патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведения
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

Пименова Мила

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области   основная общеобразовательная школа № 18 города Сызрани

городского округа Сызрань Самарской области

структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования (детский сад), расположенного по адресу:

 ул.П. Морозова, д.56

                                                    Социальный проект

на тему:

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведения»

                                                          Автор проекта:

воспитатель Пименова Л.А

2016 год

Содержание:

1.Актуальность проблемы.

2.Цель проекта.

3. Задачи проекта.

4. Гипотеза.

5. Ресурсное обеспечение.

6. Этапы проведения проекта.

7.  Методы и механизмы реализации проекта.

8.  Ожидаемые результаты.

10. Список литературы.

Проект: краткосрочный.

Вид проекта: познавательный, творческий.

Срок реализации проекта август  2016

Участники проекта: воспитатель, дети, родители воспитанников,                                 музыкальный руководитель.

Возраст: 5-6 лет.

Актуальность проблемы.

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.              

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведения»

Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Цель проекта.

Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию.

Задачи проекта.

1. Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности.

2.Воспитать в детях патриотические качества: любовь к родному  городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

3.Сформировать бережное отношение к родному краю, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Гипотеза.

Не следует ждать от детей и взрослых форм проявления любви к родному городу. Но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цели и задачи проекта выполнены.

Ресурсное обеспечение.

-подбор исторической литературы;

- подбор стихов и художественной литературы о родном городе;

- подбор наглядного  материала  (иллюстрации, фотографии, буклеты, наборы открыток);

- создание условий для проведения открытых мероприятий;

- дидактические игры, выставки книг, рисунков, поделок.

Этапы проведения проекта.

I этап. Информационно-накопительный.

1. Изучение интереса детей для определения целей проекта.

2. Сбор и анализ этнографической литературы для взрослых и детей.

II этап. Организационно-практический.

1. Проведение НОД познавательного цикла.

2. Оформление альбома  «Достопримечательности моего города».

3. Оформление дидактических игр по краеведению.

4. Туристические прогулки по городу.

5. Разучивание стихов и песен о Сызрани.

6. Оформление фотовыставки «Я и мой город»

7. Изготовление макета «Спасская башня Кремля».

8. Словотворчество детей с родителями «Сочиним сказку о городе».

9. Праздник «День города».

III этап. Заключительный.

1. НОД «Моя малая родина – город Сызрань».

2. Выставка продуктов детской деятельности «Милый с детства уголок!».

План реализации  проекта

Мероприятия

Ожидаемый результат

Ответственный

Сроки реализации

ДЛЯ ДЕТЕЙ

Беседа «С чего начинается Родина?».

НОД  познавательного цикла: «Путешествие в прошлое». Знакомство детей с легендой о городе.

Викторина «Ты знаешь свой город?».

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Круглый стол: «Участвуем в проекте «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведения».

Помощь в подборе художественной литературы о городе; иллюстраций, фотографий, наборов открыток.

 

 Повышение интереса детей к знанию с историей возникновения родного города.

Воспитание любви к родному городу, краю.

Активизация родителей к совместной работе по созданию условий для реализации проекта.

Воспитатель

Заместитель СП Колесова Е.А.воспитатель, родители

1-ая неделя

ДЛЯ ДЕТЕЙ

НОД  познавательного цикла: «Путешествие по родному городу».

Дидактическая игра «Угадай, где я нахожусь?».

Оформление альбома «Достопримечательности моего города».

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Посещение краеведческого музея.

Целевые прогулки к достопримечательностям города.

Оформление фотовыставки «Я и мой город».

Консультация «Как привить любовь к родному краю у старших дошкольников».

Углубление знаний о родном городе, его культурных ценностях.

Вовлеченность родителей в реализацию плана проекта.

Воспитатель

Воспитатель, родители

II неделя

ДЛЯ ДЕТЕЙ

НОД  познавательного цикла: «Город Сызрань – прошлое и настоящее».

Разучивание стихов о городе.

Сюжетно – ролевая игра «Экскурсия по городу».

Рисование «Улица нашего города».

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Туристические прогулки по городу.

Совместная творческая деятельность детей и родителей: изготовление макета «Спасская башня Кремля».

Обогащение знаний детей посредством художественной литературы.

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Повышение интереса в реализации плана проекта.  

Реализация совместного творчества родителей и детей.

Воспитатель

Воспитатель, родители

III неделя

ДЛЯ ДЕТЕЙ

Беседа «Чем славится город Сызрань?»

Творческие рассказы детей «Город, в котором я живу».

Подвижные игры Народов Поволжья.

Выставка детского рисунка «Милый с детства уголок!»

Разучивание песен, частушек.

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Словотворчество детей с родителями: «Сочиним сказку о городе».

Праздник «День города».

Повышение интереса и желания играть в русские народные игры.

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Создание радостного настроения.

Реализация совместного творчества родителей и детей.

Воспитатель, музыкальный руководитель

Воспитатель, родители,  музыкальный руководитель

IV неделя

Ожидаемые  результаты

- Сформированы знания детей о родном городе: история, символика, достопримечательности.

- Сформированы у детей навыки патриотизма: любовь к родному  городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

- Сформировано у детей бережное отношение к родному краю,  желание принимать активное участие  в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, других видах деятельности.

- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.

Список литературы

1.  «Город Сызрань. Очерки географии, истории, культуры, экономики».

    том 1 и 2,  Сызрань, Ваш взгляд,2008 г. Редактор- составитель,

    руководитель проекта Мочалова Е. Г.

2. М. Бондаренко  «Артемкины  истории и мамины сказки»

    Сызрань, Ваш взгляд, 2008 г.

3. « Сызрань литературная. Антология».

    Самара, Ларец, 2008 г.

4. «Сызрань – годы и люди. Историко-экономические очерки».

    Куйбышевское книжное издательство, 1983 г.

5. В. Н. Журавлева «Проектная деятельность старших дошкольников».

    Издательство «Учитель», Волгоград, 2009 г.

6. «Детский сад – семья: аспекты взаимодействия». Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей./ автор-составитель. Глебова С. В.- Воронеж: Ч П Лакоценин С. С., 2007 г.

7. С. В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду» - М.: ВАКО,

    2009 г.

8. М. В. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России».

    М.: Скрипторий 2003, 2008 г.

9. М. Ю. Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду».

    М.: Линка-пресс, 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства

Материалы содержат  отчет о проделанной работе с дошкольниками по патриотическому воспитанию.  Расскрыты формы и методы работы с детьми и их родителями....

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами национальной культуры

Балаева Татьяна ЕвгеньевнаМБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок»Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами национальной культуры.    Как и вся Росси...

Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста путём краеведения.

Консультация для родителей по нравственно- патриотическому воспитанию....

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством краеведения и музейной педагогики».

Уважение к культурному наследию народа  - это о проявления внутренней культуры человека. Ценности отражаются на духовно-национальных началах, патриотических идеях, берущих началь в народной...

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведения»

Целью данного материала является воспитание гражданина, любящего и знающего  свой край; зажечь искорки любви к родному краю, его истории икультуре. Решением данной проблемы стало реализация проек...

Особенности планирования работы нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Центр краеведения и нравственно-патриотического воспитания с детьми в младшей группе

Представлен опыт, система и последовательность информационной базы для нравственно - патриотического центра в средней группе...

Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами физического воспитания

Одним из важнейших направлений военно-патриотического воспитания является физическое воспитание подрастающего поколения. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста возможно через ор...