Рабочая программа по ОО "Речевое развитие" для детей в возрасте от 3 до 4 лет
рабочая программа по развитию речи (младшая группа) на тему

Белякова Елена Викторовна

Рабочая программа по ОО «Речевое развитие» разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой  ДОУ, в соответствии с в ФГОС дошкольного образования, Комплексной  образовательной программой дошкольного образования «Детство» Т.И.Бабаевой, и программой О.С.Ушаковой «Развитие речи дошкольников».

Рабочая программа предназначена для детей в возрасте от 3-х до 4-х  лет, с учетом их  возрастных и индивидуальных особенностей по речевому развитию.

Реализуемая программа строится на принципе личностно - развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_razvitie_rechi_-_2-y_god_obucheniya.docx65.29 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена и одобрена на педагогическом совете №   , от «    » ________________

Протокол №

УТВЕЖДАЮ:

Заведующий

_____________

«   »     ______________

Рабочая программа по ОО «Речевое развитие»  

(второй год обучения от 3-х до 4-х лет, срок реализации программы 1 год)

Разработчик программы:

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по ОО «Речевое развитие» разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой (название ДОУ), в соответствии с в ФГОС дошкольного образования, Примерной основной образовательной программой дошкольного образования «Детство» Т.И.Бабаевой, и программой О.С.Ушаковой «Развитие речи дошкольников».

Рабочая программа предназначена для детей в возрасте от 3-х до 4-х  лет, с учетом их  возрастных и индивидуальных особенностей по речевому развитию.

Реализуемая программа строится на принципе личностно - развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012г.№273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении  Порядка  организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

- Устав МБДОУ ДС № 4.

  1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ  ПРОГРАММЫ

Программа направлена на:

- создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве с взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей.

Основу настоящей программы составляет содержание образовательной области «Речевое развитие».

Речевое развитие включает:

владение речью, как средством общения и культуры;

-обогащение активного словаря;

-развитие  связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

-развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

-формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Программа реализуется очно в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, познавательно- исследовательской, коммуникативной, двигательной, изобразительной, предметной, музыкальной, восприятия художественной литературы и фольклора, конструирования и самообслуживания. 

Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в ДОУ.

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.

1.1.2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Второй год обучения. Четвертый год жизни. Младшая группа

Обязательная часть (60%)

Часть формируемая участниками образовательного процесса (10%) по программе О.С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников»

1.1. Цель программы

Формирование общей культуры дошкольников, в том числе ценностей здорового образа жизни; развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств; воспитание чувства  собственного достоинства, ответственности, инициативности.

1.1. Цель программы

Овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие  их коммуникативных способностей.

Задачи программы:

- комплексное развитие всех сторон речи, развитие способности к восприятию разговорной речи, развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- обогащение активного словаря за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность;

Задачи программы:

- развитие образной речи;

-совершенствование речевого слуха;

-развитие коммуникативных умений.

1.1.3 ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В СООТВЕТВИИ С, КОМПЛЕКСНОЙ И ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММАМИ

- принцип научной обоснованности и практической применимости; обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.

- принцип сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

- принцип позитивной  социализации ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.

- принцип личностно-развивающего и гуманистического характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.

-принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. 

-  принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.

- принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

- принцип развивающего вариативного образования. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей.

- принцип сотрудничества с семьей;

-принцип этнокультурной ситуации развития ребенка.

        Содержание психолого – педагогической работы ориентировано на разностороннее  развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по речевому развитию.

1.1.4.ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ  И  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ  ХАРАКТЕРИСТИКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ведущим видом деятельности становится игра. Основное содержание игры – действия с игрушками и предметами-заместителями.

-владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек;

-проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.       взаимодействие с ровесниками окрашено яркими эмоциями;

-любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки.

Младший дошкольный возраст (3—4 года)

        На рубеже трех лет любимым выражением ребенка становится «Я сам!» Отделение себя от взрослого и вместе с тем желание быть как взрослый — характерное противоречие кризиса трех лет. Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать другому ребенку. В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, их последствия ребенок чаще всего не представляет, нормативно развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему. Дети 3—4-х лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»). В 3 года ребенок идентифицирует себя с представителями своего пола. В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. У развивающегося трехлетнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания (становление предпосылок трудовой деятельности) — самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определенном уровне развития двигательной сферы ребенка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации. В этот период высока потребность ребенка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.). Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый). Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные ошибки. Ему известны слова «больше», «меньше», и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший. В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры), групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления (рядом, перед, на, под). Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребенок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги и наречия). Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п.), с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь); имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая машина, грузовая машина, троллейбус, самолет, велосипед и т. п.), о некоторых профессиях (врач, шофер, дворник), праздниках (Новый год, день своего рождения), свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода теплая и вода холодная, лед скользкий, твердый; из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идет дождь). На четвертом году жизни ребенок различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает два-три вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых. Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно, однако его устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого возраста может сосредоточиться в течение 10—15 минут, но привлекательное для него дело может длиться достаточно долго. Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (понравившиеся стихи и песенки, 2—3 новых слова, рассмешивших или огорчивших его). Мышление трехлетнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул — машина для путешествий и т. д. В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребенка — носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Игра ребенка первой половины четвертого года жизни — это скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместных со взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвернутые, содержащие одну-две роли. Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно к четырем годам ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения. В 3—4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения. Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков. В 3—4 года в ситуации взаимодействия со взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес. Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы чаще всего схематичны, поэтому трудно догадаться, что изобразил ребенок. Конструирование носит процессуальный характер. Ребенок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трех частей. Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит при организации практической деятельности (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.). Совершенствуется звукоразличение, слух: ребенок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко — тихо, высоко — низко и пр.). Начинает проявлять интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально- ритмическим движениям).

