Конспект НОД по развитию речи посредством интеграции образовательных областей "Приключения в зимнем лесу" в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Корчак Нина Владимировна

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,  «Познание – ФЦКМ», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация», «Физическая культура».

Задачи:

Формировать умение составлять творческий рассказ от имени снегирей по картине «Зима. Дикие животные», используя различные виды предложений. Закрепить умение связно и последовательно составлять описательный рассказ по предметным картинкам; учить детей давать полные ответы на вопросы; обогащать словарный запас, развивать связную и диалогическую речь детей.

Закрепить знания детей о диких животных, о повадках диких животных, об особенностях внешнего вида;

Побуждать ориентироваться в готовой выкройке – складывать по пунктирной линии заготовку, умело пользоваться ножницами, закрепить навыки силуэтного вырезания. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, трудолюбие.

Активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения, воспитывать чувство прекрасного, интерес к художественному слову.

Воспитывать у детей способность выслушивать друг друга, не перебивая.

Вызвать проявление положительных эмоций при прослушивании музыкального произведения во время творческой работы.

Развивать двигательную активность и мелкую моторику посредством игровых двигательных заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_po_razvitiyu_rechi.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  

 НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   ПО  РАЗВИТИЮ РЕЧИ  ПОСРЕДСТВОМ
ИНТЕГРАЦИИ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  ОБЛАСТЕЙ

В  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  К  ШКОЛЕ  ГРУППЕ № 6 «ПОЧЕМУЧКИ»

Тема: «Приключения в зимнем лесу».

                                                                                Подготовила воспитатель:

                                                                                   Корчак

                                                                                   Нина Владимировна

г. Москва

январь, 2015г.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи посредством интеграции образовательных областей в подготовительной к школе группе № 6 «Почемучки».

Тема: «Приключения в зимнем лесу».

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,  «Познание – ФЦКМ», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация», «Физическая культура».

Задачи:

«Коммуникация»

Формировать умение составлять творческий рассказ от имени снегирей по картине «Зима. Дикие животные», используя различные виды предложений. Закрепить умение связно и последовательно составлять описательный рассказ по предметным картинкам; учить детей давать полные ответы на вопросы; обогащать словарный запас, развивать связную и диалогическую речь детей.

«Познание – ФЦКМ»

Закрепить знания детей о диких животных, о повадках диких животных, об особенностях внешнего вида;

«Художественное творчество»

Побуждать ориентироваться в готовой выкройке – складывать по пунктирной линии заготовку, умело пользоваться ножницами, закрепить навыки силуэтного вырезания. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, трудолюбие.

 «Чтение художественной литературы»

Активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения, воспитывать чувство прекрасного, интерес к художественному слову.

«Социализация»

Воспитывать у детей способность выслушивать друг друга, не перебивая.

«Музыка»

Вызвать проявление положительных эмоций при прослушивании музыкального произведения во время творческой работы.

«Физическая культура».

Развивать двигательную активность и мелкую моторику посредством игровых двигательных заданий.

Оборудование: Снежинка; панно с изображением зимнего леса; наглядно – дидактическое пособие «Рассказы по картинам» - «Зима.Дикие животные»; предметные картинки диких животных; оформление группы «зимний лес»; клей, ножницы, салфетки, заготовки для конструирования туловища животных, контурные силуэты головы и хвоста животных на каждого ребёнка; диск с записью песен о зиме; мольберт, картинки следов диких животных.

1

Ход образовательной деятельности:

Группа оформлена под зимний лес. Дети заходят в группу  и становятся врас-сыпную.

Воспитатель: - Дети, сегодня я нашла на улице снежинку, на которой написа-но:

Срочно приходите, срочно помогите!

Происходят чудеса, не поделим мы леса.

Нас волшебник напугал,

Нас он всех заколдовал.

Мы забыли, кто мы есть,

Что нам пить и что нам есть.

Выручайте, приходите.

И нас срочно помирите!

                               (Жители леса).

- Скажите, кто живёт в лесу?

Дети: перечисляют диких животных, которые живут в наших лесах.

