Конспект ООД по развитию речи и грамоте в старшей группе "Знатоки родного языка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Долгая Ольга Михайловна

Конспект итогового занятия по развитию речи и грамоте "Знатоки родного языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_itogovogo_zanyatiya_v_starshey_gruppe.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД  с детьми старшей группы «Знатоки родного языка»

Автор: Долгая О.М.

Задачи:

Образовательные: Выявить уровень знаний детей.
Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа.
Развивающие: Упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением, в составлении предложений.
Развивать четкое произнесение звуков, мелкую моторику.
Воспитывающие: Умение слушать, не перебивая других, дополнять ответы товарищей. Приучать детей откликаться на просьбу о помощи. Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование:

«Дерево», на котором висят карточки с изображением букв А, Т, Л, О, И, П, Р, М, С, Н; картинки для составления предложений; фишки; звуковые линеечки, раздаточный материал для звукового анализа; пластилин, листы картона, дощечки для лепки.

Ход занятия:

Дети, мы с вами в течение года добросовестно трудились, учились правильно произносить звуки, красиво строить предложения, сочинять интересные рассказы. Вспомним обязательно, Все, что узнали на занятиях.

Посмотрите,  какое необычное  дерево. Не листочки на нем, Не цветочки на нем. А что? Буквы.

Многие из вас уже знакомы с буквами. Каждая буква на этом дереве предлагает нам задание.
Справитесь ли вы со всеми  заданиями? Тогда начинаем.
Воспитатель снимает с дерева по одной букве, спрашивает детей, знакома ли она им, а затем предлагает выполнить задание.

БУКВА «А»

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»

Воспитатель называет слово, а дети подбирают к нему слово с противоположным значением.

Большой –
Мягкий –
Жара –
Тяжелый –
Светлый –
Ложиться –
Грязный –
Говорить –
Добро –

БУКВА «Т»

Дидактическая игра « Назови три слова»

Воспитатель предлагает обобщающее понятие, а дети подбирают к нему три подходящих слова.

Животные –
Одежда –
Растения –
Продукты питания –
Транспорт –

БУКВА «О»

Дидактическая игра «Один – много»

Воспитатель предлагает слово, а дети ставят его во множественное число.
Муравей – много муравьев.
Машина – много машин.
Тюльпан – много тюльпанов.
Стол – много столов.
Сын – много сыновей.
Кот – много котов.
Дом – много домов.

БУКВА «П»

Дидактические упражнения «Сколько слов» и «Составь предложение»

Вспомните, из чего состоят предложения? Отложите столько фишек, сколько слов в предложении.
Наступила весна.
Саша рисует красную машину.
Посадил дед репку.

Возьмите картинки на столе и вернитесь на свои места. Даю пол минутки на составление предложения.

БУКВА «И»

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Воспитатель произносит предложения, а дети находят в нем ошибку.
Цветы стоят на вазе.
Юркий воробей собирать крошки.
В лесу растут сосна.
На черной небе блестят звезды.

БУКВА «С»

Дидактическое упражнение «Сколько слогов»

Кукла, мяч, кубики, машина, юла. Каким словом можно назвать все эти предметы? Игрушки.

Динамическая пауза «Медведь по лесу бродит»

(с элементами гимнастики для глаз и звукоподражания)

Медведь по лесу бродит.
От дуба к дубу ходит.
(Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.)

Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет.
(Изображать, как медведь достает и ест мед.)

Облизывает лапу
Сластена косолапый.
(Имитировать как медведь облизывает лапу, стараясь далеко высунуть язык и двигая им снизу вверх.)

А пчелы налетают, сердятся,
Жужжат, медведя прогоняют.
(Звукоподражание: «Жжжж». Отвести руку вперед и поочередно касаться указательным пальцем носа, щек и т.п.)

А пчелы жалят мишку:
Не ешь наш мед, воришка!
(Водить указательным пальцем перед лицом и прослеживать за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.)

Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу.
(Ходьба «вперевалочку».)

Ложится, засыпает
И пчелок вспоминает.
(Сесть на место, положить руки под щеку.)
(И. Лопухина)

БУКВА «Л»

Дидактическое упражнение «Чистоговорка»

Ло-ло-ло – на улице тепло.
Ли-ли-ли – прилетели журавли.
Лу-лу-лу – стол стоит в углу.
Ул-ул-ул – у нас сломался стул.
Оль-оль-оль – мы купили соль.
Лю-лю-лю – маму милую люблю.

БУКВА «Р»

Дидактическое упражнение «Найди звук»

Я прочту скороговорку, в которой один звук будет звучать чаще других.
В шалаше шуршат мыши.
Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.
На горе Арарат растет красный виноград.

БУКВА «М»

Дидактическое упражнение «Найди место звука в слове»

Работа со звуковыми линеечками.
Машина, дом, муха, компот, шум, маска, мышка, лампа, молоко.

БУКВА «Н»

Давайте разберемся, чем отличаются звуки от букв? Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим. Вспомните, какие бывают звуки? Гласные и согласные.

Гласные тянутся в песенке плавной,
Могут заплакать и закричать,
Но не желают свистеть и ворчать.

Покажите, какими значками мы обозначаем гласные звуки.

А согласные – согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не могут они петь.

Покажите, какими значками мы обозначаем согласные звуки.

Давайте разберемся со звуками, которые обозначены буквами с нашего дерева.

Дидактическое упражнение «Гласный или согласный»

Воспитатель называет звуки, а дети определяют гласные они или согласные.

Дидактическое упражнение «Замени согласный звук»

Воспитатель предлагает детям твердый согласный звук, а дети называют его мягкую пару.

Лепка «Вылепи какую хочешь букву»

Детям предлагается вылепить из пластилина любую букву, используя приемы прямого раскатывания, сгибания, соединения, сглаживания и т. п. После окончания работы дети прижимают буквы к листкам картона и забирают свои работы домой.

Вы справились со всеми заданиями и показали хорошие знания родного языка. А впереди еще много интересных занятий, которые помогут вам стать знатоками родного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи и грамоте в средней группе "Знатоки родного языка"

Выявить уровень знаний детей, совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа....

Конспект занятия по развитию речи и грамоте в старшей -разновозрастной группе (5-7 лет)

Тема: «Гласный звук «Ы», буква «Ы».                     Подготовила: воспитатель- Щетинина Ирина Вик...

Конспект открытого интегрированного занятия (по математике, развитию речи и грамоте) в старшей логопедической группе Тема: «В поисках сюрприза»

Конспектоткрытого интегрированного занятия(по математике, развитию речи и грамоте)в старшей логопедической группе  Тема: «В поисках сюрприза»...

Конспект итогового занятия по развитию речи и грамоте в старшей группе .

Тема занятия: «В поисках клада Лесовичка»Программное содержание: Обучающие задачи: закрепить умения обобщать, классифицировать, использовать все части речи; закреплять умение проводить зву...

Конспект ООД «Развитие речи» (обучение грамоте) В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с-ш]»

Конспект ООД «Развитие речи»(обучение грамоте)В СТАРШЕЙ ГРУППЕ №9 «МАРГАРИТКА» КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ«Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с-ш]&raq...

Конспект занятия по развитию речи (обучение грамоте) в старшей группе «По тропинке знаний»

Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте.Задачи:• Закрепить умения детей составлять предложения с заданными словами;&bull...