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые выражают собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений  (п. 4.1 ФГОС ДО) и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

        Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей (п.4.3 ФГОС ДО). В то же время педагогами может проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики. Ее результаты могут использоваться исключительно для решения образовательных задач (п. 3.2.3 ФГОС ДО):

- индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

- оптимизация работы с группой детей;         

Программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:

- педагогическая диагностика, как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по программе;

В результате овладения программы достижения ребенка выражаются в следующем:

- ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрослыми людьми: использует дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого обращения (здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться).

- умеет отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2-3 простых предложений.

Планируемые результаты освоения программы Обязательная часть (60%)

Планируемые результаты освоения программы  (часть формируемая участниками образовательного процесса по программе О.С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» 10%)

Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек.

- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам.

- ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрослыми людьми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, использует простые распространенные предложения;

-правильно называет предметы бытового назначения, объекты природы ближайшего окружения;

- речь ребенка эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием. Слышит специально выделяемый воспитателем звук в словах и предложениях.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Педагогическая диагностика  осуществляется по критериям, разработанных на основе программы «Детство». Отслеживание результатов развития детей по образовательной области «Речевое развитие» осуществляется  по критериям, которые представлены в  приложении ООП,  в программе Мониторинга. Комплекс  диагностических заданий позволяет проанализировать степень овладения программным содержанием отдельными детьми и группой в целом. Обследование проводится два раза в год воспитателями групп, специалистами ДОУ и старшим воспитателем. В программе Мониторинга представлены диагностические материалы для каждого возраста.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТВИИ С НАПРАВЛЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА,

2.2.ОПИСАНИЕ ВАРИАТИВНЫХ  ФОРМ, СПОСОБОВ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Образовательная область «Речевое развитие» осуществляется во всех   видах деятельности, а также  в развивающих игровых ситуациях; в  совместной и самостоятельной деятельности с детьми и в режимных моментах.

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

Включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

4-й год жизни, 2-я младшая группа

Задачи:

-Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.

- Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.

-Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2—3-х простых фраз.

-Развивать умение использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.

-Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях.

-Развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием.

- Развивать умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук.

Владение речью как средством общения и культуры Освоение умений: по инициативе взрослого называть членов своей семьи, знакомых литературных героев и их действия на картинках, разговаривать о любимых игрушках; элементарно договариваться со сверстником о совместных действиях в игровом общении; с помощью воспитателя определять и называть ярко выраженные эмоциональные состояния детей (радуются, смеются, испугались, плачут), учитывать их при общении: пожалеть, развеселить, использовать ласковые слова. Освоение и использование основных форм речевого этикета в ситуациях общения: приветствие (здравствуйте), просьба (дайте, пожалуйста), благодарность (спасибо), знакомство (как тебя зовут, меня зовут.., давай играть); различать формы обращения ко взрослому и ребенку (здравствуйте — здравствуй); называть детей в группе по именам, использование ласковых форм имен. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи Освоение умений диалогической речи: отвечать на вопросы и обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения (кто это? Как его зовут? (и т. П.)). Освоение умений монологической речи: по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке из 3—4-х предложений; совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые сказки; читать наизусть короткие стихи, слушать чтение детских книг и рассматривать иллюстрации; согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе: кошка — котенок, котята; использовать в речи простое распространенное предложение; с помощью воспитателя строить сложные предложения. Обогащение активного словаря Использование в речи: названий предметов и объектов близкого окружения, их назначения, частей и свойств, действий с ними; названий действий гигиенических процессов умывания, одевания, купания, еды, ухода за внешним видом (причесаться, аккуратно повесить одежду) и поддержания порядка (убрать игрушки, поставить стулья); названий некоторых качеств и свойств предметов (мягкость, твердость, гладкость и др.; предметы рвутся, бьются, размокают); материалов (глина, песок, бумага, ткань); объектов и явлений природы: растения близкого окружения, овощи и фрукты, домашние животные и некоторые дикие животные и их детеныши. Понимание значения обобщающих слов: игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, животные, звери и др. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха Развитие умений: правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки ([м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [л], [с], [ц]); слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук (песенка для укладывания куклы  спать — «а-а-а», песенка ветра спать — «а-а-а», песенка ветра — «у-у-у», колокольчика — «з-з-з», жука — «ж-ж-ж», мотора — «р-р-р», насоса — «с-с-с»). Развитие правильного речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, моторики речевого аппарата; Знакомство с книжной культурой, детской литературой Воспитание интереса к фольклорным и литературным текстам, желания их слушать. Развитие умения воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок и прибауток в играх-драматизациях, повторять за взрослым знакомые строчки и рифмы из стихов, песенок, игр с пальчиками.

Речевое развитие осуществляется через внедрение парциальной программы по развитию речи и ознакомлению дошкольников с литературой, автор Ушакова О.С.

Программа дополняет основную образовательную программу в разделах по совершенствованию речевого развития у детей через формирование грамматического строя речи и развития образной речи дошкольников и ознакомлению с художественной литературой, а также игры и упражнения.

Обязательная часть (60%)

Часть формируемая участниками образовательного процесса (10%) по программе О.С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников»

«Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

  Программа «Речевое развитие» включает:

Развитие образной речи; совершенствование речевого слуха; развитие коммуникативных умений.

Формы

Непосредственно – образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность детей

Чтение, обсуждение, рассказ, беседа, рассматривание; игровая ситуация; дидактическая игра, интегративная деятельность; чтение; беседа о прочитанном; инсценирование; викторина; игра- драматизация; разучивание стихотворений; проектная деятельность; решение проблемных ситуаций; разговор с детьми; создание коллекций

Наблюдение на прогулке; труд; игра на прогулке; ситуативный разговор; беседа; беседа после чтения; разучивание стихов, потешек; сочинение загадок; разнообразное общение.

Чтение наизусть и отгадывание загадок в условиях книжного уголка; дидактическая игра

Способы

Исследовательская, проектная, игровая, информационная, практическая деятельность.

