«Формирование интонационной выразительности речи и ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста»
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа) по теме

Мендаева Гульнара Максумовна

Проект по развитию речи в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    Проект по развитию речи в старшей группе.

Актуальность: В ряду проблем речевого развития особо выделяется проблема развития культуры устной речи, а именно её интонационной выразительности. Речевая деятельность детей характеризуется  низким уровнем сформированности ритмических способностей. Дети при чтении стихов не предают эмоциональную окраску текста, нарушают ритм и рифму стихотворения. Недостаточный уровень развития ритмической способности у детей приводит не только к речевым нарушениям, но и нарушениям двигательной и эмоциональной сферы ребёнка, его познавательной деятельности.

Все выше сказанное позволило считать данную проблему актуальной и определило цель, задачи и содержание обучения детей старшего дошкольного возраста.

Цель: формирование интонационной выразительности речи и ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

1.Научить детей пользоваться пиктограмма для быстрого запоминания текста( стихотворения, поговорки, скороговорки, потешки и т.д.), на основе которого отрабатывается речевой голос и интонация.

2.Учить на слух воспринимать стихотворный текст, развивать слуховое восприятие, внимание, память.

3.Совершенствовать умения и навыки, выделять заданный звук, четко его артикулируя, пользоваться силой, высотой голоса, выделять ударный слог, изменять тембр речи.  

4. Разработать и адаптировать систему методических приёмов,  направленных  на формирование интонационной выразительности и ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста.

Вид проекта: долгосрочный, творческо-информационный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, логопед.

Предполагаемые результаты:

- дети соблюдают темп, подбирают выразительные движения в соответствии с речевым текстом.

- речь характеризуется последовательностью изложения мыслей, интонационной выразительностью, в самостоятельных высказываниях дети используют различные паралингвистические средства выражения: мимику, пантамимику.

Основные направления реализации проекта:

Всю практическую работу разделили на 4 блока:

1.Лингвистический.

2. Паралингвистический.

3.Блок сенсомоторного уровня организации речи и движений.

3.Блок развития ритмических способностей.

1.Задача первого блока направлена на развитие речевого голоса (высота, силы, тембр), интонационной выразительности (мелодика, паузы, фразовые и логическое ударения)  приложение 8,9.

Приёмы:

 -Разучивание поговорок, скороговорок, потешек и т.д., используя пиктограммы для быстрого запоминания текста.

 -Самостоятельное придумывание детьми пиктограмм.

 -Чтение сказок, рассказов, стихов, обсуждение.

 -Консультация для родителей «Интонационная выразительность речи».

2.Задача этого блока направлена на развитие  средств общения. Научить детей различать эмоции, передавать заданное эмоциональное состояние, используя мимические   и  пантомимические средства. (приложение 10,11)

Приёмы:

- на занятиях дети изучали разные эмоциональные состояния с опорой  на демонстрационный материал: предметные картинки, пиктограммы.

- составление графических изображений лиц, с помощью заранее подготовленных деталей ( овал лица, брови, глаза, нос, губы).

- использование этюдов

- драматизация сказки «Колобок» на новый лад

- использование дидактических игр

3. Содержанием данного направления работы является оптимизация мышечного тонуса и совершенствование основных психологических качеств во всех видах моторной сферы (общей, пальцевой, мимической, артикуляционной).

Приёмы:

- использование на занятиях артикуляционных упражнений  (приложение 12)

-использование упражнений на развитие речевого дыхания (приложение 13)

- использование физминуток ( приложение 15, 16, 17)

- игры с речевым сопровождением, построенных на принципах пальчиковой гимнастики ( приложение  18,19)

4. Ритм на основе движения речи создает предпосылки для усвоения фонетической стороны речи ( ритмической структуры слов, словесного  и логического ударения, паузами).

Приёмы:

- использование игр, где дети двигаются в разном темпе (приложение 20)

Использование рече-цветика ( семь лепестков речевого цветка символизируют семь основных направлений в работе (приложение 24)

Организация творческой деятельности воспитателей, детей и родителей.
- проведения родительского собрания на тему: «Речевое развитие ребёнка»
- консультация для родителей «Интонационная выразительность речи», «Речевое общение с ребёнком». 
-
памятка «Развиваем речь детей», «Этюды – формирующие выразительные средства», «Пальчиковая гимнастика».

- дидактические  игры «Эмоции и чувства» и т.д..

 Реализую основную цель мы достигли овладения детьми определенных умений:

- дети соблюдают темп, подбирают выразительные движения в соответствии с речевым текстом.

- речь характеризуется последовательностью изложения мыслей, интонационной выразительностью, в самостоятельных высказываниях дети используют различные паралингвистические средства выражения: мимику, пантамимику.