«Социально-коммуникативное развитие дошкольников через игровую деятельность»
методическая разработка по развитию речи на тему

Методический материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  «Социально-коммуникативное развитие дошкольников через игровую деятельность»

Ф.И.О. Каргаева Оксана Владимировна; Гунько Марина Валерьевна

Должность: воспитатели

Наименование учреждения: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средней общеобразовательной школы пос.Прибой муниципального района Безенчукский Самарской области структурное подразделение детский сад «Зоренька»

Почтовый адрес: 446242, Самарская область, муниципальный район Безенчукский пос.Прибой, ул. Административная, д. 8

Тел./факс 8(846 76) 43317; 8-927-736-55-74

E-mail: dsgunko@vandex.ru

Определение понятия «игра», «интеграция»

        Актуальность данного вопроса - «Игра как интегратор образовательного процесса дошкольной образовательной организации» диктует Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО от 17.10.2013г. № 1155), устанавливающий нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Реализация Программы  в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Соответствовать возрасту и психолого – педагогическим особенностям детей, а также специфике и возможностям образовательных областей.

        Понятие интеграция (от лат. integratio —«соединение») — относится к общенаучным и заимствовано педагогической наукой из философии, где интеграция понимается как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.

        Интеграция использовалась педагогами на разных ступенях обучения как гармоничное объединение различных предметов, которое позволило внести целостность в познание ребёнком мира.

Игра с древних времён выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. Исторически одной из целей игры являлась выработка необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.

Что такое игра?

Игра — деятельность ребенка в условных ситуациях, моделирующих реальные. В игре, как особом исторически возникшем виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, овладение которыми обеспечивает приобщение к культуре, познание предметной и социальной действительности, интеллектуальное, профессиональное, эмоционально-волевое и нравственное становление и развитие личности. Игра направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта. 

Великие педагоги об игре, как важном элементе развития ребенка в дошкольном возрасте.

Платон (427 − 347 до н. э.) «Я говорю и утверждаю, что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться… Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен ещё в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-либо детские сооружения».

Н.К. Крупская «Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели… Педагог не должен  стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать им те или иные игры…».

А.М. Горький «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

Основные компоненты игры как интегратора образовательного процесса.

        Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности.

В этот период у ребенка формируются: социально – коммуникативные, речевые навыки, художественно – эстетические, познавательные способности, развиваются физические качества.

        Игровая деятельность является основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Педагоги знают, что благодаря игре ребенок осваивает окружающую его  действительность, через игру он получает определенные умения и навыки. В процессе игры формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, переход к новой, более высокой стадии развития.

Детей в дошкольном возрасте необходимо в первую очередь заинтересовать.  В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Задача, поставленная в игровой форме, имеет преимущество, в игре ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок увлечен замыслом новой игры, не замечая того, что он учится, сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представления и познавательной деятельности.

        Если на занятиях ребенок решает задачу взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.

Цель игры всегда имеет два аспекта:

1) Познавательный – то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами хотим ему передать;

2) Воспитательный – способ и форма коммуникативного общения.

Игровой замысел - является неким связующим звеном между игрой и образовательным процессом, выступает в роли интегратора.

Игровой замысел – игровая ситуация в которую вводится ребенок. Реализуется в игровых действиях, которые в свою очередь включают обучающую задачу.

Между обучением и игрой имеется довольно тесная взаимосвязь, особенно это актуально при обучении детей  дошкольного возраста.

        Ребенок может приобретать знания или учиться, не замечая самого процесса обучения «неосознанно». Он может учиться «сознательно», когда для решения каких-либо проблем ему нужны соответствующие знания и умения (в старшем дошкольном возрасте).

Интеграция игры и обучения выражается в создании условий, в которых ребенок может расширить полученные знания, умения, навыки. В дошкольном возрасте игра является подготовительным этапом обучения к школе.

        Интеграция образовательных областей с элементами игры или игрового замысла в дошкольной организации помогает изучить, рассмотреть, закрепить, обобщить материал по определенной теме. На интегрированных игровых занятиях предусматривается смена видов детской деятельности, педагог использует различные виды и способы преподавательской деятельности.

        Интеграция помогает сблизить образовательные области, найти общие точки соприкосновения.

        Основным интегративным компонентом механизма становления социального опыта является деятельность. Причём накопление социального опыта возможно лишь в тех видах деятельности, которые соответствуют определённым педагогическим условиям:

 1) воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни;

 2) вызывать личную заинтересованность ребёнка и понимание им социальной значимость результатов своей деятельности;

 3) предлагать ребёнку активное действие, связанное с планированием и обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, самоконтролем и оценкой;

4) предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве.

        Соответствующая этим условиям деятельность  становится системообразующим фактором интеграции образовательного процесса в ДОУ. Определение системообразующего фактора интеграции – это нахождение основания для объединения. Системообразующий фактор (систематизатор, интегратор) В.С. Безрукова называет идеей, способной объединить в целостное единство компоненты интеграции, целенаправить их, стимулировать их деятельностные проявления. Таким системообразующим фактором является игра.

Классификационные характеристики игры

Вид игры

Предметные. Ролевые. Сюжетно-ролевые. Дидактические. Театрализованные. Подвижные. Экспериментирование. Забавы и развлечения.

Функции игры

Экспериментирование. Познание. Упражнение. Исследование. Прогнозирование. Моделирование. Отдых. Забава. Самопознание. Релаксация. Компенсация. Реализация потребностей.

Инициатива и возникновение игры

От взрослого. От ребенка.

Предмет игры

Готовые игрушки. Заменители. Воображаемые предметы и образы. Компьютерная программа. Рисунок. Слово. Природные материалы и явления.

Количество участников

Индивидуальные. Микрогрупповые. Коллективные. Массовые.

Динамика

Статические. Малоподвижные. Подвижные.

Способ решения игровых задач

Интеллектуальные. Социальные. Двигательные.

Игровые приемы

Соревнование. Драматизация.

Степень и характер создания

Репродуктивные. Готовые. Творческие. Импровизированные.

Место развития

В помещении. На улице. В воображении.

Время создания

Традиционные. Архаичные. Современные.

Форма организации

Ситуативные. Длительные. С фиксированным времеем.

Для интеграции  образовательного процесса и игровой деятельности в помощь педагогам разработано многообразие игр.

Литература:

  1. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Сборник. / Науч. ред. Т.И.Бабаева, З.А.Михайлова. - СПб.: Детство- Пресс, 2007.
  2. Эльконин, Д.Б. Игра и психическое развитие / Д.Б. Эльконин // Психическое развитие в детских возрастах; под ред. Д.И. Фельдштейна. – М. : Институт практической психологии; Воронеж : МОДЭК, 2001.
  3. Венгер, Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребёнка / Л.А. Венгер // Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. – М. : Педагогика, 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация: Статья посвящена вопросам развития творческих способностей воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей, как одной из основных целей художественно - эстетического развития. В качес...

Презентация на тему «Развитие социально-коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность»

Презентация повествует о том, как развивать социальные и коммуникативные способности дошкольников через игры....

Презентация СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ дошкольников, через игровую деятельность

Именно игра, может стать верным помощником и воспитателей, и родителей в процессе социально-коммуникативного развития ребенка. Ведь даже для детей старшего возраста, не говоря уже о малышах, игра была...

Материалы тематического контроля «Эффективность проводимой в детском саду работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность»

План тематического контроля«Эффективность проводимой в детском саду работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность»Цель:  О...