Методы

Мотивации и стимулирования; формирования сознания детей (объяснение, показ, личный пример, беседа, чтение, обсуждение); организация деятельности и формирование опыта общественного поведения (задание, поручение); информационно- рецептивный: экономный путь передачи информации; проблемный; эвристический; исследовательский; словесные, наглядные.

 Средства реализации программы

Демонстрационные и раздаточные материалы; визуальные (для зрительного восприятия), аудийные (для слухового восприятия), аудивизуальные (для зрительно- слухового восприятия);естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком); естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком); реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные); игры, игрушки.

Способы и направления поддержки детской инициативы

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам.

- совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком;

- проектная деятельность;

-наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования;

- создание  условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития;

- практическая деятельность.

-  самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;

-самостоятельные опыты и эксперименты и др.

Условия

- обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком;

-поддержка индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

-развитие коммуникативных способностей детей, умения детей работать в группе сверстников;

2.3.ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬРНОСТИ  РАЗНЫХ  ВИДОВ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК

Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер. Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра - драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры. Ситуации общения и накопления положительного социально- эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально- практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях условно-вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей.

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Содержание образовательного взаимодействия взрослых с ребенком

Виды деятельности

(в какой деятельности можно реализовать)

Технологии, формы, методы, обеспечивающие образовательное взаимодействие детей и взрослых

Владение речью как средством общения:

- побуждать детей употреблять в речи слова и словосочетания в соответствии с условиями и задачами общения, речевой и социальной ситуацией, связывать их по смыслу;

- вводить в речь детей новые слова и понятия, используя информацию из прочитанных произведений художественной литературы;

Вводить в речь детей новые слова и понятия, используя информацию из прочитанных произведений художественной литературы;

Обогащение активного словаря:

- расширять,  уточнять и активизировать словарь детей в процессе чтения произведений художественной литературы; показать красоту, образность, богатство русского языка;

-обогащать словарь детей на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи:

- побуждать детей употреблять в речи  имена существительные во множественном числе, образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных;

- обучать составлению и распространению простых предложений за счет однородных членов: подлежащих, определений, сказуемых.

Развитие связной диалогической и монологической речи:

- вырабатывать у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками;

- приобщать детей к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника, задавать вопросы и строить ответ);

- способствовать освоению ребенком речевого этикета (приветствие, обращение, просьба,  извинение, утешение, благодарность, прощание);

-побуждать детей к описанию отдельных объектов при помощи различных средств и к построению связных монологических высказываний повествовательного и описательного типов;

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха:

Развивать речевое дыхание и речевое внимание;

- формировать правильное звукопроизношение;

-развивать речевой слух.

Продуктивная, познавательно - исследовательская и игровая деятельность

Детская литература:

Цель: активизировать воображение ребенка; расширять его осведомленность о мире, о явлениях, не данных в непосредственном наблюдении и практическом опыте.

Задачи: способствовать овладению детьми моделями человеческого поведения

Развивать способность интуитивно и эмоционально схватывать целостную картину мира.

Принцип подбора художественных текстов заключается в том, чтобы они являлись смысловым фоном и значимым стимулом для реализации продуктивной, познавательно – исследовательской и игровой деятельности.

Сюжетная игра:

Цель: способствовать овладению ребенком двойной системой средств построения игровой деятельности.

  Задачи: поэтапно приобщать детей к постепенно усложняющимся  способам построения игры.

Специфика игровой деятельности (ее «замещающий» характер) требует одновременного овладения ребенком двойной системой средств ее построения. Ребенок должен научиться не только совершать условное игровое действие, но и обозначать воображаемое явление или событие словом. Формирование игровой деятельности предполагает поэтапную передачу детям постепенно усложняющихся способов построения игры. В младшем дошкольном возрасте это ролевое поведение, а в старшем – сюжетосложение. Передача детям способов построения игры осуществляется в их совместной игре со взрослым, где последний выступает партнером, живым носителем формируемого способа во всей его целостности.

2.4. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

При реализации образовательной Программы   педагог:

  • продумывает содержание и организацию совместного образа жизни детей, условия эмоционального благополучия и развития каждого ребенка;
  • определяет единые для всех детей правила сосуществования детского общества, включающие равенство прав, взаимную доброжелательность и внимание друг к другу, готовность прийти на помощь, поддержать;
  • соблюдает гуманистические принципы педагогического сопровождения развития детей, в числе которых забота, теплое отношение, интерес к каждому ребенку, поддержка и установка на успех, развитие детской самостоятельности, инициативы;
  • осуществляет развивающее взаимодействие с детьми, основанное на современных педагогических позициях: «Давай сделаем это вместе»; «Посмотри, как я это делаю»; «Научи меня, помоги мне сделать это»;
  • сочетает совместную с ребенком деятельность (игры, труд, наблюдения и пр.) и самостоятельную деятельность детей;
  • ежедневно планирует образовательные ситуации, обогащающие практический и познавательный опыт детей, эмоции и представления о мире;
  • создает развивающую предметно-пространственную среду, учитывая гендерную специфику и обеспечивая  среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков;
  • наблюдает, как развиваются самостоятельность каждого ребенка и взаимоотношения детей;
  • сотрудничает с родителями, совместно с ними решая задачи воспитания и развития малышей.

СООТНОШЕНИЕ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Непосредственно – образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность детей

Чтение, обсуждение, рассказ, беседа, рассматривание; игровая ситуация; дидактическая игра, интегративная деятельность; чтение; беседа о прочитанном; инсценирование; викторина; игра- драматизация; разучивание стихотворений; проектная деятельность; решение проблемных ситуаций; разговор с детьми; создание коллекций

Наблюдение на прогулке; труд; игра на прогулке; ситуативный разговор; беседа; беседа после чтения; разучивание стихов, потешек; сочинение загадок; разнообразное общение.

