Конспект комплексного занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Чечехина Ольга Валентиновна

Конспект комплексного занятия по развитию речи в старшей группе пересказ рассказа "Купание медвежат"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kupanie_medvezhat.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное занятие в старшей группе

по развитию речи  пересказ рассказа Виталия Бианки «Купание медвежат».

                                                                            Воспитатель: Чечехина О.В

Цель: формировать навыки речи посредством пересказа.

Задачи:      - учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст,            передавая его последовательно и выразительно.

                   - упражнять в подборе синонимов, антонимов к прилагательным и глаголам.

                   - уточнить и закрепить произношение звуков «з» и «ж», дифференцировать их             в словах.

                   - воспитывать эмоциональную отзывчивость на художественное произведение.

Материалы к занятию: интерактивная доска, карты-схемы эмоции; листы-заготовки для рисования, гуашь, ватные палочки, салфетки, подкладные листы, стаканчики с водой.

                                                   Ход занятия:

Вос-ль : -Ребята, я хочу вас пригласить на прогулку в лес. Хотите попутешествовать? Тогда в путь .

Воспитатель с детьми отправляется в путь с преодолением препятствий через импровизированный ручей в сопровождении аудио записи с «Журчание лесного ручья», « Звуки леса».  Присядьте на стульчики-пенёчки и  отгадайте загадку: «Хозяин лесной, просыпается весной,

                                                                  А зимой под вьюжный вой,

                                                                  спит в берлоге снеговой»

Дети:- Медведь.

Вос-ль: - Правильно, ребята. Медведь – хозяин тайги, леса. Медведь животное - грозное,      мощное. Внимательно присмотритесь кто это, у берега реки?

Дети: - Медведица с медвежатами.

Вос-ль: - Интересно, что они там делают?

             Воспитатель выслушивает ответы детей.

Вос-ль: - Да, ребята,  оказывается, животные тоже умеют принимать водные ванны. Послушайте, как писатель Виталий Бианки в своём рассказе «Купание медвежат» описывает это действие.

Чтение рассказа.

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два весёлых медвежонка и пестун — её годовалый сын, медвежья нянька.

Медведица села. Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку.

Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскал в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.

Пестун догнал его, надавал шлепков, а потом — в воду, как первого.

Полоскал, полоскал его да ненароком и выронил в воду. Медвежонок как заорёт! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл.

Очутившись, снова на земле оба медвежонка остались, очень довольны купанием; день был знойный, и им было очень жарко в густых, лохматых шубках. Вода хорошо освежила их.

После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.

Вос-ль: - О ком и чём рассказывает автор в этом рассказе?

Дети: - Автор рассказывает о том, как купались медвежата.

Вос-ль: - Кто наблюдал за купанием медвежат?

Дети: - За медвежатами наблюдал охотник.

Вос-ль: - Куда вышла медведица с медвежатами?

Дети: - Медведица  с медвежатами вышли к реке.

Вос-ль: - Для чего привела медведица медвежат к реке?

Дети: - Медведица привела медвежат к реке, чтобы искупать.

Вос-ль: - Можно сказать, что медведица заботится о своих малышах?

Дети: - Да, можно.

Вос-ль: - Значит медведица, какая?

Дети: - Она заботливая.

Вос-ль :- Какие слова близкие  по значению можно подобрать к слову заботливая?

Дети:- Медведица любящая, внимательная.

Вос-ль: - Вы заметили, как автор описывает внешний вид медведицы? Что можно сказать о её размерах?

Дети: - Медведица большая.

Вос- ль: - А как ещё можно сказать по-другому,  что она большая?

Дети: - Медведица огромная, большущая.

Вос-ль:- Ребята, а вы догадались, кого автор в рассказе назвал ПЕСТУНОМ?

Дети: - Старший, годовалый медвежонок. Нянька для младших медвежат.

Вос-ль: - Повторим все вместе ПЕСТУН.

Вос- ль: - Как пестун схватил медвежонка?

Дети: -  Пестун схватил  одного медвежонка за шиворот.

Вос-ль: - Что это означает? Это значит за воротник. Кто сможет показать?

Дети показывают действие.

Вос-ль:- Что делал пестун с медвежонком? Окунал или просто держал его?

