных связей создает базу для сенсомоторных механизмов слогового ритма речи.

        Одним из актуальных приемов, обеспечивающим включение зрительного и кожно-кинестетического анализаторов является использование визуально-ритмических рядов. Исходя из этого, мы решили внедрить в свою работу визуально-ритмическую «Парковку» и «Ритмический круг»

        Визуально-ритмическая «Парковка» состоит из прямой деревянной линейки-прямоугольника, разделенной на 12 секторов.

           Конструкция «Ритмический круг» представляет собой: деревянный круг диаметром 30 см, разделенный деревянным трафаретом на 12 сегментов.    

          Для выкладывания в/р рядов используем мелкий подручный материал: шишки, мелкий конструктор, разноцветные геометрические фигуры и т. д.

          Цель дидактических пособий: формирование ритмико-слоговой структуры слова посредством развития темпо-ритмической и пространственно- временных сторон речи.

           Начинаем работу с визуального соотнесения и выкладывания визуально-ритмических рядов, которые представляют собой последовательно выложенную серию предметов.

           Дети с ОНР (со сниженными когнитивными функциями) испытывают трудности в планировании своей деятельности: не могут не только переключаться, но и понять принципы операции.

          С помощью визуально-ритмических рядов дети с ОНР могут зрительно увидеть последовательность, ритм, что помогает им научиться переключаться, тренирует логические операции (когнитивную сферу).

         А ведь именно от способности переключаться зависит качество письма и чтения, где ребенок должен переключаться от одной буквы к другой с последующим их соединением.

         Последовательность при выкладывании рядов может быть простая (1:1., что соответствует 1 типу слоговой структуры по классификации Марковой) и сложная (один- два, два – один, три-два, два-три и т.д.)

Если ребенок сможет выполнить простую последовательность, значит он готов для того, что соединять элементарные слоги (му-ха, ва-та, но-ги, де-ти), то есть переключать внимание с одного слога на другой.

         Далее для выполнения детям предоставляются сложные последовательности (1-2, 2-1, 2-2, 1-1-1 и т.д.). Работу усложняем: используем горизонтальную, вертикальную поверхность «Парковки», а также «Ритмического круга».      

           По мере уверенного овладения детьми умения выкладывать

визуально-ритмические ряды (простые и сложные) переходим к следующему этапу: к визуально-ритмическим рядам подключаем моторные программы.

К каждому предмету в визуально-ритмическом ряду подключаем жест или действие, получается постоянно повторяющаяся комбинация каких-либо элементов с определенными движениями (на визуально-ритмический ряд накладываем моторную программу).

          Моторные программы развивают моторное планирование, переключение, ритм, когнитивные функции.

        Далее к визуально-ритмическим рядам мы подключаем речь: проговаривание звуков, слогов, слов, предложений, текстов.

        Начинаем работу на уровне гласных звуков.

        Точное восприятие и четкая артикуляция гласных обеспечивают правильную передачу абриса слова, а также предупреждают замещение гласных и перестановку слогов, поэтому учим узнавать и называть гласные с помощью схем-символов, выполнять с ними визуально-ритмические ряды.

        Далее добавляем моторную программу (ручные позы гласных звуков).

        Так же на данном этапе мы работаем над умением выделять ударный гласный звук (о-о-О), выкладывать ритмические ряды.

        Далее продолжаем работу со слогам.

        Тренировка послогового ритма отрабатывается: на прямых слогах (ба, ма);

обратных слогах (от, уп, ам); на прямых слогах с глухими и звонкими согласными (па-ба, та-да); на прямых слогах с твердыми и мягкими согласными (па-пя, та-тя).

        На базе этих слогов работаем над ударными слогами,                                      ритмическими рядами,  дифференциацией согласных по твердости и мягкости.

       Далее отрабатываем слоги со стечением согласных: открытые и закрытые (гна-анг, мна-анм); с оппозиционными согласными (фты-фти, спа-зба); цепочки слогов (вна-вно-вну); слоги со сменой позиции согласного (мно-нмо, нку-кну).

      Далее мы продолжаем работу со словами, предложениями.

       Работа с визуально-ритмической «Парковкой» вызывает у детей положительные эмоции и желание заниматься.

       Данные пособия можно использовать как на занятиях, так и в индивидуально-подгрупповой и самостоятельной деятельности.

       

       Мониторинг по состоянию слоговой структуры слова, проведенный в начале и конце учебного года показал, что дети успешно усвоили ритмико-слоговую структуру слова: правильно проговаривают слова даже со сложной  слоговой структурой не только в образовательной, но и в самостоятельной деятельности. Дети уверенно делят слова на слоги; в каждом слоге находят и выделяют гласный; выделяют ударный гласный.                                                                                                    

       Таким образом к концу учебного года у детей улучшилась не только ритмико-слоговая структура речи, но и речь в целом; улучшилось произвольное внимание, память, мышление.

        Ценность пособия заключается в их многофункциональности. При минимальных затратах их можно использовать как для развития ритмико-слоговых компонентов языка, так и для развития когнитивных функций (внимания, памяти, мышления), совершенствования межанализаторных связей; развития фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя языка, связной речи.

      Немаловажно и то, что возможности данных пособий неисчерпаемы: их можно пополнять новыми и новыми играми в зависимости от поставленной цели.

   

          Пособия могут быть адресованы логопедам, психологам, воспитателям, родителям.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над звуко-слоговой структурой слова у детей с нарушениями интеллекта старшего дошкольного возраста  

В представленной рботе раскрываются аспекты работы над ЗССС у детей с нарушениями интеллекта....

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА КАК ОСНОВЫ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Чувство ритма – это способность улавливать чередование сильных и слабых долей музыкального метра и воспроизводить ритмический рисунок с помощью того или иного движения. [4]Большинство исследователей п...

Взаимосвязь в работе логопеда и хореографа по развитию звуко-слоговой структуры слова.

Речевое развитие детей будет соответствовать норме, если коррекционно- педагогический процесс организовать своевременно и желательно комплексно, то есть будет организованна чёткая взаимосвязь вс...

Мастер – класс «Игры для преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи» для родителей старшей логопедической группы

Познакомить родителей с понятием "Слоговая структура слова" , с эффективными способами преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова через игры и упражнения...

Родительское собрание «Игры и упражнения для преодоления нарушений звуко - слоговой структуры слова у детей» Мастер класс

laquo;Игры и упражнения для преодоления нарушений звуко - слоговой структуры слова у детей»Цель:  помочь родителями овладеть основными приемами коррекции и развития слоговой структур...

Мастер-класс для родителей «Игровые упражнения для формирования звуко-слоговой структуры слова у детей с ОВЗ»

Цельов мастер-класса познакомить родителей с понятием "Слоговая структура слова", с эффективными способами преодаления данного нарушения в домашних условиях....

Методическая разработка для учителей-логопедов по теме: "Планирование работы по формированию звуко-слоговой структуры слова у детей с диагнозом: ОНP II - III уровней развития речи старшего дошкольного возраста".

Методическая разработка содержит годовой учебный план по коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом II - III уровней развития речи. Предназначена для молодых специалистов в созда...