Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей среднего дошкольного возраста "Насекомые"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Цель. Закрепить знания о насекомых (виды, внешний вид, назначение, среда обитания, свойства); продолжать выделять навыки и умение выделять первый звук в слове, твердые и мягкие согласные, делить слова на слоги, «измерять» длину слов; составлять предложения; подбирать синонимы и антонимы; использовать многозначные слова (крыло); подбирать рифму и выразительно читать стихи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasekomye.docx | 15.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по развитию речи детей среднего дошкольного возраста
«Насекомые»
Цель. Закрепить знания о насекомых (виды, внешний вид, назначение, среда обитания, свойства); продолжать выделять навыки и умение выделять первый звук в слове, твердые и мягкие согласные, делить слова на слоги, «измерять» длину слов; составлять предложения; подбирать синонимы и антонимы; использовать многозначные слова (крыло); подбирать рифму и выразительно читать стихи.
Материал и оборудование. Картинки - жук, божья коровка, бабочка, пчела, стрекоза, нарцисс, сирень, роза, василек, мак, ромашка, тюльпан; гнезда диких пчел, соты разной величины; микроскоп с препаратом мушки дрозофиллы; игрушка доктор Айболит.
Методы. Беседа, наблюдение, рассматривание, художественное слово.
Ход занятия
- Фонетическая разминка
Воспитатель. Наступила осень. Стало пасмурно, холодно. Все живое готовится к зиме.
Ребенок читает стихотворение В.Берестова «Тучка»
Воспитатель. О каком времени года говорится в стихотворении? Как описывает поэт настроение?
Дети. Об осени: идет дождь, на душе грусть, но становится весело, когда солнышко. Тогда мы видим радугу.
Воспитатель. Да, совсем недавно мы слышали веселые песенки разных насекомых. А какие вы знаете?
Дети. Песенку жука - «жужжалочку». Он жужжит.
Все вместе читают чистоговорку:
Не жужжу, когда лежу,
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Дети. Еще мы знаем песенку комарика - «ззз-зуделочку». Он зудит: «Зу-зу-зу, захочу и укушу». А у змеи шипелочка (шу-шу-шу, потихонечку шуршу). А у стрекозы - «стрекоталочка» - тр-тр. (Показывают, как стрекоза лапками трет и стрекочет).
Воспитатель. Но самые веселые, звонкие, нежные и «ароматные» песенки, конечно у ...
Дети. У цветов.
Воспитатель. Какие цветы особенно любят звенеть?
Дети. Колокольчики (показ картинки).
Воспитатель. Давайте покажем, как поет колокольчик.
Мальчики поют низко «з-з-з», а девочки тонко и нежно «зъ-зь-зъ» (повторяют несколько раз, порознь и вместе).
Воспитатель. А что еще может звенеть? (Показ колокола.).
Дети. Звонок, колокольчик.
Воспитатель. Давайте сделаем колокольчик - колокол (пальчиковая гимнастика) и споем песенку колокола.
Колокольчик все звенит,
Язычком он шевелит.
Дзинь - дон, дзинь - дон,
Колокольный льется звон.
- Деление слов на слоги
Дидактическая игра «Собери букет»
Воспитатель. Мы пришли на красивую поляну, на которой растет очень много разных цветов. (Показ картинок. Дети называют цветы, выделяя голосом первый звук: р — ромашка, м —мак, н — нарцисс.). Вот мы и собрали букет. А сейчас мы поиграем. К нам прилетели наши веселые друзья - насекомые. (Показ картинок. Дети называют жук, пчела, бабочка.) Но они грустные, так как потеряли свои домики. Поможем им?
Дидактическая игра «Кто с кем дружит»
Воспитатель. Что бы найти домик насекомому, нужно определить длину его названия, например, слова « жук », и выбрать равное ему слово - цветок. Для жука это будет мак (одна часть). А пчела где будет жить?
Дети. Пче - ла - две части. Для нее домиком могут стать нар - цисс, тюль - пан, ро - за, си - рень. Ба-боч-ка - три части: она может поселиться в таких цветах, как ро-маш-ка, ва-си-лек.
Воспитатель. Слышите, как они вас благодарят?
Дидактическая игра «Подскажи слово»
Воспитатель. Вот какие чудесны истории случаются с цветами. Однажды я слышала разговор жука и лютика, но некоторые слова я забыла, а вы поможете их вспомнить. (Чтение стихотворения Р.Сефа « Разговор жучка и лютика» с подбором рифмующихся слов.)
- Лютик, лютик, что хохочешь?
- Да, ведь ты меня... (щекочешь).
Так листочки мне.. .(щекочешь),
Что не хочешь -... (захохочешь).
