Главные вкладки

    Конспект комплексного занятия по развитию речи
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Чечехина Ольга Валентиновна

    Конспект комплексного занятия по развитию речи в старшей группе пересказ рассказа "Купание медвежат"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kupanie_medvezhat.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Комплексное занятие в старшей группе

    по развитию речи  пересказ рассказа Виталия Бианки «Купание медвежат».

                                                                                Воспитатель: Чечехина О.В

    Цель: формировать навыки речи посредством пересказа.

    Задачи:      - учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст,            передавая его последовательно и выразительно.

                       - упражнять в подборе синонимов, антонимов к прилагательным и глаголам.

                       - уточнить и закрепить произношение звуков «з» и «ж», дифференцировать их             в словах.

                       - воспитывать эмоциональную отзывчивость на художественное произведение.

    Материалы к занятию: интерактивная доска, карты-схемы эмоции; листы-заготовки для рисования, гуашь, ватные палочки, салфетки, подкладные листы, стаканчики с водой.

                                                       Ход занятия:

    Вос-ль : -Ребята, я хочу вас пригласить на прогулку в лес. Хотите попутешествовать? Тогда в путь .

    Воспитатель с детьми отправляется в путь с преодолением препятствий через импровизированный ручей в сопровождении аудио записи с «Журчание лесного ручья», « Звуки леса».  Присядьте на стульчики-пенёчки и  отгадайте загадку: «Хозяин лесной, просыпается весной,

                                                                      А зимой под вьюжный вой,

                                                                      спит в берлоге снеговой»

    Дети:- Медведь.

    Вос-ль: - Правильно, ребята. Медведь – хозяин тайги, леса. Медведь животное - грозное,      мощное. Внимательно присмотритесь кто это, у берега реки?

    Дети: - Медведица с медвежатами.

    Вос-ль: - Интересно, что они там делают?

                 Воспитатель выслушивает ответы детей.

    Вос-ль: - Да, ребята,  оказывается, животные тоже умеют принимать водные ванны. Послушайте, как писатель Виталий Бианки в своём рассказе «Купание медвежат» описывает это действие.

    Чтение рассказа.

    Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

    Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два весёлых медвежонка и пестун — её годовалый сын, медвежья нянька.

    Медведица села. Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку.

    Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскал в воде.

    Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.

    Пестун догнал его, надавал шлепков, а потом — в воду, как первого.

    Полоскал, полоскал его да ненароком и выронил в воду. Медвежонок как заорёт! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл.

    Очутившись, снова на земле оба медвежонка остались, очень довольны купанием; день был знойный, и им было очень жарко в густых, лохматых шубках. Вода хорошо освежила их.

    После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.

    Вос-ль: - О ком и чём рассказывает автор в этом рассказе?

    Дети: - Автор рассказывает о том, как купались медвежата.

    Вос-ль: - Кто наблюдал за купанием медвежат?

    Дети: - За медвежатами наблюдал охотник.

    Вос-ль: - Куда вышла медведица с медвежатами?

    Дети: - Медведица  с медвежатами вышли к реке.

    Вос-ль: - Для чего привела медведица медвежат к реке?

    Дети: - Медведица привела медвежат к реке, чтобы искупать.

    Вос-ль: - Можно сказать, что медведица заботится о своих малышах?

    Дети: - Да, можно.

    Вос-ль: - Значит медведица, какая?

    Дети: - Она заботливая.

    Вос-ль :- Какие слова близкие  по значению можно подобрать к слову заботливая?

    Дети:- Медведица любящая, внимательная.

    Вос-ль: - Вы заметили, как автор описывает внешний вид медведицы? Что можно сказать о её размерах?

    Дети: - Медведица большая.

    Вос- ль: - А как ещё можно сказать по-другому,  что она большая?

    Дети: - Медведица огромная, большущая.

    Вос-ль:- Ребята, а вы догадались, кого автор в рассказе назвал ПЕСТУНОМ?

    Дети: - Старший, годовалый медвежонок. Нянька для младших медвежат.

    Вос-ль: - Повторим все вместе ПЕСТУН.

    Вос- ль: - Как пестун схватил медвежонка?

    Дети: -  Пестун схватил  одного медвежонка за шиворот.

    Вос-ль: - Что это означает? Это значит за воротник. Кто сможет показать?

    Дети показывают действие.

    Вос-ль:- Что делал пестун с медвежонком? Окунал или просто держал его?

    Дети : - Пестун окунал медвежонка в речку.

    Вос-ль: - Покажите, как он это делал.

    Дети показывают действие.

     Вос-ль: - Как вы думаете, страшно маленькому медвежонку купаться в реке?

    Дети: - Да.

    Вос-ль: - Что сделал второй медвежонок?

    Дети: - Второй медвежонок испугался и убежал?

    Вос-ль: - Что сделал пестун медвежонку, когда поймал его?

    Дети: - Пестун надавал ему шлепков.

    Воспитатель просит показать на себе шлепки.

    Вос-ль : - Почему медведица заставляет медвежат купаться?

    Дети: - Летом очень жарко, шерсть у медвежат загрязнилась, им было жарко.

    Вос-ль : - Остались ли, медвежата довольны купанием?