Воспитатель: - Дети, что это за животные и как их называют одним словом?

Дети: -Дикие животные.

Воспитатель: -Почему их называют дикими?

Дети: -Они живут в лесу и находят себе пищу сами.

Воспитатель: - Поможем диким животным помириться и вернуться в лес?

Дети: - Да!

Воспитатель:- Тогда отправляемся в зимний лес, нас ждёт много приключе-ний! (Дети идут за воспитателем змейкой между скамеек, которые стоят на коврике).

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Мы поляночку найдём

И немного отдохнём.

Дидактическая игра «Слова действия»

Воспитатель: - Мы на лесной поляне, а чтобы сесть на пенёчки, нужно по очереди сказать, что умеют делать дикие животные.

Дети: - Рыскать, охотиться, выть, бегать, сидеть, прыгать, прятаться, линять, нюхать, догонять, спать, нападать, тявкать, сосать лапу, рычать, реветь, заметать следы, менять шубку, верещать, хитрить, запасать, цокать,скакать…

 (На мольберт выставляю картину «Зима. Дикие животные»)

- Присаживайтесь на полянке. Посмотрите на картину, кого вы на ней видите?

(Дети перечисляют: лиса, заяц, белки, медведь, снегири)

Воспитатель: - Что делает лиса? (Она бежит,. Охотится,. Гуляет,.)

2

- Что делает заяц? ( Он грызет ветку,. Прячется от лисы,.)

- Что делает медведь? ( Медведь спит в берлоге,. Сосёт лапу..)

- Что делают белки? ( Белки собирают шишки,. Играют,.)

Воспитатель: - А вот эти снегири мне хорошо знакомы, они любят сидеть на ветке и разговаривать друг с другом. Как вы думаете, о чём они разговаривают?

Поиграем. Иди, София, ты будешь снегирём, который сидит на ветке слева, а Андрей будет снегирём, который сидит справа. – Подумайте и расскажите, о чём разговаривают снегири?

- Кто ещё хочет пофантазировать?

(Дети придумывают творческие рассказы в диалоге)

Воспитатель: - Молодцы! Давайте вспомним, кого мы видели в зимнем лесу (Пальчиковая гимнастика):

Ли-ли-ли – в лесу зеленеют ели (рисуют руками в воздухе ели);

Су-су-су – встретили лису (рисуют пальчиками лису);

Цы-цы-цы – проскакали зайцы (показывают зайцев);

Ка-ка-ка – видели волка;

Ку-ку-ку – сидит белка на суку.

Воспитатель: - Молодцы! Ребята, кто-то здесь пробегал. Видны следы лесных звурей. По следам жителей леса можно прочесть целый рассказ.

- Как вы думаете, чьи это следы? (Выставляю картинку следа волка, дети отвечают).

- Давайте проверим:

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит, бродит он молчком,

Уши острые торчком.     (Волк)

- Следы волка. Чьи следы? – Волчьи.

А сейчас я предлагаю составить описательный рассказ о волке.

(Дети составляют рассказ по предметной картинке):

Волк:

  1. Волк – ближайший родственник собаки. Он хищник. Волки живут семьями. Пары у них образуются на всю жизнь. С помощью завываний волки общаются. По выражению морд, позе и движениям тела, положению хвоста волки определяют самочувствие и настроение друг друга.
  2. Волк большой, серый. У него сильные ноги, длинный хвост. Волки бегают на большие расстояния в погоне за добычей. Обычно ему попадаются слабые и больные животные. Волк – «санитар леса».
  3. У волка острые клыки. Живут волки  в логове – волк, волчица и волчата.

3

Воспитатель: - А это чей след? (ответы детей)

- Давайте проверим:

Им сугробы – по колено,

К нам зимой идут за сеном,

Рог широкий, как лопата,

И немножечко горбатый.

Кто всё время соли просит?

