Конспект НОД по области «Развитие речи» В средней группе «Русская печка»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Гуськова Светлана Вячеславовна

Конспект НОД по области «Развитие речи»

В средней группе

«Русская печка»

Цель: создавать условия для знакомства детей с устройством и назначением русской печи через активизацию всех сторон речи детей.

 

Задачи:

1.      Способствовать развитию связной речи, умения образовывать качественные прилагательные от существительных.

2.      Способствовать закреплению умения использовать в речи знаний русского фольклора: загадок, пословиц, сказок.

3.      Способствовать развитию грамматически правильной речи, правильного звукопроизношения, умения выделять звук [П] в словах в начале, середине и конце слова.

4.      Содействовать развитию творчества, смекалки, эмоциональной отзывчивости.

5.      Создавать условия для воспитания интереса к русской бытовой культуре, национальным традициям и обычаям.

 

Предварительная работа с детьми:

Чтение сказок «Колобок», «Царевна - лягушка», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению». Занятие по знакомству с русской избой.

 

Словарная и словообразовательная работа: печь, печка, чугунок, ухват, дрова, печная труба, шесток, качественные прилагательные.

Оборудование и материалы: слайды, палочки длиной 25-30см, красные ленточки, маска козла.

 

Материал: макет русской избы, русской печки, презентация «Русская печь», маска козлика, настоящие предметы русского быта (ухват, чугунок, крынка), мяч.

 

Ход занятия:

 

Этапы образовательной деятельности

 

Деятельность воспитателя

 

Деятельность детей

Вводная часть

(организационный и мотивационный момент)

 

 

 

 

 

Описание назначения русской печи в жизни человека.

Показ слайдов на экране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пересказ

Воспитатель: Недавно мы ребята с вами путешествовали в прошлое и побывали в русской избе. Что в избе было самое главное?

 

- Да! Образ русской печки хорошо нам всем знаком. А для чего нужна печка?

 

 

 

 

 

 

- Невозможно представить себе избу в русской деревне без русской печи, которую без преувеличения можно назвать душей любого русского дома. Приготовить, обогреть избу, выспаться на теплушке, оставить до утра теплые щи - все это русская печка, которая не только вошла в поговорки и сказки, но и остаётся нужно до сих пор.

Русская печка должна быть большой и долго хранить тепло. Чтобы обеспечить равномерное отопление всего дома, печь обычно располагалась в его центре, а труба выходила наружу из центра крыши. Русская печь выполняла много задач. Ее использовали для разных нужд, от обогрева и приготовления пищи, и до сна на ней и даже для мытья.

Русская печка — семьи кормилица. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Ставят в печь три больших чугуна: первый – для щей, второй – для каши, третий – для всех остальных надобностей. Торопилась хозяйка печь затопить да чугуны поставить, чтоб еда для всех была. Весь день печка пыхтит-старается. В ней хозяева и себе картошки наварят, и скотине кормов запарят. Каша в печи кипит, молоко топится, хлебы пекутся-подрумяниваются. В деревенских семьях хлеб на всю семью хозяйка сама пекла, а для малых детишек – сдобные калачи, блины да пироги разные.

 

- Смотрите-ка печка та наша услышала слова теплые о себе и как бы больше стала, побелела, похорошела. А вдруг если мы еще раз расскажем о печке она еще станет краше? Попробуем? Кто, ребята, хочет порадовать нашу печку?

- И правда, печка наша от рассказов наших похорошела! Молодцы!

Дети: Русская печка!

 

 

Дети: В печи готовится еда, печётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища.

 

(Рассматривают макет, слайды в презентации и слушают.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Выслушиваются 2-3 рассказа детей с повторением слайдов.)

Основная часть

 

(Словесные и наглядные методы)

Показ слайдов.

Обследование макета русской печи.

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывание загадок. Показ слайдов – отгадок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Игровые методы)

 

Подвижная игра «Козел и ребята»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра «Какие бывают каши?»

