Творческо - исследовательский проект "Картофель"
методическая разработка по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Хайрутдинова Айсылу Ахметвалиевна

Проектная деятельность по экологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческо-исследовательский проект «Картошка»

Цель проекта: Овощная культура «Картофель» и картошка – узнаем секреты.

Основные задачи проекта:   

Образовательные. Познакомить детей с овощной культурой картофель, особенностями выращивания, уходом за растением, сбором урожая. Обогатить речь дошкольников, сформировать математические представления, познакомить с окружающим миром.

Воспитательные. Привить трудовые навыки, взаимопомощи (работа на экспериментальном участке детского сада).   Организовать совместное творчество родителей и детей.

Развивающие.  Развить творческий и исследовательский интерес к предмету «картошка»:

- история  картофеля (откуда появился)

- особенности агротехники (сажаем одну - собираем много)

- знакомство с блюдами из картофеля

- знакомство с литературными и музыкальными произведениями  о картошке 

- изготовление поделок из картофеля

- создание фотовыставки

- знакомить детей с кулинарными рецептами, привлекать детей к приготовлению блюд из картофеля дома.

Участники проекта: воспитатель группы, воспитанники и родители воспитанников 

Проблемная ситуацияОткуда берется картошка? (доступно, интересно, познавательно, активно)

Ресурсное обеспечение:

  • Информационные ресурсы (научно-методическая, публицистическая  и художественная литература  по данной  проблеме);
  • Материальные ресурсы (экспериментальный участок, посадочный материал, средства ухода, материал для оформления творческих работ)

Этапы проекта:

Организационно-подготовительный этап. Поставлена цель, определены основные задачи. Подобрана литература о картошке, видеоматериал, музыкальный репертуар. Разработаны необходимые материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности. В рамках взаимодействия- проведена работа с родителями.

  • Основной этап. Непосредственная реализация проекта. Знакомство с овощной культурой «Картофель», ее историей, особенностями произрастания, уходом, использованием в пищу человеком.  Работа на огородном участке. Эксперимент по итогам урожая. Изготовление поделок из картофеля. Разучивание стихотворений и песен о картошке, танцевальных композиций, игр.
  • Заключительный этап. Приготовление картофельных блюд дома, создать книгу рецептов с родителями и детьми. Выставка поделок и рисунков.

Предварительная работа:

  • 1. Беседы об овощах, их роли в жизни человека.
  • 2. Рассматривание иллюстраций на тему «Посадка и уборка картофеля».
  • 3. Использование дидактических игр об овощах: «Что где растет?», «Разрезные картинки», «Волшебные овощи» и др.
  • 4. Чтение литературы по теме (художественная, энциклопедическая)
  • 5. Наблюдение за ростом картофеля.
  • 6. “Эта забавная картошка” (сказка)
  • 7. Проведение прогулок-наблюдений на огород.

Ожидаемые результаты.

  1. Дети узнали о свойствах картофеля, в том числе об использовании картофеля в качестве лекарства и могут применять свои знания в повседневной жизни
  2. Уважение к труду взрослых.
  3. Получили опыт проведения исследований, экспериментов.
  4. Получили сведения об историческом происхождении картофеля и о его путешествии в Россию.

