Главные вкладки

    Проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа) по теме:
    «Формирование интонационной выразительности речи и ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста»

    Мендаева Гульнара Максумовна

    Проект по развитию речи в старшей группе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.doc32.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                        Проект по развитию речи в старшей группе.

    Актуальность: В ряду проблем речевого развития особо выделяется проблема развития культуры устной речи, а именно её интонационной выразительности. Речевая деятельность детей характеризуется  низким уровнем сформированности ритмических способностей. Дети при чтении стихов не предают эмоциональную окраску текста, нарушают ритм и рифму стихотворения. Недостаточный уровень развития ритмической способности у детей приводит не только к речевым нарушениям, но и нарушениям двигательной и эмоциональной сферы ребёнка, его познавательной деятельности.

    Все выше сказанное позволило считать данную проблему актуальной и определило цель, задачи и содержание обучения детей старшего дошкольного возраста.

    Цель: формирование интонационной выразительности речи и ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста

    Задачи:

    1.Научить детей пользоваться пиктограмма для быстрого запоминания текста( стихотворения, поговорки, скороговорки, потешки и т.д.), на основе которого отрабатывается речевой голос и интонация.

    2.Учить на слух воспринимать стихотворный текст, развивать слуховое восприятие, внимание, память.

    3.Совершенствовать умения и навыки, выделять заданный звук, четко его артикулируя, пользоваться силой, высотой голоса, выделять ударный слог, изменять тембр речи.  

    4. Разработать и адаптировать систему методических приёмов,  направленных  на формирование интонационной выразительности и ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста.

    Вид проекта: долгосрочный, творческо-информационный.

    Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, логопед.

    Предполагаемые результаты:

    - дети соблюдают темп, подбирают выразительные движения в соответствии с речевым текстом.

    - речь характеризуется последовательностью изложения мыслей, интонационной выразительностью, в самостоятельных высказываниях дети используют различные паралингвистические средства выражения: мимику, пантамимику.

    Основные направления реализации проекта:

    Всю практическую работу разделили на 4 блока:

    1.Лингвистический.

    2. Паралингвистический.

    3.Блок сенсомоторного уровня организации речи и движений.

    3.Блок развития ритмических способностей.

    1.Задача первого блока направлена на развитие речевого голоса (высота, силы, тембр), интонационной выразительности (мелодика, паузы, фразовые и логическое ударения)  приложение 8,9.

    Приёмы:

     -Разучивание поговорок, скороговорок, потешек и т.д., используя пиктограммы для быстрого запоминания текста.

     -Самостоятельное придумывание детьми пиктограмм.

     -Чтение сказок, рассказов, стихов, обсуждение.

     -Консультация для родителей «Интонационная выразительность речи».

    2.Задача этого блока направлена на развитие  средств общения. Научить детей различать эмоции, передавать заданное эмоциональное состояние, используя мимические   и  пантомимические средства. (приложение 10,11)

    Приёмы:

    - на занятиях дети изучали разные эмоциональные состояния с опорой  на демонстрационный материал: предметные картинки, пиктограммы.

    - составление графических изображений лиц, с помощью заранее подготовленных деталей ( овал лица, брови, глаза, нос, губы).

    - использование этюдов

    - драматизация сказки «Колобок» на новый лад

    - использование дидактических игр

    3. Содержанием данного направления работы является оптимизация мышечного тонуса и совершенствование основных психологических качеств во всех видах моторной сферы (общей, пальцевой, мимической, артикуляционной).

    Приёмы:

    - использование на занятиях артикуляционных упражнений  (приложение 12)

    -использование упражнений на развитие речевого дыхания (приложение 13)

    - использование физминуток ( приложение 15, 16, 17)

    - игры с речевым сопровождением, построенных на принципах пальчиковой гимнастики ( приложение  18,19)

    4. Ритм на основе движения речи создает предпосылки для усвоения фонетической стороны речи ( ритмической структуры слов, словесного  и логического ударения, паузами).

    Приёмы:

    - использование игр, где дети двигаются в разном темпе (приложение 20)

    Использование рече-цветика ( семь лепестков речевого цветка символизируют семь основных направлений в работе (приложение 24)

    Организация творческой деятельности воспитателей, детей и родителей.
    - проведения родительского собрания на тему: «Речевое развитие ребёнка»
    - консультация для родителей «Интонационная выразительность речи», «Речевое общение с ребёнком». 
    -
    памятка «Развиваем речь детей», «Этюды – формирующие выразительные средства», «Пальчиковая гимнастика».

    - дидактические  игры «Эмоции и чувства» и т.д..

     Реализую основную цель мы достигли овладения детьми определенных умений:

    - дети соблюдают темп, подбирают выразительные движения в соответствии с речевым текстом.

    - речь характеризуется последовательностью изложения мыслей, интонационной выразительностью, в самостоятельных высказываниях дети используют различные паралингвистические средства выражения: мимику, пантамимику.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развиваем речь и коммуникативные способности детей старшего дошкольного возраста.

    , Брусова С.Ю., воспитательРазвиваем речь и коммуникативные способности детей старшего дошкольного возраста. Задачи воспитания и развития детей:        Развитие свободног...

    "Формирование интонационной выразительности устной речи и ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи на основе метода "Синквейна"

    Публикация в сборнике "Образование сегодня: векторы развития. Проблемы когнетивной лингвистики, речи и речевой деятельности: сборник материалов III Международной заочной научно-практической конференци...

    Использование танцевально-математических считалок в развитии музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста

    Мастер-класс по хореографии на городском семинаре по личностно-ориентированному обучению...

    Мастер-класс для родителей "Как развивать речь и умственные способности детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр, упражнений и задач"

    Цель: способствовать повышению интереса родителей к использованию логических игр, упражнений и задач для развития речи и умственных способностей детей.Задачи: вызвать желание к сотрудничеству, познако...

    Развитие речи и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

    Формирование творческих способностей и развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством реализации театрализованной деятельности, по русско-народной сказке на новый лад «Волк и семе...

    «Применение игровых приемов в развитие музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста».

    Обобщение педагогического опыта «Применение игровых приемов в развитие музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста»....