НОД "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Овечкина Елена Анатольевна

Для того, чтобы вызвать у детей интерес к образовательной деятельности, необходимо продумать игровую мотивацию. Представленный конспект НОД "Перелетные птицы" разработан в форме познавательного путешествия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе

Образовательная область «Речевое развитие»

Тема: Перелетные птицы

Форма проведения: познавательное путешествие

НОД «Перелетные птицы»

Интеграция областей:

      Речевое развитие;

 Познавательное развитие;

       Социально-коммуникативное;

 Художественно-эстетическое

 Физическое развитие;

Виды детской деятельности:

коммуникативная, поисковая, игровая, двигательная

Цель: Уточнить и расширить представления детей о весне, о приметах весны и о том, какие птицы являются перелётными;

Задачи:

 Упражнять в образовании антонимов к заданным словам.

образовательные: 

Продолжать учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные имена существительные;

Активизировать словарь по теме «Перелетные птицы»: грач, лебедь, аист, журавль, утка, соловей, скворец, гусь, стайка.

Упражнять в словообразовании однокоренных слов: грачиная, лебединая, журавлиная, утиная.

Закрепить умение составлять описательный  рассказ о перелетной птице по мнемотаблице.

 развивающие:

Развивать связную речь детей, логическое мышление: умение делать обобщения, устанавливать причинно – следственные связи; память, зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику рук.

 воспитательные:

Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.

Формировать инициативность, самостоятельность, дружелюбие, взаимопонимание.

Словарь:

Грач, лебедь, аист, журавль, утка, соловей, скворец, гусь, стая,  перелетные птицы.

Оборудование:

Презентация «Перелетные птицы», предметные картинки с изображением перелетных птиц и зимующих птиц, мяч, презентация игры «Четвертый лишний», ноутбук, интерактивная доска, обруч (проталинка), прищепки,  весенние мелодии, капельки с цифрами .

Предварительная работа:

  • Беседа на темы: «Приметы весны»; «Перелётные птицы»;
  • Познавательное занятие на тему «Перелётные птицы»;
  • Рассматривание иллюстраций о птицах;
  • Наблюдение за птицами во время прогулок;
  • Рисование птиц.
  • Чтение книг В.Бианки «Про птиц», «Синичкин календарь», Снегирёв Г. «Птицы нашего леса».
  • Дидактическая игра «Птица – не птица», «У кого кто», подвижные игры «Зимующие и перелётные птицы».
  • Работа по мнемотаблице, игры с мячом; подвижные игры: «Совушка – сова», «Зимующие и перелётные», «Воробушки».

Ход НОД:

1.Организационный момент. (слайд1)

Звучит музыка   «Капель.» ( Шуберт).

Воспитатель. Дети , а что вам напоминает вам эта музыка?( ответы детей, на капель, на весну)

Воспитатель. Да, эта музыка напоминает капель. А слышите, кто-то  разговаривает?, Слышите, ой кто же это? (достает капельку) А, это капелька, это ты тут что-то бормочешь?

Капелька. Здравствуйте хмурые дети!

Дети. Мы не хмурые, мы веселые!

Капелька. Здравствуйте трусливые дети

Дети мы не трусливые, мы храбрые!

Капелька. Здравствуйте злые дети

Дети. Мы не злые, мы добрые!

Капелька. Здравствуйте грязные дети!

Дети. Мы не грязные, мы чистые!!!

Капелька. А, ну ладно, здравствуйте храбрые, добрые, веселые дети! Вот мне такие и нужны! Отгадайте загадку:

Отшумели все метели, и морозы не трещат,

С крыш закапали капели, и сосульки в ряд висят. (весна).

- Почему вы решили, что это весна? (ответы детей).