Сказка про картошку

Однажды весной, когда промокшая от талой и дождевой воды земля уже согрелась под лучами солнца, крестьянин собрался сажать огород. Вскопал он грядки и небольшое поле, вынес из темного чулана
кульки с семенами, лоток помидорной рассады, ведерко с прошлогодними луковицами и сел передохнуть.
    Зашевелился огородный народ. Каждому хотелось на белый свет взглянуть да грядку получше себе выбрать.
    - Грядки - вам, а поле - нам, - сразу распорядились пестрые бобы фасоли.
    - Как бы не так! - зашелестели рыжими одежками луковицы.- Поле для картошки вскопано, а вам и грядки хватит...
    Все с завистью посмотрели на серый холщовый мешок, наполненный темными картофелинами.
   - Как она черна и безобразна! - презрительно растопырив листики, хором проговорили нежные ростки помидорной рассады. А огуречные семечки заявили, что ни одно из них не позволит воткнуть себя в землю рядом с такой соседкой.
    Промолчал только чеснок. Хозяин маленького огорода и так знал ему цену, и серебристым чесночным долькам всегда находилось немного места на каждой грядке, ведь всякие жучки-червячки, любители сладких корней и листьев, очень не любили едкого чесночного запаха и ползли с огорода прочь...
      Крестьянин кончил попыхивать трубкой и принялся рассаживать спорщиков по своему разумению.
К лету огород зазеленел сочной ботвой. Рядом с ажурными пучками моркови росли свекольные, в пунцовых прожилках листья, а на длинных огуречных плетях и вытянувшихся, окрепших стеблях помидоров распустились небольшие желтые цветки.
Пышные картофельные кусты росли у самой дороги. Они тоже цвели, и их верхушки были подернуты дымкой сиреневых соцветий.
      Жаркий летний день шел к концу. Крестьянин, вырвав последние сорняки, разогнул уставшую спину. Далеко на дороге клубилась пыль. Заходящее солнце слепило глаза, и крестьянин разглядел белую, с золотым королевским гербом карету только тогда, когда она остановилась рядом. Легкая дверца отворилась, и из нее выпорхнула принцесса.
    - Ах, какая клумба! - воскликнула она, посмотрев на картошку.
    - Это не клумба, а огород, ваше величество,- поклонился крестьянин.
    - Но в огороде не сажают столько цветов,- возразила принцесса.
    - Это не цветы, а картошка, ваше величество,- объяснил крестьянин.
    - Пусть! Розы на шляпке - до чего надоело! Другое дело - картошка,- сказала принцесса и сорвала несколько картофельных верхушек. Вынув из-под белой ленты бордовую розу, она положила на широкие поля шляпки сиреневое облачко и надела ее на свои напудренные локоны.
Карета покатила дальше, сверкая золочеными гербами.
    - Картошку?.. На шляпку?.. Принцессе?! - возмутилась
кудрявая фасоль.
    - Кто бы мог подумать, что эти бесформенные клубни
умеют так цвести? - удивилась огуречная плеть, а помидоры незаметно прикрыли листьями свои невзрачные желтенькие цветки.
     - Картошка всегда так цветет,- сказала старая тяпка.
     - Просто кто-то должен был заметить это первый,- под- ; держало её лохматое огородное пугало.
   - И тут все признали, что картошка действительно хороша. Особенно горячая, в лужице растаявшего масла, лежащая в расписной миске посередине широкого крестьянского стола.

Шигырьләр

  1. Әгәр мине җиргә күмеп куеп,

Кешеләр карамасалар,

Бу кадәрле уңыш булмас иде,

Күммәсәләр, утамасалар.

  1.  Әй бәрәңге, дөрес әйтәсең син,

Көч түкмичә бер ни уңалмый.

Бәрәңгесез яшәү мөмкин түгел,

Бәрәңгесез аш та булалмый.

Бәрәңге

Ифрат Хисамов көеМәхмүт Хөсәен сүзләре

  1. Вак-вак итеп турап, яшь киленнәр
    Табаларда сине биетә;
    Кайнар боткаң ашап, эшчән ирләр,
    Тәннәренә җылы йөгертә.

Кушымта:  Йодрык кадәрле.
                Йомры гәүдәле,
      Ах, тәмле,
                        Бигрәк тәмле бәрәңге!

  1. Күлмәгеңне салып, моңсуланып,
    Кайнар шулпаларга төшәсең.
    Мич кызуында алсуланып,
    Учак көлләрендә пешәсең.

