Знакомство с творчеством И.Я. Билибина
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Материал содержит конспект непосредственно-образовательной деятельности с интеграцией областей:коммуникация, художественное творчество. Для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_bilibin_konspekt.docx | 22.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
"Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 879"
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
в старшей группе
по теме: «Знакомство с творчеством И.Я. Билибина»
с интеграцией областей:
коммуникация, художественное творчество.
Подготовила и провела: Воспитатель Д/О№1
Группа №12
Стеллиферовская М.А.
Москва ,2016 год.
Цель:
Познакомить детей с творчеством художника-иллюстратора – Ивана Яковлевича Билибина.
Формировать представление о художественном образе Бабы Яги.
Продолжать закреплять знания о жанрах литературы - сказка.
Задачи:
Учить определять настроение и характер художественного образа Бабы Яги посредством восприятия произведений изобразительного искусства;
учить составлять описательный рассказ по картине И. Я Билибина «Баба Яга», активизировать словарный запас.
Учить подбирать и употреблять в речи прилагательные, согласовывать их с существительными.
Учить создавать поделку по замыслу, использовать различные материалы.
Закреплять технические навыки наклеивания, вырезывания.
Развивать творчество, фантазию, воображение.
Материалы: репродукция иллюстраций И. Билибина : «Баба Яга»,сказки с рисунками Билибина, презентация: « Знакомство с творчеством И.Я.Билибина», сундучок, театральная кукла Баба –Яга, заготовка заглавных букв, клей, ножницы, цветная бумага, блёстки, пластилин, бусины и.т.д.
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная»
Ход:
Дорогие друзья!
Давайте побываем с вами в удивительной стране. Страна находиться далеко : «За тридевять земель, в тридесятом царстве».Время в этой стране бежит сказочно быстро: «Долго ли, коротко ли..».
Вы, конечно, догадались, что это за страна. Что это за страна?(сказка)
А что такое сказка?
А какие бывают сказки?
Какие чудеса можно встретить в сказке?(можно жениться на лягушке, звери разговаривают, чудеса происходят).
О чём обычно нам рассказывают сказки? (О добре и зле) И что в сказках всегда побеждает? (Добро) Герои всегда верят, что добро победит. Мир сказки – справедлив и прекрасен.
Посмотрите а вот здесь какой –то сказочный сундучок. Посмотрим ,что там.
(воспитатель достаёт книги- сказки ).
А как можно попасть в эту страну ?
Можно путешествовать по ней ,когда читаешь сказку и рассматриваешь картинки.
Посмотрите а вот здесь волшебный сказочный сундучок. Он нам и пожжет побывать в сказках. Посмотрим ,что там.
(воспитатель достаёт книги- сказки ).
В сундучке книги. Воспитатель расставляет книги на мольберте. Какие красивые книги. Так интересно, они похожи. Ребята ,давайте попробуем догадаться ,о чем эти книжки попробуем угадать по обложке.
Выслушивает ответы.
Как вы догадались ,что это сказки?
На обложке нарисованы герои разных сказок, разные узоры.
А в книжках картинки. Полистать книгу ,показать детям.
А откуда берутся картинки в книжках? Кто создаёт их?
Художник.
Ну наверное это не простой художник как его называют , вспомните?
Да не простой , а художник –иллюстратор. Кто такой художник иллюстратор?
А зачем нужны картинки в книжках вообще?
Что бы было интересно, они помогают понять, о чём в книге идёт речь, какие герои злые, добрые мы можем увидеть ,где живут герои.
Посмотрите ,ребята по –моему все эти книги похожи. Чем?
Ответы детей.
А хотите узнать, кто нарисовал эти рисунки?
Я могу вам помочь и рассказать о художнике – иллюстраторе.
Это один из выдающихся художников-иллюстраторов – Иван Яковлевич Билибин. Именно его иллюстрации помогли создать детскую книгу нарядной и красочной.
(показ портрета)слайд№1
На портрете мы видим молодого художника Ивана Билибина.
Иван Яковлевич Билибин родился в с. Тарховка, близ Петербурга. Он хотел стать юристом и закончил Университет . И ещё он учился и в Рисовальной школе, был учеником русского художника Ильи Ефимовича Репина. Любовь к рисованию стала всем смыслом его жизни.
Иван Билибин долгое время не мог найти свой стиль в живописи.Не был уверен какие картины ему писать . Однажды,он оказался на выставке картин художника Виктора Васнецова. Картины были написаны на сюжеты русских сказок и былин. (Слайд№2,3)
Ему так понравились сказочные сюжеты, можно сказать просто «запали в душу».
И тут Иван понял :«Вот то ,что ему нужно! Сказочной живописью он будет заниматься.
Больше всего Ивана Билибина привлекли к себе русские народные сказки.
Но чтобы рисовать сказки нужно ближе познакомиться с русским народом, природой.
Иван Билибин уезжает в деревню Егны Тверской губернии, чтобы самому увидеть дремучие леса, прозрачные речки, деревянные избушки, услышать сказки и песни. (Слайд№4,5)
Именно здесь, в этой деревушке, начинается творчество Ивана Билибина. Он начинает создавать свои сказочные иллюстрации.
С самого начала книги Ивана Билибина отличались узорностью рисунка, яркой декоративностью.
Художник создавал не отдельные иллюстрации, он стремился к ансамблю: рисовал обложку, иллюстрации, орнаментальные украшения, шрифт – все было выполнено под старинную рукопись.
(Слайд№6)
Свои рисунки художник сначала обводил тушью и только потом их раскрашивал. Какого труда, внимания и усидчивости требовала эта работа. Каждый рисунок – настоящий шедевр.
