Познавательно-речевое развитие речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Николаева Татьяна Алексеевна

Научить детей употреблять разные формы приветствия и прощания в зависимости от ситуации. Формировать у детей понимание того что волшебные слова делают человека тактичнее,честнее. Формировать понимание вежливости, которая является важным составляющим качеством воспитанного человека. Обучать формулам выражения вежливой просьбы, благодарности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Волшебное слово28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

 

Познавательно-речевое

развитие

«Волшебные слова»

(старшая группа)

Воспитатель

первой квалификационной категории:

Николаева Татьяна Алексеевна

  1. Цель: Научить детей употреблять разные формы приветствия и прощания в зависимости от ситуации. Формировать у детей понимание того что волшебные слова делают человека тактичнее,честнее. Формировать понимание вежливости, которая является важным составляющим качеством воспитанного человека. Обучать формулам выражения вежливой просьбы, благодарности.

Ход занятия

- Ребята, когда вы сегодня пришли в детский сад, как вы приветствовали друг друга?(ответ детей: Доброе утро).

- Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в страну Вежливости. Вы, конечно, уже знаете много вежливых, волшебных слов. Вспомните их (ответы детей: спасибо, благодарю, извините, будьте добры, добрый день и др).

- Послушайте стихотворение «Доброе утро»

Придумано кем-то просто и мудро -

При встрече здороваться: Доброе утро!

Доброе утро - солнцу и птицам!

Доброе утро - улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

-Какие еще слова приветствия вы знаете? (ответы детей: привет, доброе утро, как я рад тебя видеть).

- А теперь послушайте еще одно стихотворение.

- Стихи о школьнике одном.

Его зовут..., а впрочем,

Мы лучше здесь его не назовем.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите» —

Произносить он не привык,

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «Добрый день»

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуй» говорит.

А вместо слова «до свидания»

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

«Ну, я пошел, пока, всего...»

- Скажите, какие слова употребляет герой этого стихотворения при встрече и прощании? ( здорово, ну, я пошел , пока, всего...)

А какие слова приветствия употребляете вы? (Ответы детей)

- Кого вы можете приветствовать словами «здорово» и «привет»? (ответы детей)

- Кому вы скажете на прощание «пока»?

- Слова «здравствуй» и «до свидания» — очень интересные слова. Вдумайтесь в их значения.

- «Здравствуй» — мы желаем вам здоровья (здравия).

- «До свидания» — мы надеемся еще раз увидеть вас. Поэтому людям приятно слышать эти слова.

-Ребята, недавно мы познакомились с рассказом В .Осеевой «Волшебные слова».

-О каком слове идет речь в рассказе? - ответы детей - «пожалуйста».

-Вспомните, как это слово нужно говорить? (тихим голосом и глядя в глаза).

-Кому можно говорить слово «пожалуйста» (маме, папе, бабушке, друзьям, воспитателям и т. д., всем людям кому захочется).

А теперь давайте представим следующие ситуации:

Гриша,ты пришел вечером домой и тебе хочется, чтобы мама прочитала тебе сказку.

- Как ты попросишь? (мамочка , прочти пожалуйста мне сказку).

Аня, ты пришла к бабушке на кухню, а бабушка печет пирожки.

- Как ты попросишь? (бабуля, угости меня, пожалуйста ,пирожком).

Сережа, ехал в автобусе, перед остановкой автобус затормозил, Сережа нечаянно наступил впереди стоящему мужчине на ногу.

- Сережа как ты извинишься? (Простите меня,пожалуйста)

А теперь, ребята, немного отдохнем.

Физкульт минутка

- Ребята волшебных слов очень много. Давайте поиграем в игру. Я бросаю мяч каждому из вас, а вы мне в ответ называете какое-нибудь волшебное слово. (Спасибо, благодарю, будьте добры, будьте любезны, доброе утро, добрый день, спокойной ночи, прошу прощения, пожалуйста, до свидания, извините, здравствуйте.)

-Да, очень много волшебных слов, можно запутаться, когда какое

слово нужно говорить. Давайте потренируемся:

-мы ложимся спать. Что скажет Ваня? (спокойной ночи);

-мы сели завтракать. Что скажет Диана? (приятного аппетита);

-к нам пришли гости. Что скажет Кристина? (проходите пожалуйста)

-нам сделали подарок. Что скажет Наташа? (спасибо).

Что после завтрака скажет Илюша? (спасибо)

А теперь, ребята давайте поиграем.

Игра ситуация «Два друга»

 ( без слов, выражая свои чувства и эмоции мимикой, жестами)

Два друга, Гриша и Сереж очень дружили. Наступило лето и им пришлось расстаться. Сережа остался в Москве, а Гриша уехал отдыхать. Скучно друзьям друг без друга! Прошел целый месяц....

И вдруг Сережа видит на встречу идет Гриша. Как же они обрадовались!....

Мы разыграли эту ситуацию без слов, а теперь попробуем словами выражать свою радость при встрече ( дети предлагают разные варианты ответов ).

Чем больше человек знает волшебных слов ,тем он добрее, честнее, вежливее,приятнее в общении.

-Я, хочу рассказать вам одну историю «Здравствуй, Гусь»

Ко мне бежит огромный гусь

Я говорю себе: “Не трусь”.

Быть может этот гусь ручной

Бежит знакомиться со мной.

Но у гуся свирепый вид,

Он угрожающе шипит.

Щипаться будет

Ну и пусть!

Я улыбнулась:

“Здравствуй, гусь!”

Он головой кивнул в ответ

И мне послышалось: “Привет!”

- Как вы думаете, почему свирепый гусь вдруг кивнул мальчику головой и как бы сказал «привет»? (ответы детей).

-  Верно, если ты идешь навстречу другому с улыбкой, с добрым словом «здравствуй» -это значит, что ты не хочешь причинить вреда, обидеть, и даже самый сердитый гусь смягчится. Вот такое удивительное слово «здравствуй».

Сейчас разыграем с вами несколько ситуаций.

1.Встречаются воспитательница и воспитанник.

Кто должен поздороваться первым? (воспитанник)

Какие слова можно использовать в качестве приветствия утром, днем, вечером? (здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер)

2. Встречаются мальчик и девочка.

Кто должен поздороваться первым? (мальчик)

Как могут поздороваться ровесники? (привет)

Итог занятия:

- Сегодня мы с вами вспомнили и повторили, какие слова приветствия можно говорить при встрече.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-речевого занятия "Роль речи в жизни человека" подготовительная группа.

В конспекте детям прелагается опытным путем определить значение речи в жизни человека. Детей знакомят с адаптированным вариантом легенды о Вавилонской башне, появлением различных языков на земле....

Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ

Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «КТО ЖИВЕТ В ДЕРЕВНЕ» НА СЕМИНАРЕ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОУ ТЕМА: «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНРТема. «Кто живет в деревне»Программные задачи. 1. Закреплять знания детей о домашних животных (названия взрослых особей и их де...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст /с использованием здоровьесберегающих технологий/

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому  развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст/с использованием здоровье...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей в старшей группе «Интервью у удивительных животных»

Занятие помогает учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям, а так же развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания, развивать диалог...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...