Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей среднего дошкольного возраста "Насекомые"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Габдрахимова Гульсина Ахкяметдиновна

Цель. Закрепить знания о насекомых (виды, внешний вид, назначение, среда обитания, свойства); продолжать выделять навыки и умение выделять первый звук в слове, твердые и мягкие согласные, делить слова на слоги, «измерять» длину слов; составлять предложения; подбирать синонимы и антонимы; использовать многозначные слова (крыло); подбирать рифму и выразительно читать стихи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye.docx15.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

            по развитию речи детей среднего дошкольного возраста

«Насекомые»

Цель. Закрепить знания о насекомых (виды, внешний вид, назначение, среда обитания, свойства); продолжать выделять навыки и умение выделять первый звук в слове, твердые и мягкие согласные, делить слова на слоги, «измерять» длину слов; составлять предложения; подбирать синонимы и антонимы; использовать многозначные слова (крыло); подбирать рифму и выразительно читать стихи.

Материал и оборудование. Картинки - жук, божья коровка, бабочка, пчела, стрекоза, нарцисс, сирень, роза, василек, мак, ромашка, тюльпан; гнезда диких пчел, соты разной величины; микроскоп с препаратом мушки дрозофиллы; игрушка доктор Айболит.

Методы. Беседа, наблюдение, рассматривание, художественное слово.

Ход занятия

  1. Фонетическая разминка

Воспитатель. Наступила осень. Стало пасмурно, холодно. Все живое готовится к зиме.

Ребенок читает стихотворение В.Берестова «Тучка»

Воспитатель. О каком времени года говорится в стихотворении? Как описывает поэт настроение?

Дети. Об осени: идет дождь, на душе грусть, но становится весело, когда солнышко. Тогда мы видим радугу.

Воспитатель. Да, совсем недавно мы слышали веселые песенки разных насекомых. А какие вы знаете?

Дети. Песенку жука - «жужжалочку». Он жужжит.

Все вместе читают чистоговорку:

Не жужжу, когда лежу,

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

Дети. Еще мы знаем песенку комарика - «ззз-зуделочку». Он зудит: «Зу-зу-зу, захочу и укушу». А у змеи шипелочка (шу-шу-шу, потихонечку шуршу). А у стрекозы - «стрекоталочка» - тр-тр. (Показывают, как стрекоза лапками трет и стрекочет).

Воспитатель. Но самые веселые, звонкие, нежные и «ароматные» песенки, конечно у ...

Дети. У цветов.

Воспитатель. Какие цветы особенно любят звенеть?

Дети. Колокольчики (показ картинки).

Воспитатель. Давайте покажем, как поет колокольчик.

Мальчики поют низко «з-з-з», а девочки тонко и нежно «зъ-зь-зъ» (повторяют несколько раз, порознь и вместе).

Воспитатель. А что еще может звенеть? (Показ колокола.).

Дети. Звонок, колокольчик.

Воспитатель. Давайте сделаем колокольчик - колокол (пальчиковая гимнастика) и споем песенку колокола.

Колокольчик все звенит,

Язычком он шевелит.

Дзинь - дон, дзинь - дон,

Колокольный льется звон.

  1. Деление слов на слоги

Дидактическая игра «Собери букет»

Воспитатель. Мы пришли на красивую поляну, на которой растет очень много разных цветов. (Показ картинок. Дети называют цветы, выделяя голосом первый звук: р — ромашка, м —мак, н — нарцисс.). Вот мы и собрали букет. А сейчас мы поиграем. К нам прилетели наши веселые друзья - насекомые. (Показ картинок. Дети называют жук, пчела, бабочка.) Но они грустные, так как потеряли свои домики. Поможем им?

Дидактическая игра «Кто с кем дружит»

Воспитатель. Что бы найти домик насекомому, нужно определить длину его названия, например, слова « жук », и выбрать равное ему слово - цветок. Для жука это будет мак (одна часть). А пчела где будет жить?

Дети. Пче - ла - две части. Для нее домиком могут стать нар - цисс, тюль - пан, ро - за, си - рень. Ба-боч-ка - три части: она может поселиться в таких цветах, как ро-маш-ка, ва-си-лек.

