Конспект занятия по развитию речи.
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Мокрова Ольга Александровна


Конспект занятия по развитию речи "Отгадай загадку", рассказывание из опыта "Встреча с белочкой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otgaday_zagadkukonspekt.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

                            ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ.

Цель. Побуждать детей поддерживать диалог с воспитателем; составлять небольшие описания по картинке; вступать в игровое взаимодействие со сверстниками. Закрепить знание глаголов, образованных от звукоподражательных слов: кукарекает, чирикает, пищит, гогочет, крякает; существительных обозначающих наименования детенышей: утята, гусята, воробьята. Развивать речевое внимание, фонематический слух, речевое дыхание.

Материал. Картинки, изображающие петушка, гуся, утку, воробья; круглый карандаш.

                                     Содержание.

Часть первая.

Воспитатель (внося в группу кузовок с картинками). Я вам что-то принесла в кузовке. Прочту загадку, а вы догадайтесь: кто это?

                                            Встает на заре,

                                            Поет во дворе,

                                            На голове гребешок.  

                                            Кто же это?

Конечно, петушок. Как поет петушок? Правильно, ку-ка-ре-ку. (Вынимает из кузовка и выставляет на стенде картинку.)а как называют деток петушка? (Ответы.) Кто скажет, кукарекают ли цыплята? А что они делают? Правильно, пищат. Вот так: пи-пи-пи. (Если дети самостоятельно не называют слово «пищат», воспитатель подсказывает только начало слова.)

Часть вторая.

Воспитатель. Послушайте и скажите, кого характеризует эта загадка.

                                              Шипит, гогочет,

                                              Ущипнуть хочет.                              

        Я иду, не боюсь.

        Кто же это?

Молодцы, конечно, это гусь. Как подает голос гусь? Правильно, га-га-га. (Выставляет на стенде картинку.) Как мы называем деток гуся? Правильно, гусята. Что делают гусята? Правильно, гогочут.

Часть третья.

Воспитатель. Кого  изображает эта загадка?  Чи-чирик!

            К зернышкам прыг!

        Клюй, не робей!

        Кто это?

Правильно воробей. Воробей прыгает с ветки на ветку. Зовет своих деток: чирик-чирик. Кто скажет, что он делает? Правильно чирикает. А деток воробья как мы называем? Конечно, воробьята.

Сейчас мы с вами поиграем. Договоритесь между собой, кто кого будет изображать. Воробьят, петушков или гусят? Итак, воробьи и воробьята зачирикали, петушки закукарекали, гуси и гусята загоготали. Теперь присядем и отдохнем.

Часть четвертая.

Воспитатель. Послушайте еще одну загадку. Пестрая крякушка ловит лягушек.

Это…утка. (показывает картинки) Как мы называем деток утки? Правильно, утята. Что они делают? Крякают. Утята крякают тихонечко: «кря-кря-кря». А их мама утка подает голос громко: «кра-кра-кра». Представим себя утками. Поплыли утки и громко крякают: «кра-кра-кра». Приплыли утки к берегу. (Дети разыгрывают действие.) А теперь вы как будто утята. Поплыли утята, тихо крякают: кря-кря-кря. Приплыли к берегу. (упражнение повторяется 3-4 раза.)

Часть пятая.

Воспитатель. Предлагаю вам вместе со мной прочитать стихотворение-путаницу Корнея Ивановича Чуковского. Будете помогать мне. (Стихотворение читается 2 раза.)

А ребятки надули щеки стали дуть: фу-уу! Вот так!(Показ. Кладет карандаш на стол и дует, побуждая детей повторить действие. Упражнение повторяется 3-4 раза.)

Теперь поиграем. Я опишу картинку. Ваша задача – догадаться, кого я загадала. Слушайте! Он маленький, серенький, клюет мошек, чирикает: «Чик-чирик!» Итак, кто это? Правильно, воробей. (Аналогично педагог описывает другие картинки. Упражнение повторяется 5-6 раз.)  

                           ВСТРЕЧА С БЕЛОЧКОЙ

                                 (Рассказ из  опыта)

Программное содержание.

Побуждать детей к общению на темы из личного опыта. Учить слушать друг друга, задавать вопросы. Составлять творческий рассказ по картинке по плану воспитателя. подбирать синонимы к слову. Образовывать названия детенышей животных и их мам.

Материал. Открытки (заяц, белочка, другие предметы и объекты).

План занятия.

Воспитатель вносит кузовок с картинками. Предлагает отгадать загадку:

Что за зверь лесной

Встал, как столбик,

Под сосной

И стоит среди травы –

Уши больше головы?  (Заяц)

 - Опишите, какой заяц? (Трусливый, боязливый, чуткий, быстрый, пушистый.)

 - У зайца длинные уши, он какой? Длинно…(- ухий). Что умеет делать заяц? (Бегать, прыгать, скакать, грызть. А в уголке Дурова заяц умеет барабанить в барабан.)

 - Когда заяц убегает от лисы, он не просто бежит, а … как сказать по-другому? (Несется, мчится, летит, скачет, улепетывает, удирает.) Да он мчится; как угорелый… (несется); как стрела …(летит). 

 - О ком загадка?

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.  (белочка)

- Вот белочка. (Показ картинки.) Какими словами можно описать белочку, какая она? (Пушистая, рыжая, легкая, воздушная, проворная, юркая.)

- У белочки острые зубы, она какая? Остро…(-зубая).

- У нее черные глазки, она… (черноглазая).

 - Что умеет делать белочка? (Скакать, грызть орешки, собирать и сушить грибы, прятаться, перелетать с ветки на ветку.)

 - Какими словами можно рассказать, что белочка прыгает с ветки на ветку? Подберите слова, близкие по смыслу слову «прыгает» (скачет, перелетает, порхает).

- Кто из вас видел живую белочку? (Дети наперебой делятся воспоминаниями.)

Выбрать ребенка, у которого рассказ поинтереснее, и вызвать в центр круга.

- Ребята, Таня хочет рассказать про белочку. Послушаем ее (Рассказ ребенка.)

Если дети задают вопросы все вместе, придерживать их напоминая, чтобы говорили по очереди. Если молчат, воспитатель задает вопросы сам: «Где ты видела белочку?», «Белочка была далеко или подпустила к себе близко?», «тебе удалось покормить белочку?», «Чем кормили белочку в парке?» и т.д.

- На этих открытках белочка и заяц. (Показ.) Придумайте и расскажите о них историю, что  с ними случилось в лесу. Полина, выбери себе открытку и расскажи: когда это было? Откуда у зверей в лесу качели, музыкальные инструменты? Как веселились звери? Что было потом? (Самостоятельные сочинения 1-2 детей по желанию.)

В свободное время после занятия воспитатель выслушивает рассказы остальных детей.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...