Чтение наизусть и отгадывание загадок в условиях книжного уголка; дидактическая игра

2.5. ОСОБЕННОСТИ ЗВАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Задача взаимодействия педагога с семьями дошкольников:

  • Поддерживать интерес родителей к развитию собственного ребенка, умения оценить особенности его речевого   развития, видеть его индивидуальность.
  • Включать родителей в игровое общение с ребенком, помочь им построить партнерские отношения с ребенком в игре, создать игровую среду для дошкольника дома. Помочь родителям развивать детское воображение  речь в игровой и совместной деятельности.

Направления взаимодействия педагога с родителями

Педагогический мониторинг

Продолжая изучение особенностей семейного воспитания, педагог знакомится с традициями семейного воспитания, обращает внимание на благополучие детско-родительских отношений в разных семьях, проблемы конкретных родителей в воспитании детей, изучает удовлетворенность родителей совместной деятельностью с педагогом.

Решая эти задачи воспитатель проводит  анкетирование родителей.

Педагогическая поддержка

Во второй младшей группе воспитатель не только стремится установить тесные взаимоотношения с каждым родителем, но и способствует сплочению родительского коллектива группы - возникновению у них желания общаться, делиться проблемами, вместе с детьми проводить свободное время. Для этого педагог проводит:

  • составление  рассказа  на темы (родители вместе с детьми): «А у нас в семье так», «Мы умеем отдыхать», «Познакомьтесь, это я, это вся моя семья»;
  • оформление групповых газет, фотоальбомов: «Что же такое семья», «Выходной, выходной мы проводим всей семьей».

Педагог знакомит родителей с приемами активизации детской любознательности, обогащения представлений об окружающем мире, развития речевых способностей. С этой целью он предлагает родителям игры, проблемные ситуации для детей, элементарные опыты, которые не требуют много времени и специального оборудования.

В газетах, тематических информационных бюллетенях педагог  представляет  информацию, о том, что рассказать дошкольнику о своем городе, какие «заветные» уголки Янтарного можно посетить с детьми разного возраста, как помочь ребенку выразить свои впечатления об увиденном.

Педагогическое образование родителей.

Для удовлетворения образовательных запросов педагог использует разные формы: семинары, творческие мастерские, психолого-педагогические тренинги, уместно создание клубов для родителей таких как «Традиции семьи»,  «Узнаем наш город».

Воспитатель обращает внимание и на особые педагогические потребности родителей, помогает им решить проблемы воспитания

Совместная деятельность педагогов и родителей

В во второй младшей группе педагог стремится сделать родителей активными участниками жизни детского коллектива. Способствуя развитию доверительных отношений между родителями и детьми, воспитатель организует такие совместные праздники и досуги как - праздника осени, праздник Нового года, праздников для мам (Восьмого марта) и пап (23 февраля).

Для осознания ребенком своей роли в семье воспитатель проводит игровые встречи как:

  • «Посмотрите это я, это вся моя семья»
  • «Очень бабушку свою, маму мамину люблю»
  • «Папа может все, что угодно!»

К концу периода младшего дошкольного детства педагог вовлекает родителей как активных участников в педагогический процесс, создает в группе коллектив единомышленников, ориентированных на совместную деятельность по развитию детей группы.

2.6. Направления регионального компонента

Направление

Содержание направления

Формы взаимодействия

Природа родного края

Природные зоны и памятники природы родного края.

Взаимодействие со специалистами учреждений культуры (краеведческого музея, библиотеки)

Изменения в растительном и животном мире, происходящие в разные времена года

Природоохранная деятельность

Экскурсии;

Беседы;

Рассматривание картин;

Реализация проекта «Русская березка»

Реализация проекта «Деревья нашего парка»

История и культура родного края

Историческое прошлое родного поселка

Экскурсия в музей

Искусство родного края

Произведения детских писателей и поэтов родного края. Стихи, рассказы местных авторов. Формирование читательского интереса, художественного вкуса

Встреча с местными авторами детской литературы

ОБЪЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ

Вид деятельности

Второй год обучения (от 3 до 4 лет)

Количество мин в

день

неделю

год

НОД

15

540

Восприятие художественной литературы и фольклора, беседы о прочитанном, заучивание текстов

30

150

5400

Игровые ситуации, беседы, наблюдения. Рассматривание картин, альбомов

20

100

3600

Итого:

50

250

 9540 мин.- 159 часов

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Тематический модуль «Речевое развитие»

О.С.  Ушакова

Программа Развитие речи дошкольников

М. : ТЦ СФЕРА

2011

О.С. Ушакова

Развитие речи детей 3-5 лет [1]

М. : ТЦ СФЕРА

2011

Н.Э. Теремкова

Я учусь пересказывать

СПб. : ООО «ДЕТСТВО –ПРЕСС»

2016

О.М. Ельцова

Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета

СПб. : ООО «ДЕТСТВО –ПРЕСС»

2016

О.С. Ушакова

Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий

М. : ТЦ СФЕРА

2014

О.С. Ушакова

Придумай слово, речевые игры, упражнения

М. : ТЦ СФЕРА

2014

О.С. Ушакова

Пословицы, поговорки и стихи о любви и дружбе

Санкт – Петербург

2013

О.С. Ушакова

Загадки, считалки и скороговорки

М. : ТЦ СФЕРА

2014

О.С. Ушакова

Методика развития речи детей дошкольного возраста

М.: ВЛАДОС

2013

Т.С. Овчинникова

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду

КАРО С-П

2010

Е.А. Алябьева

От слова к диалогу; дидактические материалы по развитию речи детей 5- 7 лет

М. : ТЦ СФЕРА

2013

О.Е. Громова

Инновации в логопедическую практику

Линка - пресс

2008

В.В. Баронова

Игровые познавательно – речевые занятия на основе сказок с детьми 5- 7 лет

Волгоград: Учитель

2016

Т.Б. Полянская

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста

СПб. : ООО «ДЕТСТВО –ПРЕСС»

2010

Н.В. Нищева

Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста (Образовательные ситуации на основе текстов русских народных сказок)

СПб. : ООО «ДЕТСТВО –ПРЕСС»

2014

Н.Э. Теремкова

Я учусь пересказывать

СПб. : ООО «ДЕТСТВО –ПРЕСС»

2016

Тематический модуль «Детская литература»

О.С. Ушакова

Ознакомление дошкольников с художественной литературой [2]

М. : ТЦ СФЕРА

2010

Л.В.Рыжова

Методика работы со сказкой

СПб. : ООО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»

2013

3.2.ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ

Технические средства

Отметка о наличии

Телевизор

+

аудиосистема

+

DVD

+

Мультимедийный проектор

-

Интерактивная доска

-

Доска маркерная

+

Музыкальный центр

-

Ноутбук

-

3.3.СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ И УЧАСТКИ

№ п/п

Наименование и принадлежность помещения

Площадь (кв.м.)

