Совершенствование умение детей 5-7 лет составлению рассказов по пейзажам
материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Спросите взрослого человека, что ему запомнилось с детства, он обязательно назовет:  красивый летний луг, цветущий весенний сад, яркое синее небо, молодую красивую маму и добрую бабушку….  Такие воспоминания облагораживают чувства, в этот момент у человека преображаются даже голос и лицо. Как важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступками.

Искусство пробуждает у детей эмоционально-творческое начало. С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию и красоту природы. Кроме того, ознакомление детей с жанровой живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценностных ориентаций, умение высказывать личностное отношение к понравившейся картине, к изображенным на ней людям, предметам, природе, давать сравнительную оценку.Спросите взрослого человека, что ему запомнилось с детства, он обязательно назовет:  красивый летний луг, цветущий весенний сад, яркое синее небо, молодую красивую маму и добрую бабушку….  Такие воспоминания облагораживают чувства, в этот момент у человека преображаются даже голос и лицо. Как важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступками.

Искусство пробуждает у детей эмоционально-творческое начало. С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию и красоту природы. Кроме того, ознакомление детей с жанровой живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценностных ориентаций, умение высказывать личностное отношение к понравившейся картине, к изображенным на ней людям, предметам, природе, давать сравнительную оценку.Спросите взрослого человека, что ему запомнилось с детства, он обязательно назовет:  красивый летний луг, цветущий весенний сад, яркое синее небо, молодую красивую маму и добрую бабушку….  Такие воспоминания облагораживают чувства, в этот момент у человека преображаются даже голос и лицо. Как важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступками.

Искусство пробуждает у детей эмоционально-творческое начало. С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию и красоту природы. Кроме того, ознакомление детей с жанровой живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценностных ориентаций, умение высказывать личностное отношение к понравившейся картине, к изображенным на ней людям, предметам, природе, давать сравнительную оценку.Спросите взрослого человека, что ему запомнилось с детства, он обязательно назовет:  красивый летний луг, цветущий весенний сад, яркое синее небо, молодую красивую маму и добрую бабушку….  Такие воспоминания облагораживают чувства, в этот момент у человека преображаются даже голос и лицо. Как важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступками.

Искусство пробуждает у детей эмоционально-творческое начало. С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию и красоту природы. Кроме того, ознакомление детей с жанровой живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценностных ориентаций, умение высказывать личностное отношение к понравившейся картине, к изображенным на ней людям, предметам, природе, давать сравнительную оценку.v

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_k_gosam.docx86.76 КБ

Предварительный просмотр:

Совершенствование умение детей 5-7 лет

составлению рассказов по пейзажам

«Подлинную красоту воспринимает только чистая,

прекрасная душа. Душа ребенка…»

Э. Межелайтис.

Спросите взрослого человека, что ему запомнилось с детства, он обязательно назовет:  красивый летний луг, цветущий весенний сад, яркое синее небо, молодую красивую маму и добрую бабушку….  Такие воспоминания облагораживают чувства, в этот момент у человека преображаются даже голос и лицо. Как важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступками.

Искусство пробуждает у детей эмоционально-творческое начало. С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию и красоту природы. Кроме того, ознакомление детей с жанровой живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценностных ориентаций, умение высказывать личностное отношение к понравившейся картине, к изображенным на ней людям, предметам, природе, давать сравнительную оценку.

В нашем детском саду работа по ознакомлению детей с пейзажной живописью долгое время велась по традиционной системе. Мы сделали вывод, что данные методы и приемы не дают возможность ребенку полностью погрузиться в картину, эмоционально прочувствовать ее и в дальнейшем составить по ней полноценный творческий рассказ.

В рамках эксперимента мы решили использовать в работе по данному направлению, хорошо зарекомендовавшее себя  пособие «Имена признаков», расширив его понятиями «настроение» и «история». Разработанные нами игры и упражнения на основе пособия «Имена признаков» позволили за небольшой срок добиться следующих результатов:

1. Длительное и детальное всматривание ребенка в картину:

- определение цветовой гаммы,

- выделение объектов на картине, сравнение их на различных картинах,

установление связей между объектами и картинами между собой,

- определение временного промежутка на картине.

2. Проявление эмоционального отношения ребенка к произведению искусства,

определение  настроения картины.

3. Развитие творческого воображения: придумывание историй по картине  с

перемещением в нее знакомых сказочных героев, рефлексия.

4. Составление небольших речевых зарисовок.

В дальнейшем мы планируем продолжить работу по данному направлению, побуждать детей к составлению полноценных рассказов по пейзажам, используя разработанный совместно с детьми алгоритм составления рассказа по пейзажу.

Этапы работы с детьми по обучению составления рассказа по пейзажу.

1 шаг.     Предложить вниманию детей большое количество пейзажей, около 10.

