Формы работы по развитию речи (методика работы с детьми 3 -4 лет).
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

Данилова Светлана Дамировна
«Родное слово есть основа
всякого умственного развития
и сокровищница всех знаний:
с него начинается всякое понимание,
через него проходит и к нему возвращается».
К. Д. Ушинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_detmi_po_razvitiyu_rechi_3-4let.docx29.84 КБ

Предварительный просмотр:

Формы работы по развитию речи (методика работы с детьми 3 – 4 лет).

С дошкольниками четвертого года жизни планируются специальные занятия по развитию речи. На этих занятиях продолжается работа по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильности речи, по воспитанию интереса к художественному слову. Во второй младшей группе чаще всего организуются занятия, состоящие из одной части, в ходе которых воспитатель формирует у малышей интонационную выразительность речи, активизирует словарь, совершенствует звукопроизношение и т.д.

С детьми 3-4 лет проводятся также комбинированные занятия, состоящие из двух самостоятельных частей. Допустимы самые разные варианты комбинирования:

  • Чтение произведения художественной литературы и отработка умения вести диалог;
  • Чтение (заучивание стихотворения) и совершенствование грамматической правильности речи;
  • Рассматривание сюжетной картины и игры (упражнения) на обогащение и активизацию словаря;
  • Дидактическая игра на формирование звукопроизношения и игры (упражнения) на совершенствование грамматического строя речи и т.д.

Как достичь оптимальной «плотности» занятия, обеспечить максимальную организованность и дисциплинированность детей, сохранив при этом необходимую для их возраста атмосферу непосредственности и эмоциональности – этот вопрос часто возникает в ходе работы с дошкольниками. Решению этой проблемы способствует:

  • Чередование обучающих приемов (таких, как пояснение, показ образца или способа действия) с игровыми. Например, воспитатель знакомит детей с песенкой ежа, учит их четко и правильно произносить звук «ф» и отрабатывает произношение звука, используя дидактическую игру «Ежик, хочешь молока?»
  • Чередование хоровых и индивидуальных ответов детей (как словесных, так и двигательных), которые разнообразят занятия, помогают вовлечь в работу всех малышей, значительно повышают речевую активность каждого из них;
  • Использование разнообразных демонстрационных материалов (игрушек, предметов, картинок, фигурок и т.п.). Их появление радует детей, помогает поддерживать устойчивое внимание;
  • Использование заданий, выполняя которые дети могут сменить позу, подвигаться (заглянуть под стол, отыскивая «спрятавшуюся» собачку). Игровой характер таких заданий побуждает ребенка принять воображаемую ситуацию. Это вносит оживление в занятие, предупреждает возникновение утомления; учит детей игровым действиям.
  • Специально организованное общение воспитателя с детьми непосредственно после занятия. По приглашению педагога малыши рассматривают игрушки, которые использовались на занятии, разговаривают с педагогом, продолжают игру, которой завершилось занятие.

Во второй младшей группе используют следующие приемы словарной работы:

  • Рассматривание предмета, установление его назначения; сообщение детям названия предмета, показ характерных действий с ним;
  • Называние детям деталей предмета и их качеств (у чайника длинный нос), характеристика особенностей внешнего вида (сверху крышка, сбоку ручка);
  • Использование вопросов, предполагающих ответ действием. Эти вопросы позволяют выяснить, есть ли нужное слово в пассивном словаре ребенка;
  • Сочетание показа предмета с активными действиями ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на слух, различение по вкусу, запаху). Например, педагог показывает лист фикуса и говорит: «Посмотрите, какие большие листья у фикуса. Мне кажется, что они больше Андрюшиной ладошки. Проверим? И даже больше моей ладони!»;
  • Многократное повторение ребенком нового слова: вслед за воспитателем; при ответе на вопрос воспитателя; при заучивании рифмовки и т.п.

Во второй младшей группе планируются дидактические игры на группировку знакомых детям предметов: посуды, одежды, игрушек, мебели, овощей. Младшие дошкольники осваивают и учатся использовать в своей речи обобщающие слова, называть конкретные предметы, входящие в группу, и указывать на признак, позволяющий объединить те или иные объекты, разные по названию и внешнему виду.

