Конспект по звуковой культуре речи. Звук "Ш".
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Капаева Елена Александровна

Цель: развитие у детей фонематического слуха, связной речи. укреплять мышцы артикуляционного аппарата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_zvuk_sh.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи

в средней группе на тему:

 « Звуковая культура речи. Звук «ш».

Выполнила воспитатель

Средней группы МБДОУ д/с №41

Капаева Елена  Александровна

2015год

Тема: «Звуковая культура речи. Звук «ш».

   Цель:  закрепить произношение звука «с». Познакомить детей с шипящим звуком «ш»,  показать его артикуляцию. Учить детей произносить звук «ш» изолированно, в словах, добиваться чёткости произношения данного звука.

    Задачи:  

  • Развивать фонематический слух детей;
  • Развивать слуховое внимание, связную речь детей;
  • Активизировать словарь детей;
  • Укреплять мышцы артикуляционного аппарата;
  • Способствовать совершенствованию у детей коммуникативных навыков и звуковой культуры речи.

   Словарь:  шипеть, шипящий, звук, слово, шуба,  пушка,  шорты,  шалун, школа, шашки, шахматы, шина, шкаф, комод, шляпа, шея, швея.

   Методы и приёмы:  организационный момент (сюрпризный), артикуляционные упражнения,  физкультминутка «Шар лопнул», беседа по вопросам, словесная игра «Паровозик», использование загадки, пальчиковая гимнастика.

   Предварительная работа:  артикуляционная и дыхательная гимнастики, отгадывание загадок со звуком «Ш», проговаривание чистоговорок, беседа по вопросам.

   Оборудование и материалы;   фланелеграф, ширма.

   Игрушка мишки.

   Картинки с изображением: школы, швеи, шахмат, шашек, шишки, шкафа, шайбы,  шарфа, шубы, пушки, машины, камыша,  петушка, мишки, матрёшки, шляпы, шалуна, карандаша, шалаша, малыша, шины.

Ход непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи.

По середине группы полукругом сидят дети на стульчиках. Напротив них на столе стоит ширма, за ней – игрушка. Дети здороваются с гостями.

Воспитатель:  

- Ребята, к нам в гости кто – то пришёл, а кто, узнайте, отгадав загадку:

Зверь забавный сшит из плюша;

Есть и лапы, есть и уши.

Мёду зверю дай немного,

И устрой ему берлогу.

- Кто это?

(воспитатель достаёт мишку из – за ширмы).

- Ребята, давайте поздороваемся с мишкой.

- Он пришёл к нам за помощью. Мишка не может говорить звук «ш», вместо него он произносит «с». Вместо «шапка» он говорит «сапка», вместо «машина»  - «масина».  Ребята, поможем ему?

Вос-ль:

- Ребята, ну и ты, конечно, мишка, послушайте интересную сказку.

- Живёт – поживает Язычок в своём домике. Домик Язычка –ротик. Домик  Язычка любит улыбаться. Вот так.

- Дом Язычка может открываться и закрываться.  

- Язычок очень любит петь песни. Однажды он  запел вот такую песенку: «С-с-с»

- Чья это песенка?

- Давайте все вместе споём песенку водички.

- Теперь водичка зажурчала громче. Ещё громче. Тише. Совсем тихо. Закрыли кран.  

- Но вот однажды Язычок решил поиграть: вообразил, что он лисичка, распушил хвостик, сделал его широким и выставил на улицу, на нижнюю губу, чтобы лисий хвостик погрелся на солнышке.  Язычок положить на нижнюю губу, не закрывая её, а саму нижнюю губу не поворачивать. Вот так.

Вдруг Язычок заметил большую собаку. Он испугался, вбежал в домик и спрятал хвостик (кончик языка) за верхние зубы, и закрыл домик, чтобы собака не вбежала за ним. А хвостик всё равно держал за верхними зубами. Подождал Язычок немножко и решил посмотреть, где собака. Он открыл домик, но хвостик держал за верхними зубами. Вот так. Но собаки уже нигде не было, она давно убежала.

- А теперь поиграем так. Я скажу «хвостик греется на солнышке», а вы положите язычок на нижнюю губу – на крылечко домика. Потом я скажу: «Собака!», а вы поднимите кончик языка кверху, за верхние зубы и спрячьте его в домик. Вот так. Потом домик открываете и закрываете, а Язычок будет сидеть в домике и держать хвостик поднятым кверху, за верхними зубами.