Количество мест

1.

Речевой уголок

4

2

2.

Уголок детской книги

6

3

3.

Мир театра

4

2

3.4.РАЗВИВАЮЩАЯ  ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА

Оснащение

Наличие

Детские книги  с учетом возраста детей: произведения русского фольклора, народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов

+

Игрушки для обыгрывания содержания литературных произведений

+

Иллюстрации к детским произведениям, игрушки, изображающие сказочных персонажей

+

Альбомы и подборка иллюстраций по темам: времена года, семья, животные птицы

+

Сюжетные картинки разнообразной тематики

+

Выставки: книги иллюстрированные

+

Портреты писателей и поэтов

+

Книжные иллюстрации с последовательным изображением сюжета сказки

+

Столики для детей для рассматривания детских книг и иллюстраций

+

Содержание  рабочей программы

с учетом комплексно-тематического планирования

Тема  недели

Цели и задачи. Средства и методы реализации.

Объем программы

В процессе НОД

В процессе режимных моментов

Сентябрь

Первая неделя

«Давайте познакомимся»

Развитие речи

Занятие №1 «Рассматривание игрушек – поезда, коровы, кукушки, петуха»; [1] C-18

Задачи: подвести к составлению короткого описательного рассказа об игрушке; учить правильно называть предметы, их отдельные части, качества; уточнить и закрепить правильное произношение звука «у» (в звукосочетаниях, словах);

Дидактические игры: «Назови одним словом»;

Рассматривание иллюстраций;

Беседа о игрушках;

В кукольном уголке педагог активизирует детей к участию в простых сюжетах с использованием игрушек

Подвижная игра «поймай мяч»;

Наблюдение за играми малышей;

Чтение стихотворений о игрушках

Детская литература (совместная деятельность педагога с детьми)

 «Цикл стихотворений А.Барто «Игрушки»; [2] С-47

Задачи: вызвать желание выразительно рассказывать наизусть знакомые стихотворения; формировать положительное отношение к поэзии.

Вторая неделя

«Давайте познакомимся»

Развитие речи

Занятие №2 «Пересказ сказки «Курочка Ряба»; [1] C-16

Задачи: учить пересказу знакомых им литературных произведений, составлению коротких рассказов с помощью взрослого; развивать умение ориентироваться на признаки объекта; уточнить и закрепить правильное произношение звука [А], учить четко артикулировать этот звук в звукосочетаниях, словах; развивать речевое дыхание.

Дидактическая игра «Назови одним словом». «Что лишнее», «Угадай на вкус»

Рассматривание картинок.

Беседа

Третья неделя

«Детский сад»

Развитие речи

Занятие № 3 «Описание игрушек – котенка, жеребенка, мышонка»; [1] C-20.

Задачи: учить составлять совместно с воспитателем небольшой (два – три предложения) рассказ об игрушке; учить образовывать наименования детенышей животных; объяснить значения слов, образованных с помощью суффикса – онок; учить различать слова с противоположным значением (большой – маленький); уточнить и закрепить правильное произношение звука [И] в  звукосочетаниях, словах; учить регулировать высоту голоса.

Дидактические игры: «Кто, как  кричит?»;

«Каждой маме свой малыш»; «Вершки – корешки»

Рассматривание иллюстраций с изображением овощей.

Экскурсия на огород детского сада;

Наблюдение за овощными культурами

Рассматривание иллюстраций к сказке;

Беседа о детском саде, людях работающих в ДОУ

Детская литература (совместная деятельность педагога с детьми)

«Репка»; [2] С-42

Задачи: помогать эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании; учить точно отвечать на вопросы.

Четвертая неделя

«Мои воспитатели»

Развитие речи

Занятие № 4 «Рассматривание картины «Мы играем в кубики, строим дом»; [1] C-23.

Задачи: учить детей рассматривать картину, формировать умение отвечать на вопросы (по картине) и составлять совместно с воспитателем короткий рассказ; учить правильному употреблению форм единственного и множественного числа существительных и личных окончаний глаголов (строит – строят)

Игры с мячом и кубиками, рассматривание мячей  и кубиков разного цвета и размера.

Изготовление панно «Солнышко весело светит!»

                                                                                                                    Октябрь

Первая неделя

«Мир осенней природы»

Развитие речи

Занятие № 5 «Описание внешнего вида куклы Оли»; [1] C-25.

Задачи: учить детей рассматривать предметы, сформировать умения отвечать на вопросы воспитателя, составлять с помощью него короткий описательный рассказ; учить определять цвет предмета, использовать антонимы, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе.

Беседа  о осенних явлениях природы;

Наблюдения;

Рассматривание картин с изображением осенних пейзажей

Детская литература (совместная деятельность педагога с детьми)

 «Русская народная сказка «Колобок»; [2] С-47

Задачи: помогать эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании; учить точно отвечать на вопросы, развивать творческую инициативу, интерес к занятиям

Чтение  стихов о осени, загадывание загадок, разучивание стихов,

Рассматривание иллюстраций;

Беседа о осенних явлениях в природе,

Вторая  неделя

«Мир растений»

(Овощи и фрукты)

Развитие речи

Занятие № 6 «Пересказ сказки Репка»; [1] C-38.