Ну, конечно, это…. (Лоси)

-Всё верно. Следы лося. Чьи следы? – Лосиные.  Кто хочет составить рассказ о лосе? (Дети составляют рассказ по предметной картинке):

Лось:

  1. Лось – крупное копытное животное. Тело покрыто шерстью коричневого цвета. У лося горбоносая морда, верхняя губа очень большая, большая голова, на голове огромные рога, похожие на ветки деревьев. Но иногда рога лосю надоедают и он их сбрасывает в ноябре и ходит без них до конца мая. Ноги у лося длинные на ногах копыта. Хвост короткий. У лося нет дома, он спит под деревом. Лось травоядное животное, зимой он ест ветки и кору деревьев. Детёныш лося – лосёнок.

Воспитатель: - Чей это след? (ответы детей)

- Давайте проверим:

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.    (Белка)

- Следы белки. Чьи следы? – Беличьи.

- Давайте расскажем о белочке. Кто хочет?

(Дети составляют рассказ по предметной картинке):

Белка:

  1. Белка – очень распространённый маленький зверёк. Цвет меха зависит от времени года, зимой он сероватый, а летом – рыжий. Самый красивый у белки – хвост. Он очень пушистый и широкий, немного сплющенный. Хвост у белки, как парашют, помогает  совершать красивые прыжки с дерева на дерево.
  2. Белка всегда держит свой хвост в чистоте. Живёт белка в хвойных лесах, в дуплах или ветвях деревьев. Белка всеядна, ест: семена, ягоды, фрукты, орехи, грибы. Детёныш белки – бельчонок.

Воспитатель: - Молодцы! Смотрим дальше следы. Как вы думаете, чьи они? (ответы детей)

4

- Этого зверька мы узнаем по двум таким приметам:

Не барашек и не кот,

Носит шубу целый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы – другого цвета.

                                    (Заяц)

- Следы зайца. Чьи следы? – Заячьи.

(Дети составляют рассказ по предметной картинке):

Заяц:

  1. Заяц – небольшой зверёк. У зайца 2 пары зубов – резцов, они постоянно растут, поэтому заяц должен постоянно что-то грызть, чтобы их стачивать. Глаза у зайца расположены так, что он видит не только впереди и в стороны, но и немного назад. Заяц – зверь очень чистоплотный. Причёсывает шерсть лапками и умывается язычком.
  2. Заяц летом серый, а зимой белый, это помогает ему прятаться от хищников. Ещё от врагов его спасают длинные, быстрые лапы. Заяц в гору бежит бегом, а с горы – кувырком. Зимой заяц живёт в норе под снегом. Заяц – грызун. Зимой грызёт кору деревьев. Детёныш зайца – зайчонок.

Воспитатель: - Хорошо! А это чьи следы? (ответы детей)

Летом ходит без дороги

Среди сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза спрятав нос.    (Медведь)

- Следы медведя. Чьи следы? – Медвежьи.

Медведь:

  1. Медведь – крупный зверь. Живёт в густых лесах. Медведь живёт в одиночку, а медведица с медвежатами. У него мохнатая тёплая шуба. Морда у него вытянутая. Ходит медведь переваливаясь, тяжело, поэтому его и называют косолапым. Но он может быстро бегать, ловко лазать по деревьям. Зимой медведь спит в берлоге и сосёт лапу.

Воспитатель: - А вот следы одного из главных врагов зайчика. Чьи они?

Летом, осенью, зимой

Идёт по тропочке лесной.

След хвосточком заметает,

А как зовут её, кто знает?

                                    (Лиса)

5

- Следы лисы. Чьи следы? – Лисьи.

Лиса:

  1. Шерсть у лисы рыжая, пушистая. Хвост длинный, мордочка вытянутая, остроносая, ушки маленькие, острые. Лиса – хищное животное. Живёт в норе. Охотится на мышей, сусликов, зайцев.
  2. Лисы живут парами  или семьями – родители с лисятами. Лисица очень осторожна и способна, уходя от погони, запутывает след и пускается на хитрость, чтобы обмануть собак. У многих народов лиса символ хитрости и ловкости.

Воспитатель: - Молодцы! Спасибо за интересные рассказы. А сейчас я приглашаю вас в лесную мастерскую. Здесь нас кто-то уже ждёт Кто это? (Лиса). Лисичке грустно в лесу, давайте сделаем много разных лесных жителей и вернём их в зимний лес.