«Какие бывают пироги?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра «Отгадай сказку»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активизация правильных артикуляционных движений.

Дидактическая игра на определение звука [П] в слове. С показом картинок.

- А теперь давайте посмотрим, как устроена русская печь.

У печи есть труба. Зачем она была нужна?

 

- От чего появляется дым?

 

- Да, ребята, а дрова клали в специальное место в печи в устье. Что еще в устье ставили?

 

- Все правильно! А чтобы жар и огонь не выходил из печки, устье закрывали заслонокой.

 

- Наверху печи было особое место – лежанка. Как вы думаете зачем оно и почему так называется?

- У русской печи есть еще одно волшебное место, вот оно, маленькое углубление, как окошечко. Это печурка! Как вы думаете зачем она была нужна?

- В это место клали сырую одежду и сушили ее.

 

- Вспомним! Как это называется? Покажите где это.

 

 

- А про печку есть и загадки. Отгадаем?

Загадывание загадок.

- Чего из избы не вытащишь?

(печь)

- Зимой нет теплей, а летом нет холодней.

(печь)

- Без чего печь не затопить?

(без дров)

- В чём варили кашу, щи в русской печи?

(в чугунке)

- Чем вытаскивали горячий чугунок из печи?

(ухватом)

 

-Печка была даже в детских играх. Поиграем? Игра называется «Козёл и ребята».

Выбирается один ребёнок – Козёл. (Он надевает маску козла.)

Козёл становится в круг, дети водят хоровод вокруг него и ведется диалог.

Козёл: Я – Козёл, ме-ме!

Я в лес ходил.

Я дрова рубил.

Дети: А зачем тебе дрова?

Козёл: Ме-ме, печь топить.

Дети: А зачем печь топить?

Козёл: Ме-ме, кашу варить.

Дети: А зачем кашу варить?

Козёл: Ме-ме, ребят кормить.

Дети: Не хотим мы каши!

Козёл: Ме-ме, накормлю!

Догоню и накормлю! (Дети разбегаются)

 

 

- У русского народа есть замечательная поговорка: «Хороши щи из русской печи». Но в печи готовили не только щи, но и основное русское блюдо – каши.

- я вам буду перебрасывать мяч и называть крупу, а вы возвращайте мне мячик с названием каши, которую можно из этой крупы приготовить.

 

- Каша из манки… манная

- из гречки…гречневая.

- из риса…рисовая.

- из овса…овсяная.

- из перловки…перловая.

- из пшена…пшенная.

- из гороха... гороховая

- Ну, и конечно, в печи выпекались пироги.

 

- Пирог с капустой…капустный пирог.

- пирог с яблоками…яблочный пирог.

- пирог с грибами…грибной пирог.

- пирог с мясом…мясной пирог.

- пирог с ягодами…ягодный пирог.

Молодцы!

- В русских народных сказках тоже не обходится без печки.

Когда дети называют правильный ответ, появляется картинка – иллюстрация к угаданной сказке.

«Я по амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешан, в печку сажён, на окошке стужён»

(«Колобок»).

«Был царский бал на отходе. Поехал царевич домой наперёд, нашёл там женину кожу, да сжёг её в печи»

(«Царевна - лягушка»)

 «Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице прямо к царю»

(«По щучьему велению»)

 «Подошли они к избёнке: «Поди, лиса, вон! ». А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам»

(«Заюшкина избушка»)

 «Бежала девочка, бежала: видит - стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда они полетели?» Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу»

(«Гуси - лебеди»)

 

- Ребята, а какой звук печка издает?

- Она пыхтит. «П-П-П-П-П-П-П-П-П» Губки сильно сжимаются друг с другом, воздух выходит через них и как бы расталкивает. Попробуем?

 

 

- Звук печки есть во многих словах, поищем его?

Дети рассматривают изображения и хлопают, если есть звук печки.

Слова: пила, сила, копыто, корыто, стоп, клопы, корова, папа, лист.

 

- Для выхода дыма из печи.

- от сгорания дров в печи.

