Игра как средство взаимодействия с детьми с ОВЗ и их родителями
статья по развитию речи (средняя группа) на тему

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. В игровой деятельности ребенок развивается со всех сторон и не маловажно как играют с ребенком родители дома, умеют ли они играть с ним! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_konferentsii_blohina_n.g._det.sad_86.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад к конференции: «Игра как средство взаимодействия с детьми с ОВЗ и их родителями».

Дошкольный возраст является ответственным этапом детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

Игра в дошкольном детстве имеет высокое развивающее значение и является ведущим видом деятельности.

Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.) и т.д.

До конца 60-х даже среди профессионалов существовало заблуждение относительно игры у детей с ОВЗ – это было мнение, согласно которому такие дети не играют либо, потому что они не хотят, или потому что они не нуждаются в этом (McConkey, 1985). Постепенно  взгляд на игру детей с ОВЗ меняется, но, в основном, специалисты, работающие в специальном образовании, делают акцент на интеллектуальном и образовательном аспектах. Их усилия, в первую очередь, направлены на коррекцию нарушений, а не на следование основным закономерностям развития ребенка.

Безусловно,  все дети любят играть! А все ли  умеют играть? Кто учит детей играть? А умеют ли играть дети с нарушениями в развитии? (ДЦП, аутизм, ЗПР, умственная отсталость). Они любят играть, но, к сожалению, не умеют.   При работе с семьями, имеющими детей с ОВЗ, наблюдаются случаи, где родители не знают как вести себя в определенных ситуациях с собственным ребенком даже в бытовых условиях.  Наша задача научить родителей играть с детьми. Ведь большинство родителей этого делать не умеют.

Для обучения  родителей техникам игрового взаимодействия нами была выбрана техника, предложенная К. Ханфом – направляемая ребенком интеракция (взаимодействие) (НРИ). 

При  использовании НРИ родителей обучают определенным формам поведения в паре с ребенком. Основной целью применения НРИ является коррекция негативных поведенческих реакций взаимодействия ребенка и родителя. При этом используется определенная система положительного подкрепления адекватного поведения ребенка, которому отводится роль лидера.

      В НРИ выделяют несколько приемов: НРИ «Не делай»: «Не командуй», «Не задавай вопросов», «Не критикуй», НРИ – «Делай»: Описание, Отражение,  Имитация,  Похвала,  Игнорирование, НРИ – сочетание разных приемов.

     Первоначально приемы демонстрируются родителям  в рамках специальных дидактических сессий. Дети на такой сессии не присутствуют, поэтому родители могут сфокусировать все свое внимание на том, что им показывают. Общим требованием будет то, что ребенок должен в игре являться ведущим, а родитель – ведомым. После этого специалист описывает каждый прием. Приводит обоснование и демонстрирует его использование. Приемы показываются в определенной последовательности. После того, как показаны все приемы по отдельности, педагог демонстрирует, как можно их использовать в сочетании. После демонстрации приемов родителям предлагается поучаствовать в ролевой игре вместе с педагогом. После освоения техники переходят к регулярной практике.

Например, НРИ – «Не делай»:

«Не командуй»

Родителей предубеждают о том, что в ходе сессий они должны избегать давать ребенку какие-либо команды. Команды могут быть прямыми (например, «дай мне эту куклу!»), другие непрямыми. Непрямые команды также предполагают подчинение ребенка воле родителя. «Скажи: «Кубик» (прямая команда), «Давай построим домик» - непрямая команда.

«Не задавай вопросов»

Родителей просят не задавать ребенку в процессе НРИ никаких вопросов. Вопросы могут помешать ему, чувствовать себя в роли лидера.

Например, родитель спросит у ребенка: «Не мог бы ты написать это слово на доске?», ребенок воспринимает это как команду. Родитель им будет восприниматься как хозяин.

«Не критикуй»

Родителей также просят не критиковать. «Разве это круг, это похоже на квадрат» - критика. Критические замечания негативным образом отражаются на самооценке ребенка.

Например, Ребенок (взяв красный кубик): «зеленый»

Родитель: «ты взял красный кубик» (родитель поправляет ребенка, избегая при этом критики).

НРИ – «Делай»

Описание

Родителям предлагается описывать хорошее поведение ребенка в момент совершения им тех или иных действий. Поскольку описание деятельности является мощным фактором, способствующим ее закреплению, следует избегать описания плохого поведения.