Задачи: учить  детей пересказу совместно со взрослыми на примере сказки «Репка», учить правильно по смыслу называть качества предметов, закреплять в активном словаре названия детенышей животных

Чтение  стихов о осени, загадывание загадок, разучивание стихов,

Рассматривание иллюстраций;

Дидактические игры, «Назови одним словом»,

Проведение осенних праздников,

Проведение сюжетно – ролевой игры «Магазин под названием природа»

Наблюдения за растениями «Осенний букет»

Третья  неделя

«Мир растений»

(Растения нашего края)

Развитие речи

Занятие № 7 «Составление рассказа об игрушках – котенке, зайчонке»; [1] C-31.

Задачи: учить детей составлять с помощью воспитателя короткие рассказы; учить образовывать уменьшительно – ласкательные названия детенышей животных, соотносить наименования детенышей животных в единственном и множественном числе с изображениями на картинках.

Познакомить детей с внешними  и характерными признаками растений

Чтение  стихов о растениях, загадывание загадок, разучивание стихов,

Рассматривание иллюстраций,

Беседы,

Детская литература (совместная деятельность педагога с детьми)

 «Чтение сказки В.Сутеева «Под грибом» [3] С-91

Задачи: знакомить детей с литературным и художественным творчеством В. Сутеева. Учить детей внимательно слушать чтение сказки, эмоционально откликаться на события и поступки героев, толковать их.

Составление коллекции семян, листьев;

Игры дидактические

Наблюдение за растениями на участке детского сада

Игры по инициативе детей

четвертая неделя октября

«Мир животных»

(Домашние животные и их детеныши)

Развитие речи

Занятие № 8 «Описание игрушек – козлика, ослика»; [1] C-35.

Задачи: учить детей составлять с помощью взрослого короткий рассказ об игрушке, показать образование формы повелительного наклонения глаголов: скакать, ехать, познакомить с антонимами

Познакомить детей с внешними  и характерными признаками животных

Чтение  стихов о, загадывание загадок, разучивание стихов,

Рассматривание иллюстраций,

Беседы,

Организация выставки настольных игр «Животные и их детеныши»

Ноябрь

первая неделя

«Мир животных»

(Дикие животные и их детеныши)

Развитие речи

Занятие № 9 «Составление описательного рассказа об игрушках мишке и мышке»; [1] C-43.

Задачи: учить детей составлять с помощью воспитателя короткий рассказ об игрушке, продолжать учить образовывать форму повелительного наклонения глаголов (поскачи, поезжай)

Познакомить детей с внешними  и характерными признаками животных

Чтение  стихов о, загадывание загадок, разучивание стихов,

Рассматривание иллюстраций,

Беседы,

Организация выставки настольных игр «Животные и их детеныши»

Детская литература (совместная деятельность педагога с детьми)

«Чтение сказки  К. И. Чуковского «Цыпленок» [2] С-54

Задачи: подобрать определения  к заданному слову, найти средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях, пополнить словарный запас детей

Вторая неделя

«Мир птиц»

Развитие речи

Занятие № 10 «Пересказ сказки К.Чуковского «Цыпленок» »; [1] C-57.

Задачи: учить  детей правильно отвечать на вопросы воспитателя; воспроизводить содержание сказки «Цыпленок» К.Чуковского по вопросам

Дидактические игры: «Назови одним словом»;

Рассматривание иллюстраций;

Беседа о игрушках;

Проведение акции «Кормушка для птиц»

Третья и четвертая  недели «Осенние праздники и праздники посвященные Дню матери»

Развитие речи

Занятие №11 «Описание предметов одежды куклы Оли»; [1] C-40.

Задачи: учить детей составлять вместе с воспитателем небольшой рассказ, отвечать на вопросы законченным предложением; учить правильно называть предметы одежды, действия, использовать прилагательные, обозначающие цвет

Дидактические игры: «Назови одним словом»;

Рассматривание иллюстраций;

Беседа о игрушках;

В кукольном уголке педагог активизирует детей к участию в простых сюжетах с использованием игрушек

Детская литература (совместная деятельность педагога с детьми)

«Чтение стихотворения Я. Акима «Мама» [2] С-66

Задачи: подобрать определения  к заданному слову, найти средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях, пополнить словарный запас детей, помочь выразить свое отношение, любовь к маме через поэтическую, творческую деятельность

Развитие речи

Занятие № 12 «Пересказ сказки «Козлята и волк»; [1] C-77.

Задачи: учить детей пересказывать вместе с воспитателем сказку «Козлята и волк»; приучать отчетливо и правильно произносить звук [с], изолированный и в словах

Декабрь

Первая неделя  

«Мир сказок»

Развитие речи

Занятие № 13 «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек совместно с воспитателем»; [1] C-29.

Задачи: учить составлять с помощью взрослого короткий повествовательный рассказ, учить правильно называть игрушки, их качества (цвет, величина), формировать умение использовать слова с противоположным значением (высокий – низкий), согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе

Дидактические игры: «Назови одним словом»;

Рассматривание иллюстраций;

Чтение сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам

Вторая- четвертая недели

«Новогодний праздник»

Развитие речи

Занятие № 14 «Составление описательного рассказа об игрушках – кошке, мишке, мышке»; [1] C-45.

Задачи: учить составлять с помощью взрослого короткий рассказ; закреплять в речи названия известных им животных; учить использовать слова, обозначающие качества, действия.

Беседы о предстоящих новогодних праздниках,

Разучивание стихов,

Рассматривание иллюстраций.

Дидактические игры, сюжетно – ролевые игры,

Организация выставок творчества

Детская литература (совместная деятельность педагога с детьми)

Чтение сказки «Теремок» [2] С-55

Задачи: учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки; запоминать действующих лиц и последовательность действий при помощи метода моделирования

Детская литература (совместная деятельность педагога с детьми)

«Стихотворение Е.Трутневой «С новым годом! » [2] С-65

Задачи: учить выражать свои впечатления от новогоднего праздника в связных высказываниях, при рассказывании стихотворения наизусть передавать интонацией радость, торжество.

