Играем пальчиками - развиваем речь
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа) на тему

Головко Татьяна Николаевна

МБДОУ ДС № 38 "Колокольчик"

г. Светлоград Петровского муниципального района

Группа комбинированного вида

 "Дюймовочка"

 

 

          Играем пальчиками -

                                                развиваем речь

 

 

                     

                                                                                            Учитель-логопед    

                                                                                                      Т.Н. Головко

г. Светлоград – 2016г.

Зачем нужны пальчиковые игры?

 

 Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки.

    Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

   Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там где развитие речи происходим своевременно, и особенно там, где имеются отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 мин.

   Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учётом возрастных особенностей.

Пальчиковые игры

 

   Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает исправиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился.. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают теле-аудио-видео.. Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффектно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания)

 

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребёнка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой гимнастики» стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой гимнастики берёт малыша на руки, сажает на колени его, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает и щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получаем массу  необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

   Насколько ребёнку понравится эта игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей 3-5 лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

Движения правой и левой руки контролируется разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой  рукой, а затем сразу двумя руками. Для малыша 2-3 лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговицы, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и т.д.

 

Этапы разучивания игры:

  1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
  2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами  и рукой ребёнка.
  3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
  5. Ребёнок выполняет движения  и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:

- Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

- если в новой игре имеются незнакомые малышу персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

- Пальчиковые игры с детьми до полутора лет проводите как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.

- Детям старше 1,5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

- Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

- Используйте максимально выразительную мимику.

- Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно движения без текста.

- выбрав 2-3 игры, постепенно заменяйте их новыми.- Проводите занятие весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Комплекс упражнений для пальчиков

 

Упражнение 1. «Ладошки-кулачки»

     Кладём на стол расслабленные ладошки, «пальчики отдыхают, не шевелятся», затем сжимаем кулачки, предлагаем ребёнку продемонстрировать, какой он сильный. Затем опять ладошки, кулачки – выполняется 5-7 раз.

 

Упражнение 2.  «Котёнок»

   Предлагаем ребёнку взять в правую руку резиновую игрушку и ритмично сжимать её на каждое слово фразы. То же самое с левой рукой, те же движения с обеими руками одновременно:

                - Ты, котёнок, не пищи,

                   Лучше маму поищи!

 

Упражнение 3. «Посчитать пальчики»

Правую руку ставим на стол на локоть, загибая по очереди пальцы, начиная с большого, предлагаем ребёнку посчитать пальчики. Затем «проверяем»: разгибаем пальчики, начиная с мизинца.

 

 

Упражнение 4 «Домик»

Раз, два, три, четыре, пять             - Разжимать пальцы из

                                                            кулака по одному,

Вышли пальчики гулять                  начиная с большого,

Раз, два, три, четыре, пять      - Сжимать по очереди широко

                                                          расставленные пальцы в кулак,

В домик спрятались опять            начиная с мизинца.

 

 

Упражнение 5. «Назвать пальчики»

Правая рука согнута в локте, пальцы разогнуты. По очереди загибаем пальцы, начиная с большого:

        Этот пальчик дедушка,

        Этот пальчик бабушка,

        Этот пальчик папочка,

        Этот пальчик мамочка,

        Этот пальчик наш малыш.

 

Затем то же самое упражнение выполняем на левой руке, на обоих руках одновременно.

 

 

Упражнение 6. «Пальчики здороваются»

  «Подушечкой» большого пальца  правой руки поочерёдно касаться всех пальцев этой же руки:

      - Здравствуй, этот пальчик,

        Здравствуй этот пальчик…

 

Это же упражнение выполняется пальцами левой руки, затем одновременно правой и левой руки.

 

Упражнение 7. «Засолка капусты»

 

 Мы капусту рубим,           - Резкие движения кистями вверх, вниз.

 Мы морковку трём,           - По ладошке левой руки скользим кулачком

                                                правой руки.

 Мы капусту солим,     - Движения пальцев обеих рук имитируют

                                                посыпание    солью из щепотки.

 

 Мы капусту жмём.       – Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в

                                                Кулаки.

