Конспект НОД по патриотическому воспитанию.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Солонина Марина Андреевна

Данный материал преставляет собой интегрированное открытое НОД, цель которого: систематизировать представления о России, активизировать и актуализировать словарь по теме «Наша Родина — Россия», развивать зрительное восприятие, внимание, мышление, воспитывать гордость за родную страну, развивать навыки сотрудничества в игре, активность, инициативность, самостоятельность, воспитывать любовь к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

        Конспект НОД по патриотическому воспитанию.

Возрастная группа: Подготовительная

Тема НОД: «Наша Родина — Россия »

Направление образования и развития (образовательная область): Речевое развитие

Цели и задачи: 

  •  Систематизировать представления о России, активизировать и актуализировать словарь по теме «Наша Родина — Россия».
  • Развивать диалогическую речь, фонетические представления 
  • Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление.
  • Воспитывать гордость за родную страну.
  • Развивать навыки сотрудничества в игре, активность, инициативность, самостоятельность.
  • воспитывать любовь к родине

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: Предварительная работа:

  • Рассматривание глобуса, географического атласа и карты России, заучивание названий морей, рек, озер, гор, городов.
  • Чтение произведения В. Степанова «Моя Родина Россия».
  • Разучивание стихотворений С. Есенина «Береза», З. Александровой «Родина».
  • Прослушивание гимна России, песни «С чего начинается Родина» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского).
  • Беседа о малой родине.

Оборудование и материалы:

  • карта, герб, флаг Российской Федерации;
  • карточки со схемами слов и со словами;
  • иллюстрации: портрет С. Есенина, природа России на картинах Е. Волкова «В березовой роще», М. Шишкина «Березовая роща», «Рожь», «Дубы»;
  • глобус, картинки на тему «Россия», мяч, макет березы;
  • карточки со словами для упражнения «Составь предложение» (в конвертах), ленточки.

                                       Ход НОД

Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы…
В. Степанов

Воспитатель: — Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие по нашей Родине. На чем можно путешествовать?

Дети: — На самолете, машине, автобусе, корабле, поезде, велосипеде…

Воспитатель: — Начинаем наше путешествие по России. Что вы видите на карте?

Дети: — Это карта  нашей страны.

— На коврик похожа на разноцветный,
Или на фантик пестрый конфетный,
Или, быть может, на покрывало —
Красок на карте мы видим немало.
На ней все на свете сейчас мы найдем:
Вот город любимый, в котором живем.
Вот озеро, речка, а это — гора,
И Северный полюс нашли мы, ура!
Расскажет нам много умная карта —
Про тундру, где чумы, олени и нарты.

Посмотрим на юг — зреют там апельсины,
И в море лазурном играют дельфины.
Живем мы в большой и красивой стране,
Но страны другие тебе или мне,
Конечно же, тоже стыдно не знать.
Сумей их на карте скорей отыскать!
Н. Кнушевицкая

Воспитатель демонстрирует «флаг России».

Дети: — Это флаг России: на нем белая, синяя и красная полосы. 
Воспитатель: Что означает белый цвет? 
Дети: Белый цвет – это мир, чистота. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она на другие страны не нападёт.
Воспитатель: Что означает синий цвет? 
Дети: Синий цвет – это верность, честность, что народ любит свою страну, защищает и защитит её, всегда ей будет верен. 
Воспитатель: Что означает красный цвет? 
Дети: Красный цвет – это цвет мужества, силы, смелости. С давних времен наши воины защищали свою землю, Родину и всегда побеждали врагов, это цвет крови, пролитой людьми за свою Родину. 

— Флаг России. Он трехцветный,
Гордый, яркий и заметный.
Выше флаг держи, Россия!
Ты должна быть самой сильной!
Н. Нищева

Воспитатель демонстрирует  изображение герба России.

Дети: — Это герб России: на нем изображен двуглавый орел.

Российский герб — орел двуглавый.
Прекрасен гордой птицы вид.
Он бережет России славу,
Ее границы сторожит.
Н. Кнушевицкая

Воспитатель: У России величавой
На гербе орел двухглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый
Он – России дух свободный.

Гимнастика для глаз под музыку.