Воспитатель. Слышите, как они вас благодарят?

Дидактическая игра «Подскажи слово»

Воспитатель. Вот какие чудесны истории случаются с цветами. Однажды я слышала разговор жука и лютика, но некоторые слова я забыла, а вы поможете их вспомнить. (Чтение стихотворения Р.Сефа « Разговор жучка и лютика» с подбором рифмующихся слов.)

  • Лютик, лютик, что хохочешь?
  • Да, ведь ты меня... (щекочешь).

Так листочки мне.. .(щекочешь),

Что не хочешь -... (захохочешь).

  1. Физкультминутка

Народная песенка «Божья коровка». Под музыку дети выбирают ведущего - «божью коровку» - и поют:

Божья коровка, полети на небо,

Принеси нам хлеба Черного, белого,

Только не горелого.

Ведущий поет: «Будет солнце - полечу (дети поднимают руки - крылья). Будет дождик - посижу» (складывают руки - крылья и садятся).

Игра продолжается несколько раз со сменой ведущего.

  1. Связная речь

Дети рассказывают, что есть у бабочки, стрекозы (глаза, крылья, усики, туловище, ножки), рассматривая картинки.

Воспитатель. А какие крылья у бабочки?

Дети. Округлые, большие, цветные.

Воспитатель. У стрекозы?

Дети. Длинные, вытянутые, прозрачные.

Воспитатель. А глаза у бабочки какие?

Дети. Маленькие, крошечные, черные, как точки.

Воспитатель. А у стрекозы,

Дети. Огромные, выпученные, круглые, как шарики.

Воспитатель. А как летает бабочка?

Дети. Тихо порхает, машет крыльями.

Воспитатель. А стрекоза?

Дети. Быстро, стремительно, как вертолет, крыльев не видно.

  1. Самый наблюдательный

Воспитатель. А сейчас у нас будет конкурс на самого наблюдательного. Отгадайте: «Маленькая труженица, всех кормит».

Дети. Пчела.

Воспитатель. А как вы догадались.

Дети. Она медом угощает людей, разных зверей, например медведя, и своих деток - пчелок. Она много работает, трудится.

Воспитатель. Найдите дом пчелы и скажите, как он называется.

Дети. Улей. (Находят)

Воспитатель. А как устроен ее дом? Куда пчела собирает мед? Как она его

«делает»?

Дети. У домика много тонких, серых стенок; вход малюсенький. Внутри соты - чашечки для меда. А мед пчела делает из цветочной пыльцы. (Рассматривают соты и ульи разной величины и соединяют их по размерам.)

Воспитатель. Какие ульи? А соты?

Дети. Улья большие, а соты маленькие, а вот эти еще меньше, совсем малюсенькие, крохотулечки. Там живет маленькая семейка пчел.

  1. Дидактическая игра на многозначное слово.

Воспитатель. Что же общего у всех насекомых, о которых мы сегодня говорили?

Дети. У них есть крылья, они умеют летать.

Воспитатель. Да, они умеют летать, потому что у них есть крылья. А у кого или у чего еще есть крылья? (Показ картинок: пчела, птица, летучая мышь; самолет, мельница, машина.) А для чего машине нужны крылья?

Дети. Чтобы она не пачкалась, когда едет по грязной дороге.

Воспитатель. А мельнице?

Дети. Чтобы муку делать, из которой пекут хлеб.

  1. Сюрпризный момент

Воспитатель. К нам пришел доктор Айболит. Он принес микроскоп -прибор, который делает очень маленькое большим. (Рассматривание мушки.) Какие у нее ножки? Сколько их? Какие крылышки? Туловище? Спасибо тебе, доктор Айболит. Теперь мы знаем, что есть такие крошечные, невидимые невооруженным глазом существа. Они могут быть опасными - это микробы, поэтому мы будем...

Дети. Мыть руки, овощи, фрукты. Пить только кипяченую воду.

Воспитатель. Вот и закончилась наша прогулка на веселую осеннюю полянку. Попрощаемся с друзьями, ведь зимой они спят, прячутся в земле.

Дети. До свидания, до скорого свидания весной!