Воспитатель. Весна это утро года, просыпается природа, животные, насекомые, а кто к нам прилетает весной? (птицы)

2. Игровая мотивация:

На интерактивной доске появляется ворона. (слайд 2)

«Карр-карр! Беда-беда! Весна наступила, снега растопила, а птицы не вернулись с юга. Злая ведьма их заколдовала. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучших друзей, чем вы, для птиц не найти. Ребята, помогите, пожалуйста, расколдуйте птиц!» А в помощники вам я послала свою капельку, она вам поможет!

 «Карр-карр! Она разбросала на пути птиц, капельки с цифрами. Колдовство пропадет и птицы вернутся с юга, если вы выполните все задания указанные на капельках»

Воспитатель: Отправляемся в путь? С какой цифрой будем искать капельку?

Звучит весенняя мелодия, дети идут друг за другом по кругу.

3 Игра «Найди перелётную птицу» (1 капелька)

На столе разложены картинки с изображением разных птиц. Детям предлагается выбрать только перелетных птиц и поместить на проталину (в обруч на полу)

Воспитатель. Дети возьмите только перелетных птиц и поместите их на проталину.

-Назовите птиц, которых вы поместили на проталину.

Назовите одним словом этих птиц?

– Почему этих птиц называют перелётными? (Осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.) А зачем они осенью улетают в теплые края? (им нечего есть, холодно)

Воспитатель. Ребята, а птицы улетают по одной или группами (группами). Большая группа птиц называется стая

Воспитатель. Ребята, скажите какой путь преодолевают   птицы?

Дети. Далекий, трудный.

 Воспитатель. Стая уток (какая стая?) - утиная,  журавлей - журавлиная, лебедей - лебединая, гусей – гусиная, стая соловьев - соловьиная, стая грачей – грачиная, стая стрижей – стрижиная.

Воспитатель.  Как вы думаете они в своих стаях дружат. Мы с вами тоже дружные, добрые ребята. Давайте поиграем.

 Ты дрозд и я дрозд.

У меня нос и у тебя нос.

У меня щечки гладкие и у тебя гладкие.

У тебя губки сладкие и у меня сладкие.

Ты друг и я друг, я тебя люблю.        

Воспитатель. Отправляемся к следующей капельке, какая цифра стоит на капельке?

Дети друг за другом, идут под музыку, останавливаются у капельки с цифрой 2

4. Игровое упражнение «Назови ласково?» ( с мячом)

- Птица - …

- Перо - …

- Крыло - …

- Хвост - …

- Лапа - ….

- Клюв - ….

- Голова - …

Физкультминутка

Мы играем в стайку, стайка, полетай-ка!

Полетели птички, птички-невелички!

Птички летают, устали не знают.

Сели птички на дорожку, поклевали птички крошки.

Клю-клю-клю – поклюём, нашу песенку споём! (дети открывают и закрывают прищепку правой и левой рукой , изображают клюв птиц,)

Ну, что отправляемся дальше, к какой капельке? (Капелька под номером 3.)

 (идут под музыку, друг за другом) затем садятся на стульчики.

5. Игра «Четвертый лишний »  (Слайд 2, 3,4,5)

На слайдах демонстрируются изображение разных птиц, а дети выбирают лишний объект и словесно обосновывают свой выбор, какую птичку нужно расколдовать

синичка, ласточка, снегирь. Кто лишний? – ласточка, потому что она перелетная.

Скворец,  сова, сорока.

Голубь, сорока, , лебедь

Дятел, воробей, аист

Воспитатель. Ну, вот расколдовали перелетных птиц, пойдем дальше (дети под музыку идут друг за другом)

Воспитатель: Которое по счёту мы будем выполнять задание?

Дети: (четвертое)

6.Опишите птицу по мнемотаблице. (Слайд 6.)

Заслушивание двух, трех  рассказов.

- Ура! У нас все получилось! Вы прошли все испытания. Сняты злые чары колдуньи. Птицы вернулись с юга и запели  (Слайд 7 «Голоса птиц»)

7.Рефлексия

-Кого мы сегодня от злой колдуньи выручали?