Кушымта:    Йодрык кадәрле.
                  Йомры гәүдәле,
        Ах, тәмле,
                           Бигрәк тәмле бәрәңге!

  1. Тукай да бит сине җырга керткән,
    Бабайлар да мактап сөйләгән;
    Бер як та юк сине яратмаган,
    Беркем дә юк сине сөймәгән.

                                             Кушымта шул ук.

Песня “Бульба”

  1.  Из мешка бери картошку,
    И питайся понемножку.
    Можешь есть ее вареной,
    Иль в мундире запеченной.

Припев:

Трам, там, там, та-ра-та-ра-та-та-там

Без картошки худо нам.    2 раза

  1. Из картошки сварим кашу,
    Всю родню накормим нашу.
    Кому каша надоест,
    Пусть картошку в супе ест.

Припев.

  1. Ай, туры да растуры,
    Не дворянской мы натуры.
    Коль у нас картошки нет,
    И обед нам не в обед.

Припев.

Песня о картошке.

  1. Как любим мы картошку, (2 раза)
    Не можем без картошки,
    Мы даже дня прожить.
    Представьте себе, (2 раза)
    Не можем без картошки.
    Представьте себе, (2 раза)
    Мы даже дня прожить.
  1. Мы жарим ее,  варим,
    И в супик ее добавляем.
    И можем мы в “мундире”,
    Картошку отварить.
    Представьте себе, (2 раза)
    И можем мы в “мундире”
    Представьте себе, (2 раза)
    Картошку отварить.
  1. Любите  вы картошку, (2 раза)
    И всякие секреты,
    Узнаете о ней.
    Представьте себе, (2 раза)
    И всякие секреты,
    Представьте себе, (2 раза)
    Узнаете о ней.

 «А споёмте - ка, ребята» на сл. и муз. В.Попова

1. А споёмте- ка, ребята,
Жили в садике мы как.
И на солнце, как котята,
Грелись эдак, грелись так.

2. Раз гадали мы с Антошкой,
Что дадут нам на обед.
И решили, что картошки
Лучше блюда в мире нет.

3. Ах, картошка – объеденье,
Наш картошка идеал.
Тот не знает наслажденья,
Кто картошки не едал!

4. Здравствуй, милая картошка,
Низко бьём  тебе челом, -
Даже дальняя дорожка
Нам с тобою нипочём!

С картошкой мы сегодня играли,

Стихи про нее читали.

Ставьте ушки на макушке –

Про нее споем частушки.

Частушки.

Мы картошечку сажали

В огороде у ворот.

Зацвели на ней цветочки.

Пусть любуется народ.

В огород пришла коза,

Растопырила глаза:

- Где же лук? А где горошек?

Все засеяно картошкой!

Ах, картошка, ты картошка,

До чего ты хороша.

И пожаришь, и попаришь,

А как съешь – поет душа!

Повар жарил, повар парил,

На диване задремал,

А потом вместо картошки

Угольки он собирал.

Не хочу я пить компот,

Не хочу варенье.

Ах, картошка, ты картошка -

Просто объедение!

Загадки.

  1. И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом (картошка)

  1. Это чудо плод

Ее едим мы круглый год.

Пюре, супы, салат, окрошка

Везде присутствует (картошка)

  1. Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко

Ведь, правда, вкусная… (картошка)?

Пословицы и поговорки

  • Картошка да каша – еда наша.
  • Картошку копать, не руками махать.
  • Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.
  • Без труда картошка не родится никогда.
  • Хорош ёрш в ухе, а картошка в бэлэше.

Пальчиковая гимнастика.

Тема: ОВОЩИ

 Чищу овощи для щей,

 Сколько нужно овощей?

 Три картошки,

 Две морковки,

 Луку полторы головки.

 Да петрушки корешок,

 Да капустный кочешок.

 Потеснись – ка, ты, капуста,

 От тебя в кастрюле густо.

 Раз, два, три, огонь зажжён,

 Кочерыжка, выйди вон!