Вос-ль:

- Молодцы, ловкие у вас язычки. Собака убежала, бояться язычку некого и сделал он вот так, поднял хвостик кверху, к верхним зубам, губы слегка вытянул вперёд  и зашипел: «ш-ш-ш». Так у язычка появилась новая песенка.

- А теперь давайте поиграем.

Физкультминутка «Шар лопнул».

Дети встают в круг, берутся за руки, делают вдох, как бы надувая шар, и отходят назад. По хлопку воспитателя шар лопается, дети приседают, опуская руки вниз и одновременно делая выдох со звуком «ш». Игра повторяется 3 – 4 раза.

(дети садятся на стульчики).

-  Ребята, а кто из животных может шипеть?

Вос-ль:  

- Приготовьте пальчики, сомкните их. Вот так. Когда ротик у змеи открывается, она шипит – пальчики размыкаются, а когда рот закрывает змея – пальчики соединяются.

- Слов, которые начинаются  со звука «ш», очень много. Это такие слова: шалун, шишка, шарф, шашки, школа, шайба, шахматы, швея.

- Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши один раз тогда,  когда услышите в начале слова звук «ш». А если в слове нет звука «ш», что вы тогда будете делать? Итак, начинаем. Будьте внимательны.

Шуба, зима, шорты, брюки, шкаф, комод, шина, колесо.

- Молодцы, ребята. Справились. А теперь давайте поиграем в другую игру. Она называется «Паровозик».

   Воспитатель выставляет на фланелеграфе паровозик с вагончиками. В нижней части фланелеграфа, под паровозиком, прикрепляет картинки с изображением: шубы, машины, шины, петушка, шляпы,  пушки,  мишки, чебурашки, матрёшки, шишка, карандаша, шалаша, малыша, камыша.

Воспитатель предлагает детям назвать каждый предмет.

- Ребята, сейчас мы отправимся в путешествие на паровозике и возьмём с собой мишку.

- В первый вагончик мы положим такие картинки, в названии которых слышится звук «ш» в начале слова.

(Воспитатель предлагает одному из детей подойти к фланелеграфу  и поставить картинку в первый вагон).

- Дети, а это что?

 (Ребёнок выходит к фланелеграфу и кладёт машину во второй вагон). Так разбираются остальные картинки.

- Ребята,  какие предметы вы положили в первый вагон?

- А какие предметы поедут во втором вагоне?

- Правильно. В третьем вагоне поедут предметы, в которых слышится звук «ш» в конце слова. Какие это картинки?

Вос – ль:

 - Как вы думаете, мы научили мишку говорить «ш»?

- Ребята, за какие зубки  прятался у вас язычок?

- Как звучала у вас шипящая песенка?

- Ну что ж, пора прощаться с мишкой. До свидания, Мишка! Приходи ещё. Наш весёлый паровозик повезёт мишку домой.  

Список литература:

  1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Ср. группа.-М.: Мозаика – Синтез, 2015.-80с.
  2. Комратова Н. Г. Учимся говорить правильно.- Н. Новгород – 1996г.- 234с.
  3. Максакова А. И., Тумакова. «Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом.» Пособие для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1979. – 127с.

Ответы детей.

Это мишка.

Здравствуй.

Да.

Дети делают «улыбочку». (5секунд)

Это песенка водички.

С-с-сссссс.

Дети и воспитатель поют песенку.

Дети исполняют всё, что говорит воспитатель.

Воспитатель показывает, а дети повторяют.

Воспитатель показывает, а дети повторяют.

Игра повторяется 2 раза.

Ш-ш-ш.

Воспитатель предлагает спеть шипящую песенку  

Могут шипеть змея, гуси.

Мы не будем хлопать.

Дети хлопают тогда, когда в словах услышат звук «ш».

Это шуба.

Ответы детей.

Это шишка, шуба, шина, шляпа.

Это машина, шишка, чебурашка, пушка, мишка,  матрёшка, петушок.

Это камыш, шалаш, малыш, карандаш.

Да, научили.

Язычок прятался за верхние зубы.

Ш-ш-ш-ш.

Дети прощаются.