- Физкультминутка
Народная песенка «Божья коровка». Под музыку дети выбирают ведущего - «божью коровку» - и поют:
Божья коровка, полети на небо,
Принеси нам хлеба Черного, белого,
Только не горелого.
Ведущий поет: «Будет солнце - полечу (дети поднимают руки - крылья). Будет дождик - посижу» (складывают руки - крылья и садятся).
Игра продолжается несколько раз со сменой ведущего.
- Связная речь
Дети рассказывают, что есть у бабочки, стрекозы (глаза, крылья, усики, туловище, ножки), рассматривая картинки.
Воспитатель. А какие крылья у бабочки?
Дети. Округлые, большие, цветные.
Воспитатель. У стрекозы?
Дети. Длинные, вытянутые, прозрачные.
Воспитатель. А глаза у бабочки какие?
Дети. Маленькие, крошечные, черные, как точки.
Воспитатель. А у стрекозы,
Дети. Огромные, выпученные, круглые, как шарики.
Воспитатель. А как летает бабочка?
Дети. Тихо порхает, машет крыльями.
Воспитатель. А стрекоза?
Дети. Быстро, стремительно, как вертолет, крыльев не видно.
- Самый наблюдательный
Воспитатель. А сейчас у нас будет конкурс на самого наблюдательного. Отгадайте: «Маленькая труженица, всех кормит».
Дети. Пчела.
Воспитатель. А как вы догадались.
Дети. Она медом угощает людей, разных зверей, например медведя, и своих деток - пчелок. Она много работает, трудится.
Воспитатель. Найдите дом пчелы и скажите, как он называется.
Дети. Улей. (Находят)
Воспитатель. А как устроен ее дом? Куда пчела собирает мед? Как она его
«делает»?
Дети. У домика много тонких, серых стенок; вход малюсенький. Внутри соты - чашечки для меда. А мед пчела делает из цветочной пыльцы. (Рассматривают соты и ульи разной величины и соединяют их по размерам.)
Воспитатель. Какие ульи? А соты?
Дети. Улья большие, а соты маленькие, а вот эти еще меньше, совсем малюсенькие, крохотулечки. Там живет маленькая семейка пчел.
- Дидактическая игра на многозначное слово.
Воспитатель. Что же общего у всех насекомых, о которых мы сегодня говорили?
Дети. У них есть крылья, они умеют летать.
Воспитатель. Да, они умеют летать, потому что у них есть крылья. А у кого или у чего еще есть крылья? (Показ картинок: пчела, птица, летучая мышь; самолет, мельница, машина.) А для чего машине нужны крылья?
Дети. Чтобы она не пачкалась, когда едет по грязной дороге.
Воспитатель. А мельнице?
Дети. Чтобы муку делать, из которой пекут хлеб.
- Сюрпризный момент
Воспитатель. К нам пришел доктор Айболит. Он принес микроскоп -прибор, который делает очень маленькое большим. (Рассматривание мушки.) Какие у нее ножки? Сколько их? Какие крылышки? Туловище? Спасибо тебе, доктор Айболит. Теперь мы знаем, что есть такие крошечные, невидимые невооруженным глазом существа. Они могут быть опасными - это микробы, поэтому мы будем...
Дети. Мыть руки, овощи, фрукты. Пить только кипяченую воду.
Воспитатель. Вот и закончилась наша прогулка на веселую осеннюю полянку. Попрощаемся с друзьями, ведь зимой они спят, прячутся в земле.
Дети. До свидания, до скорого свидания весной!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи детей среднего дошкольного возраста «Зимующие птицы»
Цели: Актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Развитие синтаксической стороны речи (закрепление понятия предложение). С...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием методов мнемотехники. Тема: Составление рассказа «Зима». 2 младшая группа (3-4 года)
Задачи:Развивающие: 1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление. 3.Продолжат...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием методов мнемотехники. Тема: Составление рассказа «Зима». 2 младшая группа
Задачи:Развивающие:1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление.3.Продол...
КОНСПЕКТ непрерывно непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей среднего дошкольного возраста на тему: «В гостях у сказки»
Цель: развивать познавательные и речевые умения детей на примере любимых сказок.Задачи:Развивать у детей свободное общение и все компоненты устной речи в различных видах детской деятельности;Развивать...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей среднего возраста. Тема: "Зимние забавы".
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей среднего возраста....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для среднего дошкольного возраста. Тема: «Волшебный Цветок».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».Цель: Показать знания и умения детей, получ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Речевое развитие» для детей среднего дошкольного возраста Тема: «С неба смотрит солнышко»
Конспект непосредственной образовательной деятельности«Речевое развитие»для детей среднего дошкольного возраста Тема: «С неба смотрит солнышко»Обучающие задачи: Учить испо...