Картины должны быть разные по признакам: размера, цветовой гаммы, содержания.

Расположить их надо на уровне глаз детей и рассматривать картины с  расстояния.

Познакомить детей с понятием  «вернисаж», «фотовыставка»

Предварительная работа: рассмотреть с детьми каждую картину отдельно, дать

название, обсудить детали, цветовую гамму, свое отношение к картине.

2 шаг.      Доказать, что на выставке только пейзажи, использовать выражения:

- во-первых…

- во-вторых…

- в-третьих…

Подвести итог – «Это картины по жанру – пейзажи».

3 шаг.      Используя пособие по именам признакам рассмотреть с детьми такие

признаки,  как:

ЦВЕТ.   Рассмотреть выбранную картину издалека, назвать основной,

преобладающий цвет. Вывод: в пейзаже всегда присутствует цвет.

Можно использовать такие игры как:

«Я вижу пять цветов на картине»,  «Солнечный свет», «Пастельные тона»,

«Краски», «Аукцион» и т.д.

ВРЕМЯ.  Предложить определить время на картине (время года, части суток)

Вывод: в пейзаже всегда присутствует время.

Игры: «Что сначала, что потом», «Измени часть суток», « Времена года»,

«Лента времени» и т.д.

ЧАСТИ.   Для выделения объектов на картине необходимо подойти ближе,

Предложить  посчитать объекты, не называя их, указать только

количество.

Вывод: в пейзаже всегда присутствуют различные объекты.

Игры: «Найди сходства и различия», «Найди самый большой и самый

маленький объект»,  «Да-нетка», «Раз, два, три к объекту беги»   т.д.

4 шаг.       Предложить детям определить настроение картины. Использовать  модели

настроения (радостное, лучистое, тревожное, задумчивое, грустное).

Вывод в пейзаже всегда присутствует настроение.

5 шаг.        В каждом пейзаже зашифрована какая-то история.

Предложить рассказать небольшую историю о том, что могло бы

произойти в этой картине.

- Я смотрю на картину и представляю,  что…

Игры: «Художественный салон», «Библиотека сказок», «Художник-

иллюстратор», «Сказка заблудилась» и т.д.

6 шаг.       Рефлексия. Осознание детьми: что делали, как и зачем.

Итоговое занятие по рассматриванию  пейзажей

с детьми 5-7 лет

Цель: продолжать знакомить детей с многообразием пейзажной живописи, формировать умение описывать картины по признакам.

Предварительная работа: рассматривание каждой картины в отдельности, выбор названия картины, определение цветовой гаммы, выделение объектов на картине и установление между ними связей, сравнение пейзажей одного типа между собой, составление небольших речевых зарисовок.

Оборудование:  10-12 пейзажей разнообразных по размеру, цвету,  климатическим зонам,

временным отрезкам и т.д.;  пособие  «Имена признаков»; модели различного настроения по кол-ву  пейзажей;  карточки с изображением героев сказок.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

С детьми подготовительной к школе группы

На тему: «Разнообразие пейзажной живописи».

Интеграция образовательных областей:  «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Социально- коммуникативное развитие:

  • Побуждать детей активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом в решении игровых и познавательных задач.
  • Продолжать накапливать опыт доброжелательного отношения детей друг с другом.
  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение товарища, а так же отстаивать свое мнение.

Познавательное развитие:

  • Побуждать детей к длительному и детальному всматриванию в картину.
  •  Развивать умение аргументировано доказывать свою точку зрения.
  • Совершенствовать умение работать с моделями имен признаков.
  • Побуждать проявлять эмоциональное отношение  к пейзажу.
  • Развитие творческого воображения: придумывание историй по картине с перемещением в нее знакомых сказочных героев, рефлексия.
  • Познакомить детей с понятием  «вернисаж», «фотовыставка»

Речевое развитие:

  • Формировать умение составлять рассказ о пейзаже.
  • Способствовать формированию связных монологических высказываний, развивать слуховое внимание.
  • Составление небольших речевых зарисовок.
  • Обогащать словарь детей.

Физическое развитие:

  • Развивать ловкость, быстроту, желание участвовать в совместных подвижных играх.
  • Закрепить умение совмещать слова и действия в игре.

Ход занятия:

Дети входят в зал по музыку  Р.Паульса  «Вернисаж», рассматривают представленные там  фоторепродукции.

- Сегодня мы с вами посетим вернисаж. Как выдумаете, что обозначает это слово? Выставка  большого количества разнообразных картин. Можно ли сказать, что мы  с вами присутствуем на вернисаже пейзажей. Предложить детям доказать утверждение, привести аргументы:

- во-первых – присутствует много картин,

- во-вторых – на всех картинах изображена природа, как живая, так и неживая.

- в-третьих – на картинах отсутствует рукотворный мир и человек.