- еду.

 

 

- Там спали и лежали.

 

- не знаем.

(Дети повторяют новые слова и показывают на макете)

(Дети отгадывают загадки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра повторяется 2-3 раза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После игры дети остаются в хороводе.

Проводится игра с мячом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети садятся на стульчики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Дети произносят звук [П], используя правильную артикуляцию.)

 

(Дети ищут звук в словах)

Завершение образовательной деятельности

 

Беседа о занятии.

 (Словесный метод)

 

 

 

Свободный танец под русскую народную музыку.

- Вот как мы сегодня печку порадовали, о ней вспомнили?

- какие слова вы сегодня новые узнали?

- для чего нужна была печка?

- а теперь что выполняет ее задачи?

 

- даже частушки есть о русской печи.

Звучит русская народная музыка! Поются частушки.

 

Эх, выйду плясать,

Ножками задрыгаю –

Печь, кастрюли и ухват

По полу запрыгают.

 

Эх, раз, полтора,

Бежит печка со двора,

А за нею - чашки

От грязнули Машки.

 

Как у нашего Егора

Пузо стало, как пригорок –

Целый день он на печи

Уплетает калачи.

- ответы детей.

 

 

 

 

Дети слушают и свободно двигаются под русскую народную музыку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация к занятию2.54 МБ
Файл конспект занятия22.06 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знакомство с русской печкой

Слайд 2

Как выглядит русская печь

Слайд 4

Устройство русской печи

Слайд 5

Загадки Без чего печь не затопить? ( без дров) В чем варили кашу в русской печке? (в чугуне) Чем вытаскивали горячий чугун из печи? (ухватом)

Слайд 6

Принадлежности для русской печи

Слайд 8

Колобок

Слайд 9

Царевна лягушка

Слайд 10

По щучьему велению

Слайд 11

Заюшкина избушка

Слайд 12

Гуси-лебеди



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по области «Развитие речи»

В средней группе

«Русская печка»

Цель: создавать условия для знакомства детей с устройством и назначением русской печи через активизацию всех сторон речи детей.

Задачи:

  1. Способствовать развитию связной речи, умения образовывать качественные прилагательные от существительных.
  2. Способствовать закреплению умения использовать в речи знаний русского фольклора: загадок, пословиц, сказок.
  3. Способствовать развитию грамматически правильной речи, правильного звукопроизношения, умения выделять звук [П] в словах в начале, середине и конце слова.
  4. Содействовать развитию творчества, смекалки, эмоциональной отзывчивости.
  5. Создавать условия для воспитания интереса к русской бытовой культуре, национальным традициям и обычаям.

Предварительная работа с детьми:

Чтение сказок «Колобок», «Царевна - лягушка», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению». Занятие по знакомству с русской избой.

Словарная и словообразовательная работа: печь, печка, чугунок, ухват, дрова, печная труба, шесток, качественные прилагательные.

Оборудование и материалы: слайды, палочки длиной 25-30см, красные ленточки, маска козла.

Материал: макет русской избы, русской печки, презентация «Русская печь», маска козлика, настоящие предметы русского быта (ухват, чугунок, крынка), мяч.

Ход занятия:

Этапы образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

(организационный и мотивационный момент)

Сюрпризный момент – внесение макета русской печки.

Показ слайдов на экране.

(Наглядный и словесный методы)

Пересказ

(словесный метод)

Воспитатель: Недавно мы ребята с вами путешествовали в прошлое и побывали в русской избе. Что в избе было самое главное?

- Да! Образ русской печки хорошо нам всем знаком. А для чего нужна печка?

- Невозможно представить себе избу в русской деревне без русской печи, которую без преувеличения можно назвать душей любого русского дома. Приготовить, обогреть избу, выспаться на теплушке, оставить до утра теплые щи - все это русская печка, которая не только вошла в поговорки и сказки, но и остаётся нужно до сих пор.

