Конспект НОД по развитию речи. Составления описательного рассказа по картинкам «Зимние развлечения» подготовительной группе.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Вирцева Мария Михайловна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 " Детский сад № 48

 

 

 

 

 

Конспект НОД по развитию речи. Составления описательного рассказа по картинкам «Зимние развлечения» подготовительной групппе.

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Подготовила воспитатель:

 

                                                       Вирцева.М.М 

 

 

 

 

 

 

 

Рязань 2021 

 

Конспект НОД по развитию речи. Составления описательного рассказа по картинкам «Зимние развлечения» подготовительной групппе.

 

 

Цель:

  • учить составлять отдельные предложения и общий сюжетный рассказ по картинке;
  • развивать способность самостоятельно придумывать сюжет, не повторяющий рассказ товарищей;
  • развивать связную речь;
  • активизировать в речи детей прилагательные и глаголы, согласовывать их с существительными;
  • учить называть родственные слова к существительным;
  • развивать память, внимание, логическое мышление;
  • воспитывать любовь и умение видеть красоту зимней природы.

Ход занятия:

 

Здравствуйте ребята. Какое сейчас время года? (Сейчас время года зима).

Какое время года было перед зимой? (Перед зимой было время года осень).

Какое время года будет после зимы? (После зимы будет время года Весна).

Какой сейчас месяц? (сейчас месяц январь).

Какой месяц будет после января? (После декабря будет месяц февраль).

Назовите мне зимние месяцы. (Зимние месяцы декабрь, январь, февраль).

Молодцы Ребята.

Ребята, я вам приготовила загадки. Только помните, что мы с вами не выкрикиваем, а поднимаем руку.

- Вы готовы? Начинаем.

Дом ее на белой туче,

Но ей страшен солнца лучик.

Серебристая пушинка,

Шестигранная(Снежинка)

Проработав целый день,

Намела гору метель.

Что за горка? Как зовётся?

Вам ответить мне придётся (Сугроб)

Заморозил чародей и озера и ручей

Холодом дышал и вот

Не вода в ручье, а… (Лед)

Свяжет бабушка их внучке

Чтоб зимой не мерзли ручки

Сохраняют тепло сестрички

Шерстяные… (Рукавички)

Мы его слепили ловка

Глазки есть и нос морковка

Чуть тепло-заплачет вмиг

И растает… (Снеговик)

Зацепилась за карниз

Головой свисает вниз

Акробатка-крохотулька

Зимний леденец… (Сосулька)

Всякая здесь птица

В зимний холод угостится

На сучке висит избушка

Называется… (Кормушка)

Кто догадался, о чем мы с вами будем говорить на нашем занятии? (о зиме).

- Ребята, посмотрите, какой замечательный волшебный сундучок есть у меня. Давайте откроем его и посмотрим, что там лежит.

- Да тут лежит письмо! Давайте прочитаем от кого оно.

Дорогие ребята. Здравствуйте!

Пишет вам Снегурочка, из зимнего леса. У нас случилась беда. Пока Дед Мороз проверял свои владенья, в лесу разгулялись и налетели сильные метели. Они открыли волшебный сундучок Деда Мороза, где находятся волшебные слова о зиме и унесли их с собой. Дорогие ребята, помогите, пожалуйста, Деду Морозу собрать эти слова.

Снегурочка.

- Вот такое письмо. Поможем, Деду Морозу собрать все слова о зиме, и научимся составлять рассказ о зиме по картине, и отвечать полными ответами

- Волшебный сундучок мы оставим открытым и все слова о зиме, которые мы будем говорить, будут сами складываться в него.

- Какое у нас сейчас время года?

- Давайте скажем слово «зима» тихо, громко, медленно, быстро.

- Теперь давайте вспомним: Что бывает зимой, а что бывает летом? (На столе лежат опорные картинки: снегирь-ласточка, шапка-панамка, свитер-сарафан, санки-велосипед и т.д.)

- Какой бывает снег? (Он бывает легкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный)

- Что снег делает? (Идет, падает, кружится, ложится, летает, летит)

- Мы говорим, что снег белый, рыхлый, непрозрачный. Назовите предметы похожие на снег, чтобы были белые, рыхлые и непрозрачные. (Это все есть у мамы не кухне: мука, чайная сода, соль, манная крупа, сахарный песок, порошок)

- Правильно, ребята, Дед Мороз, наверное, про это даже и не знал. Но мы то знаем и постепенно волшебный сундучок наполняем!

- А пока мы с вами разговаривали, на улице и в правду пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они. (Раздаю снежинки).

- Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

- А еще у меня есть волшебный снежок, с которым мы сейчас поиграем. сложим в волшебный сундучок родственные слова к слову «зима».

(Зима- зимний, зимовать, зимовье, зимующий)

А еще есть такое слово «зимовье», оно означает (место где проводят зиму люди, животные)

- К слову снег: (снежок, снежная, снеговик, снежинка, подснежник, снегурочка, заснеженный)

- Мы много работали, теперь можно и отдохнуть.

Физминутка

- Представим, что мы с вами на улице.

Раз, два, три, четыре, пять

Загибаем пальчики по одному

Мы во двор пришли гулять.

«Идём» по столу указательным и средним пальчиками

Бабу снежную лепили,

«Лепим» комочек двумя ладонями

Птичек крошками кормили,

Крошащие движения всеми пальцами

С горки мы потом катались,

Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки

А ещё в снегу валялись.

Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой

И снежками мы кидались

имитируем движения по тексту

Все в снегу домой пришли.

Отряхиваем ладошки

Съели суп и спать легли.

Движения воображаемой ложкой, руки под щёки).

- Отдохнули, теперь можно продолжать заполнять волшебный сундучок.

- Ребята, я вам предлагаю отгадать, чем дети любят заниматься зимой на улице. (Д/и «Покажи, что мы делали?» (Играли в снежки, лепили снеговика, катались на лыжах и т.д.).

-А сейчас посмотрите внимательно на мою картину (на мольберте картина «Зимние развлечения»).

- Скажите, как можно её назвать? (подтолкут детей к названию зимние развлечения)

- А теперь ребята, для того чтобы наш сундучок заполнился весь я хотела бы, чтобы мы составили по этой картине небольшие рассказы.

Коллективное составление плана рассказа.

- С каких слов, вы бы начали свой рассказ? (Пришла волшебница зима)

- О чём вы расскажете потом? (О том, где лежит снег, о деревьях, о погоде.)

- О чём будете рассказывать дальше? (О детях, о том, что они делают.)

- Чем вы закончите рассказ? (Описанием настроения от картины. О том, куда пошли дети после прогулки.)

- Итак, ребята.

  1. Сначала вы расскажете о времени года.
  2. Потом о погоде и природе.
  3. Затем, о том что делают дети
  4. Какое настроение вызывает у вас эта картина.
  5. И закончите свой рассказ о том, что было после прогулки.

Примерные рассказы детребенок: Наступила холодная, снежная зима. Солнце светит, но не греет. Небо синее, низкое. Земля покрыта белым, пушистым снегом. Дети вышли на прогулку. Дети одеты тепло, по — зимнему. На них зимнее пальто, шубы, меховые шапки, шарфы, варежки, валенки.

  1. ребенок: Был зимний, солнечный день. Дети вышли на улицу. Они слепили снеговика. Саша одевает ведро на снеговика. Аня принесла морковку для носа. Вместо глаз снеговику дети поставили угольки. Очень красивый снеговик получился!
  2. ребенок: Здесь дети катаются на санках. Лена и Максим быстро съезжают с горы. Ваня и Петя съехали с горы и упали в сугроб. Они не плачут, им весело. Река замерзла, покрыта льдом. Дети катаются по льду на коньках. Ребятам весело зимой.

- Пока мы говорили с вами о зиме, составляли рассказы по картинке, волшебный сундучок Деда Мороза заполнился. Теперь можно его отправить в зимний лес к Деду Морозу.

- Как мы его отправим? (Ответы детей: на санях, через почту, дождемся, когда он сам к нам придет).

- На этом нам пора заканчивать наше занятие. Понравилось ли оно вам?

- Что больше понравилось?

- Что было трудно?

- А что вы чувствовали, когда составляли рассказы и помогали Дедушке Морозу?

- Ну и, конечно же, Снегурочка, когда просила нас о помощи знала, что мы справимся с этим не простым заданием и прислала вам еще один сундучок, но туже с подарками вот такими серебристыми снежинками, в знак того, что вы все сегодня хорошо потрудились. Молодцы!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Зимние развлечения27.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 " Детский сад № 48

Конспект НОД по развитию речи. Составления описательного рассказа по картинкам «Зимние развлечения» подготовительной групппе.

                                                               Подготовила воспитатель:

                                                       Вирцева.М.М  

Рязань 2021  

Конспект НОД по развитию речи. Составления описательного рассказа по картинкам «Зимние развлечения» подготовительной групппе.

