«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством краеведения и музейной педагогики».
методическая разработка (старшая группа) на тему

 

Уважение к культурному наследию народа  - это о проявления внутренней культуры человека. Ценности отражаются на духовно-национальных началах, патриотических идеях, берущих началь в народной культуре.Мы живем на Ямальской земле, а для многих наших воспитанников – это и есть «малая Родина».Ребенок должен знать историю своей Родины, края, где родился и вырос. Именно поэтому воспитание дошкольников, проживающих в регионах, где коренными жителями являются «малые народы», с опорой на истоки культуры этих народов, обусловлено современным подходом к обновлению содержания дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patriot_kurbanaeva.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

 «Патриотическое воспитание детей  дошкольного возраста посредством  краеведения и музейной педагогики».

Автор:

Воспитатель Л. Н. Курбанаева

г. Новый Уренгой

2015 г

СОДЕРЖАНИЕ

1.    ВВЕДЕНИЕ

2.   СОЗДАНИЕ МУЗЕЯ – ТРУДНО,

      НО ИНТЕРЕСНО И    ПОЛЕЗНО

   3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   4. СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, и укреплении и развитии народных обычаев и традиций. Забота о передаче подрастающим поколениям житейского и духовного опыта.

Еще несколько лет назад из сферы нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения изымался огромный культурный пласт- уклад народной жизни носителей этнических традиций в окружающем социуме.

Мы пришли к необходимости признания того, что патриотизм выражается в преданности высшим нравственным ценностям народа, опирается на духовные начала, Именно поэтому воспитание дошкольников, проживающих в регионах, где коренными жителями являются «малые народы», с опорой на истоки культуры этих народов, обусловлено современным подходом к обновлению содержания дошкольного образования.

«Плох тот народ, который не помнит, и не ценит, и не любит своей истории» сказал художник В.Васнецов. Ребенок должен знать историю своей Родины, края, где родился и вырос. Уважение к культурному наследию народа  - это о проявления внутренней культуры человека. Ценности отражаются на духовно-национальных началах, патриотических идеях, берущих началь в народной культуре.

Мы живем на Ямальской земле, а для многих наших воспитанников – это и есть «малая Родина». Неповторимый облик родной природы, легенды и сказки северных народов, их самобытность – все это, проходя через сознание и чувства, становиться частью человеческой судьбы. И как бы не менялось наше общество и наша жизнь, чтобы в ней не происходило, необходимые человеку качества должны быть всегда: это любовь к близким, к своему дому, городу, Родине и природе. А северный народ – это пример ярчайшей любви к своему краю, к своей земле.

Создание музея – трудно, но интересно и полезно

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующей большой личной убежденности и вдохновения. Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая может проводиться в детском саду, по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьей. Это весьма кропотливая работа и должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по всем направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.

Наибольшую трудность у воспитателей вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей город, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно надо умерь преподнести материал доходчиво, понятно эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя кругозор знаний.

Ребенок лучше усваивает материал если создавать условия, в которых он через осязание, действия с предметами обогащает свой мир. Исходя из этого в детском саду «Морозко» был создан мини-музей «Мой любимый Ямал». Созданию музея предшествовал подготовительный этап. Это формирование у детей определенных знаний о городе, крае, воспитание интереса к истории края, и к истории города, осознанному отношению к тому, что их окружает через ряд мероприятий:

1.Разработали серии прогулок-экскурсий, бесед, наблюдений;

2. Создавали фотоальбомы о городе, крае, его природе;

3. Активно сотрудничали с общественными организациями города (городской музей, музей ООО УГД, ЦНК, детская библиотека).

В результате проведенной работы в личностном и познавательном развитии детей произошли следующие изменения:

  1. Сформировалось некоторое представление о родном городе;
  2. Умение ориентироваться в городе;
  3. Понимание красоты и привлекательности города и его окрестностей.

    Работа по непосредственному созданию в детском саду мини-музея шла в двух направлениях.

    1.Совершенствование профессиональной подготовки педагогов по патриотическому воспитанию детей. А итог этого издание методички «Приобщение детей к культуре народов Ямала»

    2.Приобщение родителей к совместной деятельности детей и родителей.

   Наверное, любой музей – это «машина времени» вполне достаточно немного фантазии, чтобы глядя на музейные экспонаты окунуться в атмосферу прошлого и настоящего.

Экспозиция нашего музея собрана по крупицам. Многое сделано сотрудниками детского сада. Привлекали к этому непростому делу и родителей детей. Все отнеслись очень серьезно и приносили разные диковинки из глины, меха и дерева.

      В музее дети могут увидеть, потрогать разнообразные предметы быта ненцев: пояса повязки кошельки с разнообразными узорами из бисера. Большой интерес у детей вызывает экспозиция одежды, украшенная узорами северных народов: «заячьи ушки», «локоть лисы».

    Но север это еще и промышленный северный край. Самолеты, вертолеты, современная техника и многоэтажные дома стали также частью экспонатов. А еще в нашем мини-музее можно увидеть экспонат буровой вышки, балки в которых живут газодобыдчики и буровики, есть паутину газопроводов «убегающих» в разные стороны.

     Моими помощниками в проведении экскурсий стали дети из подготовительных и старших групп, а порой даже средних. Дети с большой ответственностью относятся к этой интересной можно сказать работе.

Заключение

Дошкольникам очень нравиться бывать в нашем мини-музее. У них всегда много вопросов, они хотят больше узнать о своем родном крае. И мы, взрослые рады, что у них появляется интерес, как жил и живет родной край и любимый город Новый Уренгой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение издания YMCA-PRESS, 1955. - М.: Наука, 1990. - 224 с.
  2. Быковский В.А. Север Западной Сибири на рубеже третьего тысячелетия. Региональная экономика и социальные проблемы: Монография.- Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2002. - 228 с.
  3. Ващенко А.В. Так рождаются мифы: хантыйская литература и литература коренных американцев: принципы компаративного подхода. Мир Севера. № 6. 2004. С. 35-37.
  4. Головнёв А.В. Кочевники тундры: ненцы и их фольклор- Екатеринбург: УрО РАН, 2004. - 344 с.

5.        Головнёв А.В. Путь к семи чумам // Древности Ямала. Вып.1. - Екатеринбург-Салехард: Изд-во УрО РАН, 2000. С.208-236.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики

Музейная педагогика дает возможность ребёнку представить целостную картину мира, позволяет раскрыть и развить свои способности, помогает осознать  себя гражданином и патриотом, именно она предста...

Патриотическое воспитание старших дошкольников на основе музейной педагогики и краеведения

Патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности,...

"Патриотическое воспитание старших дошкольников на основе музейной педагогики и краеведения"

  Патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственн...

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Нравственное и эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам использования музейной педагогики»

В условиях детского сада трудно создать экспозиции, которые соответствуют требованиям музейного дела. Существует практика, создаваемые в образовательных учреждениях музеи называть мини – музеями....

Трудовое воспитание детейдошкольного возраста

Интерактивная игра " Путешествие по детскому городу профессий "...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ.

В современном мире задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность и является одной из основных задач дошкольного образования – воспитать любовь к Родине. А это и люб...