Развитие речи

Занятие № 15 «Составление рассказа по картине «Катаемся на санках »; [1] C-47.

Задачи: учить  детей отвечать на вопросы по содержанию картинки; составлять рассказ вместе с воспитателем; закреплять в активном словаре названия одежды, качеств (величина, цвет); учить использовать слова с противоположным значением (тепло – холодно)

Развитие речи

Занятие № 16 «Вставайте в хоровод и встречайте Новый год!»; [3] C-268.

Задачи: вовлекать детей в разыгрывание ролевых диалогов в инсценировке  и игре – драматизации. Обогащать содержательное внеситуативное общение детей со взрослыми.

Январь

Вторая – четвертая недели

«Мир зимы»

Развитие речи

Занятие № 17 «Летают, летают белые мухи»; [3] C-242.

Задачи: обогащать  у детей опыт содержательного общения детей со взрослыми. Побуждать выполнять речевые задания небольшими подгруппами, ориентироваться на партнера сверстника, Активизировать использование прилагательных, глаголов

Организация всех видов деятельности вокруг тем изменение в зимней природе, человек и зима, поведение птиц, лесных зверей

Детская литература (совместная деятельность педагога с детьми)

 «Стихотворение  С. Козлова  «С утра падал снег» [3] С-233

Задачи: обогащать опыт диалогического общения и игрового взаимодействия детей. Побуждать высказываться на темы из личного опыта. Активизировать словарь прилагательных

Развитие речи

Занятие № 18 «Описание кукол Даши и Димы»; [1] C-49.

Задачи: учить составлять рассказ по вопросам воспитателя; учить правильно, называть предметы, по величине, используя прилагательные большой, маленький

Развитие речи

Занятие № 19 «Белые фигурки»; [3] C-298.

Задачи: обогащать  у детей опыт содержательного общения детей со взрослыми. Побуждать выполнять речевые задания небольшими подгруппами, ориентироваться на партнера сверстника, Активизировать использование прилагательных, глаголов. Подводить к составлению небольшого пересказа

Февраль

Первая неделя

«Я и моя семья»

Развитие речи

Занятие № 20 «Проведение игры «Что в мешке у Буратино»; [1] C-52.

Задачи: учить детей правильно употреблять в речи названия качеств предметов (величина, цвет); отвечать на вопросы воспитателя, составлять рассказ, упражнять детей в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных

Организация всех видов деятельности вокруг тем образ Я (пол, возраст, имя, члены семьи)

Детская литература (совместная деятельность педагога с детьми)

«Стихотворения   о детях» [2] С-57

Задачи: продолжать учить эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворений, интонационно выразительно передавать образное содержание

Вторая – третья неделя

«Мой дом, мой город»

Развитие речи

Занятие № 21 «Составление рассказа по картине «Троллейбус  и игрушки»; [1] C-59.

Задачи: учить детей составлять рассказ по картине, ориентируясь на образец, предложенный воспитателем, учить детей правильно называть предметы, изображенные на картине, давать описания игрушек, называя их цвет

 Организация всех видов детской деятельности по ОО «Речевое развитие»

Знакомство с домом, предметами домашнего обихода (мебель, посуда, транспорт)

Знакомство с родным поселком, его названием.

Детская литература (совместная деятельность педагога с детьми)

«Малые фольклорные формы» [2] С-61

Задачи: продолжать знакомить детей с потешками; учить запоминать и выразительно рассказывать потешку, находить картинки, соответствующие отгадкам на загадки.

Развитие речи

Занятие № 22 «Описание предметов посуды»; [1] C-78.

Задачи: учить детей составлять совместно с воспитателем короткий рассказ, учить правильно называть отдельные предметы посуды, формировать представление об их функции; знакомить с производными словами (сахар – сахарница)

Четвертая неделя февраля, первая неделя марта

«Семейные праздники»

Развитие речи

Занятие № 23 «Смелый, сильный, волевой»; [3] C-368

Задачи: вовлекать детей во внеситуативное содержательное общение, побуждать выказываться  на темы из личного опыта, активизировать прилагательные и глаголы

Организация всех видов детской деятельности по ОО «Речевое развитие» вокруг темы семьи, любви к маме и бабушке, подготовка к Женскому празднику

Детская литература (совместная деятельность педагога с детьми)

 «Чудеса, да и только» [3] С-413

Задачи: развивать у детей интерес к художественной литературе, желание слышать новые произведения. Учить вслушиваться, вникать в смысл прочитанного. Приобщать детей к фантазированию с опорой на литературный текст

Развитие речи

Занятие № 24 «Как люблю я маму»; [3] C-380

Задачи: вовлекать детей во внеситуативное содержательное общение, побуждать выказываться  на темы из личного опыта, активизировать прилагательные и глаголы

Март

Вторая неделя

«Изменения в природе»

Развитие речи

Занятие № 25 « К нам весна шагает»; [3] C-452

Задачи: обогащать опыт детей содержательного внеситуативного общения детей. Вовлекать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Развивать интонационную выразительность речи, дикцию

Организация всех видов детской деятельности по ОО «Речевое развитие» вокруг темы природных изменений: ярче светит солнце, тает снег, появились лужи, дождь. Расширение знаний о домашних животных и птицах. Знакомство с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц весной

Третья неделя

«Человек и весна»

Развитие речи

Занятие № 26 «Составление рассказа «Весна идет»; [4] C- 26

Задачи: закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна», совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными; формировать понятие причинно – следственных связей и закономерностей в явлениях природы

Организация всех видов детской деятельности по ОО «Речевое развитие» вокруг темы человек и весна , привлечение к красоте весенней природы; формирование представлений об одежде и обуви людей весной, формирование основ безопасного взаимодействия с природой (одеваться по погоде, не ходить по лужам)

Детская литература (совместная деятельность педагога с детьми)

 «Сказка «Как лечили петуха» [2] С-70

Задачи: учить детей воспринимать языковые и художественные особенности поэтического текста

Четвертая неделя

«Книжкина неделя»