Русская печка должна быть большой и долго хранить тепло. Чтобы обеспечить равномерное отопление всего дома, печь обычно располагалась в его центре, а труба выходила наружу из центра крыши. Русская печь выполняла много задач. Ее использовали для разных нужд, от обогрева и приготовления пищи, и до сна на ней и даже для мытья.

Русская печка — семьи кормилица. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Ставят в печь три больших чугуна: первый – для щей, второй – для каши, третий – для всех остальных надобностей. Торопилась хозяйка печь затопить да чугуны поставить, чтоб еда для всех была. Весь день печка пыхтит-старается. В ней хозяева и себе картошки наварят, и скотине кормов запарят. Каша в печи кипит, молоко топится, хлебы пекутся-подрумяниваются. В деревенских семьях хлеб на всю семью хозяйка сама пекла, а для малых детишек – сдобные калачи, блины да пироги разные.

- Смотрите-ка печка та наша услышала слова теплые о себе и как бы больше стала, побелела, похорошела. А вдруг если мы еще раз расскажем о печке она еще станет краше? Попробуем? Кто, ребята, хочет порадовать нашу печку?

- И правда, печка наша от рассказов наших похорошела! Молодцы!

Дети: Русская печка!

Дети: «В печи готовится еда, печётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища.»

(Рассматривают макет, слайды в презентации и слушают.)

(Выслушиваются 2-3 рассказа детей с повторением слайдов.)

Основная часть

Показ слайдов.

Обследование макета русской печи.

(Словесные и наглядные методы)

Отгадывание загадок. Показ слайдов – отгадок.

(Словесные и наглядные методы)

Подвижная игра

(Игровые методы)

Дидактическая игра «Какие бывают каши?»

«Какие бывают пироги?»

(Игровой метод)

Дидактическая игра «Отгадай сказку»

(Игровой метод)

 Упражнение

(Практический метод)

Дидактическая игра на определение звука [П] в слове с показом картинок.

(Игровой метод)

- А теперь давайте посмотрим, как устроена русская печь.

У печи есть труба. Зачем она была нужна?

- От чего появляется дым?

- Да, ребята, а дрова клали в специальное место в печи в устье. Что еще в устье ставили?

- Все правильно! А чтобы жар и огонь не выходил из печки, устье закрывали заслонокой.

- Наверху печи было особое место – лежанка. Как вы думаете зачем оно и почему так называется?

- У русской печи есть еще одно волшебное место, вот оно, маленькое углубление, как окошечко. Это печурка! Как вы думаете зачем она была нужна?

- В это место клали сырую одежду и сушили ее.

- Вспомним! Как это называется? Покажите где это.

- А про печку есть и загадки. Отгадаем?

Загадывание загадок.

- Чего из избы не вытащишь?

(печь)

- Зимой нет теплей, а летом нет холодней.

(печь)

- Без чего печь не затопить?

(без дров)

- В чём варили кашу, щи в русской печи?

(в чугунке)

- Чем вытаскивали горячий чугунок из печи?

(ухватом)

-Печка была даже в детских играх. Поиграем? Игра называется «Козёл и ребята».

Выбирается один ребёнок – Козёл. (Он надевает маску козла.)

Козёл становится в круг, дети водят хоровод вокруг него и ведется диалог.

Козёл: Я – Козёл, ме-ме!

Я в лес ходил.

Я дрова рубил.

Дети: А зачем тебе дрова?

Козёл: Ме-ме, печь топить.

Дети: А зачем печь топить?

Козёл: Ме-ме, кашу варить.

Дети: А зачем кашу варить?

Козёл: Ме-ме, ребят кормить.

Дети: Не хотим мы каши!

Козёл: Ме-ме, накормлю!

Догоню и накормлю! (Дети разбегаются)

- У русского народа есть замечательная поговорка: «Хороши щи из русской печи». Но в печи готовили не только щи, но и основное русское блюдо – каши.

- я вам буду перебрасывать мяч и называть крупу, а вы возвращайте мне мячик с названием каши, которую можно из этой крупы приготовить.