«Смотрит вправо, смотрит влево

Любопытный мальчик Сева,

Смотрит вверх он, смотрит вниз

До носочков дотянись».

«Моргание».

«Глазки отдыхают».

«Смотрим вдаль».

Воспитатель демонстрирует слайд с изображением московского Кремля.

Дети: — Это Москва — столица России.

Воспитатель: — Почему вы так решили?

Дети: — Потому что на фотографии мы видим Кремль.

Воспитатель демонстрирует изображение (фото) березы.

Дети: — Это береза.

Воспитатель: -Как береза связана с Россией?

Дети: — Березу считают символом России.

— Деревце это —
Как будто картина,
Оно чуть похоже
На далматина.
А все потому,
Что на стволике белом
Пятнышки тоже
Разбросаны смело.
Весною березка
Наденет сережки,
Ну а потом —
Подождите немножко —
Зеленые кудри распустит она,
И станет красивее наша страна.
Н. Кнушевицкая

Воспитатель демонстрирует изображение (фото) каравая.

Дети: — Это каравай хлеба: в России встречают караваем гостей.

Педагог прикрепляет к доске карточку со словом «Россия».

Воспитатель: -Послушайте, как написал о России, о ее необъятных просторах русский поэт Сергей Александрович Есенин (прикрепляет к доске портрет поэта).

Гой ты, Русь моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.

Воспитатель: — Каким словом называет поэт Россию?

Дети: — Сергей Есенин назвал ее Русью.

Воспитатель: — Так называли Россию в старину (прикрепляет к доске карточку со словом «Русь»). Мы живем в стране с красивым именем — Россия. Много замечательных, красивых стран есть на Земле, но Россия для нас — единственная, необыкновенная земля, потому что она — наша Родина. Почему мы так говорим?

Дети: — Это наша Родина, потому что мы здесь родились

Педагог прикрепляет к доске карточку со словом «Родина».

Воспитатель: — Почему мы зовем Россию Отечеством?

Дети: — Мы зовем Россию Отечеством потому, что в ней жили наши отцы и деды.

Педагог прикрепляет к доске карточку со словом «Отечество».

Пальчиковая гимнастика «Путешественники»

Мы летим на самолёте.

Высоко-высоко. /Руки поднимаем в стороны и делаем взмахи/.

Мы плывём на пароходе.

Далеко, далеко. /Волнообразные движения руками/.

На ракете мы летим. / Складываем ладони вместе, поднимаем вверх/.

Быстро на машине мчим. /Зигзагообразные движения рукой/.

А теперь на паровозе. / Руки сгибаем в локтях, сжимаем кулаки,

ух- чух – чух! Чух- чух- чух! вращаем руками/.

Быстро – быстро мчится поезд,

Во весь дух, во весь дух.

А теперь мы отдохнём, /Кладём руки на колени/.

Завтра снова в путь пойдём. /Шагают на месте/.

Воспитатель: — Россия — необъятная страна, она занимает огромную территорию. Наша Родина такая большая,
что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займет целую неделю, а на самолете придется лететь целый день. Много поэтов, писателей, композиторов, художников создали замечательные произведения о нашей большой Родине.

Чтение стихотворений детьми.

Родина! Россия! Русь!
Как тобою я горжусь!
Горы самые высокие,
Реки самые глубокие,
Степи самые раздольные,
Люди гордые и вольные,
Все бойцы самоотверженны,
Все твои враги повержены.
Ты стремись вперед, как птица,
Будут все тобой гордиться!
Н. Нищева

В России небо синее
И звезды золотые.
Леса зимою в инее,
Как лес, поля густые

Моря у нас глубокие,
Морей не перечесть,
Вершины гор высокие
У нас в России есть.

Равнины неоглядные,
Степей простор широкий,
Деревни ненаглядные,
Где наших рек истоки.

И люди здесь душевные
По берегам живут,
И песни их напевные
Так за душу берут.
В. Нищев

Березовые рощи,
Пшеничные поля,
От края и до края
Родная мне земля.
Любимые просторы
И синь широких рек.
Я — гражданин России,
Счастливый человек!
Н. Кнушевицкая

Воспитатель :Ребята а как называется наша малая родина?