Цель:

  • учить составлять отдельные предложения и общий сюжетный рассказ по картинке;
  • развивать способность самостоятельно придумывать сюжет, не повторяющий рассказ товарищей;
  • развивать связную речь;
  • активизировать в речи детей прилагательные и глаголы, согласовывать их с существительными;
  • учить называть родственные слова к существительным;
  • развивать память, внимание, логическое мышление;
  • воспитывать любовь и умение видеть красоту зимней природы.

Ход занятия:

 

Здравствуйте ребята. Какое сейчас время года? (Сейчас время года зима).

Какое время года было перед зимой? (Перед зимой было время года осень).

Какое время года будет после зимы? (После зимы будет время года Весна).

Какой сейчас месяц? (сейчас месяц январь).

Какой месяц будет после января? (После декабря будет месяц февраль).

Назовите мне зимние месяцы. (Зимние месяцы декабрь, январь, февраль).

Молодцы Ребята.

Ребята, я вам приготовила загадки. Только помните, что мы с вами не выкрикиваем, а поднимаем руку.

- Вы готовы? Начинаем.

Дом ее на белой туче,

Но ей страшен солнца лучик.

Серебристая пушинка,

Шестигранная(Снежинка)

Проработав целый день,

Намела гору метель.

Что за горка? Как зовётся?

Вам ответить мне придётся (Сугроб)

Заморозил чародей и озера и ручей

Холодом дышал и вот

Не вода в ручье, а… (Лед)

Свяжет бабушка их внучке

Чтоб зимой не мерзли ручки

Сохраняют тепло сестрички

Шерстяные… (Рукавички)

Мы его слепили ловка

Глазки есть и нос морковка

Чуть тепло-заплачет вмиг

И растает… (Снеговик)

Зацепилась за карниз

Головой свисает вниз

Акробатка-крохотулька

Зимний леденец… (Сосулька)

Всякая здесь птица

В зимний холод угостится

На сучке висит избушка

Называется… (Кормушка)

Кто догадался, о чем мы с вами будем говорить на нашем занятии? (о зиме).

- Ребята, посмотрите, какой замечательный волшебный сундучок есть у меня. Давайте откроем его и посмотрим, что там лежит.

- Да тут лежит письмо! Давайте прочитаем от кого оно.

Дорогие ребята. Здравствуйте!

Пишет вам Снегурочка, из зимнего леса. У нас случилась беда. Пока Дед Мороз проверял свои владенья, в лесу разгулялись и налетели сильные метели. Они открыли волшебный сундучок Деда Мороза, где находятся волшебные слова о зиме и унесли их с собой. Дорогие ребята, помогите, пожалуйста, Деду Морозу собрать эти слова.

Снегурочка.

- Вот такое письмо. Поможем, Деду Морозу собрать все слова о зиме, и научимся составлять рассказ о зиме по картине, и отвечать полными ответами

- Волшебный сундучок мы оставим открытым и все слова о зиме, которые мы будем говорить, будут сами складываться в него.

- Какое у нас сейчас время года?

- Давайте скажем слово «зима» тихо, громко, медленно, быстро.

- Теперь давайте вспомним: Что бывает зимой, а что бывает летом? (На столе лежат опорные картинки: снегирь-ласточка, шапка-панамка, свитер-сарафан, санки-велосипед и т.д.)

- Какой бывает снег? (Он бывает легкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный)

- Что снег делает? (Идет, падает, кружится, ложится, летает, летит)

- Мы говорим, что снег белый, рыхлый, непрозрачный. Назовите предметы похожие на снег, чтобы были белые, рыхлые и непрозрачные. (Это все есть у мамы не кухне: мука, чайная сода, соль, манная крупа, сахарный песок, порошок)

- Правильно, ребята, Дед Мороз, наверное, про это даже и не знал. Но мы то знаем и постепенно волшебный сундучок наполняем!

- А пока мы с вами разговаривали, на улице и в правду пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они. (Раздаю снежинки).

- Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

- А еще у меня есть волшебный снежок, с которым мы сейчас поиграем. сложим в волшебный сундучок родственные слова к слову «зима».

(Зима- зимний, зимовать, зимовье, зимующий)

А еще есть такое слово «зимовье», оно означает (место где проводят зиму люди, животные)

- К слову снег: (снежок, снежная, снеговик, снежинка, подснежник, снегурочка, заснеженный)

- Мы много работали, теперь можно и отдохнуть.

Физминутка

- Представим, что мы с вами на улице.

Раз, два, три, четыре, пять

Загибаем пальчики по одному

Мы во двор пришли гулять.