 Вертикальные движения рук, словно отряхиваем землю.

 Загибаем три пальца левой руки.

 Плюс ещё два пальца.

 Загибаем постепенно три пальца на правой руке.

 Раздвигаем руки в стороны.

Выставляем из кулаков большой, указательный и средний пальцы.

«Хозяйка однажды с базара пришла»

  Хозяйка однажды с базара пришла,

  Хозяйка с базара домой принесла.

  Картошку, капусту, морковку,

  Горох, петрушку и свеклу. ОХ!

  Вот овощи спор завели на столе –

  Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

  Картошка, капуста, морковка,

  Горох, петрушка и свекла. ОХ!

  Хозяйка тем временем ножик взяла

  И ножиком этим крошить начала

  Картошку, капусту, морковку,

  Горох, петрушку и свеклу. ОХ!

  Накрытые крышкой, в душном горшке

  Кипели, кипели в крутом кипятке

  Картошка, капуста, морковка,

  Горох, петрушка и свекла. ОХ!

  И суп овощной оказался не плох.

  «Шагают» пальчиками по столу.

 

  На каждое название

  загибают пальчик.

  Удары по столу кулачками и

  ладонями

  На каждое название загибают

  пальчик.

  Стучат ребром ладони по столу.

  На каждое название загибают

  пальчик.

  Стучат ребром ладони по столу.

  На каждое название насекомого

  загибают пальчик.

Пальчиковая гимнастика.

Тема: ОВОЩИ

«У Лариски - две редиски»

   У Лариски –

   Две редиски.

   У Алешки –

   Две картошки.

   У Сережки – сорванца –

   Два зеленых огурца.

   А у Вовки –

   Две морковки.

   Да еще у Петьки

   Две хвостатых редьки.

 

   По очереди разгибают пальчики

   из кулачка, начиная с большого,

   на одной, а затем на другой    руке.

Игры с картошкой

1. «Соберем урожай» Картошка рассыпана по площадке. Выбрать 2 –х игроков, за определенный промежуток времени они собирают картошку в корзины ( для детей старшего возраста можно во время сбора картошки завязать глаза )

2. «Гусеница» В корзине лежит заранее приготовленный картофель. На столе выбраны самые большие (маленькие) 2 картошки. Две команды ребят (5-8 человек) по очереди должны найти в корзине картошки разные по величине (от большой к маленькой или наоборот). Побеждает та команда, которая быстрее выложит “гусеницу”.

3. «Самый ловкий» Ребята делятся на две команды. Им предлагается пронести на ложке картошку (держать ложку можно в руке, во рту). Можно проходить по прямой дорожке, можно с подъемом, по бревну и т.д. в зависимости от подготовки и возраста детей. Побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание и меньше раз уронит корнеплод.

4. «Кто больше удержит» Приглашаются папы, а дети пытаются дать папе как можно больше картофелин. Выигрывает тот, кто сумеет удержать больше картошки.

5. Подвижная игра «Огородник»

- Ах, картошка, ты, картошка.

Кормишь ты честной народ!

Если есть картошка в доме,

Будешь сытым целый год!

Дети становятся в круг, в центре – огородник, у него завязаны глаза и в руках палка. Дети идут по кругу и проговаривают слова. После этого огородник стучит палкой об пол.  Дети спрашивают: «Кто там?» - «Огородник» - «Зачем пришёл?» - «За картошкой». Водящий на кого – нибудь из детей надевает маску картофеля и этот ребёнок говорит:  «Я».  Если огородник угадал по голосу ребёнка, то он его догоняет, сняв повязку с глаз.

6.«Горячая картошка»

Опытно- экспериментальная деятельность:

1) Натереть сырой картофель.

Результат: жидкая кашица.

Вывод: в картофеле есть вода.

2) Натертую картофельную кашицу размешать в воде.

Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?