    Дети : - Медвежата  остались довольны.

    Вос-ль: - А сейчас я ещё раз вам прочитаю рассказ ,а потом  вы попробуете пересказать его.

                  Повторное чтение. Пересказ по частям  2-3 детей 2 раза.

    Физкультминутка:    Вышел из лесу медведь ( шагаем в перевалку на месте)

                                        Стал он в стороны смотреть ( повороты)

                                        Вправо, влево повернулся ( соответствующие движения )

                                        Вверх взглянул

                                        И вниз присел ( приседание)

                                        Землянику увидал

                                         Быстро в рот её собрал. (движения рукой)

    Вос-ль: -  Вот выкупались медвежата,и пошли гулять по лесу, но какие они были разные! Первый медвежонок подвижный , весёлый. Он очень любил играть. Залез на дерево и чует - мёдом запахло. Обрадовался, слез  с дерева и к маме побежал.

                 -  Какой был медвежонок? (весёлый) Подберите правильные слова о его весёлом настроение.

     

    Дети: - Медвежонок был весёлый, радостный, оживлённый, задорный. 

      Вос-ль:-  Какая карточка отображает настроение и характер первого медвежонка ?

    Демонстрация карточек с эмоциями медвежат. Дети выбирают нужную карточку.

    Вос-ль : - Если он был весёлый, то он к маме не просто пошёл, а  что сделал?

    Дети:-   Побежал, понёсся, полетел, помчался сломя голову.

    Вос-ль: - А другой медвежонок тоже любил играть, но уж очень он был медлительный. И всегда с ним что-нибудь случалось. Только он подошёл к дереву, как его ужалила пчела. Совсем ему плохо стало. И он тоже пошёл к маме.

     

    Вос-ль: - Каким был  второй медвежонок?

     

    Дети: - Медвежонок был грустный, печальный, невезучий, скучный.

    Демонстрация карточек с эмоциями медвежат. Дети выбирают нужную карточку.

    Вос-ль:- А если он был грустный, то он , наверное, к маме не просто пошёл, а что сделал?

    Дети: - Побрёл, потащил лапы едва , поплёлся, пополз.

    Вос-ль : - Вот какие разные по характеру могут быть медвежата. А сейчас предлагаю поиграть в игру « Хлопни-топни»

    Вос-ль : - Я буду называть вам слова, а вы хлопните в ладоши если услышите звук «Ж»,а если услышите в слове звук « З» топните  ножками.  

     

     Слова --- ЖИМОЛОСТЬ, ЗАЯЦ, ЖЁЛУДЬ, БЕРЁЗА, ЗМЕЯ, ЁЖ, ЗЕМЛЯНИКА, ЕЖЕВИКА.

    Вос-ль : -  А сейчас, ребята,  предлагаю собрать ягоды для медвежат. Очень они любят малину и землянику. Подойдите к  большим пенькам и помогите мне вернуть нужную краску ягоде.

    Дети раскрашивают готовые шаблоны ягод с прорисовкой деталей с помощью ватных палочек.

    Вос-ль : Ягоды мы забирать не будем, оставим на пне для медвежат. А нам с вами пора возвращаться в детский сад. Чем мы с вами занимались на лесной полянке? (Пересказывали рассказ о купание медвежат). Вы старались правильно говорить? Оказывается, не только у людей есть нянька, но и у медведей. И характер у медвежат тоже разный есть, как и у нас с вами. Как вы думаете, медвежата обрадуются вашему подарку из ягод?  1,2,3 -1,2,3 снова в садик возвратись.
















    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект комплексного занятия по развитию речи и лепке во II второй младшей группе "Гнёздышко для птички"

    Данное занятие способствует развитию речевой активности детей, мелкой и крупной моторики. Дети закрепляют знакомые приемы лепки.    Проводилось занятие во второй половине учебног...

    Конспект комплексного занятие по развитию речи и аппликации в подготовительной к школе группе. «Ателье».

    Конспект комплексного занятие по развитию речи и аппликации в подготовительной к школе группе.«Ателье».Цели занятия:упражнятьдетей образовывать имена прилага­тельные от имен существительны...

    Конспект комплексного занятия по развитию речи в I младшей группе

    Цель: развивать у детей голосовой аппарат; формировать правильное речевое дыхание; упражнять в чётком произношении звукосочетаний; учить менять высоту и силу голоса. Учить детей выразительно читать по...

    Конспект комплексного занятия по развитию речи, экспериментированию и познавательному развитию во второй младшей группе «Что мы знаем о воде».

    Конспект комплексного занятия по развитию речи, экспериментированию и познавательному развитию во второй младшей группе «Что мы знаем о воде»....

    Конспект комплексного занятия по развитию речи, экспериментированию и познавательному развитию во второй младшей группе «Вы слыхали о воде?»

    НОД  по развитию речи, экспериментированию и познавательному развитию во второй младшей группе «Вы слыхали о воде?»...

    Конспект комплексного занятия по развитию речи в средней группе с ТНР по р.н.с. «Колобок» Тема занятия: Путешествие по станциям

    Путешествие по станциям: учить по деталям определять и находить целое и общие признаки в живых объектах (заяц,волк,медведь,лиса); уточнить знание русских народных сказок....