Развитие речи

Занятие № 27 «Пересказ сказки «Козлята и волк »; [1] C- 77

Задачи: учить детей пересказывать вместе с воспитателем сказку «Козлята и волк»; приучать отчетливо и правильно произносить звук С, изолированный в словах

Организация всех видов детской деятельности по ОО «Речевое развитие» вокруг темы книг, подбор книг с произведениями разных жанров (стихи, загадки, сказки, рассказы), чтение пересказ, разучивание стихов, рассматривание иллюстраций

Апрель

Первая неделя

«Моя родина Народная культура и традиции»

Развитие речи

Занятие № 28 «Ой, ду-ду, ду-ду- ду»; [3] C- 528

Задачи: подводить детей к сочинению небольших рассказов по содержанию русской народной прибаутки. Активизировать глаголы, учить образовывать формы родительского падежа множественного числа

Организация всех видов детской деятельности по ОО «Речевое развитие» вокруг темы Родина; знакомство с народным творчеством: народная игрушка неваляшка, матрешка, пенки, прибаутки, хороводы и фольклорные игры

Детская литература (совместная деятельность педагога с детьми)

«Малые фольклорные формы» [2] С-61

Задачи: продолжать знакомить с потешками; учить детей запоминать и выразительно рассказывать потешку, находить картинки, соответствующие отгадкам на загадки, воспитывать интерес к устному народному творчеству

Вторая неделя

«Земля наш общий дом»

Развитие речи

Занятие № 29 «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»; [1] C- 85

Задачи:  учить детей отвечать на вопросы воспитателя, описывать предмет; составлять  с помощью педагога небольшой рассказ по картине, активизировать в речи прилагательные и глаголы

Организация всех видов детской деятельности по ОО «Речевое развитие» вокруг темы Земля – наш общий дом: обитатели Земли (люди, животные, птицы, рыбы, насекомые), мир и дружба между людьми

Третья неделя

«Водный мир и его обитатели»

Развитие речи

Занятие № 30 «Море, я к тебе бегу!»; [3] C- 349

Задачи: обогащать опыт содержательного познавательного общения. Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Побуждать высказываться на темы из личного опыта. Активизировать прилагательные

Организация всех видов детской деятельности по ОО «Речевое развитие» вокруг темы «Водный мир»

Формировать представления детей о простейших пресноводных водоемах и их обитателей (рыбки, лягушки)

Детская литература (совместная деятельность педагога с детьми)

 «Чудеса, да и только» Н. Абрамцева [3] С-413

Задачи: развивать у детей интерес к художественной литературе, желание слышать новые произведения. Учить вслушиваться, вникать в смысл прочитанного. Приобщать детей к фантазированию с опорой на литературный текст.

Четвертая неделя

«Труд взрослых»

Развитие речи

Занятие № 31 «Описание предметов посуды» [1] C- 78

Задачи: обогащать опыт содержательного познавательного общения. Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Побуждать высказываться на темы из личного опыта. Активизировать прилагательные

Организация всех видов детской деятельности по ОО «Речевое развитие» вокруг темы «Труд взрослых»  о профессиях, трудовых действиях и результатах труда.

Май

Первая вторая недели

«Солнечное детство»

Развитие речи

Занятие № 32 «Составление рассказа из личного опыта» [1] C- 83

Задачи: учить составлять детей совместно с воспитателем короткий рассказ (два- три предложения) на тему из личного опыта детей; активизировать в речи прилагательные и глаголы

Организация всех видов детской деятельности по ОО «Речевое развитие» вокруг темы  веселого, счастливого и мирного детства

Детская литература (совместная деятельность педагога с детьми)

 «Чудеса, да и только» Н. Абрамцева [3] С-413

Задачи: развивать у детей интерес к художественной литературе, желание слышать новые произведения. Учить вслушиваться, вникать в смысл прочитанного. Приобщать детей к фантазированию с опорой на литературный текст.

Третья неделя

«Животные жарких стран»

Развитие речи (диагностика)

Занятие № 33 «Составление описательного рассказа о животных по картинкам» [1] C- 90

Задачи: учить детей составлять короткие рассказы по картинке, закрепить умение образовывать формы единственного и множественного числа существительных

Организация всех видов деятельности вокруг темы знакомства с некоторыми животными жарких стран

Четвертая неделя

«Лето»

Развитие речи (диагностика)

Занятие № 34 «Составление рассказа из личного опыта» [1] C- 83

Задачи: учить составлять детей совместно с воспитателем короткий рассказ (два- три предложения) на тему из личного опыта детей; активизировать в речи прилагательные и глаголы

Организация всех видов деятельности вокруг темы лето

Детская литература (совместная деятельность педагога с детьми)

«Чудеса, да и только» Н. Абрамцева [3] С-413

Задачи: развивать у детей интерес к художественной литературе, желание слышать новые произведения. Учить вслушиваться, вникать в смысл прочитанного. Приобщать детей к фантазированию с опорой на литературный текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

В возрасте 2—3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувстви­тельностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному уч...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации детей к дошкольному учреждению на 2014-2015 учебный год

Рабочая программапсихолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возрастав  период адаптации детей к дошкольному учреждениюна 2014-2015 учебный год ...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе

Программа по подготовке детей к школьному обучению «Тропинка к школе » Пояснительная  записка            Поступление  ребенка...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельностикружок по развитию мелкой моторики "Детские ладошки"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «РАСТИШКА» С ДЕТЬМИ от 1 года до 7 лет

ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ   ПРОГРАММЫ  МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД «СЕВЕРЯНОЧКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТ...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста 5-7 лет - Кружок "Игрушка своими руками"

Программа предусматривает знакомство и изготовление русской народной тряпичной куклы, она расчитана на два года....

Рабочая программа Образовательной деятельности для детей младшего возраста группы №3 «Пчёлка Майя» составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы , М.А. Васильевой ,Т.С.

Аннотация к рабочей программе младшей группы.Рабочая программа младшей группы разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ №3 «Со...