В ходе работы с детьми обычно используется следующая последовательность. Сначала воспитатель, используя подходящий момент, показывает группу предметов, объясняет, как и почему их можно назвать одним словом. Далее уточняет, конкретизирует и обогащает представления детей о предметах, входящих в данную группу, проводит упражнения по активизации словаря и, наконец, предлагает задания на группировку предметов.

Полученные знания закрепляются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

Многие занятия, особенно в первой половине года заканчиваются дидактической игрой «Не ошибись!», которая проводится следующим образом. Воспитатель подходит к ребенку и просит выполнить задание: «Груша, яблоко, апельсин – это…(фрукты)», «Назови любой овощ…(любой предмет посуды)» и т.п.

За правильный ответ ребенок получает награду – какой–нибудь мелкий предмет: елочку, фишку, орешек, камешек.

Сначала педагог ждет пока ребенок ответит на вопрос, но во второй половине года, приучая детей работать в определенном темпе, он отводит на ответ определенное время (например, негромко вместе с детьми считает до пяти).

Уточняя пространственные представления детей, нужно помочь им освоить такие понятия, как рядом, за мной, передо мной. Этой цели могут служить дидактическая игра «Что изменилось» и различные дидактические упражнения. Например, педагог говорит детям: «Очень быстро вы сегодня поставили стулья и приготовились слушать. Кто же с кем сегодня сидит? Олечка, кто сидит рядом с тобой? Кто слева? Справа? Сзади? Впереди?».

Осваивая цвет, младшие дошкольники испытывают определенные трудности. Они путают синий и зеленый цвета, ошибаются в определении оттенков. В процессе наблюдений, рассматривания игрушек, картинок, одежды следует уточнять и активизировать в речи детей названия цветов.

Одна из сложных программных задач – научить детей употреблять в речи имена существительные в форме множественного числа именительного и родительного падежей. Для ее решения богатые возможности предоставляют бытовые процессы. Например, «Итак, вы оделись, - говорит детям педагог. – Посмотрите, каких предметов одежды сегодня больше всего? (Шуб, курток, комбинезонов, шапок, шарфов, варежек…) А что одно? (Мое пальто) Одна? (Олина дубленка) Одни? (Димины перчатки)».

Воспитание звуковой культуры речи.

В данной возрастной группе с детьми отрабатывают четкое произношение почти всех звуков родного языка. Исключаются только шипящие (ж, ш, ч, щ) и сонорные (р, л) звуки, наиболее трудные для произношения.

  • Четкое произношение гласных и наиболее простых по артикуляции согласных звуков. Для того, чтобы речь была отчетливой и ясной, дети должны научиться хорошо открывать рот с помощью гласного звука а; плотно смыкать губы - этому способствует четкое произношение звуков м, п, б, и т.п. четкое произношение звуков о, у во многом обусловливает появление у ребенка шипящих ш, ж, ч, щ; произношение ф, в- свистящих з, с и сонорного л, т ,д ,н – шипящих и сонорных р, л.

Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа: подготовка артикуляционного аппарата; уточнение произношения звука; закрепление звука в словах, фразовой речи.

  • Уточнение произношения звука (отработка произношения изолированного звука и в звукоподражаниях). Почти все гласные (кроме о) и некоторые согласные (в, ф, с, з, ц) легко соотнести с каким-либо реальным объектом: а-а-а – лепечет маленький ребенок, у-у-у – сигналит паровоз, ф-ф-ф – фыркает еж.
  • Формирование звукопроизношения:

 1. Сочетание хорового повторения с индивидуальными (3-4 повторения). Например, воспитатель говорит: «У-у-у – сигналит паровоз. Как он сигналит? (Хоровой ответ.) А теперь послушаем, как сигналит Олин паровоз… Сашин…Наташин…»;

2. Использование дидактических игр типа «Заводные игрушки». В этой игре дети изображают бельчат (самолеты, комаров, жеребят). Воспитатель «заводит» белочку-ребенка «ключиком». «Ц-ц-ц», произносит белочка.