 

 

 

 

Упражнение 8. «Цветочек»

 

   Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу («бутончик»), затем развести пальцы в стороны, слегка округлив их («цветочек»).  Ритмичное движение пальцами вместе – врозь:

 

                  Был бутончик маленький,

                  Стал цветочек аленький.

 

 

 

Упражнение 9. «Телёнок»

 

Согнуть пальцы правой руки в кулак. По очереди разгибать их, начиная с большого:

 

Этот телёнок пьёт молоко,

Этот телёнок ушёл далеко,

Этот телёнок травку жуёт,

Этот телёнок копытцами бьёт,

Этот телёнок мычит:

- Почему-му. Все ушли, скучно мне одному!

 

 

 

 

Упражнение 10. «Пальчик-мальчик»

 

Пальчик-мальчик, где ты был?     - Указательным пальцем левой руки

                                                             стучим по большому пальцуправой

                                                             руки.

- С этим братцем в лес ходил,       - Прикасаться «подушечкой» большого

- С этим братцем щи варил,        пальца поочередно к  «подушечкам»

                                                            всех остальных пальцев правой руки,

                                                            начиная с указательного

- С этим братцем кашу ел,         

- С этим братцем песни пел.            

 

 

 

Упражнение 11. «Наша Таня» 

 

   Читая стихотворение, предлагаем ребёнку большим пальцем правой руки прикасаться по очереди к кончикам всех остальных пальцев, начиная с указательного:

                      Наша Таня громко плачет

                     Уронила в речку мячик.

                    - Тише, Танечка, не плачь,-

 

                      Не утонет в речке мяч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл broshyura_zachem_nuzhny_palchikovye_igry.docx60.62 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем нужны пальчиковые игры?

 Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки.

    Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

   Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там где развитие речи происходим своевременно, и особенно там, где имеются отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 мин.

   Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учётом возрастных особенностей.

Пальчиковые игры

   Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает исправиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился.. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают теле-аудио-видео.. Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффектно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания)

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребёнка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой гимнастики» стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой гимнастики берёт малыша на руки, сажает на колени его, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает и щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получаем массу  необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

   Насколько ребёнку понравится эта игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей 3-5 лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

Движения правой и левой руки контролируется разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой  рукой, а затем сразу двумя руками. Для малыша 2-3 лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговицы, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и т.д.

Этапы разучивания игры:

  1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
  2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами  и рукой ребёнка.
  3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
  5. Ребёнок выполняет движения  и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:

- Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

- если в новой игре имеются незнакомые малышу персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

- Пальчиковые игры с детьми до полутора лет проводите как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.

- Детям старше 1,5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

- Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

- Используйте максимально выразительную мимику.

- Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно движения без текста.

- выбрав 2-3 игры, постепенно заменяйте их новыми.- Проводите занятие весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Комплекс упражнений для пальчиков

Упражнение 1. «Ладошки-кулачки»

     Кладём на стол расслабленные ладошки, «пальчики отдыхают, не шевелятся», затем сжимаем кулачки, предлагаем ребёнку продемонстрировать, какой он сильный. Затем опять ладошки, кулачки – выполняется 5-7 раз.

Упражнение 2.  «Котёнок»

   Предлагаем ребёнку взять в правую руку резиновую игрушку и ритмично сжимать её на каждое слово фразы. То же самое с левой рукой, те же движения с обеими руками одновременно:

                - Ты, котёнок, не пищи,

                   Лучше маму поищи!

Упражнение 3. «Посчитать пальчики»

Правую руку ставим на стол на локоть, загибая по очереди пальцы, начиная с большого, предлагаем ребёнку посчитать пальчики. Затем «проверяем»: разгибаем пальчики, начиная с мизинца.

Упражнение 4 «Домик»

Раз, два, три, четыре, пять             - Разжимать пальцы из

                                                            кулака по одному,

Вышли пальчики гулять                  начиная с большого,

Раз, два, три, четыре, пять      - Сжимать по очереди широко

                                                          расставленные пальцы в кулак,

В домик спрятались опять            начиная с мизинца.

