Главные вкладки

    Статья по развитию речи (старшая группа) по теме:
    Словесные игры в старшей группе (в соавторстве с Фетисовой С. В.)

    Тарабанова Мария Сергеевна

    Дидактические словесные игры  как способы развивития творческого и логического мышления дошкольника. Достоинства словесных игр. Словесные игры во время тематической недели "Золотая осень" 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл slovesnye_igry.docx20.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    БДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №345», г. Омск

     Тарабанова М. С., Фетисова С. В.

    Словесные игры в старшей группе

    Одна из основных задач умственного развития детей дошкольного возраста – развитие мышления и речи, и эта задача решается педагогами постоянно, поэтому так  важно сделать умственный труд привлекательным для ребенка, в чем воспитателю помогает словесная игра.

    В словесной игре дети учатся мыслить о вещах, с которыми в данное время они не действуют, в большей степени опираясь на представления о ранее воспринятых предметах. Таким образом происходит, как отмечает Л. С. Выготский, переход от наглядного мышления к мышлению в общих представлениях.  

    Словесные игры могут проходить как с атрибутами (например, мячом по типу всем известной игры «Съедобное - несъедобное», мягкой игрушкой, когда с её помощью мы передаем «право голоса»), так и без них. Как любую дидактическую игру, словесную игру отличают преднамеренность, планируемость, а также наличие учебной цели и предполагаемый результат.

    Основные задачи словесных игр -  развитие мышления, воспитание внимания к слову, расширение словарного запаса (как активного, так и пассивного), обучение выразительной речи. Также словесные игры тренируют память и внимание (например, при соблюдении условия «не повторять сказанное»).

    Словесные игры развивают логическое мышление: умение сравнивать, обобщать, определять предмет по отдельным признакам  или, наоборот, по признакам определять предмет; это игры типа «четвертый лишний», когда необходимо установить связь между словами  или предложениями и найти объект, который не обладает этой связью. Умение видеть многообразие качеств предмета в играх, где нужно перечислить как можно больше признаков предмета, а также побуждение дошкольника к нестандартным ответам развивают творческое мышление.

    Словесные игры могут неоднократно использоваться как в режимных моментах (прогулка, умывание, подготовка к приему пищи), так и во время занятий, причем  не только занятий по развитию речи. Так, во время НОДа по изобразительному искусству «Листья танцуют и превращаются в деревья» (И. А. Лыкова. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа», занятие 16) перед тем, как приступить к лепке осенних листьев, проводится словесная игра «Такие разные листья», во время которой дошкольникам предлагается назвать разнообразные характеристики осенних листьев (по цвету, размеру, отношению к ним).

    Словесные игры (тематическая неделя «Золотая осень»)

    Такие разные листья 

    Цель игры: учить детей мыслить, видеть предмет со всех его сторон, подбирать эпитеты, употреблять прилагательные и отглагольные прилагательные.

    Ход игры: предлагается назвать разнообразные характеристики осенних листьев (по цвету, размеру, отношению к ним): большие, маленькие, желтые, красные, летящие, красивые, осенние, падающие, дубовые, березовые….

    Отгадай листок

    Цель: учить выделять в предметах наиболее характерные признаки, свойства.

    Ход игры: Воспитатель показывает детям разные листья (вырезанные из картона или настоящие) и предлагает угадать, какой лист загадан. Дается характеристика  по форме (дубовый / березовый и т.д.), цвету и размеру. Угадавший сам загадывает листок и характеризует его по необходимым признакам

    По тому же принципу можно провести игры «угадай животное, овощ, фрукт и т.д.

    Вот она какая, наша осень

    Цель: обогащение словаря, развитие внимания

    Ход игры:  Дети встают в круг, воспитатель в центре. Дети называют слова и передают одновременно мяч (листок).  Участники характеризуют осень: что происходит (идут дожди, медведь сооружает берлогу), какая она (золотая, поздняя, разноцветная, красивая).   Если ребенок не может сразу назвать слово или повторяет уже названное,  то он выходит из круга.    

    Какое слово лишнее?

    Цель: развитие внимания, логического мышления  

    Ход игры: воспитатель называет несколько слов, детям нужно определить, какое слово лишнее:

    Осинка, осина, осиновый, осел, подосиновик

    Ежовый,  ежонок, ежик, ежевика

    Гусь, гусенок, гусыня, гусак, гусеница

    Грибной, грибник, грести, грибочек

    Бывает - не бывает

    Цель: развитие внимания, логического мышления  

    Ход игры: воспитатель произносит предложение. Если произнесенное правдиво, дети хлопают, если нет – бьют по коленкам

    1. Яблоки растут на березе
    2. Коровы летают очень низко
    3. Зайцы живут в лесу
    4. Воробей – насекомое
    5. Осенью цветут яблони
    6. У коровы есть рога
    7. У белки шесть лап
    8. На деревьях растут овощи
    9. На деревьях растут фрукты
    10. Грибы и ягоды растут в лесу
    11. Зубы нужно чистить 10 раз в день
    12. Кошки и мышки – большие друзья

    Да-нет

    Цель игры: учить детей мыслить, логично ставит вопросы, делать правильные умозаключения

    Ход игры. Воспитатель сообщает детям правила игры «Сейчас мы поиграем в игру «да и нет». Почему она так называется? Потому что мы с вами будет отвечать на вопросы водящего только «да» и «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы с вами договоримся, какой фрукт или овощ мы загадаем.

    Первым роль водящего берет на себя воспитатель, показывая пример логично поставленных вопросов.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека словесных игр в старшей группе

    картотека словесных игр для детей 5-7 лет (старшая группа)...

    Конспект игры в старшей группе с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича «Путешествие в Фиолетовый лес»

    Игра  -путешествие в "Фиолетовый лес" Дети приходят на помощь малышу Гео, выполняя различные задания. дети используют игру "Волшебный квадрат", "Геоконт", "Чудо...

    Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие на автобусе в библиотеку»

    Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольное внимание, память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролир...

    Игровые технологии: словесные игры в старшей группе

    Картотека словесных игр для детей старшей группы....

    Игровые технологии: словесные игры в старшей группе

    Картотека словесных игр в старшей группе....

    Словесные игры в старшей группе

    Словесные игры в старшей группе...