НОД "В мире звуков"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Погосова Светлана Викторовна

НОд в области речевого развития старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_zvukov.docx35.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОД  в области речевого развития «В мире звуков»

для старшей группы дошкольного возраста

Подготовила педагог  Муниципального автономного образовательного учреждения Детского сада комбинированного вида №13 «Умка» Погосова Светлана Викторовна


Актуальность

Использования ИКТ в ДОУ, для всестороннего развития дошкольников. Это комплексный, многоплановый процесс в котором участвуют и дети, и педагоги. Дети с радостью идут на такие занятия, занимаются с большим интересом, лучше запоминают данный материал.

Цель: формировать у детей представления о звуках, уметь различать их.Формировать у дошкольников фонематическое восприятие, фонетический слух.

Задачи:

Образовательные:

Учить дифференцировать на слух речевые и неречевые звуки. Закреплять эмоционально положительное настроение в группе, повышать уверенность в себе.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Интерес к занятию.

Развивающие:

Развитие просодической стороны речи.

Развивать умение распознавать эмоциональное настроение человека.

Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое».

Материал:Музыкальные инструменты (барабан, маракас, бубен, колокольчик), молоток, бумага, фольга, ножницы,  картинки,  символизирующие эмоциональное состояние человека (картинки показаны на интерактивной доске), маски животных, ширма.

Ход занятия

Педагог: Ребята, у нас с вами сегодня не обычное занятие, мы отправляемся в путешествие «В мир звуков».

Но прежде, чем мы туда отправимся, я хочу вам предложить выбрать настроение.(Детям показываются картины, символизирующие эмоциональное состояние человека).

Педагог: Что вы видите на картинках? (ответы детей)

Давайте попробуем изобразить и назвать, какое чувство испытывает человек на картинках.

Ребята, а какое настроение вы выберете себе, что бы отправиться в путешествие? (ответы детей).

Тогда отправляемся в путь!(Дети перемещаются на коврик и садятся в полу круг).

Педагог: Ребята, мы с вами на острове в мире звуков, здесь мы с вами будем слушать разные звуки, учиться узнавать их, и произносить.

Педагог: Закройте глазки. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.

Игра «Молчанка». (Дети слушают звуки, которые их окружают: шум за окном, дыхание друг друга, шуршание и т.д).

Педагог: Что вы услышали?(Ответы детей).

Педагог: А сейчас послушайте такие звуки (за ширмой звучит игра на музыкальных инструментах: барабан, маракас, бубен, колокольчик, резание бумаги, шуршание бумаги, фольги, постукивание молотком).

Педагог: Что вы услышали?А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию. (Действия повторяются за ширмой, а дети называют, что звучало).

–  Вы молодцы, услышали и угадали правильно все звуки.

 – Чем вы слушали?(Ответы детей).

Педагог: Уши – это важный орган нашего тела, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда (нельзя кричать громко друг другу в уши, в холодную погоду нужно закрывать их).

И мы с вами продолжаем наше путешествие. (Дети садятся на свои места).

Педагог:  Ребята, вы сегодня прослушали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают разные звуки. Послушайте стихотворение. (Читается стихотворение «Разные звуки», на доске показываются слайды с картинками).

Где-то собаки рычали:     –    Р – Р – Р!        

В стойле коровы мычали:  – МММУУУУ!

В комнате мухи жужжали:   –   ЖЖЖ!

Мимо машины бежали:   –   ТРРРР!

Гудели от ветра все провода:   –    ЗЗЗНЬ!

Капала в кухне из крана вода:   –     ДИНЬ!

Перекликались в ночи поезда:  –     УУУ! – УУУ!

Листья на ветру шумели:  –  ТСС!

Змеи в лесу шипели:  –  ШШШ!

А комары все пели:   –  ЗЗЗЗ!

Непоседа мячик днем и ночью

Успокоиться не хочет:  –  ПАМ – ПАМ!

Куклы кашляют в постели  –  

Днем мороженое ели:  –  КХХ! – КХХ!

Педагог: Ребята, а теперь давайте вспомним какие звуки, кто издавал?

 – Как перекликались поезда?

 – Как кашляли куклы?... и т.д.(Ответы детей).

Педагог: Животные и разные предметы издают звуки, а мы с вами – говорим. Все люди обладают речью. Звуки речи соединяются – получаются слоги, слоги образуют слова. И мы с вами будем учиться слушать и произносить речевые звуки.

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Педагог: Ребята наше путешествие продолжается, и мы сейчас с вами отправимся в лес. (Детям раздаются  маски зверей, игра проходит на ковре).

Однажды на лесной полянке собрались Зайка,  Мишка, Лисица, Волк, Белочка, Ежик. И они решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лисица запела: а-а-а. Волк: у-у-у. Мишка ы-ы-ы. Белочка и-и-и. Ежик э-э-э. (Детинадевают маски.Повторение детьми «песенок» зверей с изменением силы, высоты и интонации голоса).

Педагог: За зверей мы пропели разные звуки. Звуки речи звучат по-разному: громко, тихо, с голосом, без голоса. Еще мы можем произносить их по-разному, в зависимости от настроения. Если мы радостные или грустные, когда злимся, наш голос меняется.

Педагог: А сейчас мы с вами отправляемся в домик звуков! (Дети возвращаются на свои места).

Ребята, как вы думаете, что помогает нам произносить звуки?(ответы детей).

Педагог: Правильно, молодцы! Мы произносим звуки ртом. Наш рот – домик звуков. (На доске включается мультик «Домик звуков»).

В каждом домике есть дверь, и даже не одна. И так, в домике звуков, первая дверь – губы, вторая – зубы.

Произнесите звук  п-п-п. Этот звук произносится губами.

Произнесите звук л.  Посмотрите, как прижался к зубам наш язычок.

В домике есть потолок. Это небо. Пощелкайте язычком.

Поднимите его за верхние зубы и постучите: д-д-д. Почувствовали, как язычок стучит по бугоркам? Это альвеолы.

Положите ладошку на горлышко. Произнесите: д-д-д б-б-б. Здесь  живет голос.  Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук к. Вы услышали голос? (нет). А теперь произнесите звук г. Голос проснулся и горлышко задрожало.

Ребята давайте вместе вспомним и скажем, что же нам помогает произносить звуки?(Ответы детей).

Педагог: Ребята, наше путешествие «В мир звуков» подошло к концу и нам пора возвращаться домой. (Дети перемещаются на ковер, садятся в полукруг).

Итог занятия:

Педагог: Мне очень понравилось с вами путешествовать, а вам понравилось наше путешествие? Скажите, пожалуйста, где мы сегодня побывали, в каких местах? Что мы сегодня с вами слушали? Чем мы слушали?  Чем произносили звуки?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей по звуковому анализу слова "В интересном мире звуков".

Презентация содержит теоретический и практический  материал по звуковому анализу. слова.Игры могут быть использованы для работы с детьми как воспитателями, так и логопедами....

"В мире звуков"

программа обучения детей дошкольного возраста  игре на инструментах...

Ребёнок в мире звуков. Экспериментирование со звучащими предметами

«Звук живёт в любом предмете,Сколько их – посмотри,Звук – шутник, играя с нами,Любит прятаться внутри»Т. Девятова По мнению психолога Б. М. Теплова, большое значение имеет то окружение, в к...

"В мире звуков". Речевые звуки

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с ОНР...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"...

Формирование представления о звуках. Тема: "В мире звуков"

Формировать представление о звуках которые нас окружают и какие звуки издают животные и птицы. Имитация их произношения. Развивать слуховое внимание. Знакомство с термином "Речевой звук". За...