Упражнение 5. «Назвать пальчики»

Правая рука согнута в локте, пальцы разогнуты. По очереди загибаем пальцы, начиная с большого:

        Этот пальчик дедушка,

        Этот пальчик бабушка,

        Этот пальчик папочка,

        Этот пальчик мамочка,

        Этот пальчик наш малыш.

Затем то же самое упражнение выполняем на левой руке, на обоих руках одновременно.

Упражнение 6. «Пальчики здороваются»

  «Подушечкой» большого пальца  правой руки поочерёдно касаться всех пальцев этой же руки:

      - Здравствуй, этот пальчик,

        Здравствуй этот пальчик…

Это же упражнение выполняется пальцами левой руки, затем одновременно правой и левой руки.

Упражнение 7. «Засолка капусты»

 Мы капусту рубим,           - Резкие движения кистями вверх, вниз.

 Мы морковку трём,           - По ладошке левой руки скользим кулачком

                                                правой руки.

 Мы капусту солим,     - Движения пальцев обеих рук имитируют

                                                посыпание    солью из щепотки.

 Мы капусту жмём.       – Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в

                                                Кулаки.

Упражнение 8. «Цветочек»

   Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу («бутончик»), затем развести пальцы в стороны, слегка округлив их («цветочек»).  Ритмичное движение пальцами вместе – врозь:

                  Был бутончик маленький,

                  Стал цветочек аленький.

Упражнение 9. «Телёнок»

Согнуть пальцы правой руки в кулак. По очереди разгибать их, начиная с большого:

Этот телёнок пьёт молоко,

Этот телёнок ушёл далеко,

Этот телёнок травку жуёт,

Этот телёнок копытцами бьёт,

Этот телёнок мычит:

- Почему-му. Все ушли, скучно мне одному!

Упражнение 10. «Пальчик-мальчик»

Пальчик-мальчик, где ты был?     - Указательным пальцем левой руки

                                                             стучим по большому пальцуправой

                                                             руки.

- С этим братцем в лес ходил,       - Прикасаться «подушечкой» большого

- С этим братцем щи варил,        пальца поочередно к  «подушечкам»

                                                            всех остальных пальцев правой руки,

                                                            начиная с указательного

- С этим братцем кашу ел,          

- С этим братцем песни пел.            

Упражнение 11. «Наша Таня»  

   Читая стихотворение, предлагаем ребёнку большим пальцем правой руки прикасаться по очереди к кончикам всех остальных пальцев, начиная с указательного:

                      Наша Таня громко плачет

                     Уронила в речку мячик.

                    - Тише, Танечка, не плачь,-

                      Не утонет в речке мяч.

Упражнение12. «Замок»

На двери висит замок.                 – Ритмичные быстрые соединения

  пальцев в замок.

Кто открыть его бы мог?            - Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся

                                                          в разные стороны.

Потянули, покрутили,             - Движения сцепленными пальцами от

                                                          себя к себе.

Постучали и открыли                   - Пальцы сцеплены, основания ладоней

                                                          стучат друг о друга, пальцы

расцепляются.

МБДОУ ДС № 38 "Колокольчик"

г. Светлоград Петровского муниципального района

Группа комбинированного вида

 "Дюймовочка"

          Играем пальчиками -

                                                развиваем речь

                     

                                                                                            Учитель-логопед    

                                                                                                      Т.Н. Головко

г. Светлоград – 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа для молодых воспитателей "играем пальчиками- развиваем речь"

Важность развития мелкой моторики, принцыпы подбора игр, правила проведения игр, игры для развития мелкой моторики....

Играем пальчиками - развиваем речь

Познакомить родителей с эфективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка...

Играем пальчиками - развиваем речь

Роль паличиковой гимнастики в речевом развитии детей...

Играем пальчиками – развиваем речь ребенка

Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики....

Играем пальчиками-развиваем речь

пальчиковые игры для любого возраста...

Играем пальчиками - развиваем речь.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны...

Консультация для родителей «Играем пальчиками - развиваем речь».

Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Если движение пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в п...