Конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Будилко Юлиана Евгеньевна

Конспект занятия по развитию речи "Пришла зима холодная"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_k_rr.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект основной образовательной деятельности

по развитию речи в старшей группе

                                                                                   

                                                                                     Выполнила:   Атемасова

                                                                              Юлиана Евгеньевна

                Бийск, 2016

Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности: на занятиях – по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, по обучению грамоте и др. – и вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.

Однако, на специальных занятиях обучение родному языку, развитие речи становится главной задачей.

Особое внимание уделяется развитию связной         речи. Эта задача неразрывно связана с решением других задач: обогащением и активизацией словаря, формированием грамматически правильной речи, воспитанием звуковой культуры речи.  

Связность речи включает развитие умения строить высказывания различных типов: описание, повествование, рассуждение.

Мы остановили свой выбор на составлении рассказа – рассуждения из личного опыта, из наблюдения.

Рассуждение – это текст, включающий причинно – следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно включает в себя тезис, доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует. Структура рассуждения не является жесткой: доказательства выдвинутого тезиса могут излагаться в разной последовательности. В рассуждении может доказываться не одно, а несколько положений и может быть сделано несколько выводов или один обобщенный  вывод.

Обучение данному типу рассказывания позволяет развить у дошкольников умения логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать сказанное.

Комплексные занятия направлены на то, чтобы ребенок применял все необходимые умения в построении связной речи. Ребенок должен обладать четкой дикцией, уметь регулировать силу голоса, выбирать правильный темп и интонационно выразительно оформлять высказывание.

Развитие связной речи невозможно, если ребенок не обладает значительным лексическим запасом, не умеет использовать точные слова для передачи определенного содержания, а так же подбирать синонимы.

Необходимо, чтобы у ребенка был достаточно сформировать грамматический строй речи: умение правильно строить простые и сложные предложения и прибегать к разнообразным грамматическим средствам.

Конспект был подготовлен для детей старшей группы  детского сада.

Тема занятия: «Зимний день»

Образовательная область: речевое развитие

Цель:   обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить детей составлять рассказ рассуждение из  наблюдения, с использованием мультимедийной презентации и  имеющихся у них знаний  о природе, об окружающем мире.

             


Тема занятия: «Пришла зима холодная»

Возрастная группа:  старшая группа

Образовательная область: речевое развитие

Цель: Составление рассказа рассуждения из  наблюдения, с использованием имеющихся у детей  знаний  о природе, об окружающем мире.

Задачи:

Образовательные:  формировать умения логично ставить вопросы, устанавливать  причинно - следственные связи, делать обобщающие выводы

Связная речь: закреплять умения отбирать для рассказа самое интересное, существенно и находить целесообразную форму передачи этого содержания.

Формирование словаря: активизировать употребление в речи   детей однокоренных слов:  снег, снежок, снежинки, снеговик, зима, зимний, зимушка и др.,  малознакомых слов:  «Метель», «вьюга»

 Грамматический строй речи: упражняться в подборе слов определений, синонимов, учить составлять небольшой рассказ с заданными словами, правильно сочетать их по смыслу.

Звуковая культура речи:  закреплять правильное произношение звуков [З], [С],  закреплять способность отличать эти звуки на слух, упражнять детей в подборе слов с данными звуками. Учить менять громкость голоса и темп речи.

Развивающая:  развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествующие в рассказе и следующие за ними, воображение, память  и творческое мышление.

Воспитательная:  Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира , уважение к товарищам и внимательность при прослушивании рассказа других детей.

Оборудование: компьютер, проектор, тетрадь для записывания детских рассказов, карандаш.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы о зиме различных авторов, загадок о зиме, прослушивание музыкальной композиции на зимнюю тему П.И. Чайковского, прогулки, наблюдения за окружающим миром с  наступлением зимы.

Ход работы:


Этапы, методы и приемы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организационный момент

Чтение художественной литературы А.Кузнецова «Времена года»

Беседа

Чтение стихотворения

Придумала мать дочерям имена,

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.

Дети, а какое сейчас у нас время года?

А какие основные признаки зимы вы знаете?

Дети сидят на стульчиках.

Прослушивание стихотворения.

Ответы детей:

- Сейчас наступила зима

- С наступлением зимы на улице стало холоднее,  идет  снег,  метут метели.

Основная часть

Активизация словаря

Рассказ об отличительных особенностях вьюги и метели

Беседа

Чтение художественной литературы

Н. Френкель «На стекле морозный иней»

Развитие фонематического слуха

Активизация словаря, подбор однокоренных слов

Подвижная игра «Собери картинку»

Беседа

чтение стихотворения.

Наглядно пособие, моделирование.

Показ презентаций

Использование уточняющих и наводящих вопросов

Развитие связной речи.

Составление рассказа – рассуждения о зиме.

Фонематическая зарядка

Вы так же сказали, что зимой метут метели? А что такое метель?