Результат: вода стала беловатой, мутной; (Почему вода стала мутной?)

Вывод: в воде содержится крахмал и он полностью не растворяется в ней.

3) Воду процеживаем через сито. Даем отстояться в течение часа.

Результат: образуется белый осадок.

Вывод: В картофеле есть белое вещество.

4) Осадок высушиваем, он становится сухим, похожим на муку.

Воспитатель: Знаете, что это? Это крахмал или картофельная мука.

Повторите слово- крахмал.

Вывод: в картофеле есть крахмал.

Воспитатель: Для чего нам нужен крахмал?

Дети: заваривать кисель, крахмалить бельё, использовать в приготовлении многих блюд, масок для красоты.

Общий вывод: из картофеля мы выделили: воду, крахмал.

Воспитатель: Конечно, в картофеле есть и другие полезные вещества, (витамины С, различные микрочастицы). Но чтобы их увидеть, необходима более сложная аппаратура.

5.Сравнение крахмала с мукой.

Воспитатель: Как вы думаете, почему крахмал назвали картофельной мукой?

Дети: Потому, что крахмал похож на муку.

Воспитатель: У вас на столе стоят формы с мукой и крахмалом. Сравните эти два вещества с полосками белого цвета.

- Что можно сказать о цвете муки?

Дети: мука желтовата. (Воспитатель в таблице сравнения муки и крахмала отмечает все сходства и различия).

Вывод: мука желтоватого цвета.

Воспитатель: Что можно сказать о цвете крахмала?

Дети: Крахмал белого цвета.

Вывод: Крахмал белого цвета.

Воспитатель: Попробуйте пшеничную муку и картофельный крахмал на ощупь. Что можно сказать об ощущениях, когда трогаем муку?

Дети: Она мягкая.

Вывод: Мука мягкая, не скрипит.

Воспитатель: Что можно сказать об ощущениях, когда мы трогаем крахмал?

Вывод: Крахмал хрустит.

Воспитатель: Какой у веществ запах? (Вспомнить правило, «как держать форму, когда определяем запах веществ»)

- Что можно сказать о запахе муки?

Дети: мука без запаха.

Вывод: мука не имеет запаха.

- Что можно сказать о запахе крахмала?

Дети: крахмал без запаха.

Вывод: крахмал не имеет запаха.

6.Воспитатель: Чтобы узнать содержится ли в продукте крахмал, надо на продукт капнуть йод. Тогда крахмал станет темно-синего цвета. Капнем на картошку йод. При этом крахмал на картошке становится темно-синего цвета.

Ребята, что я сейчас сделала? Сформулируйте вывод.

Дети: крахмал при взаимодействии с йодом становится темно-синим.

Воспитатель: Как узнать содержится ли крахмал в других овощах?

Дети: при помощи йода, мы сможем узнать, в каких овощах есть крахмал.

Дети проводят опыт: капают йодом на каждый овощ и смотрят, поменял ли йод цвет.

Воспитатель: В каких овощах есть крахмал?

Дети: ответы детей.

Вывод: крахмал есть только в картофеле.

Воспитатель: Итак, общий вывод:

- Картофель состоит из воды и крахмала,

- Крахмал содержится только в картофеле,

- Крахмал при взаимодействии с йодом становиться темно синего цвета.

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

●Беседы «Просто картошка» Цель: рассматривание клубней, определение формы и цвета, знакомство с многообразием сортов.

«Выращивание картофеля» Цель: ознакомление с этапами роста картофеля.

«Наши помощники» Цель: ознакомление с инструментами – лопата, грабли, мотыга, ведро.

«Как картошка появилась в России» Цель: ознакомление с историей путешествия картофеля из Америки в Россию.

«Как «умные» машины помогают выращивать растения» Цель: ознакомление с профессиями людей, выращивающих картофель, «Умными» машинами.

«Лекарственные свойства картофеля» Цель: ознакомление с лекарственными свойствами картофеля.