Дети : - Пестун окунал медвежонка в речку.

Вос-ль: - Покажите, как он это делал.

Дети показывают действие.

 Вос-ль: - Как вы думаете, страшно маленькому медвежонку купаться в реке?

Дети: - Да.

Вос-ль: - Что сделал второй медвежонок?

Дети: - Второй медвежонок испугался и убежал?

Вос-ль: - Что сделал пестун медвежонку, когда поймал его?

Дети: - Пестун надавал ему шлепков.

Воспитатель просит показать на себе шлепки.

Вос-ль : - Почему медведица заставляет медвежат купаться?

Дети: - Летом очень жарко, шерсть у медвежат загрязнилась, им было жарко.

Вос-ль : - Остались ли, медвежата довольны купанием?

Дети : - Медвежата  остались довольны.

Вос-ль: - А сейчас я ещё раз вам прочитаю рассказ ,а потом  вы попробуете пересказать его.

              Повторное чтение. Пересказ по частям  2-3 детей 2 раза.

Физкультминутка:    Вышел из лесу медведь ( шагаем в перевалку на месте)

                                    Стал он в стороны смотреть ( повороты)

                                    Вправо, влево повернулся ( соответствующие движения )

                                    Вверх взглянул

                                    И вниз присел ( приседание)

                                    Землянику увидал

                                     Быстро в рот её собрал. (движения рукой)

Вос-ль: -  Вот выкупались медвежата,и пошли гулять по лесу, но какие они были разные! Первый медвежонок подвижный , весёлый. Он очень любил играть. Залез на дерево и чует - мёдом запахло. Обрадовался, слез  с дерева и к маме побежал.

             -  Какой был медвежонок? (весёлый) Подберите правильные слова о его весёлом настроение.

 

Дети: - Медвежонок был весёлый, радостный, оживлённый, задорный. 

  Вос-ль:-  Какая карточка отображает настроение и характер первого медвежонка ?

Демонстрация карточек с эмоциями медвежат. Дети выбирают нужную карточку.

Вос-ль : - Если он был весёлый, то он к маме не просто пошёл, а  что сделал?

Дети:-   Побежал, понёсся, полетел, помчался сломя голову.

Вос-ль: - А другой медвежонок тоже любил играть, но уж очень он был медлительный. И всегда с ним что-нибудь случалось. Только он подошёл к дереву, как его ужалила пчела. Совсем ему плохо стало. И он тоже пошёл к маме.

 

Вос-ль: - Каким был  второй медвежонок?

 

Дети: - Медвежонок был грустный, печальный, невезучий, скучный.

Демонстрация карточек с эмоциями медвежат. Дети выбирают нужную карточку.

Вос-ль:- А если он был грустный, то он , наверное, к маме не просто пошёл, а что сделал?

Дети: - Побрёл, потащил лапы едва , поплёлся, пополз.

Вос-ль : - Вот какие разные по характеру могут быть медвежата. А сейчас предлагаю поиграть в игру « Хлопни-топни»

Вос-ль : - Я буду называть вам слова, а вы хлопните в ладоши если услышите звук «Ж»,а если услышите в слове звук « З» топните  ножками.  

 

 Слова --- ЖИМОЛОСТЬ, ЗАЯЦ, ЖЁЛУДЬ, БЕРЁЗА, ЗМЕЯ, ЁЖ, ЗЕМЛЯНИКА, ЕЖЕВИКА.

Вос-ль : -  А сейчас, ребята,  предлагаю собрать ягоды для медвежат. Очень они любят малину и землянику. Подойдите к  большим пенькам и помогите мне вернуть нужную краску ягоде.

Дети раскрашивают готовые шаблоны ягод с прорисовкой деталей с помощью ватных палочек.

Вос-ль : Ягоды мы забирать не будем, оставим на пне для медвежат. А нам с вами пора возвращаться в детский сад. Чем мы с вами занимались на лесной полянке? (Пересказывали рассказ о купание медвежат). Вы старались правильно говорить? Оказывается, не только у людей есть нянька, но и у медведей. И характер у медвежат тоже разный есть, как и у нас с вами. Как вы думаете, медвежата обрадуются вашему подарку из ягод?  1,2,3 -1,2,3 снова в садик возвратись.