Звуки Н, Н'. Буква Н.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Аксенкова Оксана Ивановна

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_n_n._bukva_n.docx837.81 КБ

Предварительный просмотр:

Звуки [Н], [Н']; [Н] — [Н']. Буква Н

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка определять, далеко или близко находится звучащий объект, воспроизводить звуко-комплексы различным по силе голосом.

2. Учить ориентироваться на листе бумаги.

3. Научить ребенка четко произносить звуки [Н], [Н'], дифференцировать их на слух и в произношении.

4. Учить ребенка удерживать в памяти ряд слов, находить пропущенное слово в ряду.

5. Познакомить ребенка с предлогами на, над, составлять предложения с этими предлогами.

6. Учить анализировать и преобразовывать слова.

7. Продолжать учить анализировать короткий текст, находить предложение с предлогами.

 

Задание 1. Дидактическая игра «Далеко близко» (развитие слухового внимания и силы голоса).

Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Дети кричат: АУ (тихо, громко). Лает собака: АВ (громко), ав-ав (тихо). Мяукает кошка, мычит корова, квакает лягушка и т.д.

 

Задание 2. Взрослый учит ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывает середину, верхние и нижние, правые и левые углы листа бумаги. Затем просит ребенка положить фишку на середину, в правый верхний угол, в левый нижний угол листа и т. д.

 

Задание 3. Взрослый показывает картинку с изображением дивана и просит ребенка договорить последний звук в слове: Это дива... (звук [Н] выделяется голосом).

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Н]:

— губки свободны;

— зубки видны, но не сомкнуты;

— язычок кончиком прижат к верхним зубам;

— воздух проходит через носик;

— горлышко «работает».

Символ звука: погоняем лошадку: «Но...» (см. цветную вклейку). Характеристика звука: звук согласный, твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

 

Задание 4. Фонетическое упражнение «Лошадки».

Ребенок «скачет» на лошадке: «Но-но...» Затем он останавливается и «кормит» лошадку: «На-на...».

 

Задание 5. Дидактическая игра «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н]»:

н, п, б, н, м, м, н...; на, па, ан, он, мы, ну...; Наташа, Маша, молоко, нос, ноги, слон, дом, ванна, машина.

 

Задание 6. Повторить за взрослым слоговой ряд:

на-но-ну-ны; ан-он-ун-ин...

 

Задание 7. Взрослый предлагает ребенку послушать и воспроизвести ряд слов (3—5 слов) со звуком [Н], при этом не меняя последовательности прослушанных слов.

 

Задание 8. Ребенку предлагается из ряда нарисованных предметов (10 предметов) выбрать те, в названии которых есть звук [Н], определить место звука в каждом слове (при затруднении использовать карточку и синий кружок с колокольчиком).

 

Задание 9. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Н].

 

Задание 10. Подобрать слова-предметы к слову надеть: юбку, носки и т. д.

 

Задание 11. Выучить чистоговорки:

На-на-на — лампа у окна.

Ну-ну-ну — саночки тяну.

Он-он-он — телефон.

Ан-ан-ан — это барабан.

Ин-ин-ин — это магазин.

 

Задание 12. Знакомство с предлогами на, над.

Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие действия: посадить куклу на стул, положить книгу на диван, поставить чашку на стол... и объясняет значение предлога на, показывает схему предлога. Затем взрослый спрашивает: «Что ты сделал? (Посадил куклу на стол, положил книгу на диван...) Какой одинаковый предлог во всех этих предложениях?» (На)

Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие действия: поднять руку над головой, поднять куклу над столом... Затем взрослый объясняет значение предлога над, показывает схему предлога и спрашивает: «Что ты сделал? Над чем ты поднял руку?... Какой одинаковый предлог во всех этих предложениях?» (Над)

Составить предложения по картинкам:

Кот спит... (на окне). Мальчик сидит... (на стуле). Солнышко  светит... (над  домом). Птица   пролетает...   (над деревом)... Выбрать нужный предлог (на, над):

Самолет летит... лесом. Бабушка спит... диване. Составить предложения по опорным словам.

Девочка, сидеть, стул, на. Птица, лететь, дерево, над.

 

Задание 13. Знакомство со звуком [Н'].

Подобрать родственные слова к слову небо (небосвод, небесный, небушко). Какой одинаковый первый звук во всех этих словах?

Символ звука: девочка грозит пальчиком: «Ни-ни!»....

Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

 

Задание 14. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н']»:

нь, вь, пь, нь...; ви, ни, ань, акь...;

Нина, нитки, Кира, плетень, Вика, студень, огонек, собака.

 

Задание 15. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Н'], определить место звука в каждом слове (при затруднении использовать карточку и зеленый кружок с колокольчиком).

Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?».

 

Задание 16. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Н'].

 

Задание 17. Выучить чистоговорки:

Ни-ни-ни — звонок, звони.

Ень-ень-ень — теплый день.

 

Задание 18. Дифференциация звуков [Н] — [Н']. Назвать первый звук в словах:

Нина, нитки, ноты, носок, небо. Назвать последний звук в словах:

стакан, диван, день, плетень, телефон, студень, карман... Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

на-на-на — ня-ня-ня; ны-..., ну-..., но-...; ня-ня-ня — на-на-на; не-...

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:

На пальце одном

Ведерко вверх дном. (Наперсток)

Всю жизнь ходят в обгонку,

А догнать друг друга не могут. (Ноги)

Голубая простыня весь свет покрывает. (Небо)

Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [H] и [Н']):

ноги, небо, нос, нора. Подобрать к предложенным словам противоположные по смыслу, назвать в них первый звук:

налево — (направо), высоко — пол — .... верхний — .... высушить — ...