- Все ли представленные на выставке картины являются пейзажем?

Дети  находят и исключают картину, на которой изображены портреты или сюжет.

Вывод: в пейзаже всегда присутствует природа живая и неживая, в большей степени; могут также присутствовать объекты рукотворного мира и человек, но в меньшей степени (не основные объекты).

- Чтобы лучше рассмотреть пейзажи позовем на помощь наше пособие «Имена признаки».

схему какого признака я показываю?

- ЦВЕТ. Всегда ли в пейзаже присутствует цвет?

- Я вижу пять цветов на картине «Березки-подружки» (дети называют цвета), а 6,7, 8, 9; все цвета не перечислить, но в основном преобладает желто-зеленый цвет.

Предложить определить и назвать основной, преобладающий цвет у 2-3 картин.

Правило: В пейзаже всегда присутствует цвет.

Поместить модель «цвет» на доску.

- Схема какого признака нам поможет сейчас?

- ЧАСТИ. Предложить рассмотреть картины через «подзорную трубу» и назвать увиденный объект (скалистый берег, яркое солнце,  хмурая туча), предложить сосчитать объекты на выбранной картине, озвучить результат на примере 2-3 картин.

- Игра « Раз, два, три к дереву беги», повторить несколько раз меняя объект ( вода, небо, солнце и т.д.).

Правило: В пейзаже всегда присутствуют объекты, все не перечислить, но можно выделить главные.

Поместить модель «части» на доску.

- Следующий признак – ВРЕМЯ.

- Можно ли по пейзажу определить время? Какое?

- Предлагаю вам выбрать для себя пейзаж и рассказать,  какое время отображено на нем.

Дети подходят к картинам:

- на картине «Игривая волна» изображен ясный летний день, потому что…,

- на картине «Сказочный лес»  изображено зимнее утро, потому что…,

- на картине  «Березки-подружки» изображен молодой лес, а на картине «Старый лес»

старый, потому что ….

Правило: По пейзажу всегда можно определить время ( время года, часть суток и т.д.).

Поместить модель «время» на доску.

- У меня есть еще одна схема. Как вы думаете, что она означает? НАСТРОЕНИЕ.

- Предлагаю вам выбрать пейзаж и определить настроение, которое он вызывает.

Дети выбирают модель настроения и прикрепляют ее к выбранной картине. Модели отображают различное  настроение (страх, восхищение, задумчивость, радость, грусть и т.д.)

Предложить 2-3 детям аргументировать свой выбор и рассказать о настроении, которое вызывает та или иная картина.

- Когда я смотрю на картину  «Золотая осень» мне становиться  немного грустно, потому что …..

Один и тот же пейзаж  может вызвать у детей различные чувства.

Правило:  Пейзаж всегда вызывает какое-либо настроение.

Поместить модель «настроение» на доску

- Я открою вам небольшую тайну. В каждом пейзаже спрятана своя история. Послушайте и определите, о какой картине эта история:

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах,

На раздутых парусах…

Дети выбирают  подходящий пейзаж  - «Игривая волна», доказывают свой выбор.

- Предлагаю нам   выбрать сказочного героя и поместить его на картину, в которой может быть спрятана его история. Дети  размещают карточки с героями сказок  и составляют небольшой рассказ, почему они выбрали именно эту картину.

Правило: в каждом пейзаже спрятана своя история.

Поместить модель «история» на доску.

Рефлексия

Что мы делали? (играли и смотрели на пейзажи)

Как играли? (находили цвет, части , время и др.)

Зачем? (чтобы составить рассказ по картинам)

- Итак, что бы составить рассказ о пейзаже надо рассказать:

- о цвете,

- об объектах,

- времени,

- о настроении,

- о герое или истории.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-395431-1448737160.jpg

http://userdocs.ru/pars_docs/refs/98/97662/97662_html_54ba5614.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению рассказов по собственным рисункам»

Проект совместной деятельности педагога с детьми Тема:  Обучение рассказыванию по собственным рисункам детей старшей группыЦель:  обучение составлению  рассказов с использованием с...

Опыт применения адаптированных методов инновационной технологии ОТСМ-ТРИЗ в обучении детей 6-7 лет составлению рассказов по картине

Согласно ФГОС  ДО "речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры ......."Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать з...

"Предварительная работа педагога при обучении детей составлению рассказов по пейзажу"

Материал будет интересен воспитателям детей старшего дошкольного возраста, использующим в своей работе технологию ТРИЗ....

Методическая разработка творческого проекта "Совершенствование умений детей при работе с ножницами и клеем"

Данная методическая разработка будет полезна воспитателям старших групп, для разработки собственного аналогичного проекта, так и для проведения образовательной деятельности по теме «Совершенство...

Составление рассказа по пейзажу

Составление рассказа по пейзажу с использованием приемов ТРИЗ...