Правильно, дети, молодцы

Метель и вьюга – это одно и то же?

Давайте повторим опять: метель – перенос снега над землей посредством мощного и порывистого ветра. В этом случае снег обычно движется в одном направлении. Вьюга же несколько отличается от метели. Вьюгой называют снежную бурю, сопровождаемую мощным ветром, разносящим снежные массы по воздуху в разные направления.

Теперь вы поняли, чем они отличаются?

На стекле – морозный иней.

Сколько чёрточек и линий!

Знаю только я одна,

Кто стоит там у окна.

На стекло Снегурка дышит

И прилежно буквы пишет,

Водит пальчиком сама:

«С» — снежинки, «З» — зима.

А какие вы можете назвать слова со звуками З и С, или слова, начинающиеся на эти звуки, характеризующие зиму.

Молодцы, как много слов вы знаете.

 

А теперь давайте поиграем в игру «Собери картинки»

Мы разделимся на две команды, одной команде нужно собрать картинки со словами на звук З, другой со словами на звук С.

 А сейчас, давайте вы сами  попробуете составить рассказ о Зимушке – Зиме. Вы же все были на прогулке, все обращали свое внимание на то, какой же стал наш участок с наступлением зимы.

Вы обдумайте рассказ, не заучивая фраз.

И задумайтесь о том, что рассказано? О чем?

Что, зачем произошло? И к чему все привело?

Для начала посмотрим на экран.

А я вам дам примерную схему, по которой вы сможете составить правильно рассказ.

Сначала расскажите о том, почему же наступила зима? Почему именно зимой идет снег и дует метель? Что мы видим вокруг?  Что изменилось и почему? Вы составляйте рассказ, а я его буду записывать, чтобы позже  мы могли его снова прочесть и показать родителям.

Какие замечательные рассказы у вас получились, как много слов – определений для описания времени года вы использовали, как грамотно рассуждали.

Вы самые настоящие поэты и писатели.  Остальные ваши рассказы мы послушаем чуть позже.

А сейчас сделаем с вами зарядку, но не простую, а фонематическую.

Слушай и запоминай,

И красиво называй

Все слова со слогом "са":

Полоса, коса, оса,

Все слова со слогом "со":

Соня, сода, колесо,

Все слова со слогом "сы":

Косы, бусы и весы!

Слушай и запоминай

Звонко, чисто называй

Все слова со слогом «За» :

Бирюза, завод, коза,

Все слова со слогом «Зы»

Пузыри, возы, тазы.

Слушай и закрой глаза,

Вот еще со слогом «За»

Стрекоза, забор, гроза.

Повтори, открыв глаза!

(сделать акцент на том, чтоб дети первые слова в строчке говорили громко, затем снижали громкость голоса)

Высказывают свои предположения

Ответ детей (скорее всего они ответят, что это одно и тоже

Прослушивание рассказа

Ответы детей:

- Да, метель дует в одном направлении, а вьюга  разносит снег в разном направлении.

Прослушивание стихотворения

Ответы детей:   сосулька, заяц, мороз, снег, снежинки,  Снегурочка, снеговик. Зима, зимушка, зимний, зимовать

Подвижная игра

Прослушивание стихотворения

Просмотр презентации(картинки о зиме)

Дети составляют рассказ- рассуждение о зиме, выслушиваем рассказ 1-2 детей

Делают фонемат. зарядку.

Повторяют слова :

Полоса, коса, оса

Соня, сода, колесо

Косы, бусы, и весы

Бирюза, завод, коза

Пузыри, возы, тазы.

Стрекоза, забор, гроза

Стрекоза, забор, гроза.

Заключительная часть

Беседа

         

Дидактическая игра с карточками

«Найди слова на букву «С», «З».

Звуковая культура речи

         

Рефлексия

 

Чем мы с вами сегодня на занятии занимались?

Что вы нового узнали?

Вам понравилось наше занятие?

 Предлагаю вам поиграть в такую игру. У меня есть карточки с картинками. Вам нужно указать все слова, начинающиеся на букву С, (З) (карточка 1,2.)

И слова, имеющие данные буквы в середине или в конце слова. Попробуем?

Молодцы, какие вы внимательные.

У меня есть вот такие снежинки, я их раздам каждому из вас. Если вам было интересно, вы узнали новое, незнакомое вам ранее, если вы хотите еще составлять рассказы, играть положите свои снежинки в зеленую корзинку.

Если вам было скучно,  и вы ничего не запомнили и не услышали, положите свои снежинки в красную корзинку.

Ответы детей:

-Мы сегодня составляли рассказы и зиме, о природе.

- Узнали что такое метель и вьюга и чем они отличаются.

- Да, было интересно и увлекательно.

Ответы детей:

- Конечно, попробуем, мы быстро и все правильно найдем.

Играют в Д\И. с карточками

Дети встают в круг, получают снежинку и по очереди кладут ее по выбору в ту или иную корзинку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...