- Из каких деталей состоит лиса? (Туловище, голова, хвост).

- Я познакомлю вас с выкройкой животного. Посмотрите, у вас на выкройке туловища нарисованы пунктирные линии. Что вы будете делать по пунктирным линиям? (Сгибать).

- Правильно. Сложили, не забудьте прогладить сгиб. Теперь намазываем острые углы клеем и склеиваем два угла вместе. Вот туловище готово.

- Дальше мы будем вырезать голову симметричным способом. Бумага сложена пополам, значит должно получиться две головы. Вырезали. Их нужно приклеить к туловищу. Намазываю одну голову клеем, прикладываю острым углом туловище, смазываю угол клеем и накладываю вторую голову, склеивая их вместе.

- Осталось приклеить хвост. Намазываем цветной кончик клеем и приклеиваем под туловище. В конце приклеиваем глаза. Когда фигурки животных будут готовы, мы заселим их в лес.

Воспитатель: - А сейчас разомнёмся:

1.

Утром лисонька проснулась -

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась.

Солнцу нежно улыбнулась.

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала.

Ручки, ножки и бока –

Вот какая красота!

А потом в ладошки

Похлопала немножко.

Стала гладить ручки, ножки,

И бока совсем немножко.

Ну, красавица лиса,

До чего же хороша!

6

2.(Пальчиковая гимнастика с массажным мячиком):

Мячик мой не унывает

По ладошке он гуляет.

Назад, вперёд его кручу,

Вправо, влево, как хочу!

Самостоятельная работа детей. Включаю запись музыки о зиме. Воспитатель по мере необходимости помогает, советует  детям во время самостоятельной работы.

Готовые работы дети располагают на выставочном панно зимнего леса.

Итог.

Воспитатель: - Ребята, вы сегодня были молодцы! Помогли зверям вспомнить кто они, вернули их в зимний лес. Что вам больше всего запомнилось во время нашего путешествия? Какие задания понравились?  (Ответы детей).

 - Лес – это многоэтажный дом, в котором живут много жильцов. Все они нужны друг другу. И в настоящей природе человек должен помогать батьям нашим меньшим.

- В завершении занятия вспомним знакомые стихотворения о бережном отношении к живой природе. (Дети читают стихи):

Если деньги накопить,

Можно многое купить…

Дом, одежду и завод,

Самолёт и пароход.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу.

Но не сядут в кошелёк

Лисы, белки, лоси.

Волки, зайцы, птицы.

Не смогут сами защититься.

Если будут уничтожаться они

На планете мы останемся одни.

                 *    *    *

Берегите эти земли, эти воды,

Каждую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Список литературы:

  1. Скоролупова О.А. Дикие животные. М.: Издательство Скрипторий, 2006
  2. Сладков Н. Разговоры о животных. М.: “Стрекоза – Пресс”, 2002
  3. Соболева А.В. Загадки – смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. M.: Издательство “Гном и Д”, 2000г.
  4. Арыстанов А.К. Конструируем из бумаги. К.: “Деловая литература”, 2010

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Весна идёт! Весне дорогу!» (для подготовительной группы)

Игровое занятие  в подготовительной группе, закрепляет умение детей самостоятельно придумывать сказку....

Конспект занятия по развитию речи: "Пересказ сказки "Лисичка-сестричка и серый волк" (подготовительная группа)

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "Пересказ русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».Задачи: 1.      Продолжать учить де...

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» (подготовительная группа)

Программное содержание:  - учить детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану;  -активизировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следс...

Конспект занятия по развитию речи на тему: "Лексические игры и упражнения" в подготовительной группе.

Данный конспект будеи полезен и интересен педагогам ДОУ и логопедам, работающими с детьми старшего дошкольного возрапста....

Конспект НОД по развитию речи. Составления описательного рассказа по картинкам «Зимние развлечения» подготовительной группе.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение " Детский сад № 48     Конспект НОД по развитию речи. Составления описательного рассказа по картинкам ...