«Блюда из картофеля» Цель: ознакомление детей с многообразием блюд изготовленных из картофеля.

● Образовательная деятельность по ФЭМП « Закрепление» Цель: закрепление умения сравнивать предметы по форме, размеру, разделять в группы по общему признаку, сравнивать по количеству (один – много, больше – меньше), счёт предметов в пределах пяти (старшая группа)

по РиОМ « Дары осени» Цель: закрепление знаний овощных и фруктовых культур.

по РиОМ «Труд людей» Цель: ознакомление и обобщение личного опыта по видам работ в огороде осенью.

по ИЗО деятельности. Рисование штампиками из картофеля Цель: ознакомление с приёмом рисования штампиками из картофеля.

Аппликация «Мешок картошки» Цель: закрепление умения располагать на заготовке мешка готовые детали картофеля.

по развитию речи «Составление рассказа по алгоритму «Картофель» Цель: обучение составлению описательного рассказа по алгоритму

Составление рассказа из личного опыта «Как мы сажали картошку на даче» Цель: формирование умения делиться впечатлениями

●Исследовательская деятельность - опыты с крахмалом Цель: ознакомление со свойствами крахмала, приобщение детей к познанию через исследования.

●Чтение художественной литературы -знакомство с пословицами, поговорками

-чтение и заучивание стихов, загадок

Л.Тихоненко «Мы подумали немножко»

О.Таран «Сижу я дома поздним вечером»

В.Сабиров «На грядке все в порядке»

И.Демьянов «Что черны мои ладошки»

З.Александрова «Мы возьмем ведерки, да и в путь – дорожку»…

-чтение сказок Анастасии Унпелевой «Упрямый Картофель», Сказка о картофеле, луковке и свеколке.

●физминутки

●игры Дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Хорошо – плохо», «Чудесный мешочек».

  • Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Поездка на рынок», «Готовим обед».  
  • Подвижные игры: «Собери урожай», «Посадка и сбор картофеля», «Кто лишний», «Картофельный хоккей», «Печёная картошка», «Горячая картошка», «Перенеси картошку в ложке», эстафета «Посади, поливай, собирай урожай картошки». Утренняя гимнастика «Собираем урожай на даче»

• Пальчиковые игры: «Хозяйка однажды с базара пришла…», «Овощи»

●Музыкальная страничка Частушки, песня «Антошка, Антошка…» «Песня про картошку» (слова: М. Львовский, музыка:В. Шаинский)

Блюда из картофеля.

Ручной труд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческо-исследовательский проект с детьми подготовительной к школе группы "Наши верные друзья"

Проект в подготовительной к школе группе. dsc_8981.jpg dsc_8987.jpg dsc_8985.jpg dsc_8992.jpg dsc_8996.jpg dsc_9003.jpg dsc_9005.jpg dsc_9014.jpg dsc_9023.jpg dsc_9026.jpg dsc_9038.jpg dsc_9040.jpg...

Творческо – исследовательский проект "Свет вечной мудрости народной"

Эта тема была мною выбрана неслучайно.Во – первых, с 2007 года осуществляется программа «Культура мира в интересах детей всей планеты», где одной из задач является знакомство детей со сказками н...

Творческо-исследовательский проект с детьми 2 младшей группы «ОВОЩИ». Авторская разработка.

Творческо-исследовательский проект с детьми 2 младшей группы «ОВОЩИ»...

Творчески-исследовательский проект "Капуста-королева питания".

         В ходе работы дети ответят на вопросы: Что значит быть здоровым?  Что такое здоровое питание?Для чего нужно кушать капусту и пить сок из капусты....

Творческо-исследовательский проект с детьми первой младшей группы на тему: "Фрукты".

Настоящий проект разработан для использования в качестве методического пособия и тематического плана при проведении непосредственно-образовательной деятельности  с детьми в первой младшей группе ...