3. Использование «волшебного кубика». На гранях кубика наклеены картинки: малышка Аленушка, паровоз, пароход, жеребенок и др. «Вертись, крутись, на бочок ложись!» - приговаривают дети, в то время как воспитатель переворачивает куб с грани на грань. Вниманию детей предлагается одна из картинок, а малыши хором или индивидуально исполняют соответствующую песенку (если на картинке самолет – дети произносят в-в-в; водопроводный кран – с-с-с; комар – з-з-з).

3. Исполнение детьми «длинных песенок». Отрабатывая произношение гласных и свистящих (с,з) звуков, целесообразно предлагать ребенку длительно (в течение 2-3 сек.) произносить звук на одном выдохе.

4. Произношение согласных звуков м, б, п, н, т, д, к, г, х младшие дошкольники овладевают, упражняясь в звукоподражаниях. Так, хором и по одному малыши проговаривают звукоподражания, играя в заводные игрушки (мышата – пи-и-пи-и, колокольчики – динь-дон ит.п.)

  • Закрепление звука в словах и фразовой речи:
  1. Игры-инсценировки. По ходу инсценировки дети повторяют слова и фразы, в которых часто встречается осваиваемый звук. Параллельно осуществляется работа по формированию интонационной выразительности речи: дети произносят вопросительные и восклицательные предложения с интонациями грусти, назидания, радости.
  2. Использование стихотворных строк. Воспитатель напоминает детям отрывок, затем 2-3 раза повторяется его вместе с ними. Повторение осуществляется в игровой форме.
  3. Чтение небольших новых программных произведений на занятиях по звуковой культуре речи. После чтения воспитатель цитирует отрывки из него, насыщенные словами с отрабатываемым звуком, а дети повторяют.
  4. Повторение детьми слов из рассказа педагога. Например, закрепляя произношение звука п, воспитатель знакомит детей с тремя мышатами – Пиком, Паком, Поком. Затем дети произносят Пик, Пак, Пок.
  5. Повторение чистоговорок.

Усвоение морфологических средств языка.

Для упражнения берутся те грамматические формы, употребление которых вызывает определенные трудности у детей 3-4 лет, в частности, существительные, имеющих в родительном и винительном падежах множественного числа нулевое окончание или окончания –ей, -ек, -ок, -ев, -ов. Отработать правильное употребление окончаний помогут следующие виды работы:

  • Договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах и рифмовках («Лучше нас, лесных…(ежей), нет на свете…(сторожей)». «Рук нет,..(ног) нет. Может это пакет?»;
  • Дидактическое упражнение «Что одно, а чего много?» (ложек, подушек).
  • Дидактическая игра «Чего (кого) не стало?»

Особое внимание во второй младшей группе уделяется работе над существительными, обозначающими:

  • Детенышей животных (в родительном и винительном падежах множественного числа). Показывая детям игрушки или картинки, воспитатель называет детенышей. Затем предлагает задания, включаемые в дидактические игры (Возьми себе любых малышей, попросив их у меня: «Дайте мне котят (мышат, лягушат)»).
  • Названия посуды (с суффиксами -ик, -иц): чайник, молочник; сахарница, конфетница. Эти существительные дети легко осваивают с помощью таких дидактических упражнений, как «Покажи и назови», «Чего не стало?», «Добавь слово».
  • Упражнять детей в согласовании существительных с другими частями речи, можно использовать дидактические упражнения, такие как: «Чья вещь?» (мое ведерко, моя куколка, мой слоник); «Подарите мне, пожалуйста» (прилагательное и существительное: зеленое ведерко, красное одеяло, белого щенка); «Какой»; «Чудесный мешочек».

Совершенствование синтаксической стороны речи.

Для речи ребенка четвертого года жизни характерно постепенное усложнение предложений: увеличивается количество слов и усложняется содержание. В основе этого процесса лежит рост активного словаря. Для того чтобы ребенок мог выразить мысль в виде предложения, маленького рассказа, его надо учить наблюдать, выделять главное в предметах и явлениях, устанавливать между ними временные и причинно-следственные отношения.