«Идём» по столу указательным и средним пальчиками

Бабу снежную лепили,

«Лепим» комочек двумя ладонями

Птичек крошками кормили,

Крошащие движения всеми пальцами

С горки мы потом катались,

Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки

А ещё в снегу валялись.

Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой

И снежками мы кидались

имитируем движения по тексту

Все в снегу домой пришли.

Отряхиваем ладошки

Съели суп и спать легли.

Движения воображаемой ложкой, руки под щёки).

- Отдохнули, теперь можно продолжать заполнять волшебный сундучок.

- Ребята, я вам предлагаю отгадать, чем дети любят заниматься зимой на улице. (Д/и «Покажи, что мы делали?» (Играли в снежки, лепили снеговика, катались на лыжах и т.д.).

-А сейчас посмотрите внимательно на мою картину (на мольберте картина «Зимние развлечения»).

- Скажите, как можно её назвать? (подтолкут детей к названию зимние развлечения)

- А теперь ребята, для того чтобы наш сундучок заполнился весь я хотела бы, чтобы мы составили по этой картине небольшие рассказы.

Коллективное составление плана рассказа.

- С каких слов, вы бы начали свой рассказ? (Пришла волшебница зима)

- О чём вы расскажете потом? (О том, где лежит снег, о деревьях, о погоде.)

- О чём будете рассказывать дальше? (О детях, о том, что они делают.)

- Чем вы закончите рассказ? (Описанием настроения от картины. О том, куда пошли дети после прогулки.)

- Итак, ребята.

  1. Сначала вы расскажете о времени года.
  2. Потом о погоде и природе.
  3. Затем, о том что делают дети
  4. Какое настроение вызывает у вас эта картина.
  5. И закончите свой рассказ о том, что было после прогулки.

Примерные рассказы детребенок: Наступила холодная, снежная зима. Солнце светит, но не греет. Небо синее, низкое. Земля покрыта белым, пушистым снегом. Дети вышли на прогулку. Дети одеты тепло, по — зимнему. На них зимнее пальто, шубы, меховые шапки, шарфы, варежки, валенки.

  1. ребенок: Был зимний, солнечный день. Дети вышли на улицу. Они слепили снеговика. Саша одевает ведро на снеговика. Аня принесла морковку для носа. Вместо глаз снеговику дети поставили угольки. Очень красивый снеговик получился!
  2. ребенок: Здесь дети катаются на санках. Лена и Максим быстро съезжают с горы. Ваня и Петя съехали с горы и упали в сугроб. Они не плачут, им весело. Река замерзла, покрыта льдом. Дети катаются по льду на коньках. Ребятам весело зимой.

- Пока мы говорили с вами о зиме, составляли рассказы по картинке, волшебный сундучок Деда Мороза заполнился. Теперь можно его отправить в зимний лес к Деду Морозу.

- Как мы его отправим? (Ответы детей: на санях, через почту, дождемся, когда он сам к нам придет).

- На этом нам пора заканчивать наше занятие. Понравилось ли оно вам?

- Что больше понравилось?

- Что было трудно?

- А что вы чувствовали, когда составляли рассказы и помогали Дедушке Морозу?

- Ну и, конечно же, Снегурочка, когда просила нас о помощи знала, что мы справимся с этим не простым заданием и прислала вам еще один сундучок, но туже с подарками вот такими серебристыми снежинками, в знак того, что вы все сегодня хорошо потрудились. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи "Составление описательных рассказов" средняя группа

эффективность внедрения педагогических технологий развития связной разговорной речи как условие развития речевых способностей у детей....

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа об игрушке – заяц» Средняя группа

Занятие по развитию речи поможет развить умение по составлению описательного рассказа по игрушке - заяц....

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области развитие речи составление описательного рассказа «Встреча в зимнем лесу » ( с использованием игровых технологий )

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи: Составление описательного рассказа с помощью опорных схем: Тема: «Встреча в зимнем лес »  Цель совместной образовательной деятел...

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа» в подготовительной группе на тему: «Подиум»

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа» в подготовительной группе на тему: «Подиум» Цель: 1.Упражнять в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, ...

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень» для подготовительной группы.

Составление связного описательного рассказа по картине является важным коммуникативным умением, которое должно быть сформированно у старших дошкольников. Данный конспект НОД- в помощь педагогам- дошко...

Конспект ООД по развитию речи "Составление описательного рассказа по картине «Зимние забавы» с использованием элементов ТРИЗ «Картинка без запинки».

Цель работы по картине: развитие мыслительных действий, ведущих к умению подробно рассматривать картину.Задачи:- формировать умение: делить на части и объединять; устанавливать причинно - следственные...