- Каша из манки… манная

- из гречки…гречневая.

- из риса…рисовая.

- из овса…овсяная.

- из перловки…перловая.

- из пшена…пшенная.

- из гороха... гороховая

- Ну, и конечно, в печи выпекались пироги.

 

- Пирог с капустой…капустный пирог.

- пирог с яблоками…яблочный пирог.

- пирог с грибами…грибной пирог.

- пирог с мясом…мясной пирог.

- пирог с ягодами…ягодный пирог.

Молодцы!

- В русских народных сказках тоже не обходится без печки.

Когда дети называют правильный ответ, появляется картинка – иллюстрация к угаданной сказке.

«Я по амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешан, в печку сажён, на окошке стужён»

(«Колобок»).

«Был царский бал на отходе. Поехал царевич домой наперёд, нашёл там женину кожу, да сжёг её в печи»

(«Царевна - лягушка»)

 «Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице прямо к царю»

(«По щучьему велению»)

 «Подошли они к избёнке: «Поди, лиса, вон!». А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам»

(«Заюшкина избушка»)

 «Бежала девочка, бежала: видит - стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда они полетели?» Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу»

(«Гуси - лебеди»)

Активизация правильных артикуляционных движений.

- Ребята, а какой звук печка издает?

- Она пыхтит. «П-П-П-П-П-П-П-П-П» Губки сильно сжимаются друг с другом, воздух выходит через них и как бы расталкивает. Попробуем?

- Звук печки есть во многих словах, поищем его?

Дети рассматривают изображения и хлопают, если есть звук печки.

Слова: пила, сила, копыто, корыто, стоп, клопы, корова, папа, лист.

- Для выхода дыма из печи.

- от сгорания дров в печи.

- еду.

- Там спали и лежали.

- не знаем.

(Дети повторяют новые слова и показывают на макете)

(Дети отгадывают загадки)

Дети заводят хоровод.

Игра повторяется 2-3 раза.

После игры дети остаются в хороводе.

Проводится игра с мячом.

Дети садятся на стульчики. Отгадывают.

(Дети произносят звук [П], используя правильную артикуляцию.)

(Дети ищут звук в словах)

Завершение образовательной деятельности

Беседа о занятии.

 (Словесный метод)

Свободный танец под русскую народную музыку.

- Вот как мы сегодня печку порадовали, о ней вспомнили?

- какие слова вы сегодня новые узнали?

- для чего нужна была печка?

- а теперь что выполняет ее задачи?

- даже частушки есть о русской печи.

Звучит русская народная музыка! Поются частушки.

 

Эх, выйду плясать,

Ножками задрыгаю –

Печь, кастрюли и ухват

По полу запрыгают.

Эх, раз, полтора,

Бежит печка со двора,

А за нею - чашки

От грязнули Машки.

Как у нашего Егора

Пузо стало, как пригорок –

Целый день он на печи

Уплетает калачи.

- ответы детей.

Дети слушают и свободно двигаются под русскую народную музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Русская изба"

Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД по развитию речи в средней группе "Русская изба". Занятие разработано на основе создания в групповом помещении детского сада мини-музея "Русская изба"...

Конспект по непосредственно-образовательной области развитие речи в средней группе «Путешествие по сказкам».

Сказки служат для детей первым урокам нравственности и морали. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребенка на оптимистическое восприятие жизни, формируют положительные черты характера. П...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Русская народная сказка «Репка»

Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка дошкольника – одна из важных задач в общей системе работы по развитию речи в детском саду....

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Викторина по русским народным сказкам»

Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказках.Задачи:Образовательные:-закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках;-прививать любовь к устному народному творчеству;Воспита...

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ по образовательной области «развитие речи» в средней группе на тему «Осень»

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ в средней группе на тему «Осень в гости к нам пришла»Цель:развивать познавательную деятельность детей с...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. «Русские сказки (мини - викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. «Русские сказки (мини - викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Русские сказки (мини-викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Русские сказки (мини-викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»»...