Дети: Наша малая Родина – Балашов.

Ребята, а давайте составим рассказ о нашем городе, я буду задавать вам вопросы,а вы на них отвечайте:

  1. Воспитатель :В каком городе мы живем?

Дети: Мы живём в городе - Балашов.

  1. Воспитатель : Как называют жителей нашего города?

Дети: Жителей города зовут  - Балашовцы.

  1. Воспитатель : На берегу какой реки расположен наш город?

Дети: Наш город расположен на берегу реки Хопер.

  1. Воспитатель : Какие улицы нашего города вы знаете?

Дети: В городе есть много улиц…

  1. Воспитатель : На какой улице находится наш детский сад?

Дети: Наш детский сад находиться на улице Спортивная.

  1. Воспитатель : Что растет на улицах нашего города?

Дети: На улицах города растут деревья, цветы, кустарники.

  1. Воспитатель : Любите ли вы свой город?

Дети: Мы очень любим свой… город.

Упражнение «Придумай предложение».

Воспитатель прикрепляет к доске карточки со словами Родина, Отечество, Москва, Россия, Балашов.

Воспитатель: — Прочитайте слова.  Работайте дружно, все вместе.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: — Вы все молодцы, справились с очень трудным заданием!

Физ. Минутка.

Смотри скорей, который час,

Тик-так,тик-так,тик-так.

Налево — раз! Направо — раз!

Мы тоже можем так.

Чтоб стать похожим на орла

И запугать собак,

Петух расправил два крыла...

Мы тоже можем так. (Дети вытягивают руки, плавно поднимают и опускают их.)

Пастух в лесу трубит в рожок —

Пугается русак.

Сейчас он сделает прыжок...

Мы тоже можем так. (Дети приседают на корточки, поднимают руки к голове, вытягивают указательные пальцы, изображая заячьи уши, прыгают на месте.)

Упражнение «Подбери пару».

Воспитатель: — Вы знаете много российских городов, рек, озер. Давайте образуем из них пары. Если я произношу название города и бросаю мяч, вы ловите мяч и подбираете второе название города, если на-
звание реки — подбираете название реки, возвращая мяч мне. (Например: Москва — Санкт-Петербург,
Нева — Москва, Волга — Ангара, Анапа — Ростов.)

Педагог устанавливает макет березы.

Воспитатель: — Как вы думаете, за что русские люди любят березу?

Ответы детей.

Воспитатель: — Русская береза — это краса и гордость России. В старину весной березу наряжали и водили
вокруг нее хороводы.

Воспитатель: — На Руси верили, что если что-то пожелать и повязать ленточку к дереву, то пожелание сбудется. (Раздает ленточки.) Говорите, что вы желаете нашей Родине, и прикрепляйте к березке свою ленточку.

Дети: — Я хочу, чтобы Россия была всегда красивой. Я хочу пожелать своей Родине счастья.

Рефлексия.

-Что вам понравилось больше всего?

-Что вам не понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по патриотическому воспитанию "Подвиг дедов помним и чтим"

Сообщение детям начальных знаний о войне. Знакомство с историческим прошлым России. Воспитание патриотических чувств. Закрепление знаний о достопримечательностях родного города....

Конспект занятия по патриотическому воспитанию "Что мы знаем о пионерах-героях"

конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе на тему: «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов»

Знакомство детей с первыми историческими фактами образования Руси,  с укладом жизни древних славян. с народными героями - богатырями Ильёй муромцем, Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем....

Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Наша Родина - Россия»

Конспект занятия по патриотическому воспитанию, которое дает детям первые понятия о Родине, о родной земле, вызывает чувство гордости за своих земляков....

Конспект занятия по патриотическому воспитанию

Тема: «С любовью по родному краю» Цель.Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях людей, живущих в Чулыме. Продолжать формировать интерес к своему краю, вызывать чувс...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе " Недаром помнит вся Россия".

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе " Недаром помнит вся Россия"....

Патриотическое воспитание в младшей группе. Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Белая береза» (младшая группа)

Цель. Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, к родному краю, к своему народу. Формировать образ белоствольной красавицы-березы; учить передавать в рисунке характерные особенности бе...