Детям 3-4 лет свойственно характеризовать ситуацию путем перечисления наблюдаемых объектов или их деталей. (У петушка клюв, ноги, крылышки и гребешок.) соответствующая работа проводится и на занятиях, например, при рассматривании картины (У детей много игрушек: курочки, формочки, флажки, машина), и вне занятий, например, во время игры с пирамидками («Кольца на пирамидке разных цветов: желтые, синие, красные, зеленые»).

Перечислим виды работы, которые можно использовать для обогащения речи детей разнообразными синтаксическими конструкциями, в том числе и сложными:

  • Рассказ ребенка об увиденном.
  • Договаривание предложения, взятого из знакомого художественного произведения или рассказа.
  • Рассматривание сюжетных картин.

Подготовка детей к овладению монологической речью.

Монологическая речь формируется в недрах диалога как основной формы речевого общения.

Диалог-первая ступень в развитии связной речи ребенка. Вот почему в работе с детьми четвертого года жизни развитию навыков разговорной речи должно уделяться самое пристальное внимание.

В методике работы с детьми разработаны приемы формирования диалогической речи:

  • Обучение детей понимать вопросы и отвечать на них;
  • Обучение детей задавать вопросы.
  • Участие детей в  драматизациях: близкое к тексту воспроизведение отрывка из сказки; драматизация-импровизация.
  • Активное дословное воспроизведение ответов на вопросы в фиксированном диалоге.
  • Рассматривание сюжетных картин. Рассматривание специально созданных для детских садов картин – эффективное средство развития связной речи. Успех этого вида работы во многом определяется умением воспитателя заинтересовать ребенка. Например, педагог рассказывает: «На дворе зима, на улице снег, можно кататься на санках, а можно сделать из снега горку. После занятия и мы с вами пойдем гулять. А сейчас я хочу познакомить вас с детьми, которые уже гуляют» (картина «Зимой на прогулке»).

Вопросы к детям – ведущий прием при рассматривании картины. Вопросы следует тщательно продумывать. Они должны помогать детям уяснить общий смысл картины, взаимосвязь отдельных деталей картины, способствовать целенаправленному описанию предметов. Кроме того, при рассматривании картины нужно использовать вопросы, которые дадут ребенку возможность высказать свое умозаключение, что-то предложить, в чем-то усомниться. Эти вопросы условно можно разделить на следующие группы:

  • Вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода имеющегося у ребенка опыта.
  • Вопросы, требующие ответа-предложения, выходящего за пределы изображенного.

Выбрав картину для рассматривания, воспитатель должен сам хорошо разобраться в ее содержании, составить рассказ, а уже потом наметить вопросы.

Рассматривать картину надо последовательно, переходя от темы к теме.

Если рассказ воспитателя получается недостаточно эмоциональным, надо включить в него фразы, содержащие вопрос, восклицание, прямую речь.

Список литературы:

  1. Гербова В.В.Развитие речи в детском саду: Младшая группа – М.: Мозаика-Синтез, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Формы работы по развитию речи (методика работы с детьми 2-3 лет).

Детский сад — первое звено в системе народного образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада — фо...

Формы работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста

В данной работе представлены материалы по развитию речи у детей дошкольного возраста....

Семинар "Эффективное использование в образовательной деятельности методов и форм работы по развитию речи с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальных особенностям."

  Новые стандарты российского образования предъявляют высокие требования к уровню развития творческой личности ребенка, что является в современных условиях актуальной проблемой, требующей ...

Инновационные формы работы по развитию речи с детьми раннего возраста в процессе использования нестандартного оборудования.

Автором представлен опыт работы по применению инновационной формы работы с детьми раннего возраста в процессе использования нестандартного оборудования....

Опыт работы по теме "Экологические акции как эффективная форма работы по развитию речи детей подготовительной группы

Публикация содержит опыт работы по использованию экологических акций, как эффективной формы работы по развитию речи детей подготовительной группы...