Дидактическое упражнение «Подарить подарки Нине и Нате» (вспомнить слова со звуками [Н] и [Н']).

Составить предложения про Нину и Нату, используя предлоги на, над. В предложениях найти слова со звуками [HJ и [Н']:

В небе летит самолет. У Наташи красивая кукла. У носорога рог. Катя порвала нитку.

 

Задание 19. Знакомство с буквой Н.

H похожа на насест.

Есть, где курочке присесть.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква Н? Игры с буквой.

 

Задание 20. Анализ слов Наша, Нина (составление схем из кружков, выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами).

Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки.

Что надо сделать, чтобы слово «нота» «превратилось» в слово «Ната»?

нота — Ната; нота — ноты; ива — Иван... Чтение и анализ текста, нахождение предложений с предлогом у.

 

НАТА И НИНА

Нина и Ната дома. Вот Ната. Тут Нина. У Нины ноты. Вата у Наты. На, Ната, ноты. На, Нина, вату.

http://2.bp.blogspot.com/_XuTQI-8Rm2M/TOuUvsu6lvI/AAAAAAAAFOc/qog-yCJh6uk/s1600/%25D0%25B1%25D1%2583%25D0%25BA%25D0%25B2%25D0%25B0-%25D0%25BD-4.jpg

http://2.bp.blogspot.com/_XuTQI-8Rm2M/TOuVf6o3SMI/AAAAAAAAFOs/qCwoNnJ4osQ/s1600/%25D0%25B1%25D1%2583%25D0%25BA%25D0%25B2%25D0%25B0-%25D0%25BD-8.jpg

Накрыли город тучи снежные,                       Накрыли город тучи снежные,
Как будто мягкою периной...
И вот уже снежинки нежные
Легонько сели на перила...
Потом скользнули вниз с балкона,
Наощупь, робко, осторожно,
Как бы стесняясь глаз оконных -
И приземлились на дорожке...
Спустя минуту всё смешалось:
Снег повалил светло и нежно,
Легко укутав город шалью
Ажурной, мягкой, белоснежной...

(Н. Онищенко)

Накрыли город тучи снежные,
Как будто мягкою периной...
И вот уже снежинки нежные
Легонько сели на перила...
Потом скользнули вниз с балкона,
Наощупь, робко, осторожно,
Как бы стесняясь глаз оконных -
И приземлились на дорожке...
Спустя минуту всё смешалось:
Снег повалил светло и нежно,
Легко укутав город шалью
Ажурной, мягкой, белоснежной...

(Н. Онищенко)

Накрыли город тучи снежные,
Как будто мягкою периной...
И вот уже снежинки нежные
Легонько сели на перила...
Потом скользнули вниз с балкона,
Наощупь, робко, осторожно,
Как бы стесняясь глаз оконных -
И приземлились на дорожке...
Спустя минуту всё смешалось:
Снег повалил светло и нежно,
Легко укутав город шалью
Ажурной, мягкой, белоснежной...

(Н. Онищенко)

Накрыли город тучи снежные,                       Накрыли город тучи снежные,
Как будто мягкою периной...
И вот уже снежинки нежные
Легонько сели на перила...
Потом скользнули вниз с балкона,
Наощупь, робко, осторожно,
Как бы стесняясь глаз оконных -
И приземлились на дорожке...
Спустя минуту всё смешалось:
Снег повалил светло и нежно,
Легко укутав город шалью
Ажурной, мягкой, белоснежной...

(Н. Онищенко)

Накрыли город тучи снежные,
Как будто мягкою периной...
И вот уже снежинки нежные
Легонько сели на перила...
Потом скользнули вниз с балкона,
Наощупь, робко, осторожно,
Как бы стесняясь глаз оконных -
И приземлились на дорожке...
Спустя минуту всё смешалось:
Снег повалил светло и нежно,
Легко укутав город шалью
Ажурной, мягкой, белоснежной...

(Н. Онищенко)

Накрыли город тучи снежные,
Как будто мягкою периной...
И вот уже снежинки нежные
Легонько сели на перила...
Потом скользнули вниз с балкона,
Наощупь, робко, осторожно,
Как бы стесняясь глаз оконных -
И приземлились на дорожке...
Спустя минуту всё смешалось:
Снег повалил светло и нежно,
Легко укутав город шалью
Ажурной, мягкой, белоснежной...

(Н. Онищенко)

http://img-fotki.yandex.ru/get/5705/milkamilkina.1b5/0_9e912_d206105d_XL.jpg


http://1.bp.blogspot.com/-8pFlOgS0tq8/T0h3idlpV1I/AAAAAAAALjM/dvpMs00Xxm4/s1600/%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D0%B0-%D0%BD-2.jpg                 http://1.bp.blogspot.com/-8pFlOgS0tq8/T0h3idlpV1I/AAAAAAAALjM/dvpMs00Xxm4/s1600/%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D0%B0-%D0%BD-2.jpg     

http://poetryminutes.com/_fr/1/9138925.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...

Презентация "Звуки В, Вь. Буква В. Путешествие с волшебным волком к букве В"

Мультимедийная презентация к занятию по обучению грамоте  детей с тяжелыми нарушениями речи по теме "Звуки [В],[В,], буква В". Путешествие с волшебным волком к букве В"...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...