-Что нового вы узнали о перелетных птицах?

-Какое из заданий вам показалось самым интересным? Почему?

-А какое трудным7

-Вы хорошо сказали о том, что вам было интересно.

-Вы все сегодня очень старались, были активными, внимательными, дружными.

- Птицы в знак благодарности дарят нам медали «Друзья птиц»

Самоанализ  НОД по речевому развитию «Перелетные птицы», проведенного  в средней группе.

   В процессе проведенного НОД я старалась развивать восприимчивость ребенка к миру природы, поддерживать  чувство удивления, восторженности, положительного отношения к объектам природы – птицам, их особенностям. Был сформирован определенный уровень информированности детей о птицах,   что способствовало развитию эрудиции и познавательных интересов.

 В НОД решались различные задачи: образовательные, развивающие, воспитательные.

Цель: Уточнить и расширить представления детей о весне, о приметах весны и о том, какие птицы являются перелётными;

  Задачи: образовательные: 

Продолжать учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные имена существительные;

Активизировать словарь по теме «Перелетные птицы»: грач, лебедь, аист, журавль, утка, соловей, скворец, гусь, стайка.

Упражнять в словообразовании однокоренных слов: грачиная, лебединая, журавлиная, утиная.

Упражнять в образовании антонимов к заданным словам.

Закрепить умение составлять описательный рассказ о перелетной птице по мнемотаблице.

 развивающие:

Развивать связную речь детей, логическое мышление: умение делать обобщения, устанавливать причинно – следственные связи; память, зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику рук.

 воспитательные:

Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.

Формировать инициативность, самостоятельность, дружелюбие, взаимопонимание.

НОД состоит из этапов, к каждому из которых дается инструкция. НОД началась с организационного момента, где активизировалось внимание детей и устанавливался положительный эмоциональный фон.

На протяжении всего НОД у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходила смена видов деятельности,  все этапы отображали одну тематику и были взаимосвязаны. Дети сами являлись участниками игровых моментов, это позволило сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.

Лексический материал был подобран с учетом возрастных особенностей детей. Широко использовала в НОД различные виды наглядности.

 В ходе образовательной деятельности сочетала различные формы работы: со всей подгруппой и использовала индивидуально-дифференцированный подход. Использовала также такие методы и приемы:

Игровые

- сюрпризность

- создание игровой ситуации

Словесные

- разговор, беседа

- вопросы

- использование художественного слова

- напоминание, пояснение

- описание по мнемотаблице.

- педагогическая оценка.

 Практические

- выполнение пальчиковой и физической гимнастик

Наглядные

- демонстрация пособий

- иллюстрационный материал

  Дети работали и фронтально, и в парах, где один ребенок сильный, второй слабее, обеспечивается взаимосвязь и взаимовыручка. Главный акцент на НОД сделан при работе по описанию птиц по мнемотаблице.  Контроль по усвоению материала – осуществлялся на основе устных ответов детей.

Работоспособность детей обеспечивалась применением различных видов работы с наглядным материалом.

Предупреждение перегрузки осуществлялось за счет физминутки, переключения с одного вида деятельности  на другой, применялась ходьба под музыку между заданиями .

 Все поставленные задачи реализованы  полностью.                                  

НОД построена с учетом индивидуальных особенностей детей на основе деятельностного подхода с применением наглядности, соблюдая структуру занятий введения новых знаний. Считаю, что НОД построена логично, а этапы взаимосвязаны, длительность НОД составила 20 минут, что соответствует нормам Сан ПиНа.

Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение Мулымская СОШ

Конспект

непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей в средней группе

                                                             

                                                     

                                                                   Выполнила: воспитатель

 1 квалификационной категории

                                                Е.А.Овечкина

Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение Мулымская СОШ

Самоанализ

непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей в средней группе

                                                                               Выполнила: воспитатель

 1 квалификационной категории

                                                Е.А.Овечкина 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....