Отражение

Помимо обучения  родителей описанию действий ребенка, их учат отражать его удачные высказывания. Отражение представляет собой повторение того, что ребенок только что произнес. Однако при этом не обязательно использовать те же самые слова, что и он. Главное, чтобы новое высказывание выражало тот же смысл. Например, если ребенок, подходя к доске, говорит: «Я порисую», родитель может сказать: «Ты хочешь порисовать на доске».

Имитация

Обучение родителей имитировать хорошее поведение ребенка. Например, ребенок начинает строить башню из кубиков, родитель говорит: «Ты строишь башню. Я тоже хочу построить башню»

Похвала

Родителей учат хвалить ребенка за хорошее поведение. Похвала может быть связана или не связана с обозначением конкретных действий.

Игнорирование

Родители должны научиться игнорировать плохое поведение ребенка в ходе НРИ. Игнорирование позволяет блокировать попытки ребенка привлечь к себе внимание плохим поведением.

НРИ – сочетание разных приемов

Ребенок принимается доставать из коробки кубики.

Мама: «да, это кажется, кубики (отражение). Ты хороший мальчик, разговариваешь с мамой! (похвала с обозначением конкретного действия).

Ребенок: «мама, помоги!»

Мама: «ты просишь меня достать кубики из коробки» (отражение). «Посмотри – это красный кубик, а это – синий (описание) и т.д.»

Таким образом, при работе с детьми, имеющими отставание в развитии, НРИ способствует развитию интеллектуальных и речевых возможностей. Помимо того, что дети с задержкой развития часто имеют речевые нарушения. Многие из них не обладают даже элементарными игровыми навыками, и это существенно ограничивает их в освоении окружающего мира.

Логопед: Н.Г. Блохина

Ссылки:

1.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Гл. ред. Запорожец А.В.; АПН СССР. - М.: Педагогика, 1983. - Т.5: Основы дефектологии. - 367 с.

2..Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995. - 527 с.

3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта – М.: Просвещение, 2005. 

4. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов /Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. - М.: Полиграф сервис, 2002. - 128 с.

5. Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая  программа «ЛЕКОТЕКА»,  А.М. Казьмин, Е.А. Петрусенко, Г.А. Перминова, А.И. Чугунова, А.М.Пайкова, Склокина Н.А.

6. Казьмин А.М., 2008  /Из электронного учебного пособия «Клиническая психология раннего детства», Москва, МГППУ, 2008/

7.Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовки к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М.: Владос, 1997. - 303 с.

8. Методические рекомендации по организации деятельности лекотек и служб ранней помощи./А.М. Казьмин, Е.А. Петрусенко, А.И. Чугунова, В.Н. Ярыгин. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2011 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения "Взаимодействие с детьми "группы риска".

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА» Рекомендации для музыкальных руководителейАгрессивные детиПсихологические этюды – упражнения на саморегуляциюРабота с иллюстрациями – придумыв...

Игры и упражнения "Взаимодействие с детьми "группы риска".

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА» Рекомендации для музыкальных руководителейАгрессивные детиПсихологические этюды – упражнения на саморегуляциюРабота с иллюстрациями – придумыв...

Игры и упражнения "Взаимодействие с детьми "группы риска".

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА» Рекомендации для музыкальных руководителейАгрессивные детиПсихологические этюды – упражнения на саморегуляциюРабота с иллюстрациями – придумыв...

Дидактические игры как средство овладения грамотой детьми

Использование дидактических игр является неотъемлемой частью занятий по обучению грамоте. Чтобы занятия проходили разнообразно и увлекательно, чтобы они имели хорошие результаты, чтобы дети и воспитат...

Интерактивные игры, как средства взаимодействия ДОУ и семьи

Добрый День, уважаемые коллеги! Сегодня я представлю доклад на тему: «Интерактивные игры, как средства взаимодействия ДОУ и семьи».   Ведущей деятельностью дошкольника является и...

Презентация на тему: "Интерактивная игра как средство взаимодействия с родителями"

Презентация на тему: "Интерактивная игра как средство взаимодействия с родителями"...

Игры и формы взаимодействия с детьми, исходя из особенностей темперамента

Каждый ребенок уникальный: темп работы и игры; скорость реакций и действий; уровень активности и сензитивности... Эффективное взаимодействие будет в том случае, если будут учтены психологические особе...