Все иллюстрации Билибина находятся в рамках, как будто картинка выглядывает из окошка. По этим рамкам можно отличить художника от других иллюстраторов.(слайд№7).
Это иллюстрация к сказке «Сестрица Алёнушка и Братец Иванушка»
Посмотрите, что изображал художник в рамках?
Первой книгой проиллюстрированной Билибиным- стала «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». (Слайд№8)
Ребята, а мне интересна одна иллюстрация, которую я хочу вам показать .
Давайте рассмотрим её. Это иллюстрация из сказки «Василиса Прекрасная".(Слайд№9)
Рассматривание картины.
1. Кто главный герой картины? Кого написал художник? Какой это образ (сказочный) Какое настроение у Бабы Яги? Почему? А как вы думаете, какой у нее характер? (она злая, вредная, ворчливая, угрюмая, недобрая)
2. Баба-Яга ,как выглядит, Какое у неё лицо, волосы, руки, взгляд? Ребята, а можно про Бабу ягу сказать, что она косматая? А что это значит? (Лохматая, растрепанная).
3 .Что она делает, расскажите? Как вы думаете, куда она может лететь?
4. Какая природа вокруг? Обратите внимание на деревья почему они такие, что о них можно сказать.? Что ещё вы видите?
5.Какие цвета использует художник?
6.Какое у вас настроение ,когда вы смотрите на картину?
7.Как можно назвать эту иллюстрацию?
Из какой она сказки?
Ребята, что это за стук, в сундучке, что-то ещё есть. Воспитатель открывает сундук и оттуда появляется Баба-Яга.
Здравствуйте ребята, А что вы тут делаете?
Картину рассматриваем.
Какую? Про тебя бабушка.
А я тоже хочу знать, что на ней изображено, только пока сидела в сундуке в темноте, глаза болят, ни чего не вижу. Кто ни будь, расскажите мне, что там нарисовано?
Слушает детей.
Вот , спасибо уважили старушку. И глаза как раз прошли.
Теперь, и размяться можно.(физминутка)
Ой ,а это у вас что? ( книги со сказками. А кто разрисовал -книги?
И.Я Билибин. Ох и хороши! Нукась взгляну. Не только картинки красивые, а вы видели ребятки, какие красивые буквы первые, заглавные ,рисунки на них старинные затейливые, как бы украшают буквы узором, орнаментом, вышивкой диковенными птицами и цветами.(Слайд№10,11,12)
А я тоже хочу такие буквы. У меня тут есть какие-то, в сундучке. Сейчас достану. Но у меня они обычные не красивые.
Баба Яга ,а почему у тебя буквы какие-то все одинаковые?
Какие это буквы, ребята? (Ж,Д,В)
Так то -сказочные буквы! А скажите как обычно начинаются сказки ,какими словами?
Жили –были , в некотором царстве…..Вот и буквы поэтому такие.
Ребята а у меня к вам предложение ,давайте поможем Бабе Яге на некоторое время превратимся в художников –иллюстраторов и попробуем создать свою букву, распишем и украсим ёё. А баба Яга нас подождёт.
Выбирайте буквы.
А теперь рассаживайтесь. Перед вами всё необходимое . Можно украсить букву как вам нравиться, ведь вы сегодня художники- иллюстраторы .Можно украсить сделав аппликацию или используя блёстки, цветы, всё что угодно. Когда буква готова попрошу вас наклеить её на лист и начало будущей сказки уже готово. Готовые буквы. выкладываем на стол , рассматриваем. Показываем Бабе Яге.
Ой ,спасибо! Красота-то, какая. Складываем буквы в сундук Бабы Яги. Баба Яга прощается и уходит в сундук.
Ребята ,а книги мы заберём с собой ? Чтобы и дальше знакомится с творчеством художника Ивана Билибина. Почитаем и полюбуемся этими маленькими произведениями искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с творчеством П.И.Чайковского
Музыкальное занятие для подготовительной группы. Цель: Прививать любовь и понимание к музыке Чайковского....
Занятие по ФГТ для младшего дошкольного возраста "Знакомство с творчеством художника Ю.А.Васнецова по мотивам сказки К.Чуковского "Краденное солнце"(образовательные области: художественное творчество, познание, коммуникация).
Занятие по ФГТ для младшего дошкольного возраста«Знакомство с творчеством художника –иллюстратора Ю.А.Васнецов по мотивам сказки К.Чуковского «Краденое солнце»(образовательные области: худ...
Презентация "Сведения о жизни и творчестве художника И. Билибина "
Сведения о жизни и творчестве русского художника Ивана Билибина. Уникальный "билибинский стиль" к иллюстрациям русских народных сказок, сказок А.С. Пушкина, который знаком нам с детства......
Проект "Знакомство с творчеством художника-иллюстратора И.Я Билибина.
Проблема:У детей слабо развиты творческие способности в создании сюжетных композиций на занятиях изобразительной деятельности. В д/с детей знакомим с художественной литературой, но ма...
презентация "Знакомство с творчеством Е.Я.Билибиным"
создали альбом рисунков по мотивам сказок-художники иллюстраторы дети подготовительной группы...
Проект "Знакомство с творчеством художника-иллюстратора И.Я Билибина.-презентация
У детей слабо развиты творческие способности в создании сюжетных композиций на занятиях изобразительной деятельности. В д/с детей знакомим с художественной литературой, но мало вниман...
Организованная образовательная деятельность по приобщению к искусству книжной графики на примере «Знакомства с творчеством И.Я. Билибина» в рамках интегрированного образовательного проекта «В гостях у сказки»
Иллюстрирование книжной обложки к сказке "о золотом петушке " по иллюстрациям Билибина...